Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:28, дипломная работа
Переход к мирному социалистическому строительству происходил в сложной обстановке. Внутреннее положение Советского государства было чрезвычайно тяжелым. Народное хозяйство в результате четырехлетней империалистической войны, трехлетней гражданской войны и иностранной интервенции пришло к крайнему разорению.
Глубокие перемены социально-экономического характера, происшедшие в стране в период перехода от войны к миру, повлекли за собой коренные изменения в области политики и потребовали существенной перестройки работы органов диктатуры пролетариата.
Для руководства всей работой по ликвидации неграмотности среди допризывников в пределах губерний была создана постоянная комиссия под председательством губвоенкома, в составе ответственных представителей президиума губисполкома, губкома РКП(б), губкома РКСМ, губотдела рабпроса, губно и предгубграмчека.
Для
организации обучения неграмотных
допризывников использовалась, в
зависимости от местных условий,
следующие мероприятия: а) прикрепление
допризывников к уже
Подбор соответствующих помещений для ликвидационных пунктов лежало на обязанности исполкомов и отделов народного образования, причем пункты развертывались в том селе или деревне, которые являлись центром по отношению к большой группе неграмотных допризывников.
В
осуществлении постановления
С 15 ноября по 1 декабря 1923 года проводилась агиткампания и в это время производился сбор средств по частным торговцам и хозяйственным органам, кружечный сбор на базе и постановка спектаклей в пользу ликвидации неграмотности, а также велась агитация среди членов профсоюза за отчисление заработной платы. Вопросы о ликвидации неграмотности освещались на сельских сходах, а также в местной библиотеке.
1
октября 1924 года была организована
1-я Пензенская школа
При Пензенской губернской школе было общежитие размером в 8 комнат на 120 учащихся. Питались студенты в общей столовой интерната, все были на казенном содержании.
14 ноября 1922 года начал работать в Пензе рабфак. На 1 января 1923 года студентов состояло 183 чел., из которых 156 мужчин и 27 женщин; по сословию – 95 рабочих, 68 крестьян и 20 советских служащих; по партийности – 35 коммунистов, 38 комсомольцев и 110 беспартийных…по национальности – русских 165, татар 8, евреев 6, мордвы 4.214 По образованию самое большое число относится к получившим начальное образование. Городских слушателей – 126 чел., уездных – 57 чел.215
21
июня 1927 года Совет Народных Комисаров
РСФСР отметил по докладу
Учитывая особую отсталость местного бюджета Пензенской губернии, а также наличие неотложных мероприятий по удовлетворению хозяйственных
и культурных потребностей населения,
Совет Народных комиссаров постановил:
«Предложить Народному
Таким образом, государственные о общественные органы Пензенской губернии решительно проводили социальную политику в период восстановления народного хозяйства. Принимали меры по борьбе с голодом в 1921 и 1922 гг. Повсеместно создавались комиссии по улучшению быта рабочих, по оказанию помощи голодающим. Наряду с ростом зарплаты промышленных рабочих увеличивались государственные затраты на социальное страхование, медицинское обслуживание, культурные нужды. Широкое развитие получила рабочая кооперация, улучшилась охрана труда. Необходимая помощь оказывалась безработным, организовывались кооперирование крестьянства, кредитная система.
Заключение
Перед Советским государством в 1920-е годы стояли невероятной трудности задачи, которые касались не только хозяйственного плана, но и основ самих отношений между классами, которые в том обществе, в Советской республике оставались.
Социальная политика коммунистической партии, законодательство Советского государства, активная деятельность всей системы диктатуры пролетариата способствовали все более полному утверждению единства советского общества.
Двадцатые годы были годами гигантских социальных преобразований, проводимых впервые в истории. Формирование новой социальной структуры общества, создание правильных взаимоотношений между двумя основными классами общества становилось первоочередной задачей государства диктатуры пролетариата. При переходе от войны к миру экономическую базу союза рабочих и крестьян можно было создать только путем стимулирования крестьянских хозяйств с помощью торговли.
С
переходом к новой
Но восстановление экономического потенциала крестьянских хозяйств происходила медленно по причине их маломощности. Советское село было слишком бедно. Только зажиточные семьи могли позволить себе интенсифицировать хозяйство, использовать удобрения, применять усовершенствованный инвентарь.
В начале НЭПа государство еще не могло оказать значительную финансовую помощь крестьянству. Нэпманы, зажиточные крестьяне выступали основными кредиторами бедноты. Поэтому кооперирование кредитных отношений приобрело особое значение. Объединение в рамках кооперации всех слоев крестьянства позволяло целенаправленно использовать капиталы зажиточной части, поставить кредитные отношения под контроль общественности и государства.
Коммунистическая
партия ставила перед собой задачу
организации подъема бедняцко-
«Вся политика пролетарского государства – финансовая, налоговая, кредитная, экономическая политика вообще, – подчеркивал в своих решениях XV съезд ВКП(б), – направлена к тому, чтобы поддержать всеми мерами бедняцкие и середняцкие слои деревни и в зависимости от условий по разному ограничивать эксплуататорские стремления сельскохозяйственной буржуазии»218.
Используя такие средства воздействия на хозяйственное развитие, как кооперация, кредит, снабжение орудиями производства, земельное и трудовое право, налоговая политика. Советское государство тормозило процесс расслоения деревни и ограничивало рост зажиточной части, поддерживало бедняцко-середняцкие массы крестьянства, предоставляло им возможность продержаться в своем мелком хозяйстве.
Налоговая система была важным средством регулирования социально-экономического развития общества. Было предусмотрено, что значительная для работы по сбору продовольственного налога ляжет на плечи государственных органов диктатуры пролетариата в деревне. Освобождая от налога беднейшие слои деревни, Советская власть основную тяжесть продналога возлагала на зажиточных крестьян.
Налоговая
система оказалась также
Привлекательность сельской кооперации для крестьянства заключалась прежде всего в том, что участие в ней давала ему увеличить свой длход, получить выгоды крупного производства, при этом сохранить индивидуальность хозяйствования и быта.
В
условиях НЭПа размывалась, сокращалась
беднота. Советская власть открыла
реальную возможность избежать пауперизации,
завести собственное хозяйство.
Используя государственные
Советское государство обеспечило надежную охрану прав крестьянства, проводило последовательную политику ограничения сферы эксплуатации и предотвращения возможности возрождения капиталистических элементов, одновременно оказывая помощь беднейшим и маломощным слоям крестьянства, помогая им консолидироваться на уровне середняка. Эта линия социальной политики государства в деревне нашла свое реальное воплощение в стабилизации и неуклонном росте среднего слоя в структуре крестьянских хозяйств и крестьянского населения.
Возникшая
проблема в 1921 году как голод не была
пропущена Советским
Новая экономическая политика создала прочную материальную базу количественного и качественного роста советского рабочего класса, улучшения его материального положения и повышения культурного уровня.
Партия и правительство разработали систему экономических, политических и культурных мероприятий, необходимых для мобилизации масс на хозяйственное строительство, привлечения их к сознательному труду, к подъему производства.
В
1922 году удалось наконец остановить
нежелательный процесс
Период НЭПа ознаменовался упрочнением и уточнением жилищных прав населения страны. Жилищная политика советского государства была направлена на то, чтобы: обеспечить устойчивость права трудящихся на площадь и стимулировать их заинтересованность в бережном отношении к жилью; планомерно продолжать нивелировку жилищных условий путем подтягивания к средней душевой норму отстающих в этом плане социальных групп, но не за счет урезания площади у тех, кто фактически имеет большую площадь в рамках санитарных норм.
Система жилищного неравенства в этот период несколько сглаживается за счет определенного выравнивания уровня обеспеченности жильем разных социальных групп под воздействием демографических и миграционных факторов. Однако со стороны такого важного показателя, каким является количество жилой площади на одного человека, ситуация выглядела малоутешительной.