Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:24, курсовая работа
Актуальность темы в том, что для России, безусловно, самой большой по площади стране мира, железнодорожный транспорт является одним из самых необходимых видов транспорта. Поэтому особое внимание уделяется именно ему. Экономический рост, не только России, но и мира, во многом зависит от развития ж/д транспорта, от открытия новых линий, новых путевых развязок.
Тема требует исследования, т.к. реформы, которые проводились и проводятся, на мой взгляд, не столь существенны, как хотелось бы. Они требуют множество доработок и серьезные вмешательства со стороны специалистов, профессионалов.
Целью моей работы является познание того, каким было развитие ж/д в середине 19 - начале 20 вв.? Как и чем отличаются современные российские ж/д от зарубежных? И какие еще перемены ождидают ОАО «РЖД»?
Приоритетным направлением в ближайшие два года явится развитие инфраструктуры в Восточной Сибири для наращивания экспорта нефти в Китай, поэтому для усиления пропускной способности участков Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной железных дорог объем капиталовложений увеличится более чем на 31 млрд. руб. Часть грузопотоков, следующих через порты Украины и Балтии, будет переключена на российские, и объемы перевозок через припортовые станции возрастут вдвое.
Инвестиционная политика направлена на сбалансированное обновление и развитие основных хозяйств, создание эффективной инфраструктуры и подвижного состава. При этом потребности в инвестициях, по мнению разработчиков вышеуказанной Генеральной схемы, будут превышать возможности Компании, что вызывает необходимость поиска дополнительных инвестиционных источников. Считается также, что инвестиционные проекты, не имеющие коммерческой привлекательности, должны иметь государственную поддержку. В их число входят проекты: погранпереходов, скоростного движения С. -Петербург - Хельсинки, восстановления железных дорог в Чеченской Республике, обеспечения антитеррористической защиты.
На эти проекты потребуется примерно 120 млрд. руб., или около 8% инвестиций.
Региональная инвестиционная политика на железнодорожном транспорте. Эта политика предполагает активное взаимодействие регионов во вложении инвестиций в региональный бизнес. Отрасль является одной из бюджетообразующих во многих регионах страны. Доля налоговых поступлений в бюджет, например, Читинской области составляет 30%, Амурской - 25, Бурятии - 17, Воронежской области - 12, Хабаровского края - 11%. Компания сотрудничает с 77-ю субъектами РФ. На территории 33-х субъектов находится инфраструктура двух и более железных дорог, не считая других объектов отрасли.
Железные дороги - важнейший транспортный канал, связывающий территории России. Отношения отрасли с субъектами РФ формируются на принципах паритетных взаимовыгодных условий с учетом социально-экономических и географических особенностей территорий, а также взаимодействия с другими видами регионального транспорта. Основными направлениями этой политики являются:
приобретение и ремонт пассажирского подвижного состава с применением различных форм финансирования, в том числе лизинга;
электрификация железнодорожных линий;
строительство и реконструкция железнодорожных станций, вокзальных комплексов, путепроводов, переходов, других объектов пассажирского комплекса;
развитие путевого хозяйства, увеличение пропускной способности железнодорожных станций и участков;
капитальный ремонт подвижного состава и малоинтенсивных убыточных линий;
строительство объектов ЖКХ;
безопасность движения и антитеррористическая деятельность;
развитие информатики и связи.
Началом формирования региональной политики следует считать подписанное в 1995 г. МПС и представителями субъектов РФ "Генеральное соглашение о взаимодействии...", которое охватило 74 региона. В дальнейшем стали заключаться соглашения с участием субъектов РФ, МПС и отдельных железных дорог, предусматривающие взаимные обязательства сторон. С 2003 г. взаимодействие железных дорог с субъектами распространилось на уровень округов. Так, подписана декларация с северными регионами Уральского федерального округа, рассматривается инициатива Дальневосточной дороги о заключении соглашения, то же происходит в рамках ассоциации "Северный Кавказ". На основе Генерального соглашения планируется заключать двух- или многосторонние соглашения по конкретным видам деятельности. Такие документы являются организационно-правовой основой взаимодействия ОАО "РЖД", его филиалов и региональных органов власти.
Новая тенденция корпоративной региональной политики - переход от соглашений к договорам по конкретным видам деятельности между Компанией, железными дорогами и администрациями субъектов. Традиционно субъекты участвуют в совместном строительстве и реконструкции объектов железных дорог. В 2004 г. 19 субъектов РФ приняли участие в финансировании строительства и реконструкции объектов на девяти железных дорогах, особенно это относится к сооружению вокзалов.
В настоящее время развернута широкая реконструкция вокзалов. (Только на Московской дороге в 2004 г. построено и реконструировано 13 вокзалов, три путепровода, продолжается строительство 14-ти и намечено к строительству семь вокзалов.) На дороге внедрена система авиаперевозок в аэропорты Домодедово, Шереметьево, приоритетным направлением является открытие скоростного движения на напряженных участках пригородных зон (Москва-Мытищи). Еще один крупный инвестиционный проект в сфере пригородных пассажирских перевозок - создание интермодальной скоростной линии Москва-Пассажирская-Киевская - аэропорт Внуково. Важная роль в проекте развития всего комплекса Московского авиационного узла принадлежит ОАО "РЖД".
Благодаря сотрудничеству ОАО "РЖД" и субъектов РФ на всех дорогах проводятся работы по увеличению пропускной способности, в первую очередь на подходах к морским портам С. -Петербурга, Мурманска, Выборга, портам Белого моря. Ближайшие перспективы Октябрьской железной дороги связаны со строительством морского порта Усть-Луга, развитием мощностей морских портов - Высоцка, Приморска, Мурманска, - организацией скоростного движения С. -Петербург - Хельсинки.
Основное внимание Компании направлено на взаимодейстие с регионами Дальнего Востока, Крайнего Севера, Юга страны, так как развитие экономик этих регионов, интеграция их в единое экономическое пространство имеют геополитическое значение для всей страны. Усиливается пропускная способность линий от Урала и Европейского центра с выходом к российским портам Черноморского и Балтийского бассейнов, электрифицирован Мурманский ход через районы Северо-Запада к портам Баренцева моря.
В результате объединения капиталов Компании, регионов и частных угольных комплексов стало возможным развитие железнодорожных подходов к новым угольным месторождениям Кузбасса. Взаимодействие Компании с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа позволило в короткие сроки провести реконструкцию линии Коротчаево - Новый Уренгой. Значительный объем работ по развитию железнодорожной инфраструктуры выполнен также совместно с администрациями Краснодарского края, Ленинградской и Калининградской областей, С. -Петербурга и других регионов, которые присутствуют на международном рынке. Расширяется практика взаимовыгодных долгосрочных соглашений с предприятиями - поставщиками продукции, прежде всего железнодорожного машиностроения, - с Уралвагонзаводом, Трансмашхолдингом, Коломенским, Новочеркасским машиностроительными заводами, а также с грузоотправителями, например, Юго-Восточной дороги с Новолипецким металлургическим заводом, Россошанским заводом по производству минеральных удобрений и др.
Проблемой на железнодорожном транспорте остается убыточность пассажирских перевозок. В 2003 г. общие расходы на пассажирские перевозки составили 32 млрд. руб., а доходы от продажи билетов - 6 млрд. руб. Субъектами компенсировано 10 млрд. руб. При сохранении современного уровня компенсации убытков субъектам регионов пришлось бы увеличить тариф в среднем по сети в 5 раз, а в отдельных регионах - в 14 раз. Поэтому проблема убыточности решается путем не только повышения тарифов, но и создания пригородных компаний с участием администраций субъектов и представителей бизнеса.
Примером такого сотрудничества может служить созданная в 1998 г. на Западно-Сибирской дороге совместная акционерная компания "Экспресс-пригород", уже через пять лет достигшая безубыточности своей деятельности. Общая сумма доходов от основной производственной деятельности в 5 раз превысила базовый показатель, при этом в 1998 г. доходы покрывали только около половины расходов. Прибыль стала возможной благодаря передаче другой компании права осуществлять не только пригородные перевозки, но и коммерческую торговую деятельность в электропоездах, пригородных павильонах, на платформах Новосибирского отделения.
Рентабельность пригородных перевозок достигается также путем осуществления их на договорной основе (в качестве госзаказа); регулирования тарифов за счет средств бюджетов субъектов, внебюджетных фондов и других источников; разработки совместных проектов по организации движения внутри- и межобластных ускоренных поездов повышенной комфортности; развития сервисных услуг.
3.1 Программа «Стратегия»
Целью "Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года" является формирование условий для транспортного обеспечения социально-экономического роста в России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек, повышения конкурентоспособности национальной экономики, обеспечения лидерских позиций России в мире.
Стратегическое развитие железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года включает два этапа.
Первый этап - этап модернизации железнодорожного транспорта (2008 - 2015 годы), в течение которого будут обеспечены необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, коренная модернизация существующих объектов инфраструктуры, обеспечение перевозок подвижным составом с исключением парков с истекшими сроками службы, будут разработаны новые технические требования к технике и технологии, начаты проектно-изыскательские работы и строительство новых железнодорожных линий. В этот период планируется построить свыше 6,4 тысячи километров новых линий, в том числе линии для высокоскоростного пассажирского движения.
Второй этап - этап динамичного расширения сети железных дорог (2016 - 2030 годы). На данном этапе предусматривается расширение железнодорожной сети и создание инфраструктурных условий для развития новых "точек" экономического роста в стране, выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта. В это время должны быть построены важнейшие стратегические, социально значимые и грузообразующие линии общей протяженностью более 15 800 км.
Целевым вариантом реализации Стратегии железнодорожного транспорта является вариант, ориентированный на достижение инновационного сценария развития Российской Федерации. Он характеризуется концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволят резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Особенностью инновационного сценария развития является изменение структуры ВВП в сторону производства высокотехнологической продукции.
Стратегия разработана в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте и целевой моделью рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе структурной реформы и определяет основные направления структурных преобразований до 2010 года.
Эффективность и результативность проведенных мероприятий структурной реформы подтверждается положительными оценками Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, Совета Федерации, а также экспертов Организации экономического сотрудничества и развития и Европейской конференции министров транспорта.
За период своей деятельности ОАО "РЖД" обеспечило системный рост эффективности и качества транспортного обслуживания экономики страны в полном соответствии с целями структурной реформы. Полностью удовлетворён растущий спрос на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.
Проводимые структурные преобразования позволяют повышать транспортную подвижность и мобильность населения России. При этом среднегодовые темпы роста тарифов на пассажирские перевозки за весь период реформы ежегодно отставали от темпов роста доходов населения (исключение - кризисный 2009 год).
Существенно повышены безопасность и качество услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом. Количество случаев нарушения безопасности движения с грузовыми и пассажирскими поездами снижено на 23%, средняя скорость доставки грузов возросла более чем на 22%.
Улучшаются качественные показатели использования подвижного состава. За период 2003-2009 гг.:
среднесуточная производительность вагона выросла на 34% с 9352 до 12533 т-км нетто;
среднесуточная производительность локомотива в грузовом движении на 14,1% с 1565 до 1786 тыс. т-км брутто.
Существенно повышена внутренняя эффективность работы Российских железных дорог. Растущие объёмы перевозок выполнялись при оптимизации контингента, что позволило увеличить производительность труда более чем в 1,5 раза - вдвое выше, чем в экономике страны (1,24 раза).
Удельные расходы топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов снижены на 3,4%, достигнута максимальная энергоэффективность перевозочного процесса за всю историю железнодорожного транспорта страны. На этой основе обеспечено снижение себестоимости перевозок (в реальном исчислении) около 16%.
В результате реализации Программы структурной реформы обеспечено динамичное развитие конкуренции во многих сферах железнодорожного бизнеса. Обеспечено развитие следующих рынков:
Информация о работе Развитие железнодорожного транспорта в России в XIX - XX вв.