Социальная политика советского правительства по отношению к рабочим, крестьянам и молодежи в советской России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:28, дипломная работа

Краткое описание

Переход к мирному социалистическому строительству происходил в сложной обстановке. Внутреннее положение Советского государства было чрезвычайно тяжелым. Народное хозяйство в результате четырехлетней империалистической войны, трехлетней гражданской войны и иностранной интервенции пришло к крайнему разорению.
Глубокие перемены социально-экономического характера, происшедшие в стране в период перехода от войны к миру, повлекли за собой коренные изменения в области политики и потребовали существенной перестройки работы органов диктатуры пролетариата.

Файлы: 1 файл

Диплом Кристина.doc

— 538.00 Кб (Скачать)

    Однако  положение в Пензенской губернии оставалось трудным. В 1922 году ряд уездов в третий раз охватила засуха. Неурожай 1922 года привел к появлению только в Городищенсом и Саранском уездах 127 тыс. голодающих.149 Трудности усугублялись последствиями голода 1921 года, когда большая часть скота была съедена, а сельхозинвентарь в значительной степени распродан. В Городищенском уезде по сравнению с 1914 годом количество лошадей уменьшилось на 83%, коров – на 63%.150 В августе 1922 года в уезде было зарегистрировано 83 умерших от голода, в сентябре 50 тыс. населения питалось суррогатами лебедой, березовыми сережками и т. д. Были зарегистрированы факты поедания падали. Необходима была срочная помощь населению. В сентябре было проведено обследование Городищенского уезда. Итоги обследования 28 сентября проводились на заседании президиума губисполкома. Предлагалось возбудить ходатайство перед ЦК помгола о выделении для Городищенского уезда трех тысяч лошадей, об отпуске 229408 пудов хлеба для 16 тыс. хозяйств уезда, об отпуске ссуды на организацию кустарных и общественных работ среди населения Городища.151 В решении также указывалось на передачу 200 комплектов обмундирования голодающим уезда, трех тысяч пудов муки, имеющейся у губкома помола.152

    В итоге напряженной работы губкомпомгола, уездных и местных комиссий помощи голодающим, всего населения голодающим районам была оказана существенная помощь. Только по состоянию на 1 января 1922 года комиссии помгола Пензенской губернии собрали 398979 тыс. рублей.

    Большое внимание уделялось обеспечению  продовольствием детских домов. В докладе президиума Пензенского  губисполкома на его пленуме 5 июля 1921 года говорилось о первоочередном снабжении продовольствием детских домов и колоний. Президиум возбудил ходатайство перед  
Комиссией детского питания при ВЦИК о срочном отпуске специального продовольственного фонда. Уездным исполкомам и продовольственным комиссиям предлагалось изыскать все средства для закупки продовольствия детским организациям.153

    Уездному  продкомитету предлагалось выделять молоко в первую очередь детским яслям. Детям, живущим в школах-коммунах, намечалось предоставить из средств  уездной комиссии помощи голодающим 390 пудов картофеля, 15 пудов ржи.154 Оказывалась помощь деньгами, питанием и инвентарем детям, вывезенным в Пензу из других губерний Поволжья. В городе были оборудованы Дом матери и ребенка, Дом малютки, два детских дома в Ахунах, детская больница. Пензе организовала с 1 апреля 1922 года питание 32 детей. В Пензе функционировали 5 детских приемников с количеством 633 детей и в уездах 9 приемников на 600 человек.155

    С осени 1922 года деятельность государственных  и общественных организаций направлялась на борьбу с последствиями голода. 14 ноября 1922 года Президиум Пензенского губпрофсовета определили проценты отчислений в помощь голодающим: 25% средств поступающих на последго и 25%  направлять в губотдел Союза.156

    Успешное  завершение борьбы с голодом свидетельствует  об огромных усилиях местных государственных, общественных организаций и рабочих коллективов в преодолении продовольственных трудностей Миллионы трудящихся были спасены от голодной смерти, а народное хозяйство от катастрофического упадка. В борьбе с голодом проявилась высочайшая сознательность, дисциплина и готовность рабочего класса идти на любые жертвы. 
§ 2. Деятельность партийных организаций Пензенской губернии по улучшению материального благосостояния и быта рабочих

    Обобщающий  показатель жизненного уровня рабочих – реальные доходы, в которых учтена вся совокупность прямых и косвенных поступлений: заработная плата, доходы от личного подсобного хозяйства их общественных фондов. В своей основе они составляли бюджет рабочих. Заработная плата – основной источник бюджета рабочей семьи – в значительной степени определяла материальное положение рабочих.

    23 октября 1920 года СНК ввел «Временное  Положение о Натуральном премировании».  Оно должно было осуществляться  при соблюдении двух условий:  выполнение производственных программ не ниже, чем на 100% и перевыполнение индивидуальной нормы труда в два, три, четыре раза. Только при этом предприятие получало натуральный фонд, а отдельный работник – натурпремию. Натуральная премия рассматривалась как дополнение к денежной оплате.

    Натурпремирование внедрялось и на предприятиях Поволжья. Вопросы заработной платы и тарифной политики широко обсуждались на совещаниях и конференциях местных профсоюзных  органов, на заседаниях Президиумов  губисполкомов. Пензенский губпрофсовет провел 6 октября 1921 года расширенное совещание с рассмотрением новых форм зарплаты, создал комиссию для определения типа предприятия с целью перевода рабочих на прожиточный минимум с гарантией его выдачи.

    1 декабря 1922 года ВЦСПС принял  наказ о введении Новой тарифной системы. Вместо 35-разрядной тарифной сетки стала действовать 17-разрядная. Пленум Пензенского губкома РКП(б), рассмотревший 9 января 1922 года отчет губпрофсовета по вопросу о нормировании труда, отметил, что новый тариф гарантирует рабочим и служащим материальное благополучие, обеспечивает прожиточный минимум. Пленум предложил отделу нормирования труда установить тарифные ставки в  соответствии с Наказом ВЦСПС и провести их в жизнь.157 В соответствии с этой тарифной сеткой рабочие тарифицировались до 9-го разряда. Для чернорабочих устанавливались 1-3 разряды, средней квалификации – 5-7 разряды, высшей – 8-9 разряды. Низший технический персонал входил в 7-12 разряды, средний – 10-14 и высший – 14–17 разряды.158

    В конце 1921 года и первой половине 1922 года начали заключаться коллективные договоры между рабочими и администрацией госпредприятий в Поволжье. Они становятся основным методом регулирования условий и оплаты промышленного труда.

    Коллективные  договоры в промышленности Пензы  начали действовать с декабря 1921 года. На 1 июля 1922 года здесь действовало 39 договоров. Заключались они первоначально на 2-3 месяца. Это срок давал возможность убедиться насколько совершенна или несовершенна форма оплаты труда, позволял устранить причины упущений и недочетов, которые обнаруживались в ходе ее реализации. По мере накопления опыта, укрепления материально-технической базы предприятия рекомендовалось заключать договоры на 3-6 месяцев.

    Традиционная  Пензенская губпартконференция, обсуждая работу профсоюзов в условиях НЭПа, нацеливала профорганизации Пензы на защиту интересов рабочих. Выполняя решения этой конференции, общественные организации усилили контроль за работой частных предприятий. 18 января 1922 года на губпартконференции вскрылись факты нарушения трудового законодательства в механической мастерской Меерсона, куда рабочие принимались в обход биржи труда, не были застрахованы, не получали расчетных книжек. «Рабочие так закабалены хозяином, что отказывались отвечать на все вопросы инспекции охраны труда. Относительно размера зарплаты не удалось выяснить. Сколько платит им хозяин они и сами не знали.159

    В 1922 – 1923 гг. инспекция Пензенского  ГСПС обследовала ряд такого рода предприятий. За нарушение коллективных договоров и несоблюдение техники  безопасности было привлечено к ответственности 40 должностных лиц с госпредприятий и 202 – с частных. 30 июля в Пензе была проведена рабочая конференция по вопросу о работе инспекторов труда. В ее решениях особое внимание обращалось на охрану труда на частных предприятиях.160

    Усилия  профсоюзных органов направлялись и на ликвидацию конфликтов между  предпринимателями и отдельными видами рабочих. Для разрешения конфликтов создавались примирительные учреждения, на предприятиях – расценочные конфликтные  комиссии.

    Конфликты вызывались несвоевременной выдачей зарплаты, продовольствия, неравномерностью снабжения, недопониманием новой экономической политики. Проявления такого рода недовольства наблюдались у рабочих пензенского депо и в железнодорожных мастерских.161 Информационная сводка Пензенского отделения дорожно-транспортного отдела Госполитуправления с 15 по 31 марта 1922 года подтверждает, что вопрос о выдаче госпайка и заработной платы нередко выливался в повседневные разговоры и обсуждения, отвлекавшие от работы. Местные органы власти стремились к ликвидации подобного рода конфликтов. С этой целью проводились собрания рабочих, на которых разъяснялось состояние продовольственного обеспечения в стране. 13 апреля губком РКП(б) обсуди положение на транспорте, направил членов комиссии для изучения продовольственного снабжения рабочих. Совместные усилия губкома партии и администрации дорог привели к нужному решению вопроса. В частности, информационная сводка по Рузаевскому участку за 10–25 апреля 1922 года сообщала, что рабочие станции Рузаевка м всего участка дружно выполняют свои обязательства.162

    Из  года в год улучшался ассортимент  потребляемых продуктов. Приведенные  данные убедительно говорят о  возрастающем потреблении калорийных продуктов питания: мясо-рыбные продукты в среднесуточном рационе 1920 года составляли 38,0 граммов, в октябре 1921 года – 80,3 и октябре 1925 года – 143,6.163 В целом хлебных продуктов расходовалось в октябре 1921 года – 579,3 и в октябре 1925 – 639,6 грамма.164 Отсюда следует, что в Пензе потребление злебных продуктов было в основном стабильным. Росла покупательная способность рабочих. В конце апреля – начале мая 1922 года пуд ржаной муки на рынке стоил 7–7,5 млн. руб., овсяной муки – 5–5,5 млн. руб. Рабочий зарабатывал в пределах 1,2–1,3 млн. руб., рабочие 1–3 разрядов могли купить четверть пуда овсяной муки.165 С повышением тарифных ставок (минимальных до 15 и максимальных до 25 млн. руб.) и снижение к осени 1922 года цен на ржаную муку почти в 2 раза рабочие 1-3 разрядов уже способны были купить на свой заработок 3,5–6,5 пудов ржаной муки ежемесячно.166 Это был существенный шаг по пути к улучшению их благосостояния.

    Большое внимание вопросам улучшения охраны труда на производстве уделил IV Всероссийский съезд профсоюзов. Съезд обязывал профорганизации, комиссии по охране труда на предприятиях периодически проводить санитарно–гигиенические мероприятия, надзор за чистотой помещений, осуществлять перевод женщин и подростков с ночных смен на посильные и менее вредные работы, заботиться об улучшении жилищных условий и т. д.

    Пензенский губпрофсовет созвал съезд работников охраны труда, организовал цикл лекций и докладов по данным вопросам. 16 ноября 1921 года президиум Пензенского губпрофсовета заслушал отчет отдела, а 24 ноября рассмотрел состояние работы его подотдела по улучшению быта рабочих. В последующие годы восстановления народного хозяйства деятельность профорганизаций по улучшению охраны труда усиливалась. Состоявшаяся в июле 1924 года конференция рабочих Пензы рекомендовала органам охраны труда проводить регулярное обследование предприятий, привлекать самих рабочих к инспектированию, строго стоять на страже кодекса законов о труде, выступать работникам охраны на фабрично-заводских собраниях.167

    За  период с июля 1925 по июль 1926 года в  Пензе было установлено 707 нарушений, связанных с недостаточным освещением, плохим отоплением, отсутствием спецодежды, отступлениями от трудового законодательства и др. Сокращались сверхурочные работы. Руководством предприятий запрашивалось разрешение на 77613 сверхурочных часов, в том числе 37505 для рабочих.168 Разрешение было получено на 39040 часов, в том числе 27534 часов для рабочих.169

    Росло социальное страхование рабочих, что  позволяло увеличивать помощь рабочим  на время болезни и несчастных случаев. Социальное страхование, как  известно, одно из позитивных проявлений заботы государства о материальном благосостоянии трудящихся. Не случайно деятельность государственных и общественных организаций была направлена на улучшение социального страхования рабочих, явившегося одной из форм охраны труда и здоровья. Фонд соцстраха складывался из взносов, которые отчислялись предприятиями, а также из государственных ассигнований. Этот фонд предназначен для рабочих и служащих, потерявших работоспособность, или ставших безработными, и использовался в целях бесплатного медобслуживания, оказания дополнительной материальной помощи, обеспечения ухода за новорожденными и др.

    На  предприятиях Пензы проводились  собрания по вопросам социального страхования. В частности, на конференции рабочих  и служащих подводились предварительные итоги по созданию страховых касс. При губздравотделе была организована секция рабочей медицины для улучшении здравоохранения рабочих, которая осуществляла контроль за правильным и современным расходованием средств на лечебную помощь. К указанному времени в губернии страхованием было охвачено 27750 рабочих, или 80% от общего числа.170 Страхование вносило определенный вклад в повышение жизненного уровня трудящихся в те трудные годы.

    В 1920 годы особенно острый была имущественная  проблема. Большинство городов Поволжья подвергалось значительным разрушениям в годы гражданской войны и иностранной интервенции.

    Решение жилищного вопроса значительно  продвинуло постановление СНК РСФСР  от 23 мая 1921 года «О мерах улучшения  жилищных условий трудящегося населения и о мерах борьбы с разрушением жилищ». Опираясь на это постановление, местные советские и профсоюзные органы Поволжья наметили целую систему мер по восстановлению разрушенного жилищного фонда. Профсоюзы Пензы взяли на учет жилищные постройки за пределами города. Нуждающихся в жилье поселяли в оборудованных общежитиях (для них выделено 444 квартиры).171 С ликвидацией последствий голода началась усиленная работа по развитию жилищного хозяйства.

    Этому способствовало письмо ЦК ВКП(б), направленное 22 мая 1922 года губком партии, по вопросу об организации жилищных товариществ кооперативов жильцов, о необходимости популяризации в массах этих форм в борьбе с жилищной нужды.

    Несмотря  на увеличение ввода в действие жилых  домов, квартир для рабочих не хватало. В Пензенском крае жилищная обеспеченность составляла в 1927 году 6,3 и в 1928 году – 6,2 кв. м. В конце 1920-х происходила снижение капиталовложений на строительство жилой площади для рабочего населения. Второй окружной съезд Советов (4–8 апреля 1928 года) составил в области жилищного строительства задачу увеличить за пятилетние жилую площадь в г. Пензе до 6,5 кв. м. Вложения в жилищное строительство определялись в сумме 8,3 млн. рублей. Съезд поручал окрисполкому поставить вопрос перед центральными органами об увеличении финансирования жилищного строительства.

Информация о работе Социальная политика советского правительства по отношению к рабочим, крестьянам и молодежи в советской России