Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:20, шпаргалка
Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии — ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название "ханифского". Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570— 632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого "снизошли откровения", записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога — Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь
Восстание «красных войск» охватило почти весь север страны. Повстанцы заняли Кайфын, Датун и другие крупные города, достигли Великой китайской стены, приблизились к столице. Правительственные же войска терпели поражение.
В 1351 г. восстания
охватили и центральные районы Китая,
где также проповедовалось
Повстанцы этой провинции были связаны с движением «красных войск» и признавали претендента на сунский престол Монгольская знать создавала военные отряды, назначала на высокие посты представителей китайской знати, посылала против восставших отборные императорские войска Отряды «красных войск» понесли серьезные потери. В 1363 г. главные силы Лю Футуна подверглись разгрому, а сам он был убит. Часть отрядов «красных войск» отошла через Шэньси в Сычуань, часть присоединилась к Чжу Юаньчжану.
Антимонгольское движение в Центральном Китае продолжало крепнуть. Чжу Юаньчжан обосновался в Нанкине. Поскольку китайские чиновники в этом крае не поддержали власти Юаней (как то было на Севере), он многих из них назначил советниками.
Одержав победу над соперниками, Чжу Юаньчжан отправил войско на север и в 1368 г. занял Пекин Последний из правящих в Китае потомков Чингис-хана бежал на север. Чжу Юаньчжан, провозглашенный в Нанкине императором новой династии Мин, еще около 20 лет отвоевывал территории страны.
6. Средневековое право Китая
Право средневекового
Китая 1. Имущественные отношения 2.
Семейное право 3. Наследственное право
4. Уголовное право 5. Судебный процесс
1. Основными формами
Общинное землевладение перестало существовать
в Китае еще в древности. Коллективная
собственность на землю имела форму семейной
или родовой собственности, выделенной
на поддержание культа предков и на общинные
кладбища. Договоры заклада собственности
имели следующие особенности:
при закладе земли залогодатель длительное
время не терял на заложенную землю права
собственности, сохраняя право выкупа
земли после истечения срока уплаты долга,
поскольку отчуждение семейной собственности
допускалось лишь в случае крайней нужды
с правом последующего выкупа. Залогодержатель
не мог распорядиться землей, даже если
в договоре займа оговаривалась возможность
продать землю. В случае неуплаты долга
продаваемая земля должна была быть предложена
сначала родственникам, затем соседям
залогодателя; при залоге движимого имущества
также исключалось самовольное распоряжение
им, даже если исполнение договора было
просрочено; кроме того, отдать в залог
семейное имущество мог только глава семьи.
Китайское право отличало от договора
займа договор ссуды - передачу в пользование
конкретно-определенной вещи, невозвращение
которой влекло за собой уголовную ответственность.
Договор купли-продажи занимал особое
место в китайском обязательственном
праве. Главным условием его действительности
являлось соглашение сторон. Купля-продажа
обычных вещей, так же как рабов и скота,
требовала составления купчей. Несоставление
купчей наказывалось битьем палками. При
продаже людей необходимо было свидетельство,
что продаваемый человек с рождения был
лично свободен.
2. Семейное право в Китае (а также гражданское
и другие отрасли частного права) базировалось
на принципах конфуцианской морали. Еще
в эпоху Хань конфуцианизация законов
привела к усилению мер наказания за проступки
перед родителями и старшими в роде.
Брак рассматривался как долг, выполнение
которого должно служить интересам семьи,
требованиям культа предков. Целью брака
было появление мужского потомства. Браку
предшествовало соглашение семей жениха
и невесты, не требовавшее согласия брачующихся,
но обязательно предусматривавшее согласие
отца. Возраст брачного совершеннолетия
не закреплялся, но обычно он составлял
15-16 лет для мужчин и 14 - 15 лет для женщин.
Был распространен обычай помолвки еще
не родившихся детей.
Запрещались браки свободных с рабами,
с родственниками по мужской линии в любой
степени родства, с лицом, носящим ту же
фамилию.
Запрещалась полигамия, второй брак при
жизни первой жены признавался недействительным.
У мужчин могло быть неограниченное число
наложниц, права которых определялись
обычаем. Развод в Китае допускался по
обоюдному согласию супругов - китайский
брак не носил священного, нерасторжимого
характера. Муж мог требовать развода
в случаях бесплодия жены, распутства,
проявления непочтения к мужу и его родителям,
болтливости, склонности к воровству и
др. Жена могла требовать развода, если
муж покидал ее на срок более трех месяцев,
продавал в рабство или принуждал к аморальному
поведению.
3. Наследование носило характер общего
правопреемства, так как сопровождалось
ответственностью наследников за долги
умершего. Отдельно наследовались чин
(титул, должность), если он передавался
по наследству, и имущество умершего, переходящее
нисходящим родственникам по мужской
линии. Чин мог быть унаследован только
старшим сыном. Замужние дочери не имели
права на наследство, незамужние получали
половину доли братьев.
Отец не имел права лишить сына наследства,
а также увеличить долю одного сына за
счет другого.
4. В области средневекового уголовного
права Китая идеология конфуцианства
возобладала над концепцией легистов,
считавших, что все должны быть равны перед
законом: конфуцианцы утверждали, что
наследственная аристократия и администрация
должны стоять над законом. Конфуцианство
проявилось также в вере китайцев в исключительную
эффективность взаимодействующих друг
с другом моральных норм и жестких правовых
норм.
Неопределенность границ моральной нормы
и отсутствие сформулированного в законе
этого правового понятия препятствовали
разграничению в праве форм вины, и поэтому
при вынесении наказаний использовались
такие категории, как неведение, неумышленность,
небрежность, забывчивость, ошибка.
Законодательство не знало института
необходимой обороны, но освобождало от
ответственности ближайших родственников,
защищавших от нападения отца, мать, деда,
бабку, объясняя негативные последствия
этих действий (вплоть до убийства нападавшего)
тем, что они не были продиктованы преступной
волей.
Классификация преступлений в зависимости
от их общественной опасности основывалась
на концепции "десяти зол":
первой, второй и третьей формами зла считались
преступные посягательства против императора
- заговор о мятеже против государя, непокорство
и измена; четвертой - преступления против
близких родственников, убийство или избиение
деда, бабки, родителей, умысел убить их,
убийство старших братьев, сестер, близких
кровных родственников мужа; пятой - поведение,
противоречащее естественному порядку
вещей, и преступления, совершенные с особой
жестокостью. Сюда были отнесены убийства
в одной семье трех человек, совершение
преступления с особой злостностью, все
виды колдовских магических действий,
приготовление, хранение и передача другому
лицу ядов и пр.; шестой - преступления,
связанные с нарушением особо значимых
запретов, к числу которых были отнесены
кража предметов культа; кража вещей, используемых
императором; оплошности, допущенные при
приготовлении ему пищи, лекарства; злословие
в адрес императора; седьмая, восьмая,
девятая и десятая формы зла были связаны
с защитой нравственного порядка в семье,
рассматриваемого в качестве основы социального
порядка. 5. Судебный процесс носил инквизиционный
характер.
Дело начиналось обычно с письменной или
устной жалобы потерпевшего в уездный
суд, составленной по определенной форме.
Преследование преступника было обязанностью
государства. Специальные чиновники, ответственные
за поиски преступника, должны были разыскать
его в определенный срок. Если преступник
не был найден, чиновник наказывался палочными
ударами. Это создавало условия для привлечения
к ответственности невиновных.
До суда преступника держали в тюрьме,
женщин отдавали на поруки в дом мужа.
Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный
характер, судьи исходили из презумпции
виновности обвиняемого и ставили своей
главной целью добиться признания последнего.
Судьи проводили допросы, очные ставки,
назначали пытки. Если признание вины
не было получено после троекратного допроса
под пытками, то пытки могли быть применены
к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве.
Обвиняемый мог быть оправдан, осужден
или его дело могло быть признано сомнительным.
Кроме судей и чиновников, расследовавших
преступление, в судах были стряпчие, делопроизводители,
посыльные, стражники, экзекуторы.
Семинар – 28
Государство и право средневековой Японии
Японская цивилизация начала свое формирование в I тыс. до н. э. Первые поселения людей в этой части Восточной Азии появились намного раньше – около 40 тыс. лет до н. э., еще до отделения Японских островов от азиатского материка. Долгие столетия Япония была почти замкнутым – в культурном и политическом отношении – миром. О самом существовании народа и государства знали только в соседних Китае и Корее, с которыми издавна сложились непростые отношения. Влияние китайской цивилизации на раннее становление Японии было значительным, даже иероглифическая письменность пришла из Китая. Однако в последующем японская цивилизация сформировала собственную и своеобразную традицию государственного и правового уклада, в котором выразились и своеобразие культурно-религиозного мира нации, и особенности военно-феодального строя, подчинившего с раннего времени социальную организацию Японии. Влияние древних традиций на последующее развитие государственной организации было особенно значительным. Это сделало японскую государственность эпохи Средних веков одной из наиболее устойчивых и самобытных.
В I-II вв.
население южных Японских
С рубежа
II-III вв. социальная иерархия в
кланах стала довольно быстро
превращаться в
Объединение Ямато (сер. V - нач. VII в.) было типичным протогосударством. Сложилось оно под значительным китайским влиянием. Особенно возросло это влияние с VI в., после распространения в Японии буддизма; роль буддийских монастырей в укреплении очагов государственности была велика.
Власть
главы господствующего союза
постепенно была признана
К VI в.
местные клановые правители
На протяжении
VI в. выдвинувшиеся в результате
образования
С правлением
принца-регента из дома Сога
Умаядо связано появление
С конца
VI в. объединение Ямато стало
стремиться к высвобождению из-
Окончательное
формирование государственной
Используя
недовольство крестьянской
Вследствие
политических перемен во
Страна
обрела новое жесткое деление
на провинции, уезды и деревни.
По своей
внутренней структуре
В последней
четверти XVI в. крупнейшие феодалы Центральной
Японии повели борьбу за политическое
объединение страны. В этой борьбе
они опирались на возросшее недовольство
феодальными раздорами крестьян
и горожан, а также на менявшееся
сословие самураев. Война против режима
прежнего сегуната приобрела характер
политической реконструкции страны
под руководством лидера оппозиционных
групп феодалов и самурайства
Тоэтоми Хидееси (1536-1598). Военные
успехи оппозиции были дополнены
рядом централизаторских
Для обеспечения преемства власти в своей семье и предотвращения новой межфеодальной войны Хидееси образовал особый Совет регентов (1598) из пяти главных министров-князей (тайро), которые должны были править до совершеннолетия сына Хидееси. Однако в 1600 г. наиболее влиятельный и богатый из князей-регентов Токугава Иеясу разрушил установленную систему, разгромил оппозицию других князей и стал единоличным военным правителем страны. К 1603 г. император даровал Иеясу титул и полномочия сёгуна. Тем самым в стране установился новый режим сегуната, охвативший всю централизованную страну. Окончательно новый политический и административный режим упрочился в сер. XVII в., при третьем сегуне династии, после целого ряда правовых и административных преобразований.
В ходе социально-правовых реформ была упрочена и частично преобразована прежняя сословная структура общества. Она получила название си-но-ко-се. Высшее сословие было представлено самурайством (си), среднее – крестьянством (но), ремесленниками (ко) и торговцами (се). Дворянство также не представляло единой категории. Высший слой составила придворная аристократия (кугэ), связанная только с императорской семьей и лишенная реальных богатств и влияния. Главную и значимую часть дворянства образовывали военные дома (букэ), среди которых выделялись владетельные князья – дайме, и рядовое дворянство. Сохранив владения и влияние дайме, Токугава преобразовал сословие по составу. Были проведены значительные конфискации владений и переселение князей (до 1/2 всех земель страны поменяли владельцев). Перераспределялись земли, также учитывая внутренние категории дайме: родственников сегуна, его прямых вассалов (приверженцев), опальных и враждебных. Только из первых двух категорий формировались государственные органы, заполнялись вакансии наместников в провинции. Для удержания дайме в повиновении была введена практика заложничества (1635), когда князья предоставляли сегуну своих родственников в обеспечение верности. Вместе с тем князья остались единственными, кроме государства, земельными собственниками; в остальном поместья-сеэн были ликвидированы. Самурайское сословие получало условные земельные владения, разные по статусу для тех, кто относился к личным вассалам сегуна, вассалам других князей. Особенно многочисленную прослойку составили деклассированные самураи – ронины, практически единственными правами которых оставались ношение оружия и свобода незамедлительно расправиться с обидчиком, не прибегая к суду.