Социальная политика советского правительства по отношению к рабочим, крестьянам и молодежи в советской России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:28, дипломная работа

Краткое описание

Переход к мирному социалистическому строительству происходил в сложной обстановке. Внутреннее положение Советского государства было чрезвычайно тяжелым. Народное хозяйство в результате четырехлетней империалистической войны, трехлетней гражданской войны и иностранной интервенции пришло к крайнему разорению.
Глубокие перемены социально-экономического характера, происшедшие в стране в период перехода от войны к миру, повлекли за собой коренные изменения в области политики и потребовали существенной перестройки работы органов диктатуры пролетариата.

Файлы: 1 файл

Диплом Кристина.doc

— 538.00 Кб (Скачать)

      Центральная Транспортная комиссия помощи голодающим состояла из работников НКПС и представителей ЦК профсоюза транспортников. Под ее руководством работали комиссии в округах и отделениях железных дорог. Их главные функции заключались в содействии продвижению продовольственных грузов и эшелонов беженцев, организации сборов среди рабочих и служащих железных дорог, оказание помощи нуждающимся работникам транспорта.

      В комиссию помощи голодающим Наркомздрава, возглавляемого Н. А. Семашко, вошли  представители основных отделов  наркомата, профсоюза медицинских работников (Всемединосантруд) и Красного креста. Для организации медицинской помощи голодающим и беженцам были направлены группы врачей в Поволжье и Туркестан. Летом 1921 года Наркомздрав выделил 30% всех коек в больницах неурожайного района для лечения голодающих детей. Органы здравоохранения содержали в неурожайном районе более 700 детских ясель и домов ребенка. В срочном порядке развертывалась работа санитарно–эпидемиологических и банно–прачечных поездов.

      Важнейшей функцией помголов являлся сбор добровольных пожертвований среди трудящихся. По налоговым данным в 67 губерниях автономных республиках и областях РСФСР было собрано за год 7,7 млн. пудов продовольствия: на Украине – более 3 млн. пудов, более 700 тыс. пудов в Сибири, трудящиеся Москвы и Московской губернии собрали 555 тыс. пудов, Гомельской губернии – 350 тыс. пудов1.

Наркомземом была создана особая комиссия по спасению животноводства и инвентаря. На отпущенные ВЦИК в 1921 году 20 млрд. рублей сельскохозяйственный инвентарь приобретался у отъезжающих из голодающих губерний крестьян и частично принимался в залог государственными органами. Для спасения гибнущего крестьянского скота государственными органами производились заготовки не использовавшихся ранее кормов, а часть скота, преимущественно племенного, была эвакуирована в урожайные губернии1.

      Таким образом, советское правительство  все делало для того, чтобы спасти возможно более жизней голодающих и  не допустить разорения бедняцко–середняцких крестьянских хозяйств.

      Стремясь  к максимальной эффективности, ЦК помгол проводила прикрепление голодающих губерний к урожайным районам. Эта мера была одобрена IV сессий ВЦИК в октябре 1921 года.Постановлением ЦК помгол в Самарской губернии для оказания помощи были прикреплены Сибирь, Украина, Тверская, тульская и Калужская губернии, к Саратовской – Украина и Белоруссия, к Татарской АССР – Сибирь, Владимирская, Петроградская губернии, к Башкирии – Сибирь, Туркестан, Смоленская губернии.

      Наиболее  распространенной формой помощи голодающим являлась организация общественного питания. Первые столовые стали открываться летом 1921 года за счет местных ресурсов. Планомерная организация общественного питания началась в сентябре того же года. Совнарком выделил для этой цели из государственного фонда 12 млн. пудов хлеба. Предлагалось увеличить количество питающихся с 0,5 млн. человек в октябре 1921 года до 3,2 млн. в марте – апреле 1922 года2.

      За  короткий срок была развернута широкая  сеть пунктов питания. На 1 мая 1922 года в 16 голодающих губерниях функционировало  более 11 тыс. столовых. Всего за октябрь – июнь 1921–1922 гг. было выдано 18,3 млн. пайков1.

      Общественное  питание лишь частично удлвлетворяло  потребности голодающих. Наркомпрод определил норму в 877 калорий для  взрослого едока и 706 калорий для  ребенка. Из–за нехватки продовольствия это не всегда удавалось обеспечить: в самые трудные месяцы весны 1922 года калорийность дневного рациона была лишь 55–60% от уровня 1920 2г. Но сеть общественного питания выполняла свою главную задачу – дала возможность поддержать жизненные силы миллионов людей.

      Голод вызвал массовую миграцию населения  из неурожайного района, главная причина  которой – казавшаяся безвыходность  положения. Советское правительство  не видело в переселении средства избавления от голода. Напротив, стихийные перемещения сотен тысяч людей усложняли обстановку в стране. Но поскольку начавшийся процесс было уже не остановить, нужно было сократить его размеры и хотя бы отчасти организовать. Декрет ВЦИК от 28 июля 1921 года «О плановом выселении из голодающих губерний» установил максимальную норму эвакуации на август в 105 тыс. человек, определил порядок переселения3. В первую очередь разрешалось выехать из голодающих районов семьям, которые ликвидировали свое хозяйство и имели документальное подтверждение из мест вселения о выделении им там земельных участков.

      Перевозка, размещение, питание, трудоустройство  такого большого количества людей требовало  усилий государственных органов. За год было выдано на эвакопунктах 15 млн. порций пищи и обеспечен ночлег 4,5 млн. человекодней4. Только в Сибири за июнь–октябрь 1921 год выдали 7,5 млн. пайков. Это более чем за 5 лет массового переселения в Сибирь в начале ХХ века (1906–1910 гг.)1. В конце лета 1921 года по всей Сибири развернулась подготовка приемных пунктов на станциях железных дорог. Для размещения беженцев использовались лагеря военнопленных, помещения бывшего переселенческого управления. В местах скопления людей сформировали 9 санитарных поездов, готовили бани и прачечные.

      Следствием  голода являлось резкое ухудшение положения детей. Недоедание и болезни, рост беспризорности. Еще в феврале 1921 года была создана комиссия ВЦИК по улучшению жизни детей под руководством Ф. Э. Дзержинского. К осени ее главной задачей стала помощь детям голодающего района и борьба с беспризорностью.

      Численность детских домов увеличилась на территории РСФСР с 7087 в н. 1921 года до 11170 летом следующего2. Количество содержащихся в них детей возросло соответственно с 349,5 до 803 тыс. Но беспризорность и голод среди детей росли еще более быстрыми темпами. За пределами детских домов оставались сотни тысяч детей, нуждавшихся в немедленной помощи.

      Советское правительство увеличивало помощь голодающим детям. В столовых общественного  питания обслуживались в первую очередь дети. В июне 1922 года в 19 губерниях получали питание 4,8 млн. детей или 68% детей неурожайного района РСФСР3.

      Летом 1922 года самый трудный период голода был продлен. Новый урожай, хотя и  был ниже среднего, мог обеспечить существование населения. В среднем  в 15 голодающих губерниях РСФСР было получено по 30,9 пудов с десятины, в 5 неурожайных губерниях Украины – по 39–50 пудов4. Но положение оставалось тяжелым. Голод нанес крестьянскому хозяйству большой урон. Осенью 1922 года 35,5% крестьянских хозяйств Самарской губернии не имели рабочего скота, 8,5% хозяйств были без посева, а 45,7% – с посевом до одной десятины1.

      Для того, чтобы спасти голодающих от смерти и обеспечить пострадавшие от неурожая губернии семенами для посева, осенью 1921 года советское правительство  наметило следующий план сбора продналога: 10% собрать 1 сентября, 25% – за сентябрь, 25% – за октябрь, 25% – за ноябрь и последние 15% не позднее15 декабря2. Потребность в озимом семенном материале была определена в 10 млн. 405 тыс. пудов. Компания ознаменовалась значительным успехом. К 7 сентября в голодающие районы было отправлено 12 595 тыс. пудов, или 121% учтенной потребности3.

      В период осенней посевной компании 1921 года в голодающих губерниях было засеяно приблизительно 75% озимого  клина, в губерниях, частично пострадавших от неурожая, – 102%, в губерниях производящих – 123%, в губерниях потребляющих – 126%4. В. И Ленин, приводя данные о проведении озимого сева 1921 года, говорил: «Это, во всяком случае, показывает, что как ни дьявольски тяжелы были наши условия, а помощь крестьянству в деле расширения посевов и борьбы с голодом мы все–таки кое-какую оказали»5.

      Своими  мероприятиями, особенно семенной помощью  для озимых посевов, Советское правительство  укрепило у крестьянства веру в хозяйственное  возрождение голодающих областей и районов; это значительно ослабило стихийный поток беженцев из засушливой полосы.

      В связи со сложившейся обстановкой  в начале сентября 1922 года. Центральная  и местные комиссии помощи голодающим были реорганизованы в комиссии по борьбе с последствиями голода (последголы). Было утверждено положение об их полномочиях и формах работы. Во главе комиссии стоял М. И. Калинин. В состав комиссии вошли П. Г. Смидович и А. Н. Винокуров – заместители председателя, в качестве членов – представители от Госплана, Межрабпома, детской комиссии ВЦИК, ВЦСПС, рабоче-крестьянской инспекции, женотдела ЦК РКП(б), от наркоматов – представители по делам национальностей, продовольствия, земледелия, финансов.

      Положение о Центральной Комиссии разработал ВЦИК. Она должна была работать в тесном контакте с ВЦИК, деткомиссией, объединенной комиссией помощи инвалидам, комиссией общественных работ, с наркоматами и центральными учреждениями, особенно с Наркомздравом, Наркоматом путей сообщения, ЦСУ, Реввоенсоветом, ВЦСПС, Наркомпросом идр.

      Комиссия  просуществовала 9,5 месяцев, 21 октября 1922 года состоялось ее первое заседание, 20 июня 1923 года. Президиум ВЦИК принял решение о преобразовании ее в  секцию ВЦИК по восстановлению сельского  хозяйства и предупреждению голода.

      9 января 1923 года в письме губисполкомом  страны Комиссия предложила на  местах практиковать зерновую  ссуду беспосевным крестьянам, вернувшимся  беженцам, а также крестьянам, потерявшим  хозяйство, содействовать восстановлению  промышленности, увеличивать помощь беспризорным детям, находящимся в детдомах и других учреждениях, расширять помощь инвалидам войны и труда в виде субсидий и пенсий, организовать на местах общественные работы для безработных»14.

      Весной 1923 года получали питание за счет средств ЦК последгол более 2 млн. человек (3,3 млн. кормили иностранные благотворительные организации)15. На Украине с октября 1922 года по апрель 1923 года выдано около 22 млн. разовых порций. По существу различные виды помощи оказывались всем нуждающимся.

        К концу 1923 года обстановка в неурожайном районе  
стабилизировалась. Необходимость в чрезвычайных мерах помощи отосиме. В августе были упразднены последголы, прекращена деятельность иностранных благотворительных организаций.

      Борьба  с голодом – героическая страница в истории молодого Советского государства, один из важнейших этапов борьбы за восстановление народного хозяйства и проведение в жизнь новой экономической политики. Последствия голода еще долгое время сказывались на сельском хозяйстве, на классовой дифференциации крестьянства, экономическом развитии многих районов. Борьба с голодом являлась важным этапом в деятельности коммунистической партии, общественных организаций трудящихся в первые годы советской власти.

 

Глава II. Меры советского государства по улучшению положения рабочих.

§ 1. Фонд зарплаты. Система  коллективных договоров.

      На  пути осуществления новой экономической  политики в области труда и  заработной платы стояло много трудностей. Промышленность находилась в таком  тяжелом состоянии, что многие тресты часто не имели ни денег, ни продовольствия и не могли выдавать заработную плату в размерах, соответствовавших прожиточному минимуму, и в установленные сроки.

      X съезд партии да установку на прекращение процесса декласирования рабочего класса, на собрание и упрочнение его сил в ходе восстановленного периода.

      Ядро  рабочего класса, представлявшее его  кадровый состав, был в основном сохранен в годы гражданской войны. Однако в связи с голодом и  разрухой часть кадрового пролетариата потеряла связь с крупной промышленностью и деклассировалась. Важно было вернуть его на крупные промышленные предприятия. В связи с этим партия дала установку на улучшение материального положения рабочих. Было принято специальное постановление на съезде «Об улучшении положения рабочих и нуждающихся крестьян».

      По  поручению съезда была создана центральная  комиссия, занимавшаяся вопросами улучшения  жизненных условий рабочего класса. В ее состав входили представители  ВЦИК, ВЦСПС, Наркопрода, ВСНХ и Наркомата  по военным и морским делам. Кроме того специальные комиссии по улучшению быта были созданы при ВЦСПС, ЦК Союзов и на крупных заводах. В своей деятельности эти комиссии руководствовались решением X съезда – обеспечить в короткий срок «по крайней мере для рабочих важнейших центров Республики, такой паек и такие условия жизни, которые действительно были бы для них стимулом оставаться на фабриках и заводах»1.

      Это указание съезда партии нашло воплощение в ряде законодательных актов  советского государства, прежде всего  о повышении и регулировании зарплаты рабочих.

Информация о работе Социальная политика советского правительства по отношению к рабочим, крестьянам и молодежи в советской России