Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:28, дипломная работа
Переход к мирному социалистическому строительству происходил в сложной обстановке. Внутреннее положение Советского государства было чрезвычайно тяжелым. Народное хозяйство в результате четырехлетней империалистической войны, трехлетней гражданской войны и иностранной интервенции пришло к крайнему разорению.
Глубокие перемены социально-экономического характера, происшедшие в стране в период перехода от войны к миру, повлекли за собой коренные изменения в области политики и потребовали существенной перестройки работы органов диктатуры пролетариата.
С 1923 года и особенно с 1924 года советское государство вплотную взялось за восстановление и строительство жилой площади в городах и рабочих поселках. В новое жилищное строительство в 1924/25 гг.35 государство вложило 132 млн. рублей, а на 1925/26 гг.по госбюджету СССР отводилось уже более 230 млн. рублей.
На
одних государственных
За три года (1923 – 1925) было введено в эксплуатацию свыше 4 млн. квадратных метров жилой площади, не считая восстановления старого жилого фонда. К концу 1926 года прирост вновь выстроенной жилплощади составлял более 7 млн. квадратных метров, а вместе с восстановленной – 26, 2 млн. квадратных метров37.
По данным обследования рабочих бюджетов, из 100 семей в ноябре 1923 года жили в помещениях с водопроводом – 25,1; в конце 1925 года – 32,7, с электрическим освещением соответственно – 52,6 и 66,1, с центральным отоплением – 13,4 и 18,138.
Советское государство делало все возможное, чтобы удовлетворить потребности рабочего класса в жилье, чтобы улучшить коммунальное обслуживание рабочих.
Однако жилищный кризис не был ликвидирован. Это объяснялось тем, что получив в наследство разоренное народное хозяйство, советская страна не успела еще и не могла успеть накопить достаточные фонды для широкого жилищного строительства.
Во второй половине 20-х годов «нормы жилого обеспечения рабочих были ниже общегородских на 23%», а четверть из них проживали в общежитиях39.
На Родниковской фабрике Иваново-Вознесенского треста средняя норма на одного человека составляла менее 2,53 мера квадратного. У химиков, предприятия которых большей частью относятся к наиболее вредным одна пятнадцатая часть рабочих имеет менее 2,27 метров квадратных на человека, менее 5 метров квадратных – треть химиков40.
Еще хуже были жилищные условия шахтеров. Так, делегат XIII Всероссийского съезда от Кузнецкого округа Базанов говорил: «Мы должны дать возможность рабочим вылезти из землянок. Они получают кредит в 100 рублей и вынуждены на эти деньги строить себе жилища. Как они это осуществляют? Они роют особую хату в земле и в ней живут, то есть работая на 50 – 60 сажень под землей и вылезти оттуда после 6 часов работы, они снова вынуждены лезть в землю… Отпущенные средства позволяют удовлетворить только 5% рабочих жилищной площадью»41.
Многие московские рабочие проживали в общежитиях, где в одном помещении порой ютились сотни человек.
Задаче
улучшения материального
§ 4. Защита государством рабочей молодежи
В 20-е годы сохранение молодежи в производстве было самым тесным образом связано с работой по спасению ее от голода и безработицы, охране здоровья, созданию особых условий для труда, образования, отдыха юношей и девушек. Мероприятия государственных и общественных структур в социальной сфере (издание законов, гарантирующих защиту прав молодежи, осуществление конкретных мер по предотвращению обнищания и деградации, оказание временной материальной и трудовой помощи.
Сохранение молодежи в производстве являлось составной частью деятельности государства по созданию системы организованного трудоустройства. Основной ее целью являлось достижение всеобщей трудовой занятости.
Решение этой задачи было связано с восстановлением и развитием экономики страны.
НЭП
внес принципиальные изменения в
организацию снабжения
НЭП восстанавливая рыночное хозяйство, открыл период массовой безработицы. В условиях ее роста потеря рабочих мест грозила в первую очередь молодым рабочим и особенно подросткам. Большинство из них не имело достаточной квалификации, что сказывалось на низкой производительности труда. Обучение подростков профессии требовало дополнительных средств, что вело к увеличению накладных расходов. С введением хозрасчета многие хозяйственные руководители стремились избавиться от молодых работников.
В короткие сроки на улице оказались десятки тысяч молодых рабочих. Уже к сентябрю1921 года в результате массовых сокращений 100 тыс. подростков потеряли свои рабочие места. И эта армия безработной молодежи постоянно пополнялась43. II Всероссийская конференция РКСМ с тревогой отмечала, что в сентябре 1921 года в промышленных районах начался кризис труда молодежи и как результат – усиление безработицы среди юношей и девушек.
Введение НЭПа, внедрение принципов хозрасчета и самоокупаемости в народном хозяйстве, развитие кустарной промышленности значительно усложнили работу государственных и общественных органов по улучшению условий труда рабочей молодежи. Многие руководители предприятий крайне неохотно шли на сокращение рабочего дня для подростков, на проведение других льгот, рассматривая их как дополнительные накладные расходы. С началом концентрации промышленности и сокращения подросткового труда, многие юноши и девушки, опасаясь увольнения, согласились на любые условия труда. Это сплошь и рядом вело к срыву трудового законодательства, негативно отражалось на состоянии здоровья подростков. Значительных размеров достиг травматизм рабочей молодежи.
Ухудшение
экономического положения рабочей
молодежи показало, что трудовое законодательство
нуждается в серьезных
В октябре 1922 года сессия ВЦИК утвердила Новый Кодекс законов о труде44. Он. Закрепил все достижения в области улучшения труда, отдыха, образования рабочей молодежи. В основе нового трудового законодательства лежало не принудительное нормирование труда, а регулирование его условий посредством заключения коллективных договоров. Государство, например, установило минимум заработной платы ниже которого она не могла опускаться. Фактический же размер заработной платы, норм выработки и т. п. зависел от соглашения работодателя и работника. Тем самым создавалась возможность максимально учитывать как интересы производства, так и требования трудящихся.
В коллективные договоры
Летом 1921 года ЦК РКСМ обратился в ВЦСПС с ходатайством о запрещении владельцам частных предприятий принимать на работу подростков без ведома и согласия бирж труда.
Успех работы по соблюдению норм охраны труда молодежи во многом зависела от осведомленности ее о своих правах. Поэтому по линии ВЦСПС, ЦК РКСМ, НКТ начали издаваться сборники постановлений о труде молодежи, тарифноэкономические справочники. Среди них «Новый закон о труде молодежи», «Рабочая молодежь и коллективные договоры» и др. В них в доступной форме разъяснялись права рабочей молодежи, комментировались основные положения трудового законодательства.
XI съезд Советов РСФСР (январь 1924 года), продолжая государственную политику по улучшению условий труда рабочих, принял специальное постановление «О мероприятиях по дальнейшему улучшению условий труда рабочих»45. Съезд подтвердил незыблемость принципиальных положений по охране труда, отметив, что особое внимание должно трудящихся. К таким категориям относились и рабочие подростки.
Кодекс законов о труде среди прочих льгот для рабочей молодежи устанавливал предоставление ей месячного отпуска. Как правило он давался в летнее время. В домах отдыха, санаториях за подростками бронировалось 10% мест. Сокращенный рабочий день, запрещение использования труда юношей и девушек на тяжелых и вредных работах так же способствовали улучшению их здоровья. Для контроля за здоровьем молодежи, оказания ей медицинской помощи была создана сеть врачебных и лечебно-профилактических учреждений. В Наркомздраве при отделе охраны здоровья детей в 1922 году был создан подотдел охраны здоровья рабочих подростков.
С весны 1923 года главными задачами в области охраны здоровья рабочих подростков стали: выявление состояния здоровья и физического развития; выявления социально-бытовых условий труда и быта; использование материалов медосвидетельствования для проведения лечебных и социально-гигиенических мероприятий. Государственные организации развернули активную работу по реализации этих задач.
С середины 20-х годов здоровье рабочей молодежи стало улучшаться. Уже в 1926 году удельный вес здоровых подростков несколько вырос, увеличивались за год с 43,8% до 51,5%46.
Государственные и общественные организации проявляли заботу об улучшении экономического положения рабочей молодежи, много внимания уделяли вопросам правильной и своевременной оплаты ее труда. Эта деятельность была связана с разработкой новой оплаты труда, практического проведения ее в жизнь.
Вопросы зарплаты, тарифной политики государства в первые годы НЭПа постоянно выносили на обсуждение рабочих собраний, конференций и т. д. При этом требование проведения «Нормального тарифа рабочей молодежи и подростков» являлось одним из самых злободневных.
IV съезд профсоюзов (май 1921 года) отметил серьезное ухудшение положения рабочих масс.
На основании декретов СНК, решения Всероссийской тарифной конференции ВЦСПС в декабре 1921 года принял указ о введении новой тарифной сетки. Вместо 35-разрядной тарифной сетки вводилась новая 17-ти разрядная47. Она распространялась на все группы рабочих, в том числе и на молодежь. В развитие этого документа в феврале 1922 года тарифно-экономический отдел ВЦСПС разработал положение «Об оплате труда подростков и учеников»48. Согласно новому положению рабочие подростки и ученики тарифицировались по ставке от I до VI разряда с полной оплатой за сокращенный рабочий день.
Введение новой тарифной сетки сыграло определенную положительную роль в улучшении положения рабочей молодежи. Оно способствовало так же улучшению условий труда юношей и девушек. По сообщениям с мест значительно сократилось количество нарушений трудового законодательства.
Практически все основные формы помощи рабочей молодежи показали свою эффективность. Они стали частью государственной социальной политики и использовались на протяжении всего периода новой экономической политики.
При переходе к НЭПу государство отказалось от уравнительности в социальном обеспечении. В новых условиях невозможно было проводить политику социальной защиты всех групп населения. Трудовое законодательство предусматривало установление льгот для определенных категорий трудящихся. К ним относились и молодежь.
КЗОТ 1922 года предусматривал выдачу пособий безработным подросткам. В связи с этим по линии НКТ была разработана инструкция «О выдаче пособий и предоставление льгот по безработице»49. В ней указывалось, что все несовершеннолетние, ранее работавшие по найму, вне зависимости от стажа пользуются правом на получение пособий и льгот по безработице.
Ограниченность
средств, быстрый рост безработицы
не позволяли охватить социальную помощь
всех нуждающихся. К тому же некоторые
работники органов социального
обеспечения считали