Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:20, шпаргалка

Краткое описание

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии — ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название "ханифского". Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570— 632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого "снизошли откровения", записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога — Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь

Файлы: 1 файл

Тема 12.docx

— 157.73 Кб (Скачать)

2. Воцарение династии  Тан (618-907)

Танский период стал эпохой расцвета средневекового Китая. Объединению  страны под властью танского дома во многом способствовала политика Ли Юаня, сумевшего добиться поддержки различных групп населения. Он отменил податную задолженность за прошлые годы и ограничил сроки государственной барщины, освободил крестьян, проданных в рабство. Новые власти объявили о помощи голодающим, вели борьбу с последствиями наводнений. Политическим противникам было обещано помилование в случае изъявления покорности. Государство покровительствовало купцам и торговле.

Хотя Ли Юань обещал амнистию восставшим, он уничтожил повстанческие центры, а руководителя восстания Доу Цзяньдэ приговорил к казни. Вооруженная борьба за объединение страны и гибкая политика дома Тан обеспечили им к 628 г. полную победу. Важным этапом на пути к ней стало возвращение Ли Юаня к традиционной надельной системе в 624 г. Впервые в истории об этой аграрной системе можно судить не только по государственному законодательству, но и на основе данных подворных реестров (обнаруженных во время экспедиций в 1907—1914 гг. на северо-западе Китая — в Дуньхуане и Турфане), свидетельствующих о претворении указа в жизнь на всей территории огромной страны вплоть до самых ее окраин.

Длительные войны и  междоусобия начала VII в. привели  к опустошению страны —запустению полей, массовой гибели населения. Ведя борьбу с могущественными соперниками, Танский двор вновь обратился к надельной системе. По эдикту 624 г. каждый взрослый трудоспособный мужчина получал право на садово-огородный надел и пахотное поле в 80 му, подлежащее ежегодному переделу с учетом изменения возрастного и семейного состава хозяйств.

Вначале трудоспособным считали  каждого, достигшего 18-летнего возраста (при нехватке рабочих рук), а впоследствии, когда все пустоши были распаханы, — 21 года. Размеры наделов зависели от качества почвы, от степени заселенности данной местности. На садово-огородном  наделе следовало сажать тутовые  и другие деревья. При некоторых  ограничениях это наследственное владение семьи можно было покупать, продавать  и закладывать. Распоряжаться подобным же образом с пахотным участком, кроме исключительных случаев, не разрешалось. Однако эти оговорки — лишнее свидетельство  того, что купля-продажа и заклады  всех видов земель практиковались. Новым при Тан явилось лишение женщин (кроме вдов) права на надел. В отличие от частных государственные рабы получали полный или половинный надел, что фактически превращало их в обыкновенных крестьян.

И чтобы ни один из податных не смог ускользнуть от налогообложения, над ними был усилен контроль. Учет населения по возрасту велся по пяти категориям: от рождения до 4 лет, от 4 до 16, от 16 до 21 года, от 21 до 60 и, наконец, после 60. Трудовая повинность была сокращена с 30 до 20 дней в году. В местах, где ткани не производились, взималось серебро, а у скотоводов — бараны. Если крестьянин отрабатывал больше положенного времени, его освобождали от части уплаты зерном и тканями. На время освобождались от податей поднявшие целину и перешедшие в малонаселенные районы. В танский период в половинном размере надел могли получить также купцы и ремесленники. В условиях надельной системы непосредственные производители становились вместе с наделами единым объектом собственности государства, облагаемым рентой-налогом.

Необходимые для проведения надельной системы детальный  учет населения, фиксация повинностей, бесперебойное поступление налогов  в казну обеспечивались принципом  круговой поруки. Низшей административной единицей была общинная деревня, чьи  традиционные органы самоуправления все  более становились звеньями фискального  аппарата государства. Вместе с тем  анализ реестров показывает, что казна  нередко шла на компромисс и община продолжала играть определенную роль в регулировании землепользованием  крестьян на основе норм обычного права.

Надельная система заложила основу процветания страны. После  нескольких лет упорной борьбы с  соперниками танский дом смог стабилизировать положение. Однако само царствование Ли Юаня было непродолжительным. Его сын Ли Шиминь (Тай-цзун) хладнокровно расправился со своими братьями, а затем, заставив отца отречься от престола, занял его место. Процарствовал он 23 года (626-649).

Расцвет танского Китая не в последнюю очередь был связан с государственной мудростью  его правителей. Первые танские императоры, сознательно следуя курсу своих  суйских предшественников, учли и их печальный опыт упущенных возможностей. Особенно преуспел в этом Тай-цзун — властный и умный правитель, обладавший завидным политическим чутьем и тактом. Не случайно именно он в своей деятельности воплощал учение «о гармонизации мира (государства) ради блага народа» (цзин цзи), направленное на достижение социальной гармонии (как продолжения космической) и пресечение мятежа и хаоса. Автором этого учения, предложившего реальный путь к воплощению идеалов предков в современных условиях, был Ван Тун (584—617), создавший в подражание «Луньюю» «Изложение о середине» (Чжун шо). Его социально-политический проект достижения «Великого равновесия», представленный еще в суйское время, тогда был отклонен императором, но учение Ван Туна воплотили в жизнь его последователи — крупные танские сановники. Ли Шиминь, почитаемый традицией «образцовым правителем», умело трактовал заветы древних ради насущных задач современности, последовательно разделял суйскую версию конфуцианских канонов.

Учение о гармоническом  управлении предполагало необходимость  перенесения принципа природной  гармонии с помощью космоткача в  лице современного правителя на общество и государство. В этом виделось присущее китайской культуре представление  о политике (как и любом созидании-творчестве в целом) как искусстве природосообразного действия, предусматривавшего соблюдение во всем принципа золотой середины (т.е. ритма и меры) с учетом расстановки  сил в стране, чтобы балансировать  на грани возможностей.

Действуя в этом духе, Ли Шиминь (много сделавший для  усиления контроля над бюрократией, чтобы стабилизировать власть правителя) в то же время добивался при  дворе более равномерного и целесообразного  представительства важнейших регионов, последовательно поощрял приток свежих сил в администрацию. Показательно, что именно в этой среде появились  ученые-сановники, «таланты, (разумевшие) цзин цзи». Они владели умением  гармонизировать мир ради блага  народа и считали себя наряду с  правителем ответственными за состояние  дел в стране. Одним из них был  Вэй Чжэн, прозванный современниками Человек-зеркало, в чьи обязанности  входило нелицеприятно указывать  сыну Неба на его промахи и наставлять в политике. Недаром самого сановника, претендующего на роль «зеркала гуманности», рассматривали ретранслятором мудрости, почерпнутой из древних канонов.

Плодотворный диалог правителя  и подданного, гармонично взаимодействующих как большой колокол и малая свирель, во многом благоприятствовал созданию политического курса двора, обеспечивая культурный и политический взлет Танской империи.

 

 

 

  1. Социально-политическая структура Танской империи. Ослабление Танской империи в VIII–IX вв.

 

В условиях средневекового Китая государственная  организация складывалась по древним  образцам, а все общество воспринималось как сложная иерархическая система. Основой этой системы служил тезис  конфуцианства, гласивший о том, что благородный муж должен возвышаться, а низкий, недостойный — умаляться. Предполагалось, что членение общества на верхи и низы справедливо, если соблюден критерий совершенства. В  основе иерархии лежал моральный  принцип: социальную пирамиду увенчивал  сын Неба, ставший им за свои добродетели, далее шли благородные (гуй), а  большинство подданных назывались «добрым людом» и «низким людом».

Конечно, уже  в древности, а тем более в  средние века этот принцип был  нарушен, а порой даже «перевернут»: те, кто был наверху, уже только поэтому считались благородными (часто не будучи таковыми). Но пока на уровне идеала этот принцип еще «работал», он обеспечивал потенции дальнейшей эволюции общества.

Все жители Поднебесной считались подданными государства, персонифицированного в  особе императора. При этом каждая прослойка общества придерживалась определенных правил поведения и  этикета, имела свое экономическое  обеспечение, свой тип одежды, украшений  и жилищ.

Высшим слоем  общества была привилегированная наследственная аристократия. Она различалась по титулам и рангам и получала соответствующие  по размеру земельные владения. К  потомственной знати причислялись некоторые чиновники и сановники  из числа «особо заслуженных». В Китае не было майората, и многодетность в знатных домах приводила к дроблению крупных землевладений и борьбе в среде титулованной знати.

Наиболее  многочисленную часть правящего  слоя общества составляли чиновники, служившие  опорой централизованной власти. Они  занимали различные ступени на иерархической  лестнице чинов и делились на девять рангов. Чинам и рангам соответствовала  оплата в виде земельного владения или жалованья. Ни звание, ни ранг, ни право на должностное землевладение  не передавались по наследству. Новые  поколения чиновничества пополнялись  за счет молодых талантов: лишь сдавший  экзамен и получивший ученую степень  мог стать кандидатом на должность  в государственном аппарате.

Большая часть  населения (не считая знати и чиновников) причислялась к так называемому  «доброму люду». В их обязанности  входили обработка земли и  своевременное выполнение всех видов  повинностей. Подавляющее большинство  «доброго люду» составляли крестьяне. Некоторые из них, прикупив земли, использовали труд арендаторов, «пришлых» и рабов. Занятие земледелием считалось почетным. К «доброму люду» причисляли и ремесленников, и купцов, облагаемых податями и повинностями так же, как и крестьян. На самом низу социальной лестницы находился «подлый люд», включавший тех, кто не платил налога (актеры, нищие, проститутки), а также лично-зависимых, слуг и рабов.

Социальная  структура общества Китая, несмотря на дробление на обособленные социальные группы, не воздвигала между ними непроходимых перегородок и тем самым не исключала передвижения каждого  по иерархической лестнице. Выходец  из рядовых налогоплательщиков мог  оказаться среди верхов общества. Имело место и обратное: сановника  за преступление могли понизить в  должности или, более того, разжаловать  в простолюдины.

Система государственного устройства и бюрократический аппарат  складывались на основе опыта, накопленного в древности. Верховная власть концентрировалась  в особе императора, сыне Неба и  одновременно отце своих подданных. А он, обладая неограниченными  правами, должен был управлять страной  на основе традиций и законов, опираясь на разветвленный бюрократический  аппарат. По традиции государь считался представителем высших небесных сил  и проводником их воли. Сын в  общении с Небом, он одновременно выступал в качестве заботливого  отца для любимых старших сыновей  — чиновников — и неразумных младших детей — остальных  подданных. Так природная по характеру  семейная структура распространялась на все общество.

От императора требовалось, чтобы он вступал в  контакт с великими предками и  заботился о народе. Ближайшими помощниками  сына Неба были два советника —  цзайсяны. Их должности занимали члены  императорского дома или влиятельные  сановники. Управление страной осуществлялось через три палаты Кабинет министров, Совет Двора, Государственную Канцелярию. Эта трехчастная система центральных  органов, пройдя долгую эволюцию приняла в танское время достаточно завершенный вид. Кабинет министров ведал в основном органами исполнительной власти, а две другие палаты готовили и публиковали указы императора.

Согласно  традиции государственный аппарат  как средство управления по своей  структуре рассматривался уподобленным продолжением личности монарха. Тем  самым личностные функции сына Неба — его телесная зримость (внешний  облик), речь слух, зрение и мышление — посредством государственного аппарата рассредоточивались в социальном пространстве, воплощая коммуникативную  способность правителя налаживать гармоничное общение с Небом  и подданными. Поэтому понятно, что  функции палат составляли единый организм и не были узкоспециализированы, а как бы дополняли друг друга. Император должен был лишь регулировать общение трех палат (порой успешно  противопоставляя их друг другу), чтобы контролировать и держать всю систему в равновесии. В этом, в частности, проявлялась государственная мудрость, обусловленная характером всей китайской культуры, — добиться успеха в деле управления можно было лишь при соблюдении гармонии между целью и средством. Процедура функционирования государственного аппарата, нацеленная на выработку целесообразной политики, проходила несколько этапов, предусматривая рассмотрение любой проблемы с «трех сторон» (т.е. в трех палатах).

Так, например, указы правителя составлялись на основе информации, поступавшей в  докладах с мест, доклады же направлялись для первичного рассмотрения в Кабинет  министров, выполнявший совещательную  функцию. Далее сведения, изложенные в докладах, проверялись в Совете Двора и лишь затем, после длительной дискуссии, Государственная канцелярия накладывала свою окончательную  резолюцию. Если мнения Совета Двора  и Государственной канцелярии расходились, в дело лично вмешивался сам император. Цикл выработки указа и его  шлифовка общими усилиями замыкался  на Кабинете министров, куда он уже  в окончательной редакции вновь  поступал для исполнения.

В свою очередь  эта исполнительная функция Кабинета министров реализовывалась через  шесть традиционных ведомств. Главным  из них было Ведомство ритуала, который  пронизывал все стороны жизни  средневекового общества. Это ведомство  следило за соблюдением обрядов, нравственностью подданных, их образованием, религиозными организациями. Кроме  того, в его функции входили  организация приема иностранных  послов и посылки посольств, а  также надзор над остальными пятью  ведомствами. В обязанности Ведомства  чинов входил контроль за назначением чиновников и их увольнением, своевременным перемещением по должности и награждением. Финансовое — вело учет податных и наделов, упорядочивало обложение налогами. Военное ведомство занималось военными чинами, войсками, охраной границ, ведало военными поселениями на окраинах империи. Ведомству наказаний были подчинены суды, тюрьмы, судопроизводство. Ведомство общественных работ определяло характер трудовых повинностей, проведение работ по строительству, устройству дорог, перевозки, обеспечивало функционирование ирригационной системы.

При дворе  были специальные управления по обслуживанию персоны императора, императорских  палат, гарема, охраны имущества казны.

Исключительная  роль принадлежала палате инспекторов  и цензорату, служившим как бы глазами и ушами правителя. Вместе с тремя палатами эти контрольные органы способствовали реализации власти сына Неба, обеспечивая непрерывность потока информации во всех звеньях государственного аппарата, снизу вверх к правителю и наоборот. Но прежде всего они контролировали бюрократический аппарат как в столице, так и в провинции, причем имели право подавать доклады непосредственно сыну Неба, минуя промежуточные инстанции. Само существование такого контрольного органа должно было служить единоначалию власти и предотвращать любые нежелательные тенденции в стране. Вся империя делилась на провинции, округа и уезды, различавшиеся по категориям в зависимости от числа податных и массы налоговых сборов.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"