Социальная политика советского правительства по отношению к рабочим, крестьянам и молодежи в советской России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:28, дипломная работа

Краткое описание

Переход к мирному социалистическому строительству происходил в сложной обстановке. Внутреннее положение Советского государства было чрезвычайно тяжелым. Народное хозяйство в результате четырехлетней империалистической войны, трехлетней гражданской войны и иностранной интервенции пришло к крайнему разорению.
Глубокие перемены социально-экономического характера, происшедшие в стране в период перехода от войны к миру, повлекли за собой коренные изменения в области политики и потребовали существенной перестройки работы органов диктатуры пролетариата.

Файлы: 1 файл

Диплом Кристина.doc

— 538.00 Кб (Скачать)

      В 1923 году был сделан важный шаг по укреплению «массового пролетарского влияния на крестьянство – началась широкая организация культурного шефства над деревней. В большинстве губерний шефская работы развернулась с 1 мая 1923 года, празднование которого проводилось под лозунгом смычки города и деревни. Основными направлениями шефства стали агитационно-массовая, пропагандистская и культурно-просветительская работа, материальная помощь крестьянству.

      ВЦИК  в октябре 1924 года «Положением о  волостных съездах Советов и  волостных исполнительных комитетах» устанавливало предметы ведения волисполкомов наблюдение за исправным содержанием школ; принятие мер к уничтожению безграмотности; повышение культурного уровня населения; содействие политико-просветительской работе в волости; распространение среди населения изданий советской печати; содействие развитию самодеятельности сельского населения дл обеспечения культурно-просветительских учреждений всем необходимым; организацию юридической помощи населению.105 Аналогичные функции возлагались и на сельские Советы.

      Поворот партии и государства «лицом к  деревне», некоторое расширение финансовых возможностей ускорили восстановление и развитие сети школьных и политико-просветительских учреждений. Этому способствовало и  укрепление экономики крестьянского  хозяйства, улучшение материального положения крестьян.

      Постепенно  улучшалось материальное положение  сельской школы. В 1924/25 гг. СНК РСФСР  в счет сметы 1925/26 гг. отпустил 1 млн. руб. на бесплатное снабжение сельских школ 1 ступени учебниками и более 2 млн. руб. на нужды опорных школ.106 В последующие годы дотации государства сельской школе значительно расширились. В 1925/26 гг. эта помощь охватывала уже все запросы деревенской школы и выражалась в более крупных ассигнованиях.107

      В феврале 192 года Всероссийский съезд заведующих губернскими отделами народного образования заслушал доклад А. В. Луначарского «Пути к укреплению материального базиса народного просвещения». Было признано нецелесообразным введение платности в школе и недопустимым восстановление частной школы. Местные Советы и общественные организации призывались усилить помощь народному образованию Съезд просил ЦК РКП(б) обсудить положение в этой сфере на партийном съезде.

      Переломным  в перестройке народного образования  стал 1923 год. В мартетого года было опубликовано обращение ВЦИК по вопросам развития народного просвещения. В нем подчеркивалось, что «школа должна перестать нищенствовать». Чрезвычайная сессия ЦИК Грузии, признав фронт просвещения одним из важнейших, постановила 1 марта 1923 года увеличить долю Наркомпроса республики в государственном бюджете и обязала исполкомы Советов 20% своих финансовых поступлений расходовать на нужды просвещения по оплате труда. Подобные решения принимали и другие республиканские, губернские советские органы.

      В августе 1924 года Пленум ЦК РКП(б) принял постановление о политике заработной платы в области просвещения, в котором, в частности, указывалось, что зарплата учителей должна быть повышена в текущем году по возможности  до среднего уровня промышленных рабочих.108

      Учителя школ часто с пониманием относились к материальным трудностям в стране и честно выполняли свой долг не зависимости от уровня зарплаты. Вот  как отразил это настроение учительства  Центральный комитет компартии  Белоруссии в августе 1924 года в письме в ЦК РКП(б): «Несмотря на тяжелое материальное положение, на резкую разницу в заработной плате, настроение учителей вполне благоприятное»109. Далее он сообщил, что с нового бюджетного года будет ликвидирована разница ставок учителей в различных губерниях. На пленуме МК РКП(б) в сентябре 1925 года отмечалось, что в губернии уже в значительной степени увеличились расходы на народное образование из бюджета местных Советов. Так, в образцовой Софринской области на эти цели выделялось на 1925/26 учебный год 60,6% расходов всего бюджета Совета.110

      В целом по стране расходы на народное образование из госбюджета в 1924/25 учебном  году составили 469 млн. руб. то есть за два  года возросли с 3% до 10,4%, а на 1925/26 учебный  год выделялось уже 530 млн. руб. или 10,8%.111 Примечательно, что и в местном бюджете расходы на просвещение в 1924/25 учебном году уже составили 26%.112

      Происходили заметные сдвиги и в деле расширения сети школ и числа учащихся в них. В 1923/24 учебном году в 80328 общеобразовательных  школах обучалось 5364942 учащихся, а в 1925/26 – в 91389 школах было 6848107 учащихся.113 Однако, по данным Наркомпроса, в 1924 году в школах обучалось только 45% всех детей школьного возраста. Расширение охвата детей обучением в школах сдерживалось отсутствием в необходимых размерах материальных средств для увеличения количества школьных помещений. В связи с этим А. В. Луначарский отмечал, что по разработанному в 1924 году Наркомпросом плану расширение школьной сети только через 10 лет школьное обучение могло стать «вполне общедоступным». 

§ 2. Предоставление высшего  образования рабочим  и крестьянам

      Декретом  Совнаркома от 2 августа 1918 года были отменены все ограничения для поступающих  в ВУЗы, аннулирована плата за обучение и введено государственное обеспечение  студентов – детей рабочих и крестьян.114

      В программе нашей партии, принятой на VIII съезде были сформированы принципиально важные задачи развития высшего образования в нашей стране: «открытие широкого доступа» в вузы «для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград» между новыми научными силами и научно-педагогическими кадрами старой школы; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность детям рабочих и крестьян учиться в вашей школе.115

      Для ускоренной подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы стали создаваться специальные  подготовительные курсы. Однако это  не решало проблему широкой подготовки выходцев из пролетарской и крестьянской среды к поступлению в высшие учебные заведения. В короткий срок приобрести требуемые знания могли лишь

 

незначительная  часть молодежи.

      Основу  стабильной системы подготовки рабоче-крестьянской молодежи в вузы рабочие факультеты, сыгравшие огромную роль в решении задачи пролетаризации советского студенчества. Первый рабфак был создан в феврале 1919 года в Московском коммерческом институте (ныне Институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова).

      В те дни «Правда» писала: «Рабочий факультет ставит своей задачей приблизить высшее образование, которое до сих пор было привилегией господствующих классов, к рабочему классу». В 1920 году на рабфаке обучалось уже более 1000 человек, из них 24% составляли коммунисты.116

      В феврале1925 года на Всероссийском съезде заведующих рабфаками приводились  такие данные: к началу 1923/24 учебному году на 73 дневных и 23 вечерних рабфаках обучалось 35 тыс. человек, из них 61,8% рабочих, 24,8% крестьян.117 На съезде говорилось о неудовлетворительном положении рабфакцев. Плохо обстояло дело в вузах с их медицинским обслуживанием, для них выделялось мало мест в дома отдыха и санатории. В 1924/25 учебном году среди слушателей рабфаков было 80% больных, туберкулезом болело 34%.118

      Тяжелое материальное положение слушателей рабфаков отмечал ЦК РКП(б) в отчетном материале за период между XIII и XIV съездами партии. Степендия на рабфаках в 1925 году составляла 23 руб. в столице и 17 руб. в провинции, из них 2 руб. 50коп. отчислялось за общежитие. Была создана специальная комиссия под председательством секретаря ЦК РКП(б) А. А. Андреев для выработки конкретных мер по улучшению материального положения студенчества.

      В ноябре 1922 года ЦК партии утвердил «Инструкцию  по учету коммунистического студенчества». Ею предусматривалось, что бюро  
вузовской партийной ячейки учитывает каждого студента, члена РКП, в отдельности на основе «особой характеристики, которая ежегодно дополняется. Копии этих характеристик находились в губкомах партии, которые также вели учет студентов-коммунистов.

      В характеристике студента-коммуниста отражались следующие данные:

  1. Оценка партийных качеств (стойкость, дисциплинированность, активность, выполнение партийных обязанностей).
  2. Уровень марксистской подготовки.
  3. Участвует ли, кроме академической работы и выполнения партобязанностей, в другой (кружки, комиссии, научные общества, кооперации, профсекции).
  4. Академическая успеваемость.
  5. Какой имеет практический стаж по своей специальности.
  6. По какой специальности совершенствуется (у какого профессора).
  7. Особые примечания бюро учебного заведения.119

    Для оказания наиболее действенной помощи коммунистам, командируемым в вузы, ЦК партии решением от 15 июня 1923 года «О принятии в вузы» предусмотрел отчисление 1% от всех кредитов партийных организаций для выдачи специальных пособий студентам-коммунистам. Кроме этого общепартийного фонда помощи на местах губкомы партии обязывались создавать свои фонды взаимопомощи для материальной поддержки студентов-коммунистов.

    В 1921 году правилами приема в вузы преимуществом пользовались выходы из пролетарских слоев. Командируемые на рабфак молодые люди обязывались «твердо знать четыре арифметических действия над целыми числами, уметь удовлетворительно выражать свои мысли в письменной и устной форме, а главное «обладать общей политподготовкой в объеме элементарной программы по политграмоте»120. Рабфаковцев принимали в вузы без экзаменов и «классовой проверки».

    Наличие существующих льгот повышало «вес»  путевки на рабфак. Но получить туда направление, например для деревенской молодежи, было не просто, поскольку 70% мест предназначались для командируемых партий, комсомолом и профсоюзами, и только 30 выделялись ВЦИКу для «трудового» крестьянства.121

    В отношении осуществления принципа классового приема в вузы не было единства даже среди руководителей Наркомпроса. Н. К. Крупская, например, считала, что при приеме в вузы определяющими факторами должны быть уровень знаний, мировоззрение поступающих.

    Как отмечал Наркомпрос, многие партийные, профсоюзные, советские органы для  командирования в вузы формально подходили к отбору пролетарской молодежи, поэтому направления часто получали слабо подготовленные люди. В результате такой формальной «пролетаризации» высшей школы ухудшалось качество подготовки специалистов. Значителен был и отсев слабоуспевающих студентов.

    Наряду  с наполнением высшей школы классово «здоровым» студенчеством практиковался  еще один способ пролетаризации вузов  очищение их от «чуждого элемента». В 1922 году началась серия регулярных «чисток» студентов, официально именуемая «перерегистрацией». В процессе сообщалось, что, поскольку вузы переполнены и средств нет, необходимо освобождаться от неуспевающих студентов. На деле же «вычищали» как раз наиболее подготовительных, но имеющих несчастье родиться в семье интеллигента, предпринимателя, священника, нередко с последнего, за 2–3 экзамена до получения диплома. «Чистка», как правило, проводилась не профессорскими коллегиями, а «тройками», назначаемыми с ведома ГПУ. «Правда» инструктировала эти комиссии: «Если студент из рабочих отстанет, надо дать ему возможность подогнать, предоставить ему новый срок, всячески помочь. Требование полной академической успешности проявлять лишь к буржуазии и интеллигенции»122. В результате такого подхода из 117 исключенных студентов 2-го МГУ только трое отчислены как неуспевающие и 121 – как «чуждый элемент»123.

    Обнаружилось  крайне бедственное материальное положение  «огромной массы студенчества», что являлось основной причиной их «недостаточной академической активности»  и широкого распространения таких заболеваний, как туберкулез, неврастения, острое малокровие и т. д.

    «Первое, что поражает – это внешний  вид студентов. Никак не определить, грузчик ли это с товарной станции, или беспощадный крестьянин, или  просто парень с Хитрова рынка. У  громадного большинства одежды и обувь поизносились до дыр, руки в мозолях, лицо изможденное, бледное. Вы редко встретите студента, который бы не страдал катаром желудка, так как приходится есть всякую дрянь. После трех лет такой жизни государство получает инвалидов, которые в тягость себе и другим»124. Этот колоритный а полностью достоверный портрет студента нарисовал, как ни странно, соратник «железного Феликса» М. Лацис. Он только умолчал о том, что государство набирало в вузы более 150 тыс. студентов, заведомо зная, что не в состоянии их прокормить. Да потребность в специалистах была намного меньше.

    Государственные стипендии получали только командированные  в вузы и рабфаковцы. В 1924 году средняя  стипендия составляла 10 червонных  рублей, что было вдвое ниже прожиточного минимума студента.125

    В 1920/21 годах значительная часть студентов  стала получать паек, состоящий из 0,5 – 1 фунта хлеба в день, 1 фунта  сахару, 5 фунтов селедки, 1 фунта соли, 5 фунтов крупы и 0,5 фунтов масла в  месяц. Но уже в 

Информация о работе Социальная политика советского правительства по отношению к рабочим, крестьянам и молодежи в советской России