Социальная политика советского правительства по отношению к рабочим, крестьянам и молодежи в советской России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:28, дипломная работа

Краткое описание

Переход к мирному социалистическому строительству происходил в сложной обстановке. Внутреннее положение Советского государства было чрезвычайно тяжелым. Народное хозяйство в результате четырехлетней империалистической войны, трехлетней гражданской войны и иностранной интервенции пришло к крайнему разорению.
Глубокие перемены социально-экономического характера, происшедшие в стране в период перехода от войны к миру, повлекли за собой коренные изменения в области политики и потребовали существенной перестройки работы органов диктатуры пролетариата.

Файлы: 1 файл

Диплом Кристина.doc

— 538.00 Кб (Скачать)

      Рост  эксплуататорской верхушки деревни  и пролетаризация крестьянских низов  был существенно ослаблен фактом превращения земли во всенародное  достояние. Воздействие мероприятий  пролетарского государства, направленных на помощь бедняцко-середняцким слоям деревни, ограничивало эксплуататорские тенденции кулака.

      В целях подъема материальной заинтересованности крестьян, быстрейшего восстановления и развития производительных сил  деревни был осуществлен пересмотр  прежнего земельного законодательства.

      С 1 декабря 1922 года был принят и введен в действие Земельный кодекс.58 Выступая на сессии ВЦИК 31 октября 1922 года, В. И. Ленин подчеркивал огромное значение этого кодекса. «Вопрос о земле, вопрос об устройстве быта громадного большинства населения – крестьянского населения – для нас вопрос коренной»59.

      Кодекс  подчеркивал, что вся земля, в  чьем бы ведении она ни находилась, составляет собственность рабоче-крестьянского  государства.

      Обеспечивая устойчивость трудового землепользования, кодекс имел отчетливую классовую направленность. Он создавал преграды для использования кулачеством прав, предоставленных трудовому крестьянству, содействовал ограничению земледелия. В кодексе была дана точная государственная регламентация трудовой аренды земли и условий вспомогательного труда, направленная на ограничения аренды и найма рабочей силы.

      Кодекс  поощрял коллективные формы хозяйства, предоставляя товариществам по обработке  земли, сельскохозяйственным коммунам и артелям ряд важнейших льгот. Тем самым кодекс готовил почву для постепенного перехода к социалистическому земледелию.

      Задача  пролетарского государства в  деревне как отмечал XIII съезд партии, было двусторонней: «продолжать добиваться дальнейшего максимального увеличения продукции сельского хозяйства и в то же время развивать все в большем размере поддержку маломощных элементов деревни в целях поднятия их хозяйства и ограничения эксплуататорских тенденций кулака»60.

      В условиях диктатуры пролетариата процесс  расслоения крестьянства имел существенные принципиальные отличия. Национализация земли, отсутствие частной собственности на землю ставили серьезные препятствия для роста сельской буржуазии. Невозможность купли-продажи земли затруднила концентрацию этого основного средства сельскохозяйственного производства в руках кулачества, обличила сохранение земельных угодий в пользовании маломощных крестьянских хозяйств. 

 

§ 2. Налоговая политика советского государства  по отношению к  крестьянству.

      Большую роль в развитии сельского хозяйства  сыграла советская налоговая система. С 1922 года осуществляется постепенный переход от натурального к денежному налогу.

      Вопрос  о замене одного вида налога другим широко обсуждался на страницах печати. XII съезде РКП(б) отметил необходимость перехода к денежной форме налога в соответствии с расширением объема рынка и в целях предоставления крестьянству большой свободы маневрирования.61

      6 февраля 1923 года комиссия по  вопросу о налогах, в состав  которой входили Брюханов, Калинин,  Месяцев и др., решила: «Признавая  необходимость налогов, падающих на крестьянское хозяйство, объединить продналог, подворно-поимущественный, трудгужналог, и общегражданский налог, падающий на крестьянское сельское хозяйство. Ставки единого налога должны соответствовать мощности крестьянского хозяйства, определяемой по признакам: 1) размер пахотно-сенокосной земли; 2) скота; 3) рабочей силы и урожайности»62.

      10 мая 1923 года крестьянам было  разрешено сдавать половину налога  натурой, другую половину –  в соответствии с желанием  крестьянина – деньгами или натурой.63

      С 1924/25 гг. после проведения денежной реформы, исчисление налога производилось  уже только в деньгах. Это было обусловлено главным образом  ростом товарно-денежных отношений  в стране. Денежный налог позволял усилить обложение кулачества и  учесть все его денежные доходы.

      Законы  о налоге предусматривали предоставление льгот, скидок и других поощрений  тем крестьянам, которые расширяли  посевные площади, налаживали правильные севообороты, разводили породистый скот, развивали семеноводство и  т.д.

      Важнейшее значение для подъема сельского хозяйства имело то обстоятельство, что степень налогового обложения крестьянства значительно уменьшилось по сравнению с дореволюционным временем.64 Это давало крестьянству возможность вкладывать значительно большие, чем раньше, суммы в подъем своего хозяйства. В сочетании с освобождением крестьян от затрат на покупку и аренду земли это составляло один их серьезнейших факторов, обусловивших быстрый подъем сельского хозяйства страны.

      Вся налоговая политика государства  была направлена на оказание поддержки трудящемуся крестьянству при ограничении эксплуататорских элементов деревни. Наше законодательство (в первую очередь налоговое), – говорилось в решениях XII съезда РКП (б) – должно учитывать классовое деление в деревне, соответственно возлагая главные экономические тяготы на наиболее зажиточные хозяйства»65.

      Значительная  часть бедняцких и некоторое  число середняцких хозяйств вообще освобождались от уплаты налога или  получали скидку. Решением III съезда Советов Союза ССР в 1925 году сельхозналог был уменьшен на 100млн. руб. В 1925/26 гг. освобождение от налога получили 5,4 млн., скидку – 4,5 млн. крестьянских хозяйств.66

      Бедняки уплачивали в качестве налога в 1925/26 гг. немногим более 1% своего дохода, середняки  – менее 2,5, а кулаки – свыше 10%.67 В 1924/25 гг. середняки платили (на душу населения) в 4, а кулаки – в 14,5 раза больше сельскохозяйственного налога чем бедняки.68

      Таким образом, развитие советской налоговой  политики в деревне шло в переходных направлениях: 1) общего уменьшения размеров налога; 2) все большего освобождения от налогов крестьянской бедноты; 3) усиление налогового обложения кулачества.

      Освобождая  от сельскохозяйственного налога основную массу бедняцкого и малоимущего  крестьянства, обличая налоговое обложение крестьянина – середняка, государство осуществило жесткое подоходно-прогрессивное обложение зажиточных слоев деревни, под которое попадала и часть середняков. Такая налоговая политика, инспирирования «кулацкой опасностью», резко сокращала накопления у зажиточного крестьянства, затрудняла тем самым интенсификацию и расширение сельскохозяйственного производства, повышение товарности.

      Большое значение налоговая политика при  НЭПе имела для восстановления и  улучшения многих отраслей сельского  хозяйства, в частности для помощи крестьянам в пораженных неурожаем районах и переселенцам. В этих целях крестьянам, сельскохозяйственной кооперации, колхозам и совхозам Наркомфином предоставлялись налоговые льготы (скидки с налога и местной надбавки к нему, увеличение необлагаемых норм прироста посевных площадей и скота, премирование за счет особого фонда Наркомзема и т.п.), их освобождение от налога. 

§ 3. Восстановление кооперативного движения

      XIII съезд РКП(б) в мае 1924 года усилил ориентацию партии на крестьянскую политику. Партийный съезд перенес акцент на усиление культурной работы в деревне, а так же на восстановление кооперативного движения. Перед кооперативами была поставлена цель овладеть рынком, вытеснить частную торговлю и защитить бедняков и середняков от эксплуатации кулаками.

      Кооперативы должны были способствовать преодолению  индивидуализма крестьянства и расширению базы социалистического строительства  в деревне.

27-29 апреля 1925 года состоялась партконференция,  на которой важнейшим вопросом  был вопрос о новой крестьянской политике, особенно в области кооперации. Результаты дискуссии в комиссии, которую возглавлял Рыков, были подытожены в его докладе на конференции. Они сводились к следующему.

      Для развития производительных сил в  деревне необходимо было использовать имевшую в наличие свободную землю и свободную рабочую силу. Вопросы найма рабочей силы и аренды земли должны решаться без административного давления. С частным капиталом можно было конкурировать только на основе экономических методов. Кулак получил право на участие в кооперативах, так как только путем использования его хозяйственных возможностей можно будет поднять национальный доход.

      Кооперативам  было предписано направлять аккумулируемые средства в государственные каналы, через которые реализовалась бы возможность кредитования средних и бедных крестьянских хозяйств. Применение наемного труда и аренды могли бы вместе с тем уменьшить безработицу в деревне, обусловленную «избыточным населением».

      Кооперирование  бедняков и середняков объявлялось III съездом Советов «наиболее мощным и смелым способом поднятия крестьянского хозяйства» и, по словам Каменева, «орудием защиты от эксплуатации» буржуазной верхушкой».

      Государство обязывалось помогать крестьянам объединившимся до такого уровня, чтобы можно было обеспечить существование на основе «трудового землепользования».

      Результаты  деятельности самой кооперации во многом зависели от организационного и структурного оформления ее системы на разных уровнях  – от первичных звеньев до специальных  производственно сбытовых центров сельскохозяйственной кооперации (Льноцентр, Хлебоцентр, Союзкартофель, Маслоцентр, Плодовинсоюз, Птицеводсоюз, Центротабаксоюз и др.) и до верховного органа Союза союзов сельскохозяйственной кооперации.

      Укрепление  крестьянских хозяйств и их техническое оснащение должно было создать предпосылки для коллективизации.

      Для развития большого числа бедных хозяйств, не располагавших ни сельхозинвентаре, ни рабочим скотом, необходимы были значительные кредиты. В кооперативы  часто не принимали бедных крестьян, банки отказывали им в выдаче кредитов, так как они считались неплатежеспособными. Беднякам могли помочь, пожалуй, только дорогостоящие долгосрочные государственные кредиты, которые III съезд Советов требовал выделять всем крестьянам, но государство не располагало для этого финансовыми возможностями.

      Большевики  в своей кооперативной политике исходили из противоречащих друг другу  целевых установок. С одной стороны, их усилия направлялись на перевод  средств зажиточных крестьян «на  социалистические рельсы», с другой – они хотели использовать кооперативы «в качестве средства проведения государственной социальной политики», с помощью которой намеревались поддержать бедняков.

      В соответствии с указаниями IX съезда Советов на местах стали создаваться сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Государство оказало им решающую финансовую помощь. В 1922 году на образование основных капиталов сельских кредитных кооперативов государство выделило 20 млн. руб. золотом.69

      Важную  роль в восстановлении и улучшении сельского крестьянского хозяйства, особенно в районах, пораженных неурожаем, играло обеспечение живым тяглом, прежде всего лошадьми. Здесь большое значение имел такой вид государственной помощи как конссуда в 1923 и 1924 гг., которая помогала крестьянам купить лошадей и восстановить их поголовье в хозяйствах.

      Государственное участие в решении проблемы обеспечения  крестьянского хозяйства рабочим  скотом выражалось прежде всего в  содействии инициативе и активности трудящихся слоев деревни.

      Важнейшее значение для развития крестьянского коневодства имела финансовая помощь со стороны советского государства. Особенностью кредитной политики 20-х годов явилось перенесение центра тяжести с финансирования производителей на финансирование покупателей. Собственно говоря, это было кредитование снабжения крестьянских хозяйств рабочим скотом, позволяли советскому государству активно воздействовать на социальный состав покупателей.

      Большие средства были выделены в трудом 1924 году, когда недород создал массовый падеж скота на территории Черноземного центра, Поволжья, Северного Кавказа и значительной части Украины.

      На  закупку рабочего скота крестьянство СССР (без Узбекистана) получило ссуду  в размере 18831,8 тыс. руб. – 29,1% суммы  сельскохозяйственного кредита на 1924/25 гг.70 Кроме того, пострадавшим от неурожая районам было предоставлено 11 446 тыс. руб. на приобретение фуража для скота. Из этой суммы 80% назначалось для кредитования крестьянских хозяйств.71

      В системе производительных сил мелкого  крестьянского хозяйства 20-х годов имелся один элемент, невоспроизводимый внутри самого, создаваемый не природой, а промышленностью, – плуги, борона, разного рода сельскохозяйственные машины, мелкий инвентарь (косы, серп и т. п.). Если наличие таких средств производства, как земля и рабочий скот, служило исходным условием существования и функционирования крестьянского хозяйства, то наличие или отсутствие машин и орудий предопределяло уровень его развития, эффективность труда, объем валовой и товарной продукции.

Информация о работе Социальная политика советского правительства по отношению к рабочим, крестьянам и молодежи в советской России