Развитие железнодорожного транспорта в России в XIX - XX вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы в том, что для России, безусловно, самой большой по площади стране мира, железнодорожный транспорт является одним из самых необходимых видов транспорта. Поэтому особое внимание уделяется именно ему. Экономический рост, не только России, но и мира, во многом зависит от развития ж/д транспорта, от открытия новых линий, новых путевых развязок.
Тема требует исследования, т.к. реформы, которые проводились и проводятся, на мой взгляд, не столь существенны, как хотелось бы. Они требуют множество доработок и серьезные вмешательства со стороны специалистов, профессионалов.
Целью моей работы является познание того, каким было развитие ж/д в середине 19 - начале 20 вв.? Как и чем отличаются современные российские ж/д от зарубежных? И какие еще перемены ождидают ОАО «РЖД»?

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

1.           оперирования грузовыми вагонами (рост в 3,25 раза);

2.           ремонта подвижного состава;

3.           производства продукции для нужд железных дорог;

4.           строительства и проектирования объектов инфраструктуры;

5.           пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщении.

В целях развития конкуренции на железнодорожном транспорте обеспечено выделение в дочерние и зависимые общества ОАО "РЖД" предприятий в различных сферах деятельности. Всего с начала реформы по настоящее время создано 68 дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД". Начат процесс привлечения инвестиций в отрасль путем продажи акций дочерних обществ ОАО "РЖД". Полученные средства будут направлены на финансирование инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры.

Стратегией предусмотрена долгосрочная программа развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации (далее - долгосрочная программа), в соответствии с которой целями структурных преобразований в отрасли после 2010 года являются:

  создание стимулов для повышения эффективности деятельности всех участников рынка и улучшения качества предоставляемых услуг;

  создание условий для повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, стимулирования привлечения капитальных вложений в развитие инфраструктуры, разработку и внедрение инновационных технологий, снижение ресурсоемкости перевозок и их воздействия на окружающую среду;

  повышение безопасности железнодорожных перевозок, совершенствование государственного технического регулирования и надзора;

  создание условий для расширения притока частного капитала в конкурентные сегменты рынка и обеспечения достаточного объема государственных капитальных вложений в проекты, имеющие социально-экономическую эффективность;

  формирование прозрачной сбалансированной системы экономических отношений между участниками рынка железнодорожных транспортных услуг и их потребителями;

  совершенствование системы планирования, финансирования и реализации государственного заказа на перевозки пассажиров по регулируемым тарифам и льготных категорий граждан;

  совершенствование форм и методов государственного регулирования, направленных на защиту конкуренции в отрасли, оптимизацию деятельности естественных монополий и равенство доступа к их услугам, обеспечение сбалансированного развития всех элементов транспортного комплекса;

  поэтапное сокращение по мере развития конкуренции, количества рыночных сегментов, услуги в которых предоставляются по регулируемым государством ценам;

  повышение глобальной конкурентоспособности российских железных дорог, их интеграция в мировой рынок транспортных и логистических услуг.

При этом будут обеспечены условия, исключающие сокращение доли конкурентных сегментов рынка в сфере железнодорожного транспорта. На период сохранения монопольного положения открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в перевозочной деятельности государством гарантируется право получения услуг железнодорожного транспорта по регулируемым тарифам.

В области развития инфраструктуры железнодорожного транспорта предусматривается улучшение условий для увеличения государственных и частных инвестиций в инфраструктурные проекты, строительство новых железнодорожных линий общего и необщего пользования, собственниками которых будут открытое акционерное общество "Российские железные дороги", государство и частные собственники в различных соотношениях, а также развитие практики строительства и эксплуатации железнодорожных линий на основе концессионных соглашений.

Будут совершенствоваться система организации недискриминационного доступа перевозчиков к железнодорожным линиям общего пользования, механизмы технического и технологического контроля, а также организации перевозок на линиях всех типов. По мере строительства новой железнодорожной инфраструктуры общего и необщего пользования будет формироваться система регулирования тарифов на услуги инфраструктуры, совершенствоваться система взаимодействия между собственниками смежных инфраструктур общего и необщего пользования.

Более 20 тысяч километров новых железных дорог планируется построить в рамках "Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года".

Расширение сети железных дорог России является одним из важнейших направлений "Стратегии". Строительство новых железных дорог позволит реализовать политику пространственного развития России, освоить ресурсную базу регионов и повысить мобильность населения страны.

Новые железные дороги в "Стратегии" выделены в несколько категорий:

    стратегические линии, предназначенные для укрепления транспортной целостности Российской Федерации;

    социально значимые линии, предназначенные для улучшения транспортного обслуживания населения и регионов;

    грузообразующие линии, предназначенные для транспортного обеспечения развития новых месторождений полезных ископаемых и промышленных зон;

    технологические линии, предназначенные для оптимизации железнодорожной сети в целях ускорения хозяйственных и межрегиональных связей;

    высокоскоростные линии, предназначенные для перевозки пассажиров со скоростью до 350 км/ч.

Общий объем инвестиций необходимых для строительства новых железных дорог составляет более 4,2 трлн. рублей, в том числе 2,4 трлн. рублей (58,6%) - средства Российской Федерации; 502 млрд. рублей (11,9%) - субъектов РФ; 453 млрд. рублей (10,7%) - ОАО "РЖД" и 796 млрд. рублей (18,8%) - частных инвесторов.

Такое распределение источников финансирования было определено исходя из получателей наиболее существенных эффектов от новых железных дорог. Например, строительство стратегических и социально-значимых железных дорог, которые предназначены для укрепления транспортной целостности РФ и улучшения транспортного обслуживания населения и регионов, необходимо проводить за счет государственных средств и субъектов РФ. Грузообразующие линии, предназначенные для транспортного обеспечения новых месторождений полезных ископаемых и промышленных зон, развиваются прежде всего за счет частных инвесторов и средств РФ. Затраты на строительство технологических линий, предназначенных для оптимизации железнодорожной сети в целях ускорения хозяйственных и межрегиональных связей, ложатся на ОАО "РЖД", частных инвесторов и частично на государственные средства. В высокоскоростные линии, предназначенные для перевозки пассажиров со скоростью до 350 км/ч, планируется привлекать инвестиции РФ, субъектов РФ, ОАО "РЖД" и частного капитала.

Среди стратегических линий можно назвать Томмот - Кердем - Якутск, Нижний Бестях - Мома - Магадан, Селихин - Сергеевка и другие.

Как социально значимые линии в "Стратегии" определены Волгоград - Элиста, Ханты-Мансийск - Салым, Бийск - Горно-Алтайск, Тында - Зея и Селихин - Ныш. К высокоскоростными магистралями отнесены участки Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород, Москва - Смоленск - Красное (далее страны Европы). Более 40 линий в "Стратегии" определены как технологические. Примерами грузообразующих линий можно назвать Русское - Заполярное, Ильинск - Углегорск, Лена - Непа - Ленск и другие.

В 2030 году предполагается ввести более 20 тыс. км новых железнодорожных линий и электрифицировать около 7,5 тыс. км путей.

Реализация программы "Стратегия" позволит организовать транспортное обеспечение 18 перспективных месторождений полезных ископаемых и промышленных зон.

Протяженность линий, обеспечивающих движение пассажирских поездов со скоростью до 350 км/ч, к 2030 г. составит 1528 км.

К 2030 году будет обновлен подвижной состав. Планируется закупить более 23 тыс. локомотивов, более 900 тыс. грузовых вагонов и около 29,5 тыс. пассажирских вагонов.

Железнодорожным транспортом общего пользования будут обслуживаться 83 из 86 субъектов Российской Федерации. Плотность железнодорожной сети к 2030 году будет увеличена на 23,8% при полной ликвидации ограничений пропускной и провозной способности.

Объем инвестиций в развитие железнодорожного транспорта РФ до 2030 года составит более 13 трлн. рублей (в ценах 2007 года). Для реализации "Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" планируется активно использовать механизм государственно-частного партнерства.

В "Стратегии" четко обозначены объемы инвестиций всех заинтересованных сторон. Так, доля РФ составляет около 2,7 трлн. рублей (20%), субъекты РФ - более 600 млрд. рублей (5%), частные инвесторы - свыше 10 трлн. рублей (75%), в том числе ОАО "РЖД" - 5,5 трлн. рублей (40%), другие частные инвесторы (общего пользования) - 1,6 трлн. рублей (12%) и другие частные инвесторы (промышленный транспорт) - 3,1 трлн. рублей (23%).

Согласно "Стратегии", инвестиции планируется распределить следующим образом: 40% - строительство новых железнодорожных линий, 31% - развитие существующих объектов инфраструктуры и 29% - обновление подвижного состава.

Таким образом, в результате реализации "Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года" будут созданы условия для обеспечения динамичного развития страны: увеличения ВВП в 4,5 раза, промышленного производства в 3,3 раза, оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.



Заключение

 

Чрезмерные затраты в связи с дурным казенным управление на долгое время сделали дорогу малоходной. После чего до конца 19 века частные капиталы практически не вкладывались в железнодорожные пути и государству приходилось платить самостоятельно. В 1857 году строительством железной дороги руководили французские инженеры, не имевшие представления о хозяйственных и бытовых условиях России, но имевшие хорошие деньги и желание покорить мир.

На сегодняшний же день проблем с неграммотным управлением, тем более в сфере «казны» в нашем государстве нет. В России принята программа структурной реформы железнодорожного транспорта в духе «общемировых тенденций». Суть ее в том, чтобы в отрасли разделить монопольный и конкурентные сектора. Однако мировой опыт показывает, что реформирование отраслей инфраструктуры – длительный и многообразный процесс. На этом пути могут быть различные, в том числе и непредвиденные повороты. Исходя из этого, нам представляется по-прежнему актуальным обращение к зарубежному опыту.

В России принята программа структурной реформы железнодорожного транспорта в духе «общемировых тенденций». Суть ее в том, чтобы в отрасли разделить монопольный и конкурентные сектора. Однако мировой опыт показывает, что реформирование отраслей инфраструктуры – длительный и многообразный процесс. На этом пути могут быть различные, в том числе и непредвиденные повороты. Исходя из этого, нам представляется по-прежнему актуальным обращение к зарубежному опыту.

В России отсутствует главная непосредственная причина, побудившая многие страны искать выход в реформировании железнодорожного транспорта – конкуренция других видов транспорта и, прежде всего, автомобильного, которая привела к серьезному сокращению перевозок на железной дороге. Так, в Западной Германии доля железных дорог (DB) в грузовых перевозках с 1950 г. по 1990 г. снизилась с 60 до 29%, в пассажирских – с 36 до 6%. В России, как на грузовые, так и на пассажирские перевозки по железной дороге в 2006 году приходилось по 37% от общего объема перевозок.

Российские железные дороги сегодня – это гигантский транспортный комплекс с колоссальным техническим и интеллектуальным потенциалом, связывающий воедино своими путями все регионы страны. Это символ и опора российской экономики. Более 1,5 века железнодорожный транспорт обеспечивает в нашей стране надежную и бесперебойную перевозку пассажиров и доставку грузов. И то, что первым профессиональным праздником 110 лет назад был учрежден именно День железнодорожника, говорит о многом.

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) владеет 100% железнодорожных магистралей в России, станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами, а также около 20 тыс. локомотивов, более 600 тыс. грузовых и пассажирских вагонов. Компания перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год.

За период своей деятельности ОАО "РЖД" обеспечило системный рост эффективности и качества транспортного обслуживания экономики страны в полном соответствии с целями структурной реформы. Полностью удовлетворён растущий спрос на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.

Существенно повышены безопасность и качество услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом. Количество случаев нарушения безопасности движения с грузовыми и пассажирскими поездами снижено на 23%, средняя скорость доставки грузов возросла более чем на 22%.

Улучшаются качественные показатели использования подвижного состава

Литература:

 

1.         Вопросы развития железнодорожного транспорта. Сб. статей, М., 1993.

2.         Газета «Стрела» от 04.08.2006 года.

3.         География путей сообщения. Учебник, М., 1969.

4.         Добросельский К.М., Манёвры на железнодорожных станциях, 2 изд., М., 1967.

5.         Железные дороги, под ред. М.М. Филиппова, М., 2000.

6.         Савченко И.Е., Земблинов С.В., Страковский И.И., Железнодорожные станции и узлы, 2 изд., М., 1997.

7.         Транспорт СССР, под ред. А.Л. Голованова, М., 1996.

8.         Транспорт и связь. Статистический справочник, М., 1998.

Информация о работе Развитие железнодорожного транспорта в России в XIX - XX вв.