Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:20, шпаргалка

Краткое описание

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии — ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название "ханифского". Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570— 632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого "снизошли откровения", записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога — Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь

Файлы: 1 файл

Тема 12.docx

— 157.73 Кб (Скачать)

Завещание было ограниченным, так как наследодатель  мог завещать только одну треть имущества. Завещания допускались как в  письменном виде, так и в устной форме. Завещание не могло быть в  пользу законных наследников. Не имели  права наследования следующие лица: неверные в отношении имущества мусульманина, виновные в лишении жизни наследодателя, разведенные, рабы.

Поскольку наследование по закону было весьма сложным и  запутанным, постольку наследодатель  назначал обычно доверенное лицо, которому поручалось осуществить раздел имущества  между наследниками.

 

в) Суд и судопроизводство

 

Начальный этап правосудия был тесно связан с  деятельностью пророка Мухаммеда, который лично решал споры как среди членов мусульманской общины, так и между ними и немусульманами. Одновременно Муххамед поручал своим наместникам не только управление городами и областями, но и осуществление судебных функций. После смерти Пророка высшую судебную власть продолжали иметь халифы. Что касается наместников, то они стали поручать рассмотрение дел знатокам мусульманского права, которые в конечном счете превратились в профессиональных судей. Отправление правосудия было привилегией духовенства. Мусульманские судьи (кади) назначались халифом и выступали от его имени. После прихода к власти Аббасидов появилась должность верховного судьи, который по поручению халифа подбирал и назначал судей, контролировал их деятельность, Эти функции высший судья осуществлял совместно с коллегией виднейших богословов. В компетенцию кади входило рассмотрение гражданских и уголовных дел, часть которых относилась к прерогативе халифа и наместников. Дело в том, что в Арабском халифате судебная власть не была отделена от исполнительной. Халифы и наместники не только определяли пределы юрисдикции судей, но и непосредственно участвовали в отправлении правосудия. Поэтому многие предпочитали обращаться за защитой своих прав не к судье, а непосредственно к наместнику или даже к самому халифу. Например, жалобы на произвол чиновников рассматривались специальными судьями из "ведомства жалоб".

Кадий в сложных  случаях имеет право советоваться с законоведами, приглашать их на судебные заседания; он может назначить одного или несколько заместителей из числа  мусульман безупречного образа жизни, знающих шариат.

Кроме судебных функций кади наблюдали за исполнением  судебных решений, ведали вопросам опеки  и попечительства, осуществляли надзор за вакфами, за местами заключения, удостоверяли завещания, проверяли  законность землепользования.

Что касается процесса, то мусульманское право  не знает принципиальных различий в  порядке рассмотрения уголовных  и гражданских дел. Определенная категория дел (тяжбы гражданско-правового  характера по сделкам, телесные повреждения, ложное обвинение в прелюбодеянии) рассматривалась только по заявлению  лица, права которого нарушены.

Большинство дел могли стать предметом  судебного разбирательства по требованию любого, в том числе и инициативе судьи. Судья единолично принимал решение  по рассмотренному делу в течение  одного дня.

До середины VIII в. ход судебного разбирательства не фиксировался в письменном виде; принятое по делу решение сразу же приводилось в исполнение. Но уже в начальный период правления Аббасидов процесс стал письменным. Шариат знал следующие виды доказательств: признание, свидетельские показания, письменные документы; клятва; обоснованные, по усмотрению судьи, слухи, и личное убеждение судьи, сложившиеся на основе известных только ему фактов.

Процесс в  целом носил состязательный характер; при рассмотрении гражданских споров судья должен был предоставить тяжущимся  равные права.

Особое внимание мусульманское право уделяло  свидетельским показаниям. При этом отдавалось явное предпочтение показаниям мужчин: по преступлениям, за которые  предусматривались строго определенные меры наказания, во внимание принимаются  только свидетельские показания  мужчин (четырех по прелюбодеянию, двух по иным деяниям). По менее значительным уголовным делам и обычным  спорам показания одного свидетеля  мужчины могли дополняться свидетельством двух женщин. В Коране по этому поводу сказано: "И берите в свидетели  двух мужчин. А если не будет двух мужчин, то — мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется одна, то напомнила бы ей другая..."

Процесс был  публичным, судебные дела рассматривались  обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Прокуроров и адвокатов  в Арабском халифате не было. В целом  процесс отличался простотой  и несложностью.

 

Семинар – 27

Государство и право  средневекового Китая

  1. Восстановление и расцвет империи: династии Суй и Тан (VI–X вв.)

1. Правление династии Суй (581-618)

Во второй половине VI в. культурные, экономические и политические различия между Севером и Югом страны значительно  смягчились. Варвары Севера постепенно ассимилировались с местным населением, а боеспособная тобийская конница  — опора степняков — перестала  существовать. Кочевники Центральной  Азии, создав мощный союз — Тюркский каганат, — угрожали очередным вторжением. Опасность подчинения новым завоевателям стала реальной Неудивительно, что  в этих условиях инициатива возрождения  единства страны принадлежала северянам 

В одном из многочисленных северных государств — Чжоу — к  власти пришла военная группировка  китайско-варварской знати Северо-Западного  Китая, ставшая центром консолидации сил. В противоборстве с сепаратистскими  устремлениями сильных домов  она добилась воссоединения страны под властью китайцев, и в 581 г. военачальник Севера Ян Цзянь (Вэнь-ди) был провозглашен императором новой  династии, получившей название Суй.

Сравнительно быстрое  воссоединение огромной страны объяснялось  следующими причинами. Культурные, экономические  и политические интересы Китая требовали  прекращения внутренних войн и объединения  нестойких царств в единую империю. Мелкие и слабые царства не могли  защитить огромную сухопутную границу  земледельческих районов Китая  от набегов кочевников-соседей. Затянувшиеся изнурительные междоусобицы подрывали  сельское хозяйство, ремесло, торговлю, затрудняли использование огромной ирригационной системы, а сложившаяся  еще в древности культура земледелия была немыслимой без искусственного орошения. Необходимость ликвидации последствий губительных разливов рек и опустошительных засух  требовала единения средств и  рабочих рук и была не под силу отдельным властителям.

Расчленение Китая, отсутствие сильного и прочного общегосударственного аппарата затрудняли возможность наладить жизнь в стране. В то же время  ее объединению способствовали интенсивные  культурные контакты, издавна существовавшие между Югом и Севером. Дальнейшее заселение северянами юга страны стимулировало тяготение жителей  этих районов друг к другу.

Образование новой династии круто изменило течение китайской  истории. На смену четырехвековой эпохе  раскола и противоборства пришло время единения и централизации. Прекращение междоусобицы вызвало  мощный экономический и культурный подъем в стране. Расширилась площадь  посевов, выросло население.

Во время внутренних войн и нашествий кочевников в IV—V вв. почти все города Китая были разграблены  или сожжены. Древние столицы  Чанъань и Лоян превратились в  руины. На юге Китая жизнь сохранившихся  городов мало чем отличалась от деревенской. Однако уже в VI в. возродилось градостроительство. И на юге и на севере стали появляться новые города — как пограничные города-крепости, торгово-ремесленные центры на больших реках и в местах добычи сырья или как морские порты. Заново отстраивались поражавшие воображение современников столицы — центры культуры и ремесла, зримое средоточие функций государственного управления.

Ремесленники одной специальности  селились на одной улице или в  одном квартале, а на рынках лавки  торговцев, лепясь друг к другу, составляли ряды. В VI в. на их основе сложились торгово-ремесленные объединения, получившие название туанъ и хан. Этими терминами обозначались и торговые ряды, и ремесленники одной профессии, и собственно ремесленные корпорации. Деятельность цехов регламентировалась обычным правом.

Император Ян Цзянь выдвинул, в согласии с конфуцианской доктриной, курс на упорядочение отношений в  стране, стабильность и процветание. Новые власти снизили налоги, отменили соляную и винную монополии казны, выпустили новую монету. Будучи приверженцем конфуцианства, Вэнь-ди стал приглашать на службу ученых, заложил основы института  экзаменов, успешная сдача которых  открывала перспективу получения  должности чиновника для каждого  жителя Поднебесной.

Суйский двор заимствовал  бюрократическую систему ханьского  образца, было упорядочено административное деление, значительно сокращен штат государственных служащих.

Ян Цзянь настойчиво добивался  укрепления власти центра и беспощадно расправлялся с местной знатью. Но в 604 г. он был убит своим сыном  Ян Гуаном, который и вступил на престол. Основу политики Ян Гуана (Ян-ди) составляли мероприятия, направленные на обогащение казны, экономическую  и политическую централизацию.

Ян Гуан учредил экзамен  на степень цзиньши («продвинутого  мужа»), ставший позднее одним  из главных каналов выдвижения на службу, подчеркнув тем самым приоритет  гуманитарного, гражданского начала в стране. Что касается военных, то их перевели в разряд податного люда, в подчинение провинциальным гражданским властям.

Новый император перенес  столицу в Лоян, переселив в  него до 10 тыс. богатых семей. Великолепный дворцовый ансамбль, громадный парк с редкостными растениями, диковинными  зверями, прудами и каналами поражали современников сказочной роскошью.

Для усиления связи центра с периферией был сооружен водный путь, соединивший долины рек Хуанхэ и Янцзы. Великий канал, созданный  на базе старых и новых каналов, рек  и озер, имел множество шлюзов. Внутренний водный путь, проходивший с Юга  на Север, способствовал развитию торговли, укреплению контактов столицы с  провинцией, регулярности перевозок  продуктов с Юга — рисовой  житницы страны. Кроме того, он обеспечивал  большую маневренность в случае необходимости переброски войск.

Другим крупным мероприятием того времени стало укрепление и  реконструкция Великой стены (607—608). Строительство казенных сооружений, возрастающие расходы знати и  двора требовали все больше средств. И власти произвели переучет населения, увеличили налогообложение и  сроки повинности. Труд на отработках, особенно на сооружении казенных объектов, был сродни рабскому. Строители кораблей, перевозчики зерна, занятые подневольной работой, жили в тяжелейших условиях.

Грандиозное строительство, поражавшее современников своей  пышностью, непомерные траты, обеспечивающие роскошь императорского двора, —  все это стало возможным благодаря  использованию властями традиционного  средства — надельной системы, позволяющей, как это уже не раз случалось  в китайской истории, молодым  восходящим династиям, возродив «коренное», главное занятие — земледелие, наладить и все другие ветви древа  государственности.

Длительные войны и  междоусобицы начала VII в. привели к опустошению многих районов, к запустению полей и массовой гибели людей. Уже во время войн, развязанных Ян Цзянем, многие земли, ранее принадлежавшие знати и чиновникам, стали государственными, а надельная система распространилась по всей империи. Прекращение распрей способствовало обработке заброшенных и целинных земель и восстановлению ирригационной системы в широких масштабах. Установление единой власти в стране дало возможность упорядочить учет населения. При Ян Цзяне власти выявили более 1,5 млн. крестьян, не внесенных ранее в податные списки, официально сократили размер надела, налог же с двух с лишним даней зерна возрос до трех даней с четы, а трудовая повинность достигла 30 дней в году. Впервые на рабов предоставляли такой же надел, какой давался свободному земледельцу. При этом была сделана уступка хозяевам рабов: подать с их надела была вдвое меньше. Большая часть налога, собранного с крестьян, поступала в казну, а меньшая — в местные склады.

Во время правления  Ян Гуана еще более возросли трудовые повинности. Источники свидетельствуют  о привлечении на строительство  Лояна 2 млн. человек, на сооружение Великого канала и Великой стены — 1 млн.

В империи Суй в рамках надельной системы были восстановлены так называемые «должностные земли (гуань-тянь)», доходы с которых шли в кормление чиновникам. Кроме того, из казенного фонда членам императорской фамилии, носившим титул вана, выделялись владения до 10 тыс. му земли. Ян Гуан, сократив ранги титулованной знати с девяти до трех, тем самым стремился ограничить эти владения.

На примере династии Суй отчетливо видна классическая динамика восходящей и нисходящей линий развития династии и государства в целом: сначала упрочение императорской власти, культурный взлет, уступки основным производителям, а затем — усиление агрессивной внешней политики, рост разорительных налогов и крупного землевладения и, наконец, развал страны.

Правители Суй вели затяжные, но малоуспешные войны на всем протяжении границ империи. Стабилизация внешнего положения рассматривалась как средство упрочения их позиций внутри страны. Тем же целям служила и гибкая дипломатия: натравливание одних племен на другие, разжигание внутриплеменной розни, задабривание титулами и подарками, династические браки, приглашение членов правящих родов почетными заложниками ко двору императоров. Эти методы наиболее ярко проявились в отношениях с Тюркским каганатом, распавшимся вскоре на Восточный и Западный. В борьбе за объединение страны в конце VI в. суйские власти иногда признавали свою зависимость от тюрок.

Действия китайцев на северо-востоке  были направлены на овладение Ляонином и морскими путями в Желтом море. Так, объектом захватнической политики империи Суй стали государства Когуре и Пэкче (в северной и юго-западной частях Корейского полуострова). Силла (на юго-востоке полуострова) выступала союзником Суйской империи. В ожесточенной войне 612—614 гг. китайцы трижды совершали неудачные походы в Корею. Тяготы военных походов и особенно неудача корейских войн послужили одним из толчков к широкому народному выступлению против правящей династии. Особенно упорными и массовыми были восстания в Шаньдуне и Хэнани, где прошел с военными походами Ян Гуан и скопились беглые воины и возчики. Именно там в 610 г. повстанцы образовали самостоятельное царство, провозгласив его главой Доу Цзяньдэ, бывшего сельского старосту и воина.

Одновременно начались раздоры  в правящем стане. В возникшей  смуте сильнейшим оказался родственник  Ян Гуана по женской линии Ли Юань. В 617 г. в Тайюане он поднял мятеж и вскоре с войском, усиленным конницей союзных тюркских племен, захватил Чанъань. После неудачи корейского похода Ян Гуан, спасаясь от мятежников, бежал на юг. В 618 г. в г. Цзянду он был убит дворцовой стражей, а Ли Юань провозгласил основание династии Тан.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"