Внутренняя политика абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов ( 1725-1762 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:05, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в конкретно хронологическом рассмотрении внутренней политики абсолютизма, эпохи переворотов и носит многоаспектный характер, освещаемых вопросов, касающейся политической, социальной, экономической сфер.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Внутренняя политика абсолютизма 1725-1730 гг. ...........................10
Глава 2. Внутренняя политика Анны Ивановны 1730-1740 гг. ..…………..33
2.1 Начало царствования Анны Ивановны и ее внутренняя политика 1730 - 1735гг. ...…….…………….. ……………………………………………..………...33
2.2. Деятельность кабинета министров в 1735-1740 гг. …………………………50
3. Правление Елизаветы Петровны 1741-1761 гг. ……….……………….…..64
3.1 Переворот 25 ноября 1741 г. ……………………………………………….….64
3.2. Внутренняя политика Елизаветы Петровны в 40-х гг. ....…………….…….75

3.3. Роль приближенных императрицы в 50 – 60 гг. ……………….……….…...86
4. Петр III и его внутренняя политика 1761-1762 гг. …………………...……99
Заключение……………………………………………………………………….109
Примечания………………………………………………………………………113
Список источников и литературы…………………………………………….116

Файлы: 1 файл

Дворцовые перевороты.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

              В кругу людей близких князь Дмитрий Михайлович Голицын произносил зловещие слова: «Трапеза была уготована, но приглашенные оказались недостойными; знаю, что я буду жертвою неудачи этого дела. Так и быть: пострадаю за отечество; мне уже немного остается, и те, которые заставляют меня плакать, будут плакать далее моего50.

              Анна оказалась на троне, став самодержавною императрицею, ограничительные пункты разорваны, но остались недовольные, и недовольны сильные и знатные люди; при первом неудовольствии к ним пристанут и другие, и начнут смотреть в другую сторону: в гомитинии соперник опасный, родной внук Петра Великого! Надобно смотреть зорко и жить в постоянном страже; а подозрительность и страх – это такие чувства, которые не умягчают души.

              Первый из указов собственно политического характера появился уже 24 февраля 1730 г. и касался приема в русскую службу иностранных военных инженеров, вышедших в отставку в своих странах. В указе говорилось о нехватке таких специалистов в русской армии, и, таким образом, декларировалась забота о вооруженных силах страны. Но это была не только декларация. По-видимому, положение с профессиональными инженерными кадрами в армии было действительно острым, так как спустя год появился сенатский указ о постройке инженерной школы и выделении на нее денег.

              Этот указ был подготовлен еще Верховным тайным советом и Анна подписала его, не видя в нем ничего, что противоречило бы ее намерениям. И действительно, этот указ находился в полном согласии с петровской политикой, а ссылки на авторитет великого дяди вскоре уже стали общим местом аннинского законодательства.

              Как же началась деятельность нового правительства? Спустя несколько дней, 4 марта последовал указ, имевший уже гораздо большее значение. Просьба генералитета и шляхетства об уничтожении Верховного совета и восстановлении Сената в том значении, какой он имел при Петре Великом, была немедленно исполнена. Одновременно число сенаторов было увеличено до 21.

              Подобная мера, во-первых, отвечала требованиям дворянства о большем представительстве в правительственных органах и, во-вторых, видимо, по мысли законодателя, должна была восполнить пробел в системе управления, образовывавшийся в результате ликвидации совета. Таким образом, косвенно подтверждалось, что существование Верховного тайного совета не было результатам происков враждебных государству сил, но диктовалось несовершенством системы управления.

              Позднее, в том же 1730 году появилось еще несколько указов, регулирующих деятельность Сената и направленных на ее совершенствование. Так, 1 июня, которое стало днем появления целого ряда важных указов, Сенат был разделен на пять экспедиций – департаментов (духовных дел, военных и морских дел, дел Камер-коллегии, дел, касающихся юстиции и купеческих). Первейшая цель этого нововведения была, опять же в повышении эффективности управления. Новый порядок предусматривал, что четыре-пять сенаторов, заседающих в каждом департаменте, будут сами готовить необходимые документы и затем обсуждать их в общем собрании. В результате сенатские чиновники превращались в простых исполнителей.

              Другим указом сенаторам было велено еженедельно докладывать императрице о всех решенных ими делах, а также о тех, что требуют ее резолюции.

              По-видимому, императрица полагала, что если будет еженедельно налагать резолюции на доклады Сената, то механизм управления будет функционировать бесперебойно. Однако на деле, в условиях, когда в компетенции вновь оказались все вопросы государственного управления, даже при самой эффективной работе сенаторов за неделю у них должно было накопиться столько вопросов к императрице, что решить их в один день было невозможно. Как свидетельствует дальнейшее развитие событий, это уже скоро стало ясно и Анне, вовсе не испытывавшей желания по примеру своего дяди превращаться в государственного служащего, занимающегося административной деятельностью ежедневно с утра до вечера.

              В течение некоторого времени надежда справиться с помощью сената не угасла, и предпринимались дальнейшие шаги по улучшению его работы. Так, 18 августа 1730 года, появился указ «О порядке отправления дел в сенатской канцелярии», довольно детально расписывавший делопроизводственные процедуры этого важнейшего подразделения центрального органа управления. 17 марта 1730 года, императрица Анна Ивановна подписала обширный именной указ о защите православия. Указ касался самых разных аспектов статуса государственной религии, предписывал Синоду следить за сохранением веры, посещением подданными церкви, обращать истинную веру неправославных, возобновить крестные в дни тезоименитства государыни и членов ее семьи, а также в дни памяти представителей царствующей династии. 8 мая вышел указ о борьбе с агитаторами раскола, предписывавший отправлять их на галеры с конфискацией всего имущества, а вскоре затем – указ о непогребении иноверных при православных церквах и о непринуждении священников причащать лютеран. 15 сентября было восстановлено празднование дня Святого Александра Невского, отмененное распоряжением Синода в 1727 году. Позже в 1735 году духовным лицам непровославных христианских конфессий было запрещено обращать в них русских.

              В марте 1730 года возник вопрос о восстановлении в Москве Судного и Сыскного приказов.

              Сенат считал необходимым учредить в Москве Судный и Сыскной приказы: в первом давать суд всякого чина людям, которые будут находиться в Москве, во втором ведать воровские, разбойные и убийственные дела, с аппеляциею на оба приказа в Юстиц – коллегию. Доклад был утвержден, и 22 июля был издан именной указ, в котором повторены его основные положения.

              В декабре того же года Сенат представил о необходимости восстановления Сибирского приказа, потому что сибирские губернаторы имеют слишком обширную власть, воеводы не могут мимо их ни о чем писать ни в Сенат, ни в Камер – коллегию и в таком дальнем краю ничего не видно, как воеводы поступают. Примечательно, что во главе возобновленного приказа встал П.И. Ягужинский, совмещавший эту должность с постом генерал – прокурора Сената.

              Относительно коллегий в октябре 1731 года Берг – коллегия и Мануфактур – контора соединены были Коммерц – коллегиею, «потому что от разделения их никакой пользы не было, кроме казенного убытка и в делах затруднения и между ними излишних переписок51.

              В один день с докладом Сената о Судном и Сыскном приказах появился указ, также связанный с управлением и направленный на корректировку реформы местного управления, осуществленной Верховным тайным советом. Новый указ предписывал воевод назначать лишь на два года, после чего им надлежало являться в Сенат с полным комплектом документов, отражающих их деятельность. Если затем в течение года на воеводу не поступало никаких жалоб, он получал новое назначение. Подобная частая сменяемость глав местной администрации должна была, по мысли законодателя, стать средством борьбы с коррупцией.

              16 апреля была восстановлена должность генерал – рекетмейстера, что вполне объяснило особенностями новой структуры центрального управления, возникшей после ликвидации Верховного тайного совета и новое возвышение сената.

              25 марта появился первый указ, касавшийся финансовой сферы: о не взыскании с крестьян семигривенных денег за майскую треть, носивший безусловно пропагандистский и одновременно традиционный для всякого правительства характер.

              Апрель 1730 года был отмечен указами, регулировавшими полицейскую сферу. Первым из них был указ от 10 числа против ложных доносов. Ровно чер ез год, 24 марта 1731 года ведение дел, ранее подлежавших компетенции Преображенского приказа, было поручено А.И. Ушакову, а 6 апреля была восстановлена Тайная канцелярия.

              В июне 1730 года выходит ряд важных указов, была создана комиссия с двоякой целью:

1. Дабы сухопутную нашу армию в порядочным состоянии всегда содержать;

2. Дабы обстоятельно можно было знать, какая сумма именно на содержание войска необходима52.

И уже 30 октября Сенат представил императрице доклад о штате генералов, денщиков, штатских полках и покупке сукна на мундиры.

Через полтора месяца после первого указа об армии появился и указ о флоте: Нашему правительствующему Сенату в Коллегию адмиралтейскую наикрепчайшие подтвердить и впредь подтверждать нашими указами, чтоб корабельной и галерной флоты содержаны были так, как, Уставами, Регламентами и указами учреждена и повелено, не ослабевая и не уповая на нынешнее благополучное мирное время53.

В 1732 году тема флота заняла в законодательстве весьма существенное место. 22 января была создана комиссия во главе с А.И. Остерманом, перед которой была поставлена задача привести в надлежащий порядок, а через два дня ведущим флотским начальникам было велено подать в Кабинет соответствующие предложения. В последующие месяцы была издана целая серия указов о корабельном лесе и сбережении лесов в целом, восстанавливавшая петровскую политику, чему начало было положено еще в мае 1731 года, указом об охране лесов согласно Вальдмейстерской инструкции.

Одновременно с вопросами армии и уложения был поднят и вопрос о штатах центральных государственных учреждений, которые предполагалось привести в соответствии с установлениями Петра I. Обсуждение данного вопроса в Сенате в ноябре выявило весьма интересные и противоречивые мнения. Так, В.В. Долгорукий считал, что следует уменьшить жалование штатских чиновников, получающих больше чем военные. Это, полагал он не только подрывает финансы государства, но и сказывается на престиже военной службы. С ним согласился А.И. Остерман. Князь А.М. Черкасский, в свою очередь, как уже стало практически традиционным, с грустью вспомнил о дореформенных временах, когда приказных было меньше, а дела якобы решались быстрее. Он предлагал провести инспекцию загруженных чиновников и сократить штаты. Столь же излишним почитал он и число коллегий.

Со всем этим решительно не согласился князь Д.М. Голицын, который, таким образом, в данном случае выступил сторонником петровской системы. Примечательно, что о ликвидации самого института жалованья штатским чиновникам на этот раз речи не было.

Уже в середине 1730 года в законодательстве возникла еще одна тема, ставшая затем постоянной на все время царствования Анны Ивановны – проблема нищих.

21 июля появился указ, предписывающий пресекать бродяжничество и отправлять нищих в богадельни. Одновременно обращалось внимание на то, что в богадельнях скрывается немало тунеядцев, которых следует оттуда выслать и приспособить к общественно полезному труду в соответствующих заведениях. Спустя несколько месяцев новый указ грозил штрафами попустительствующей нищим городской полиции. К маю 1733 года обнаружилось, что исполнение этих указов наталкивается на недостаток мест в богадельнях, и велено было построить новые.

Несколько весьма значительных указов появилось в сентябре – октябре 1730 года. Так, 14 сентября было заменено руководство Медицинской канцелярии в введен там коллегиальный принцип управления, что должно было способствовать улучшению постановки медицинского дела в стране в целом.

22 сентября Анна Ивановна и ее окружение сделали важный шаг для укрепления своего положения: было объявлено о создании нового гвардейского полка, солдатский состав которого следовало формировать из русских однодворцев, а офицерский – «из Лифояндцев, Эстлянцев, Курляндцев и прочих наций иноземцев и из русских, не определенных против гвардии рангами». Основание Измайловского полка обычно объясняется желанием нового режима иметь военную опору в составе столь переменчивой в своих настроениях гвардии.

Обращает на себя внимание национальный состав нового полка. «Анна не доверяла русскому, московскому, дворянству и Анна предприняла попытку создать элитарную воинскую часть, не связанную со служившей в гвардии верхушкой российского дворянства54.

Ссылаясь на официальную историю полка, «иностранцы составляли большинство обер – офицеров (3 из 4) и более половины штаб – офицеров (29 из 43) 55.

Однако, в 1732 году из России были высланы все иностранные офицеры, не состоявшие в русской службе, чтобы они не создавали конкуренции русским, а 17 мая 1733 года был издан указ, предписывавший не принимать иноземцев в службу обер – офицерами без именного указа. В 1735 году указом императрицы было велено иностранных офицеров, вышедших в отставку с повышением в чине и желающих вступить в нее вновь, принимать только с тем чином, в каком они служили.

В начале 1732 года двор переехал в Петербург. Оставленный в Москве главнокомандующим, обер – гофмейстер и генерал Семен Салтыков получил от императрицы наказ.

В свое царствование императрица исполнена желанием удовлетворить пожелания дворян.

9 декабря 1730 года Сенат пода на рассмотрение императрице очередной доклад, смысл которого сводился к выполнению одного из основных требований дворянства, выдвигавшихся при вступлении Анна на престол – отменены указа о Единонаследии. В докладе перечислялись многочисленные последствия указа 1714 года; нарушение древних традиций наследования, тяжелое положение младших сыновей, разорение имений, наследуемых старшими сыновьями, когда движимое имущество из них отдается младшим, необходимость продавать поместья, для того чтобы дать приданое дочерям. На доклад была наложена высочайшая резолюция «апробуется», и 17 марта 1731 года последовал именной указ, в котором почти дословно повторялись аргументы сенаторов.

Указ предписывал отныне все поместья и вотчины именовать единым термином «недвижимое имение – вотчина», что по существу означало окончательную ликвидацию понятия поместья как условного держания за службу.

Таким образом, помещики получали больше прав в распоряжении своими владениями, хотя государство по-прежнему сохраняло за собой право их конфискации в случае нарушения владельцем законов и, в том числе при неуплате налогов.

«Для массы землевладельцев, майорат, был страшно тяжек в государстве землевладельческом, с слабым промышленными и торговым развитием, с ничтожным потому количеством денег, понятно, что землевладельцу неоткуда было добывать денег для надела младших сыновей и дочерей, он мог жить только день за день доходами с земли, получая их преимущественно натурою, да и к тому же при редкости денег желавшим продавать деревни трудно было пойти покупщиков и деревни должны были продаваться за низкую цену» 55.

27 июня было решено об учреждении Кадетского корпуса для дворянских детей. Окончившие корпус выпускались из него в армию с офицерским чином, а в гражданскую службу – с классным чином.

Информация о работе Внутренняя политика абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов ( 1725-1762 гг.)