Развитие медицины в античные времена на примере Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:37, реферат

Краткое описание

Исходя из поставленного вопроса, мы выделили следующие задачи, которые помогут нам раскрыть особенности врачевания Древней Индии:
выделить основные этапы и периоды истории врачевания в Древней Индии;
рассмотреть основные источники врачевания;
изучить нововведения древнеиндийских врачевателей;
увидеть основные представления о причинах болезней в Древней Индии;
рассмотреть основные гигиенические традиции Древней Индии.

Оглавление

Введение I. История 1. Периодизация истории врачевания ..……………………..………….………...…..4 2. Источники по истории и врачеванию древней Индии……………………….…...5 II. Врачевание в разные исторические периоды 1.Санитарное дело периода Хараппской цивилизации….………………………..…6 2. Врачевание Ведийского периода………………………….…………...............…...7 3. Врачевание Классического периода ….…………….……….…………………..…8 III. Представления о болезнях 1. Причины болезней ……………………………………………………………........10 2. Виды медицинской помощи………………………………………………….……12 Заключение Приложения Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

ПЛАН

Введение                                                                                                                                  I. История                                                                                                                                   1. Периодизация истории врачевания ..……………………..………….………...…..4           2. Источники по истории и врачеванию древней Индии……………………….…...5            II. Врачевание в разные исторические периоды                                                                                         1.Санитарное дело периода Хараппской цивилизации….………………………..…6                                     2. Врачевание Ведийского периода………………………….…………...............…...7           3. Врачевание Классического периода ….…………….……….…………………..…8        III. Представления о болезнях                                                                                                 1. Причины болезней ……………………………………………………………........10                                                                                                   2. Виды медицинской помощи………………………………………………….……12                                                                                                                                                       Заключение                                                                                                             Приложения                                                                                                                     Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Древняя и самобытная цивилизация Индии  сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента  задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. Единого названия страны в глубокой древности не существовало1.

     Слово «Индия» греческого происхождения. Оно восходит к названию одной  из рек на северо-западе страны –  Синдху, которую иранцы называли Хинду. А греки – Индос. Отсюда произошло  название народа – «инды» и их страны – «Страна индов».  В настоящее время на ее территории располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал.

     Методы  и приемы врачевания в Древней  Индии начали развиваться во время развития самого народа «инды». Именно так звучит тема реферата: «Методы и приемы врачевания в Древней Индии».

     Поэтому главный вопрос (проблема), который следует решить – какие принципиальные изменения и нововведения произошли в медицине Древних цивилизаций благодаря достижениям древнеиндийских врачевателей.

     Исходя  из поставленного вопроса, мы выделили следующие задачи, которые помогут нам раскрыть особенности врачевания Древней Индии:

  • выделить основные этапы и периоды истории врачевания в Древней Индии;
  • рассмотреть основные источники врачевания;
  • изучить нововведения древнеиндийских врачевателей;
  • увидеть основные представления о причинах болезней в Древней Индии;
  • рассмотреть основные гигиенические традиции Древней Индии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I. История 

     1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ВРАЧЕВАНИЯ 

     В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:

1) период Хараппской цивилизации (Ш – начали II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства; этот период так же носит название периода Индской цивилизации2.

2) Ведийский период (конец 2 –середина I тысячелетия до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление "священных текстов" (санскрит – веда), передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;

3) Буддийский период и Классический период (вторая половина I тысячелетия до н. э. – начало I тысячелетия н. э., Индостанский субконтинент) – время наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. Ее характеризуют высокое развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма– первой из трех мировых религий, успехи в различных областях знаний, литературе и искусстве, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов»3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ И ВРАЧЕВАНИЮ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

     Основными источниками являются: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения — веды, I тысячелетие до н. .э.; «Предписания Ману», II в. до н. э.; самхи-ты Чараки .(«Caraka-samhita») и Суш-руты («Sushruta-samhita»), первые века нашей эры), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос (табл. 7).

     О древней Индии писали известные историки, философы и путешественники древности: греческие историки Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Александра Македонского, посол Селевки-дов при дворе царя Чандрагупты — Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и другие4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Врачевание в разные исторические периоды                                                                                        

1. САНИТАРНОЕ ДЕЛО ПЕРИОДА ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 

     Во  второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название "хараппская" (от г. Харап-па на территории современного Пакистана). Расцвет хараппской культуры приходится на конец III – начало II тысячелетия до н. э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.

     Во  многих отношениях (по величине территории, уровню городского строительства, санитарному благоустройству и т. д.) хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

     Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал  для  стока  нечистот  глубиной  от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 см. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было    снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось особо    важное    значение.  Об этом свидетельствуют также размеры магистральных труб, диаметр которых достигал 2 м.  Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ' ямы    покрытые    плотно    притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Это говорит о  высокой  культуре древней  цивилизации долины  Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода  создать   наиболее  совершенный  образец    санитарно-технического строительства древности5.

     Высокое санитарное состояние древних городов  хараппской цивилизации позволяет  даже при отсутствии или недостаточности  расшифрованных текстов медицинского содержания сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического  врачевания .в долине Инда в середине III –начале II тысячелетий до н. э.

     В то же время высокий уровень санитарно-технических  сооружений хараппской цивилизации  не характеризует общий уровень  санитарного строительства в  древней Индии в целом,– в  последующие периоды истории  древней Индии он значительно снизился и уже не достигал уровня хараппской культуры.

 

2. ВРАЧЕВАНИЕ В ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

     Сведения  о врачевании ведийского периода  весьма ограничены. Указания на врачебные  знания сохранились в "Ригведе" ("Rigveda" – веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к XII–X вв. до н. э.) и "Атхарваведе" ("Atharva-veda" – веда заклинаний и заговоров, VIII–VI вв. до н. э.). Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э.

     В "Ригведе" упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о врачевателе в следующих словах: "Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель– болезней, а жрец – жертвенных возлияний". Некоторые разделы "Ригведы" содержат тексты об обрядах магического врачевания – в ведийский период медицинские знания тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями.

     Главными  медицинскими божествами ведийского периода  были: близнецы Ашвины – боги-врачеватели и хранители, Рудра – владыка лекарственных трав и покровитель охотников, а также высшие божества: Агни – бог огня и возрождающейся жизни, Индра – символ небесного грома и податель дождя и Сурья – бог солнца6.

     В обширной древнеиндийской мифологии были и злые демоны, которые приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в "Атхарваведе" болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем "Атхарваведа" отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. Древние лекари так и назывались – бхишадж ("изгоняющий бесов"). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней. Так, в "Яджурведе" (VIII–VII вв. до н. э.) уже упоминается о четырех соках организма.

     В конце ведийского периода древнеиндийское  общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны): брахманы - жрецы, кшатрии - военная знать и члены царских родов, вайшьи - земледельцы и скотоводы и шудры. Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие – парии, используемые на самых неприятных и унизительных работах7.

     Заниматься  врачеванием и изучать веды имели  право лишь представители трех высших варн. 
 

3. ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

     В VI в. до н. э. древняя Индия вступила в период интенсивного, духовного  и интеллектуального развития. Его  характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и  создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности: "Предписания Маку" (II в. до н. э.– II в. н. э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно-философского учения – буддизма (с VI в. до н. э.) – первой мировой религии.

     К началу нашей эры в древней  Индии сложилась высокоразвитая система медицинских знаний, "в  некоторых отношениях: подобная системе  Гиппократа и Галена, а в некоторых  ушедшая еще дальше вперед", как  писал о ней А. Бэшем.

     Искусство врачевания (санскрит аюрведа – учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты сохранили славу о чудесных целителях Дживаке (VI–V вв. до н. э.), Чараке и Сушруте (первые века нашей эры).

     Основные  направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: "Чарака-самхита" (датируется I–II вв. н. э.) и "Сушрута-самхнта" (датируется IV в. н. э.).

     Более ранняя "Чарака-самхита" посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.

     "Сушрута-самхита"  в основном посвящена оперативному  лечению; в ней описано более  300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.

Информация о работе Развитие медицины в античные времена на примере Индии