Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:28, дипломная работа
Переход к мирному социалистическому строительству происходил в сложной обстановке. Внутреннее положение Советского государства было чрезвычайно тяжелым. Народное хозяйство в результате четырехлетней империалистической войны, трехлетней гражданской войны и иностранной интервенции пришло к крайнему разорению.
Глубокие перемены социально-экономического характера, происшедшие в стране в период перехода от войны к миру, повлекли за собой коренные изменения в области политики и потребовали существенной перестройки работы органов диктатуры пролетариата.
Центральная Транспортная комиссия помощи голодающим состояла из работников НКПС и представителей ЦК профсоюза транспортников. Под ее руководством работали комиссии в округах и отделениях железных дорог. Их главные функции заключались в содействии продвижению продовольственных грузов и эшелонов беженцев, организации сборов среди рабочих и служащих железных дорог, оказание помощи нуждающимся работникам транспорта.
В комиссию помощи голодающим Наркомздрава, возглавляемого Н. А. Семашко, вошли представители основных отделов наркомата, профсоюза медицинских работников (Всемединосантруд) и Красного креста. Для организации медицинской помощи голодающим и беженцам были направлены группы врачей в Поволжье и Туркестан. Летом 1921 года Наркомздрав выделил 30% всех коек в больницах неурожайного района для лечения голодающих детей. Органы здравоохранения содержали в неурожайном районе более 700 детских ясель и домов ребенка. В срочном порядке развертывалась работа санитарно–эпидемиологических и банно–прачечных поездов.
Важнейшей функцией помголов являлся сбор добровольных пожертвований среди трудящихся. По налоговым данным в 67 губерниях автономных республиках и областях РСФСР было собрано за год 7,7 млн. пудов продовольствия: на Украине – более 3 млн. пудов, более 700 тыс. пудов в Сибири, трудящиеся Москвы и Московской губернии собрали 555 тыс. пудов, Гомельской губернии – 350 тыс. пудов1.
Наркомземом была создана особая комиссия по спасению животноводства и инвентаря. На отпущенные ВЦИК в 1921 году 20 млрд. рублей сельскохозяйственный инвентарь приобретался у отъезжающих из голодающих губерний крестьян и частично принимался в залог государственными органами. Для спасения гибнущего крестьянского скота государственными органами производились заготовки не использовавшихся ранее кормов, а часть скота, преимущественно племенного, была эвакуирована в урожайные губернии1.
Таким
образом, советское правительство
все делало для того, чтобы спасти
возможно более жизней голодающих и
не допустить разорения бедняцко–
Стремясь к максимальной эффективности, ЦК помгол проводила прикрепление голодающих губерний к урожайным районам. Эта мера была одобрена IV сессий ВЦИК в октябре 1921 года.Постановлением ЦК помгол в Самарской губернии для оказания помощи были прикреплены Сибирь, Украина, Тверская, тульская и Калужская губернии, к Саратовской – Украина и Белоруссия, к Татарской АССР – Сибирь, Владимирская, Петроградская губернии, к Башкирии – Сибирь, Туркестан, Смоленская губернии.
Наиболее распространенной формой помощи голодающим являлась организация общественного питания. Первые столовые стали открываться летом 1921 года за счет местных ресурсов. Планомерная организация общественного питания началась в сентябре того же года. Совнарком выделил для этой цели из государственного фонда 12 млн. пудов хлеба. Предлагалось увеличить количество питающихся с 0,5 млн. человек в октябре 1921 года до 3,2 млн. в марте – апреле 1922 года2.
За короткий срок была развернута широкая сеть пунктов питания. На 1 мая 1922 года в 16 голодающих губерниях функционировало более 11 тыс. столовых. Всего за октябрь – июнь 1921–1922 гг. было выдано 18,3 млн. пайков1.
Общественное питание лишь частично удлвлетворяло потребности голодающих. Наркомпрод определил норму в 877 калорий для взрослого едока и 706 калорий для ребенка. Из–за нехватки продовольствия это не всегда удавалось обеспечить: в самые трудные месяцы весны 1922 года калорийность дневного рациона была лишь 55–60% от уровня 1920 2г. Но сеть общественного питания выполняла свою главную задачу – дала возможность поддержать жизненные силы миллионов людей.
Голод вызвал массовую миграцию населения из неурожайного района, главная причина которой – казавшаяся безвыходность положения. Советское правительство не видело в переселении средства избавления от голода. Напротив, стихийные перемещения сотен тысяч людей усложняли обстановку в стране. Но поскольку начавшийся процесс было уже не остановить, нужно было сократить его размеры и хотя бы отчасти организовать. Декрет ВЦИК от 28 июля 1921 года «О плановом выселении из голодающих губерний» установил максимальную норму эвакуации на август в 105 тыс. человек, определил порядок переселения3. В первую очередь разрешалось выехать из голодающих районов семьям, которые ликвидировали свое хозяйство и имели документальное подтверждение из мест вселения о выделении им там земельных участков.
Перевозка, размещение, питание, трудоустройство такого большого количества людей требовало усилий государственных органов. За год было выдано на эвакопунктах 15 млн. порций пищи и обеспечен ночлег 4,5 млн. человекодней4. Только в Сибири за июнь–октябрь 1921 год выдали 7,5 млн. пайков. Это более чем за 5 лет массового переселения в Сибирь в начале ХХ века (1906–1910 гг.)1. В конце лета 1921 года по всей Сибири развернулась подготовка приемных пунктов на станциях железных дорог. Для размещения беженцев использовались лагеря военнопленных, помещения бывшего переселенческого управления. В местах скопления людей сформировали 9 санитарных поездов, готовили бани и прачечные.
Следствием голода являлось резкое ухудшение положения детей. Недоедание и болезни, рост беспризорности. Еще в феврале 1921 года была создана комиссия ВЦИК по улучшению жизни детей под руководством Ф. Э. Дзержинского. К осени ее главной задачей стала помощь детям голодающего района и борьба с беспризорностью.
Численность детских домов увеличилась на территории РСФСР с 7087 в н. 1921 года до 11170 летом следующего2. Количество содержащихся в них детей возросло соответственно с 349,5 до 803 тыс. Но беспризорность и голод среди детей росли еще более быстрыми темпами. За пределами детских домов оставались сотни тысяч детей, нуждавшихся в немедленной помощи.
Советское
правительство увеличивало
Летом 1922 года самый трудный период голода был продлен. Новый урожай, хотя и был ниже среднего, мог обеспечить существование населения. В среднем в 15 голодающих губерниях РСФСР было получено по 30,9 пудов с десятины, в 5 неурожайных губерниях Украины – по 39–50 пудов4. Но положение оставалось тяжелым. Голод нанес крестьянскому хозяйству большой урон. Осенью 1922 года 35,5% крестьянских хозяйств Самарской губернии не имели рабочего скота, 8,5% хозяйств были без посева, а 45,7% – с посевом до одной десятины1.
Для того, чтобы спасти голодающих от смерти и обеспечить пострадавшие от неурожая губернии семенами для посева, осенью 1921 года советское правительство наметило следующий план сбора продналога: 10% собрать 1 сентября, 25% – за сентябрь, 25% – за октябрь, 25% – за ноябрь и последние 15% не позднее15 декабря2. Потребность в озимом семенном материале была определена в 10 млн. 405 тыс. пудов. Компания ознаменовалась значительным успехом. К 7 сентября в голодающие районы было отправлено 12 595 тыс. пудов, или 121% учтенной потребности3.
В период осенней посевной компании 1921 года в голодающих губерниях было засеяно приблизительно 75% озимого клина, в губерниях, частично пострадавших от неурожая, – 102%, в губерниях производящих – 123%, в губерниях потребляющих – 126%4. В. И Ленин, приводя данные о проведении озимого сева 1921 года, говорил: «Это, во всяком случае, показывает, что как ни дьявольски тяжелы были наши условия, а помощь крестьянству в деле расширения посевов и борьбы с голодом мы все–таки кое-какую оказали»5.
Своими мероприятиями, особенно семенной помощью для озимых посевов, Советское правительство укрепило у крестьянства веру в хозяйственное возрождение голодающих областей и районов; это значительно ослабило стихийный поток беженцев из засушливой полосы.
В связи со сложившейся обстановкой в начале сентября 1922 года. Центральная и местные комиссии помощи голодающим были реорганизованы в комиссии по борьбе с последствиями голода (последголы). Было утверждено положение об их полномочиях и формах работы. Во главе комиссии стоял М. И. Калинин. В состав комиссии вошли П. Г. Смидович и А. Н. Винокуров – заместители председателя, в качестве членов – представители от Госплана, Межрабпома, детской комиссии ВЦИК, ВЦСПС, рабоче-крестьянской инспекции, женотдела ЦК РКП(б), от наркоматов – представители по делам национальностей, продовольствия, земледелия, финансов.
Положение о Центральной Комиссии разработал ВЦИК. Она должна была работать в тесном контакте с ВЦИК, деткомиссией, объединенной комиссией помощи инвалидам, комиссией общественных работ, с наркоматами и центральными учреждениями, особенно с Наркомздравом, Наркоматом путей сообщения, ЦСУ, Реввоенсоветом, ВЦСПС, Наркомпросом идр.
Комиссия просуществовала 9,5 месяцев, 21 октября 1922 года состоялось ее первое заседание, 20 июня 1923 года. Президиум ВЦИК принял решение о преобразовании ее в секцию ВЦИК по восстановлению сельского хозяйства и предупреждению голода.
9
января 1923 года в письме губисполкомом
страны Комиссия предложила на
местах практиковать зерновую
ссуду беспосевным крестьянам, вернувшимся
беженцам, а также крестьянам, потерявшим
хозяйство, содействовать
Весной 1923 года получали питание за счет средств ЦК последгол более 2 млн. человек (3,3 млн. кормили иностранные благотворительные организации)15. На Украине с октября 1922 года по апрель 1923 года выдано около 22 млн. разовых порций. По существу различные виды помощи оказывались всем нуждающимся.
К концу 1923 года обстановка в неурожайном
районе
стабилизировалась. Необходимость в чрезвычайных
мерах помощи отосиме.
В августе были упразднены последголы,
прекращена деятельность иностранных
благотворительных организаций.
Борьба
с голодом – героическая
Глава II. Меры советского государства по улучшению положения рабочих.
§ 1. Фонд зарплаты. Система коллективных договоров.
На
пути осуществления новой
X съезд партии да установку на прекращение процесса декласирования рабочего класса, на собрание и упрочнение его сил в ходе восстановленного периода.
Ядро рабочего класса, представлявшее его кадровый состав, был в основном сохранен в годы гражданской войны. Однако в связи с голодом и разрухой часть кадрового пролетариата потеряла связь с крупной промышленностью и деклассировалась. Важно было вернуть его на крупные промышленные предприятия. В связи с этим партия дала установку на улучшение материального положения рабочих. Было принято специальное постановление на съезде «Об улучшении положения рабочих и нуждающихся крестьян».
По поручению съезда была создана центральная комиссия, занимавшаяся вопросами улучшения жизненных условий рабочего класса. В ее состав входили представители ВЦИК, ВЦСПС, Наркопрода, ВСНХ и Наркомата по военным и морским делам. Кроме того специальные комиссии по улучшению быта были созданы при ВЦСПС, ЦК Союзов и на крупных заводах. В своей деятельности эти комиссии руководствовались решением X съезда – обеспечить в короткий срок «по крайней мере для рабочих важнейших центров Республики, такой паек и такие условия жизни, которые действительно были бы для них стимулом оставаться на фабриках и заводах»1.
Это указание съезда партии нашло воплощение в ряде законодательных актов советского государства, прежде всего о повышении и регулировании зарплаты рабочих.