Социальная политика советского правительства по отношению к рабочим, крестьянам и молодежи в советской России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:28, дипломная работа

Краткое описание

Переход к мирному социалистическому строительству происходил в сложной обстановке. Внутреннее положение Советского государства было чрезвычайно тяжелым. Народное хозяйство в результате четырехлетней империалистической войны, трехлетней гражданской войны и иностранной интервенции пришло к крайнему разорению.
Глубокие перемены социально-экономического характера, происшедшие в стране в период перехода от войны к миру, повлекли за собой коренные изменения в области политики и потребовали существенной перестройки работы органов диктатуры пролетариата.

Файлы: 1 файл

Диплом Кристина.doc

— 538.00 Кб (Скачать)

    Для руководства всей работой по ликвидации неграмотности среди допризывников в пределах губерний была создана постоянная комиссия под председательством губвоенкома, в составе ответственных представителей президиума губисполкома, губкома РКП(б), губкома РКСМ, губотдела рабпроса, губно и предгубграмчека.

    Для организации обучения неграмотных  допризывников использовалась, в  зависимости от местных условий, следующие мероприятия: а) прикрепление допризывников к уже существующим пунктам; б) организация новых ликвидационных пунктов для допризывников.

    Подбор  соответствующих помещений для  ликвидационных пунктов лежало на обязанности исполкомов и отделов народного образования, причем пункты развертывались в том селе или деревне, которые являлись центром по отношению к большой группе неграмотных допризывников.

    В осуществлении постановления ВЦИК от 4 августа 1923 года Спасской уграмчека  организованы и фактически приступили к работе 16 ноября 1923 года 26 ликпунктов, куда вовлечено 1902 года рождения до 700 чел., членов профсоюза – 69 чел и 30 делегаток женского отдела.210 В целях налаживания работы ликпунктов проведен учет материалов по всем культурно-просветительным организациям. В результате было взято до 200 советских букварей. Разослано циркулярное письмо ко всем работникам просвещения уезда о принятии шефства над населением своего села или деревни, в которых каждый работник берет по 10 неграмотных граждан для обучения.211

    С 15 ноября по 1 декабря 1923 года проводилась  агиткампания и в это время  производился сбор средств по частным  торговцам и хозяйственным органам, кружечный сбор на базе и постановка спектаклей в пользу ликвидации неграмотности, а также велась агитация среди членов профсоюза за отчисление заработной платы. Вопросы о ликвидации неграмотности освещались на сельских сходах, а также в местной библиотеке.

    1 октября 1924 года была организована 1-я Пензенская школа крестьянской  молодежи в с. Грабово.212 Она реорганизована из школы II ступени или 7-летки. Материальная база школы состояла поступления из местного бюджета, от кооперации, потребительской или промысловой. Школа организована при совхозе. В 1924 году приняли 32 человека, из них членов РЛКСМ 31 человек, возраст принятых 14–20 лет. Учебная подготовка принятых была такова – мужчины: 1чел. – 2 класса школы I ступени; женщины: 1 чел. – школа I ступени…213

    При Пензенской губернской школе было общежитие  размером в 8 комнат на 120 учащихся. Питались студенты в общей столовой интерната, все были на казенном содержании.

    14 ноября 1922 года начал работать  в Пензе рабфак. На 1 января 1923 года  студентов состояло 183 чел., из которых 156 мужчин и 27 женщин; по сословию – 95 рабочих, 68 крестьян и 20 советских служащих; по партийности – 35 коммунистов, 38 комсомольцев и 110 беспартийных…по национальности – русских 165, татар 8, евреев 6, мордвы 4.214 По образованию самое большое число относится к получившим начальное образование. Городских слушателей – 126 чел., уездных – 57 чел.215

    21 июня 1927 года Совет Народных Комисаров  РСФСР отметил по докладу Пензенского  губисполкома – о хозяйственном,  советском и культурном строительстве в губернии, что «…экономическое и культурное строительство Пензенской губернии остается еще ниже общереспубликанского среднего уровня по РСФСР, причинами этого являются: а) отставание сельского хозяйства; б) изношенность и низкое техническое оборудование местной промышленности и слабое ее развитие; в) маломощность местного бюджета; г) низкий культурный уровень населения…»216.

    Учитывая  особую отсталость местного бюджета  Пензенской губернии, а также наличие  неотложных мероприятий по удовлетворению хозяйственных

 

     и культурных потребностей населения, Совет Народных комиссаров постановил: «Предложить Народному комиссариату просвещения РСФСР при распределении  на 1927/28 гг. школьно-строительного фонда  усилить отпуск средств Пензенской губернии»; «Предложить Народному комиссариату просвещения РСФСР увеличить количество стипендий повышенного типа, одновременно усилив обслуживание и других культурных нужд указанных национальностей»; «Предложить Пензенскому губернскому исполнительному комитету усилить бюджетные ассигнования на низшее профессионально-техническое образование, в особенности сельскохозяйственное»217.

    Таким образом, государственные о общественные органы Пензенской губернии решительно проводили социальную политику в  период восстановления народного хозяйства. Принимали меры по борьбе с голодом в 1921 и 1922 гг. Повсеместно создавались комиссии по улучшению быта рабочих, по оказанию помощи голодающим. Наряду с ростом зарплаты промышленных рабочих увеличивались государственные затраты на социальное страхование, медицинское обслуживание, культурные нужды. Широкое развитие получила рабочая кооперация, улучшилась охрана труда. Необходимая помощь оказывалась безработным, организовывались кооперирование крестьянства, кредитная система.

 

    Заключение

    Перед Советским государством в 1920-е годы стояли невероятной трудности задачи, которые касались не только хозяйственного плана, но и основ самих отношений  между классами, которые в том  обществе, в Советской республике оставались.

    Социальная  политика коммунистической партии, законодательство Советского государства, активная деятельность всей системы диктатуры пролетариата способствовали все более полному утверждению единства советского общества.

    Двадцатые годы были годами гигантских социальных преобразований, проводимых впервые в истории. Формирование новой социальной структуры общества, создание правильных взаимоотношений между двумя основными классами общества становилось первоочередной задачей государства диктатуры пролетариата. При переходе от войны к миру экономическую базу союза рабочих и крестьян можно было создать только путем стимулирования крестьянских хозяйств с помощью торговли.

    С переходом к новой экономической  политике крестьянин, как мелкий товаропроизводитель, получал возможность свободно распоряжаться произведенными им излишками сельскохозяйственных продуктов, он мог торговать ими и расширять свое хозяйство.

    Но  восстановление экономического потенциала крестьянских хозяйств происходила  медленно по причине их маломощности. Советское село было слишком бедно. Только зажиточные семьи могли позволить себе интенсифицировать хозяйство, использовать удобрения, применять усовершенствованный инвентарь.

    В начале НЭПа государство еще не могло  оказать значительную финансовую помощь крестьянству. Нэпманы, зажиточные крестьяне выступали основными кредиторами бедноты. Поэтому кооперирование кредитных отношений приобрело особое значение. Объединение в рамках кооперации всех слоев крестьянства позволяло целенаправленно использовать капиталы зажиточной части, поставить кредитные отношения под контроль общественности и государства.

    Коммунистическая  партия ставила перед собой задачу организации подъема бедняцко-середняцких  хозяйств и ограничения эксплуататорских стремлений зажиточных крестьян.

    «Вся  политика пролетарского государства – финансовая, налоговая, кредитная, экономическая политика вообще, – подчеркивал в своих решениях XV съезд ВКП(б), – направлена к тому, чтобы поддержать всеми мерами бедняцкие и середняцкие слои деревни и в зависимости от условий по разному ограничивать эксплуататорские стремления сельскохозяйственной буржуазии»218.

    Используя такие средства воздействия на хозяйственное  развитие, как кооперация, кредит, снабжение  орудиями производства, земельное и  трудовое право, налоговая политика. Советское государство тормозило процесс расслоения деревни и ограничивало рост зажиточной части, поддерживало бедняцко-середняцкие массы крестьянства, предоставляло им возможность продержаться в своем мелком хозяйстве.

    Налоговая система была важным средством регулирования социально-экономического развития общества. Было предусмотрено, что значительная для работы по сбору продовольственного налога ляжет на плечи государственных органов диктатуры пролетариата в деревне. Освобождая от налога беднейшие слои деревни, Советская власть основную тяжесть продналога возлагала на зажиточных крестьян.

    Налоговая система оказалась также чрезвычайно  действенным средством ограничения  и постепенного вытеснения новой  буржуазии города. Подоходно-поимущественный  налог с прогрессивными ставками обложения и надбавки в местный бюджет позволяли изымать у нэпманов до половины их доходов.

    Привлекательность сельской кооперации для крестьянства заключалась прежде всего в том, что участие в ней давала ему  увеличить свой длход, получить выгоды крупного производства, при этом сохранить индивидуальность хозяйствования и быта.

    В условиях НЭПа размывалась, сокращалась  беднота. Советская власть открыла  реальную возможность избежать пауперизации, завести собственное хозяйство. Используя государственные льготы, все виды производственной помощи, значительная часть бедняцких хозяйств и поднималось до уровня середняцких. Однако определенная часть бедноты пополняла ряды батрацкой армии. Анализ арендных отношений и найма рабочей силы изучаемого периода показал, что они не выступали источником классовой дифференциации, а были обусловлены стремлением к рациональному использованию земельного фонда и людских ресурсов. Социальное выравнивание деревни явилось как результатом объективных процессов в селе, так следствием налоговой политики государства.

    Советское государство обеспечило надежную охрану прав крестьянства, проводило последовательную политику ограничения сферы эксплуатации и предотвращения возможности возрождения  капиталистических элементов, одновременно оказывая помощь беднейшим и маломощным слоям крестьянства, помогая им консолидироваться на уровне середняка. Эта линия социальной политики государства в деревне нашла свое реальное воплощение в стабилизации и неуклонном росте среднего слоя в структуре крестьянских хозяйств и крестьянского населения.

    Возникшая проблема в 1921 году как голод не была пропущена Советским государством. Для борьбы с голодом были приняты  чрезвычайные меры: помощь голодающим со стороны трудящихся других районов, организация широкой сети детских домов, мобилизация медицинского персонала против эпидемии. Лишь благодаря сверхъестественным усилиям государства и народа удалось пережить это страшное время.

    Новая экономическая политика создала  прочную материальную базу количественного  и качественного роста советского рабочего класса, улучшения его материального положения и повышения культурного уровня.

    Партия  и правительство разработали  систему экономических, политических и культурных мероприятий, необходимых  для мобилизации масс на хозяйственное строительство, привлечения их к сознательному труду, к подъему производства.

    В 1922 году удалось наконец остановить нежелательный процесс декларирования рабочего класса. Охрана интересов  рабочих, занятых на предприятиях, находилось в центре внимания Советов, специальных государственных учреждений, а также общественных организаций. Были приняты меры по укреплению трудовой дисциплины, созданию максимально благоприятных условий труда на государственных предприятиях и ограничению эксплуатации наемного труда на частных предприятиях. Уравнительность в распределении материальных благ, не стимулировавшая повышения производительности труда и квалификации работников, была отменена. На смену ей пришла новая тарифная политика, направленная на установление соответствия заработной платы производительности труда и квалификации рабочих. Новые правила оплаты труда создавали у рабочих определенный стимул, материальную заинтересованность в увеличении выработки и расширения производства. Таким образом, в основу заработной платы был положен принцип за количество и качество труда.

    Период  НЭПа ознаменовался упрочнением  и уточнением жилищных прав населения  страны. Жилищная политика советского государства была направлена на то, чтобы: обеспечить устойчивость права  трудящихся на площадь и стимулировать их заинтересованность в бережном отношении к жилью; планомерно продолжать нивелировку жилищных условий путем подтягивания к средней душевой норму отстающих в этом плане социальных групп, но не за счет урезания площади у тех, кто фактически имеет большую площадь в рамках санитарных норм.

    Система жилищного неравенства в этот период несколько сглаживается за счет определенного выравнивания уровня обеспеченности жильем разных социальных групп под воздействием демографических  и миграционных факторов. Однако со стороны такого важного показателя, каким является количество жилой площади на одного человека, ситуация выглядела малоутешительной.

Информация о работе Социальная политика советского правительства по отношению к рабочим, крестьянам и молодежи в советской России