Шпаргалка по "История"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 4 вопроса:
правление елизватеты петровны и петра 3
Внутреная политика Екатерины 2 и Павла 1
внешная политика России в 1760-1790
русская культура 18 века

Файлы: 1 файл

60 русская культура 18 века.docx

— 26.40 Кб (Скачать)

60 русская культура 18 века

Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях.

Просвещение. Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные—на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские — в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание— 1707 г.).“Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения. В середине—второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам. Существовали особые солдатские школы — для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.Для обучения дворян возможностей было больше — частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный), институт благородных девиц (Смольный институт в Петербурге). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней — университет и гимназия. В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.

Наука. Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т. д. И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).

При Петре I создали  труды по истории Северной войны  — “Книгу Марсову”, “Историю Северной войны”. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд — “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Фольклор. В народе из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Они отразились в былинах и сказках, пословицах и поговорках, бытовых и исторических песнях. Сберегалась историческая память о временах киевских богатырей и Куликовской битвы. Грозного царя и Смуты начала XVII в. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине.

Литература. В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.

В повестях разрабатываются  сюжеты из окружающей жизни: в них  мы встретим живые образы людей той поры — то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы (“Повесть о Фроле Скобееве”), то дворян и купцов—поклонников европейских нравов и удовольствий (“О российском матросе Василии”, “История о Александре, российском дворянине”, “История о российском купце Иоанне”).

В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. Возник он под воздействием западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты — пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России — А. Д. Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса.

На смену классицизму  в конце века приходит сентиментализм. Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести, сентиментального путешествия писал Н. М. Карамзин, будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.

59 внешная политика России в 1760-1790

     Война с Польшей. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.В 1763 г. умер польский король Август III, сразу же началась борьба между кандидатами на престол. При поддержке России королем Польши стал Станислав,этому активно противодействовали Франция и Австрия. король уравнял в правах католиков и диссидентов. возник мятеж против короля Станислава, который был подавлен русскими войсками в 1768 г. В 1768 г. турецкий султан потребовал вывода русских войск из Речи Посполитой. Получив отказ, Турция в конце 1768 г. объявила России войну. Одновременно крымские татары совершили налет на южные окраины страны. России пришлось воевать на двух фронтах — западном и южном. Военные действия 1768—1769 гг. для русской армии были неудачными. Однако в это время Османская империя постепенно приходит в упадок, ее экономика, армия уступают русским. Поэтому было принято решение — вести войну одновременно на Дунае, в Крыму, в Закавказье, куда по приглашению Грузии вступили русские войска.В июне 1770 г. 30 000 русская армия под командованием П. А. Румянцева разгромила 80 000 турецкую армию. Русская эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова совершила переход из Балтики в Средиземное море. Здесь в Чесменской бухте произошло морское сражение. Русские насчитывали 30 кораблей против 70 турецких. турецкий флот. В 1771 г. русским войскам удалось захватить все основные центры Крыма. Турки вынуждены были пойти на переговоры, но, опираясь на поддержку Англии и Франции, предоставить независимость Крыму отказались. В 1773 г. после некоторого затишья бои возобновились, А. В. Суворов дважды разгромил турецкую армию. В июле 1774 г. в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи был подписан мирный договор, по которому:

    • Россия получала земли между Днепром и Южным Бугом с Кинбурном;
    • к России отошла Керчь, она получала право плавания торговых судов по Азовскому и Черному морям, черноморским проливам Босфор и Дарданеллы; Россия стала черноморской державой;
    • Россия брала покровительство над Молдавией и Валахией;
    • Крым становился независимым от Турции.
    • Русско-турецкая война (1787-1791 гг.)

     Турция  не хотела мириться с утратой своего господства на Черном море и готовилась к новой войне. В 1777 г. русские войска вторглись в Крым и поставили крымским ханом Шагин-Гирея. Однако его власть была непрочной. В 1783 г. под давлением Г. А. Потемкина Шагин-Гирей отрекся от престола, а Крым был присоединен к России, как и земли по реке Кубань. В 1783 г. по просьбе грузинского царя Ираклия II в Георгиевске был подписан трактат, по которому Россия брала Грузию под свое покровительство. Летом 1787 г. Турция предъявила России ультиматум, требуя возвращения Крыма, восстановления власти над Грузией и осмотра русских кораблей, проходящих через пролив Дарданеллы. Ультиматум был отклонен, и в августе 1787 г. Турция объявила России новую войну. А. В. Суворов уничтожил турецкий десант в районе Кинбурна. При этом России пришлось отвлечься на войну со Швецией (1788—1790), войска которой были разгромлены. Летом 1788 г. в двух морских сражениях был разгромлен турецкий флот, а в декабре 1788 г. Суворов захватил крепость Очаков, считавшуюся "ключом" к Черному морю. В 1789 г. Суворов разгромил турецкую армию у Фокшан. Еще важнее была победа на реке Рымник.После отклонения ультиматума сдать город, 11 декабря 1790 г. русские двинулись на крепость Измаил. После 9-часового боя Измаил был взят, его гарнизон уничтожен, путь на Стамбул был открыт. В 1791 г. Кутузов одержал ряд побед на Дунае. Молодой черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова дважды в 1790 и 1791 гг. нанес сокрушительные поражения турецкому флоту. Турция запросила мира. В декабре 1791 г. был заключен Ясский мирный договор, по которому:

    • к России отошли земли между Южным Бугом и Днестром;
    • Турция признала присоединение к России Крыма, Грузии;
    • однако Бессарабию, Молдавию и Валахию пришлось вернуть Турции.
    • Разделы Польши (1772, 1793, 1795).

     Во  второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала глубокий кризис. Даже избрание королем Станислава Понятовского не устранило внутренних противоречий. Пруссия и Австрия давно хотели разделить Польшу, но Екатерина II не была сторонницей раздела, хотела сохранить единую Польшу под русским контролем. Однако возникла опасность, что Австрия и Пруссия поддержат Турцию в войне против России, Тогда Екатерина приняла план Фридриха II о разделе Польши. В 1772 г. Австрия, Пруссия, Россия совершили агрессию и разделили часть польских земель. Австрия присоединила Западную Украину и Галицию, Пруссия — Поморье, Россия — Восточную Белоруссию и часть Литвы. Польский сейм был вынужден согласиться с разделом. Речь Посполитая потеряла территорию в 3800 кв. км с населением 4 млн. человек. В 1793 г. произошел второй раздел Польши. Пруссия захватила Гданьск, Торунь, Познань. К России отошла центральная Белоруссия с Минском и Правобережная Украина. Это вызвало национальное восстание во главе с Тадеушем Костюшко за независимость Польши, но оно было подавлено русскими войсками, которыми командовал А.В. Суворов. Поражение восстания означало гибель Польши как самостоятельного государства. В 1795 г. был осуществлен третий раздел Польши. Австрия захватила южную часть с Люблином, к Пруссии отошла центральная часть с Варшавой. Россия получила Литву, Западную Белоруссию, Волынь, Курляндию. Таким образом, большинство украинских земель и вся Белоруссия вошли в состав России.

58 Внутреная политика Екатерины 2 и Павла 1

     На  российский трон взошла жена Петра  Ш Екатерина Алексеевна. Царствование Екатерины П, длившееся 34 года, Программа, а значит и внутренняя политика Екатерины, основывались на принципах Просвещения.

     Временем "просвещённого абсолютизма" когда  монархи использовали абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения. Екатерина  считала себя наследницей и продолжательницей  дела Петра Великого. Главную заслугу Петра I Екатерина видела в европеизации России. Однако к современной Европе императрица относилась критически и не считала, что надо заимствовать с Запада все подряд. Главным принципом Екатерины был принцип постепенности. первые годы царствования Екатерины II прошли в подготовке реформ. Одна из первых реформ коснулась реорганизации Сената в 1763 г. Сената разделялся на шесть департаментов со строго определенными функциями. Сенат лишался законодательной власти, но сохранял судебную функцию. Другая важная реформа была связана с наследием, доставшимся ей от Петра III. Взойдя на престол, императрица объявила об отмене секуляризации церковных земель. В феврале 1764 г. Екатерина подписала указ, по которому все монастырские земли вместе с крестьянами передавались в ведение Коллегии экономики. Она управляла страной самодержавно. В 1775 г. был принято "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи". Губернская реформа отделила судебные органы от органов исполнительной власти. Важным преобразованием первых лет царствования.страна стала делиться на губернии,во главе губерний губернаторы в1764 г автономия Украины была ликвидирована. Реформируя систему управления Российской империей, Екатерина II совершенствовала законодательство, для чего была создана комиссия из представителей различных социальных групп и регионов страны, которая получила название Уложенной комиссии. Екатерина написала для комиссии "Наказ", в котором изложила свои представления о содержании и характере законов, которые необходимо было разработать. В июле 1767 г., после долгого обсуждения, "Наказ" был опубликован. В нем говорилось, что для такой большой страны, как Россия, идеальной формой правления является самодержавие. Наказы посвящены дворянству и третьему сословию Большой раздел документа был посвящен понятиям преступления, следствия, суда и наказания. Законы, утверждала Екатерина, существуют не для устрашения, а для воспитания граждан. Екатерина была против пыток и смертной казни. Комиссия для сочинения проекта нового. Уложения начала заседать в Москве в июле 1767 г. В декабре 1768 г. под предлогом начавшейся русско-турецкой войны императрица подписала указ о роспуске комиссии. 17 января 1765 г. появился указ, по которому помещикам разрешалось провинившихся крестьян отдавать в каторжные работы. 22 августа 1767 г. появился второй указ, который запрещал крестьянам подавать жалобы на помещиков непосредственно в руки государя. 21 апреля 1785 г. она издала 2 документа, которые назывались Жалованными грамотами дворянству и городам. Первый документ законодательно оформлял все права и привилегии дворянства. Жалованная грамота городам носила иной характер. Она не была адресована определенному сословию, и в ней рассматривались не только личностные и сословные права городского населения, а организация и деятельность купеческих гильдий, ремесленных цехов и органов городского самоуправления. проект жалованной грамоты крестьянам был заготовлен, но не был утвержден. 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "История"