Социальная политика советского правительства по отношению к рабочим, крестьянам и молодежи в советской России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:28, дипломная работа

Краткое описание

Переход к мирному социалистическому строительству происходил в сложной обстановке. Внутреннее положение Советского государства было чрезвычайно тяжелым. Народное хозяйство в результате четырехлетней империалистической войны, трехлетней гражданской войны и иностранной интервенции пришло к крайнему разорению.
Глубокие перемены социально-экономического характера, происшедшие в стране в период перехода от войны к миру, повлекли за собой коренные изменения в области политики и потребовали существенной перестройки работы органов диктатуры пролетариата.

Файлы: 1 файл

Диплом Кристина.doc

— 538.00 Кб (Скачать)

      Во  второй половине 1921 года партия и правительство  ввели новую систему организации  и оплаты труда. В период военного коммунизма тарифная политика была обособлена от рабочего снабжения. Тогда обеспечение  квалифицированного работника лучшим продовольственным пайком не могло быть осуществлено, денежная ставка при обесценившейся валюте существенного значения не имела.

      Все это приводило к широкому распространению  методов социального обеспечения  в распределении и усиливало  уравнительные тенденции в оплате труда рабочих разной квалификации. Так, к началу 1921 года, в период наивысшей натурализации заработной платы, разница в оплате труда 12-го и 1-го разрядов измерялась всего двумя процентами.

      Для того чтобы поднять производительность труда, повысить трудовую дисциплину, уменьшить простой и прогулы, улучшить использование рабочего времени, необходимо было заинтересовать рабочих в повышении производительности труда и оплату труда производить в зависимости от его продуктивности.

      В эти годы разрабатывались принципы премиальной системы оплаты труда рабочих. Первоначально было введено натуральное премирование. Но эта форма содержала и негативные моменты, так как рабочие реализовывали полученную продукцию через рынок, пополняя ряды мелких розничных торговцев.

      Летом 1921 года ввели систему «коллективного снабжения», знаменовавшей одновременно и начало перехода к бескарточной системе распределения продуктов. С лета 1921 года ряд предприятий  в виде опыта был переведен  на коллективное снабжение.

      17 июня 1921 года было принято постановление  СТО «О коллективном снабжении  рабочих и служащих некоторых  государственных предприятий», а  12 июля был утвержден декрет  СНК «О коллективной (денежной  и натуральной) оплате труда  служащих в советских учреждениях1. На коллективное снабжение переводились важные для государства предприятия и учреждения.

      На  предприятии, переводимом на коллективное снабжение, отменялось всякое личное снабжение  по карточкам, спискам, а также и  натуральное премирование. Все снабжение рабочих и членов их семей, как в натуральной, так и в денежной форме, производилось исключительно в виде заработной платы. Количество продуктов и денежных знаков, отпускаемых в качестве заработной платы рабочим и служащим, определялось для каждого предприятия в целом, то есть коллективно для всех его рабочих и служащих. Фонд, отпускаемый предприятию государством определялся в соответствии с количеством работников на март 1921 года и не уменьшался при сокращении числа работников. При выполнении производственной программы в такой же степени понижалось и количество выдаваемых продуктов.

      Постановления о коллективном снабжении были, только первым шагом перехода к новым  формам оплаты труда. Коллективное снабжение  проводилось в виде оплаты и для  крайне узкого круга предприятий. Эта мера дала свои результаты, но она была явно недостаточна.

      В сентябре 1922 года на V Всероссийском съезде профсоюзов была поставлена задача перехода от смешанных форм оплаты (денежно-натуральной) к чисто денежной оплате труда.

      В результате длительного и всестороннего обсуждения вопросов тарифной политики в Центральном комитете партии, СТО, СНК и ВЦСПС было выработано решение правительства – «Основное положение по тарифному вопросу». Этот декрет от 10 сентября 1921 года имел огромное принципиальное значение. Речь шла не просто о сумме практических мероприятий по тарифному вопросу, а целой программе улучшения положения основных кадров рабочего класса, о программе борьбы за повышение производительности труда.

      «Установление тарифной ставки, – гласил декрет, – должно исходить из положения минимум оплаты – минимум труда. Увеличение оплаты должно быть связано прямо и непосредственно с увеличением производительности, со степенью участия рабочего в повышении производства»1.

      Новое положение об оплате труда рабочих и служащих предприятий, перечисленных в особом списке Совета Труда и Обороны, а также переведенных на коллективное снабжение было окончательно закреплено декретом СНК от 10 ноября. Согласно этому декрету отменялось снабжение по карточкам, по спискам, а также натурпремирование всех работников предприятий, оставшихся на государственном снабжении. Смета на заработную плату для предприятия в целом исчислялась по количеству выпускаемых изделий.

      Иными словами, годовой фонд зарплаты исчислялся не по количеству занесенных в списке рабочих, а по смете в соответствии с производственно программой предприятия.

      В октябре – ноябре 1921 года карточная  система распределения по существу была упразднена. С этого времени  все натуральные выдачи включались в заработок отчетности.

      В целях удовлетворения потребностей рабочего класса в предметах необходимости  советское государство вынуждено  было допустить более быстрый  рост заработной платы по сравнению  с производительностью труда. Но долго такое положение продолжаться не могло, и по мере восстановления промышленности этот вопрос был урегулирован.

      Все эти мероприятия обеспечили повышение  заработной платы рабочих начиная  с осени 1921 года, хотя и неустойчивое.

      В связи с коллективным снабжением возобновляется летом 1921 года практика коллективных договоров между рабочими и администрацией, имевшая место в 1918 году и прекратившаяся во время военного коммунизма.

      В коллективных договорах фиксировались  правила найма и увольнения. Члены  профсоюзов получали при этом преимущества: они принимались на работу в первую очередь, а увольнялись – в последнюю. На основании советского трудового законодательства устанавливались продолжительность рабочего дня, требование охраны труда, а так же уровень и форма зарплаты, ставки которой были выше, чем государственный минимум.

      Система коллективных договоров способствовала росту зарплаты рабочих, улучшению  их труда и вместе с тем повышению  дисциплины и росту производительности.

      Коллективный  договор был основой регулирования  труда так же в арендных, концессионных и кооперативных предприятиях, принявших наемную рабочую силу.

      При заключении коллективных договоров  профсоюзы встречали упорное  сопротивление частных предпринимателей, не желавших тратить средства на улучшение  материального положения рабочих. Капиталисты систематически нарушали подписанные ими соглашения, отказывались выполнять советские законы об охране труда.

      К концу 1922 года коллективные договоры распространились на 2216 тыс. работников, то есть на 49% их общего числа1. В наибольшей степени коллективные договоры распространились в тех отраслях народного хозяйства, где принципы самоокупаемости, были реально проведены в жизнь: в крупной промышленности, на железнодорожном транспорте и предприятиях связи. В отраслях, где доминировали мелкие предприятия, а так же в сельском хозяйстве широкому распространению коллективных договоров препятствовала значительная неустойчивость производственных показателей. В наименьшей степени коллективные договоры распространились там, где хозяйственный расчет не мог быть осуществлен среди служащих учреждений и работников искусства.

      Распространяя новую тарифную политику на всех членов профсоюзов, государство рисковало  превратить ее в пустую формальность. Реальность этой угрозы подтверждается фактами.

      Так, оплата труда работников просвещения  производилось по твердым ставкам  и практически не зависела от не поддающейся точному учету окупаемости  учебного процесса.

      Однако  благодаря активности профсоюза  коллективные договоры распространялись на всех работников просвещения. Ясно, что при этом искажался экономический смысл коллективных договоров.

      Об  имевшем место отношении к  коллективным договорам как к  политической компании свидетельствуют  данные о распределении работников по формам оплаты труда. Если в годы «военного коммунизма» господствовала повременная форма оплаты, то принципом хозяйственного расчета, введенным новой экономической политикой, в наибольшей мере отвечала сдельная оплата труда.

      Однако  на практике сдельная форма оплаты распространилась только на 45% рабочих2. В ряде мест сдельная оплата труда рабочих не достигла и 30%. По отраслям наиболее низкие цифры (от 22 до 37%) давала химическая промышленность3. Таким образом, и в условиях новой тарифной политики в большинстве случаев сохранились старые формы оплаты труда. Причины этого ясны: в условиях низкого жизненного уровня повременная форма  
оплаты труда в наибольшей степени защищала интересы трудящихся. Однако при этом принципы хозяйственного расчета не могли быть полностью реализованы.

      Влияние тарифной политики на жизненный уровень особенно заметно при сравнении заработной платы рабочих и служащих, значительная часть которых находилась на государственном снабжении.

      В целом по стране служащие находились в лучшем положении, чем рабочие. Заработок служащих превышал заработную плату рабочих на 49–62%1. Из всех категорий служащих наиболее высоким был жизненный уровень промышленных служащих.

      В январе 1922 года при СТО была образована Центральная фондовая комиссия (Цефонд). Ее задачей было установление и распределение централизованного фонда зарплаты. В июне эта комиссия была преобразована в Высший тарифный совет (ВТС)2. Он определял общегосударственный минимум зарплаты, намечал тарифные пояса, контролировал расходование фондов зарплаты. В октябре вместо ВТС при Наркомтруде образовалась Тарифная камера, жившая право совещательного голоса Тарифная камера, как и Высший тарифный совет, устанавливала обязательный для всех государственных и частных учреждений и предприятий минимум заработной платы.

      К началу 1924 года имело отставание роста производительности труда от роста заработной платы. Такое несоответствие надо было устранить. Состоявшийся в августе 1924 года Пленум ЦК РКП(б) заслушал доклад Комиссии ЦК и ЦКК по зарплате и принял постановление «О политике заработной платы», в котором отметил, что «процесс более быстрого роста зарплаты был до сих пор неизбежен и в общем закономерен»3.

      В начале восстановительного периода  заработная плата должна была Ч 
так расти, чтобы обеспечить самые необходимые потребности рабочих и тем самым создать условия для повышения производительности труда в дальнейшем.

      Уже с конца 1921 года фиксируется резкое падение числа прогулов, и количество рабочих дней в году почти достигает  довоенной нормы – 254,2 дня (или 98,8% от уровня 1913 года), равенство с довоенным уровнем происходит в 1922 году. Одновременно растет и производительность труда: если в 1920 – 1921 финансовом году она составляла лишь 30% довоенной, то уже через год поднялась до 51% от нее1.

      Происходит  и рост заработной платы: в 1913 году она равнялась 24,3 рубля, ее низкий уровень – 6,11 рубля – был зафиксирован в 1920 году (цифры даются в пересчете на рубли 1913 года), далее следует постоянный рост: в 1922/23 финансовом году – 11,5 рубля, в 1923/24 – 16,8 рубля, в 1924/25 – 20,7 рубля, в 1925/26 – 23,5 рубля, в 1926/27 финансовом году она равнялась 26,3 рубля, что означало превышение довоенного уровня2.

      Рост  реальной заработной платы особенно важен потому, что он происходил на фоне непрерывного и значительного сокращения рабочего дня – с 8,5 час. в 1921 году до 7,46 час. В 1927/28 финансовом году3.

      В конце 1925 года для зарплаты в бюджете  семейного рабочего, включая пособие  по соцстраху, составила почти 91%. Это  еще более укрепило бюджет рабочих4.

 

§2. Социальное страхование как одно из средств охраны труда и здоровья.

Изменения, внесенные новой экономической  политикой в систему заработной платы, поставили также по-новому вопрос о социальном страховании  рабочих. Государство брало на себя социальное обеспечение лишь военнослужащих, потерявших трудоспособность на войне и военной службе, а также нетрудоспособных членов их семей и семей погибших военнослужащих, инвалидов от рождения и предоставляло персональные пенсии лицам, имевшим заслуги перед Родиной и за выслугу лет.

      15 ноября Совнарком издал декрет  «О социальном страховании лиц,  занятых наемным трудом», по  которому страхование было установлено  во всех предприятиях, учреждениях  и хозяйствах – государственных,  кооперативных, частных, концессионных,  – а выплаты по соцстраху производились при временной и постоянной утрате трудоспособности и во время безработицф1. В случае смерти работника обеспечивались его вдова и сироты. Застрахованные трудящиеся пользовались бесплатной медицинской помощью на предметы ухода за новорожденным, кормлением ребенка, погребение умершего работника и членов его семьи.

Информация о работе Социальная политика советского правительства по отношению к рабочим, крестьянам и молодежи в советской России