Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:28, дипломная работа
Переход к мирному социалистическому строительству происходил в сложной обстановке. Внутреннее положение Советского государства было чрезвычайно тяжелым. Народное хозяйство в результате четырехлетней империалистической войны, трехлетней гражданской войны и иностранной интервенции пришло к крайнему разорению.
Глубокие перемены социально-экономического характера, происшедшие в стране в период перехода от войны к миру, повлекли за собой коренные изменения в области политики и потребовали существенной перестройки работы органов диктатуры пролетариата.
В 1923 году был сделан важный шаг по укреплению «массового пролетарского влияния на крестьянство – началась широкая организация культурного шефства над деревней. В большинстве губерний шефская работы развернулась с 1 мая 1923 года, празднование которого проводилось под лозунгом смычки города и деревни. Основными направлениями шефства стали агитационно-массовая, пропагандистская и культурно-просветительская работа, материальная помощь крестьянству.
ВЦИК в октябре 1924 года «Положением о волостных съездах Советов и волостных исполнительных комитетах» устанавливало предметы ведения волисполкомов наблюдение за исправным содержанием школ; принятие мер к уничтожению безграмотности; повышение культурного уровня населения; содействие политико-просветительской работе в волости; распространение среди населения изданий советской печати; содействие развитию самодеятельности сельского населения дл обеспечения культурно-просветительских учреждений всем необходимым; организацию юридической помощи населению.105 Аналогичные функции возлагались и на сельские Советы.
Поворот партии и государства «лицом к деревне», некоторое расширение финансовых возможностей ускорили восстановление и развитие сети школьных и политико-просветительских учреждений. Этому способствовало и укрепление экономики крестьянского хозяйства, улучшение материального положения крестьян.
Постепенно улучшалось материальное положение сельской школы. В 1924/25 гг. СНК РСФСР в счет сметы 1925/26 гг. отпустил 1 млн. руб. на бесплатное снабжение сельских школ 1 ступени учебниками и более 2 млн. руб. на нужды опорных школ.106 В последующие годы дотации государства сельской школе значительно расширились. В 1925/26 гг. эта помощь охватывала уже все запросы деревенской школы и выражалась в более крупных ассигнованиях.107
В феврале 192 года Всероссийский съезд заведующих губернскими отделами народного образования заслушал доклад А. В. Луначарского «Пути к укреплению материального базиса народного просвещения». Было признано нецелесообразным введение платности в школе и недопустимым восстановление частной школы. Местные Советы и общественные организации призывались усилить помощь народному образованию Съезд просил ЦК РКП(б) обсудить положение в этой сфере на партийном съезде.
Переломным
в перестройке народного
В августе 1924 года Пленум ЦК РКП(б) принял постановление о политике заработной платы в области просвещения, в котором, в частности, указывалось, что зарплата учителей должна быть повышена в текущем году по возможности до среднего уровня промышленных рабочих.108
Учителя школ часто с пониманием относились к материальным трудностям в стране и честно выполняли свой долг не зависимости от уровня зарплаты. Вот как отразил это настроение учительства Центральный комитет компартии Белоруссии в августе 1924 года в письме в ЦК РКП(б): «Несмотря на тяжелое материальное положение, на резкую разницу в заработной плате, настроение учителей вполне благоприятное»109. Далее он сообщил, что с нового бюджетного года будет ликвидирована разница ставок учителей в различных губерниях. На пленуме МК РКП(б) в сентябре 1925 года отмечалось, что в губернии уже в значительной степени увеличились расходы на народное образование из бюджета местных Советов. Так, в образцовой Софринской области на эти цели выделялось на 1925/26 учебный год 60,6% расходов всего бюджета Совета.110
В целом по стране расходы на народное образование из госбюджета в 1924/25 учебном году составили 469 млн. руб. то есть за два года возросли с 3% до 10,4%, а на 1925/26 учебный год выделялось уже 530 млн. руб. или 10,8%.111 Примечательно, что и в местном бюджете расходы на просвещение в 1924/25 учебном году уже составили 26%.112
Происходили
заметные сдвиги и в деле расширения
сети школ и числа учащихся в них.
В 1923/24 учебном году в 80328 общеобразовательных
школах обучалось 5364942 учащихся, а в 1925/26
– в 91389 школах было 6848107 учащихся.113
Однако, по данным Наркомпроса, в 1924 году
в школах обучалось только 45% всех детей
школьного возраста. Расширение охвата
детей обучением в школах сдерживалось
отсутствием в необходимых размерах материальных
средств для увеличения количества школьных
помещений. В связи с этим А. В. Луначарский
отмечал, что по разработанному в 1924 году
Наркомпросом плану расширение школьной
сети только через 10 лет школьное обучение
могло стать «вполне общедоступным».
§ 2. Предоставление высшего образования рабочим и крестьянам
Декретом
Совнаркома от 2 августа 1918 года были отменены
все ограничения для
В программе нашей партии, принятой на VIII съезде были сформированы принципиально важные задачи развития высшего образования в нашей стране: «открытие широкого доступа» в вузы «для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград» между новыми научными силами и научно-педагогическими кадрами старой школы; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность детям рабочих и крестьян учиться в вашей школе.115
Для ускоренной подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы стали создаваться специальные подготовительные курсы. Однако это не решало проблему широкой подготовки выходцев из пролетарской и крестьянской среды к поступлению в высшие учебные заведения. В короткий срок приобрести требуемые знания могли лишь
незначительная часть молодежи.
Основу стабильной системы подготовки рабоче-крестьянской молодежи в вузы рабочие факультеты, сыгравшие огромную роль в решении задачи пролетаризации советского студенчества. Первый рабфак был создан в феврале 1919 года в Московском коммерческом институте (ныне Институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова).
В те дни «Правда» писала: «Рабочий факультет ставит своей задачей приблизить высшее образование, которое до сих пор было привилегией господствующих классов, к рабочему классу». В 1920 году на рабфаке обучалось уже более 1000 человек, из них 24% составляли коммунисты.116
В феврале1925 года на Всероссийском съезде заведующих рабфаками приводились такие данные: к началу 1923/24 учебному году на 73 дневных и 23 вечерних рабфаках обучалось 35 тыс. человек, из них 61,8% рабочих, 24,8% крестьян.117 На съезде говорилось о неудовлетворительном положении рабфакцев. Плохо обстояло дело в вузах с их медицинским обслуживанием, для них выделялось мало мест в дома отдыха и санатории. В 1924/25 учебном году среди слушателей рабфаков было 80% больных, туберкулезом болело 34%.118
Тяжелое материальное положение слушателей рабфаков отмечал ЦК РКП(б) в отчетном материале за период между XIII и XIV съездами партии. Степендия на рабфаках в 1925 году составляла 23 руб. в столице и 17 руб. в провинции, из них 2 руб. 50коп. отчислялось за общежитие. Была создана специальная комиссия под председательством секретаря ЦК РКП(б) А. А. Андреев для выработки конкретных мер по улучшению материального положения студенчества.
В
ноябре 1922 года ЦК партии утвердил «Инструкцию
по учету коммунистического
вузовской партийной ячейки учитывает
каждого студента, члена РКП, в отдельности
на основе «особой характеристики, которая
ежегодно дополняется. Копии этих характеристик
находились в губкомах партии, которые
также вели учет студентов-коммунистов.
В характеристике студента-коммуниста отражались следующие данные:
Для оказания наиболее действенной помощи коммунистам, командируемым в вузы, ЦК партии решением от 15 июня 1923 года «О принятии в вузы» предусмотрел отчисление 1% от всех кредитов партийных организаций для выдачи специальных пособий студентам-коммунистам. Кроме этого общепартийного фонда помощи на местах губкомы партии обязывались создавать свои фонды взаимопомощи для материальной поддержки студентов-коммунистов.
В 1921 году правилами приема в вузы преимуществом пользовались выходы из пролетарских слоев. Командируемые на рабфак молодые люди обязывались «твердо знать четыре арифметических действия над целыми числами, уметь удовлетворительно выражать свои мысли в письменной и устной форме, а главное «обладать общей политподготовкой в объеме элементарной программы по политграмоте»120. Рабфаковцев принимали в вузы без экзаменов и «классовой проверки».
Наличие существующих льгот повышало «вес» путевки на рабфак. Но получить туда направление, например для деревенской молодежи, было не просто, поскольку 70% мест предназначались для командируемых партий, комсомолом и профсоюзами, и только 30 выделялись ВЦИКу для «трудового» крестьянства.121
В
отношении осуществления
Как отмечал Наркомпрос, многие партийные, профсоюзные, советские органы для командирования в вузы формально подходили к отбору пролетарской молодежи, поэтому направления часто получали слабо подготовленные люди. В результате такой формальной «пролетаризации» высшей школы ухудшалось качество подготовки специалистов. Значителен был и отсев слабоуспевающих студентов.
Наряду с наполнением высшей школы классово «здоровым» студенчеством практиковался еще один способ пролетаризации вузов очищение их от «чуждого элемента». В 1922 году началась серия регулярных «чисток» студентов, официально именуемая «перерегистрацией». В процессе сообщалось, что, поскольку вузы переполнены и средств нет, необходимо освобождаться от неуспевающих студентов. На деле же «вычищали» как раз наиболее подготовительных, но имеющих несчастье родиться в семье интеллигента, предпринимателя, священника, нередко с последнего, за 2–3 экзамена до получения диплома. «Чистка», как правило, проводилась не профессорскими коллегиями, а «тройками», назначаемыми с ведома ГПУ. «Правда» инструктировала эти комиссии: «Если студент из рабочих отстанет, надо дать ему возможность подогнать, предоставить ему новый срок, всячески помочь. Требование полной академической успешности проявлять лишь к буржуазии и интеллигенции»122. В результате такого подхода из 117 исключенных студентов 2-го МГУ только трое отчислены как неуспевающие и 121 – как «чуждый элемент»123.
Обнаружилось крайне бедственное материальное положение «огромной массы студенчества», что являлось основной причиной их «недостаточной академической активности» и широкого распространения таких заболеваний, как туберкулез, неврастения, острое малокровие и т. д.
«Первое, что поражает – это внешний вид студентов. Никак не определить, грузчик ли это с товарной станции, или беспощадный крестьянин, или просто парень с Хитрова рынка. У громадного большинства одежды и обувь поизносились до дыр, руки в мозолях, лицо изможденное, бледное. Вы редко встретите студента, который бы не страдал катаром желудка, так как приходится есть всякую дрянь. После трех лет такой жизни государство получает инвалидов, которые в тягость себе и другим»124. Этот колоритный а полностью достоверный портрет студента нарисовал, как ни странно, соратник «железного Феликса» М. Лацис. Он только умолчал о том, что государство набирало в вузы более 150 тыс. студентов, заведомо зная, что не в состоянии их прокормить. Да потребность в специалистах была намного меньше.
Государственные стипендии получали только командированные в вузы и рабфаковцы. В 1924 году средняя стипендия составляла 10 червонных рублей, что было вдвое ниже прожиточного минимума студента.125
В 1920/21 годах значительная часть студентов стала получать паек, состоящий из 0,5 – 1 фунта хлеба в день, 1 фунта сахару, 5 фунтов селедки, 1 фунта соли, 5 фунтов крупы и 0,5 фунтов масла в месяц. Но уже в