Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:37, реферат
Исходя из поставленного вопроса, мы выделили следующие задачи, которые помогут нам раскрыть особенности врачевания Древней Индии:
выделить основные этапы и периоды истории врачевания в Древней Индии;
рассмотреть основные источники врачевания;
изучить нововведения древнеиндийских врачевателей;
увидеть основные представления о причинах болезней в Древней Индии;
рассмотреть основные гигиенические традиции Древней Индии.
Введение I. История 1. Периодизация истории врачевания ..……………………..………….………...…..4 2. Источники по истории и врачеванию древней Индии……………………….…...5 II. Врачевание в разные исторические периоды 1.Санитарное дело периода Хараппской цивилизации….………………………..…6 2. Врачевание Ведийского периода………………………….…………...............…...7 3. Врачевание Классического периода ….…………….……….…………………..…8 III. Представления о болезнях 1. Причины болезней ……………………………………………………………........10 2. Виды медицинской помощи………………………………………………….……12 Заключение Приложения Список литературы
ПЛАН
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. Единого названия страны в глубокой древности не существовало1.
Слово «Индия» греческого происхождения. Оно восходит к названию одной из рек на северо-западе страны – Синдху, которую иранцы называли Хинду. А греки – Индос. Отсюда произошло название народа – «инды» и их страны – «Страна индов». В настоящее время на ее территории располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал.
Методы и приемы врачевания в Древней Индии начали развиваться во время развития самого народа «инды». Именно так звучит тема реферата: «Методы и приемы врачевания в Древней Индии».
Поэтому главный вопрос (проблема), который следует решить – какие принципиальные изменения и нововведения произошли в медицине Древних цивилизаций благодаря достижениям древнеиндийских врачевателей.
Исходя из поставленного вопроса, мы выделили следующие задачи, которые помогут нам раскрыть особенности врачевания Древней Индии:
I. История
1.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ВРАЧЕВАНИЯ
В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:
1) период Хараппской цивилизации (Ш – начали II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства; этот период так же носит название периода Индской цивилизации2.
2) Ведийский период (конец 2 –середина I тысячелетия до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление "священных текстов" (санскрит – веда), передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;
3) Буддийский
период и Классический период (вторая
половина I тысячелетия до н. э. – начало
I тысячелетия н. э., Индостанский субконтинент)
– время наивысшего расцвета традиционной
культуры древней ИНДИИ. Ее характеризуют
высокое развитие земледелия, ремесел
и торговли, подъем самобытной культуры,
утверждение и распространение буддизма–
первой из трех мировых религий, успехи
в различных областях знаний, литературе
и искусстве, широкое развитие торговых
и культурных связей Индии со странами
древнего мира, что принесло ей славу «Страны
мудрецов»3.
2. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ И ВРАЧЕВАНИЮ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Основными источниками являются: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения — веды, I тысячелетие до н. .э.; «Предписания Ману», II в. до н. э.; самхи-ты Чараки .(«Caraka-samhita») и Суш-руты («Sushruta-samhita»), первые века нашей эры), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос (табл. 7).
О
древней Индии писали известные историки,
философы и путешественники древности:
греческие историки Геродот, Страбон и
Диодор, участники походов Александра
Македонского, посол Селевки-дов при дворе
царя Чандрагупты — Мегасфен, китайский
историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и
другие4.
II. Врачевание
в разные исторические периоды
1. САНИТАРНОЕ
ДЕЛО ПЕРИОДА ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название "хараппская" (от г. Харап-па на территории современного Пакистана). Расцвет хараппской культуры приходится на конец III – начало II тысячелетия до н. э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.
Во многих отношениях (по величине территории, уровню городского строительства, санитарному благоустройству и т. д.) хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.
Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот глубиной от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 см. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось особо важное значение. Об этом свидетельствуют также размеры магистральных труб, диаметр которых достигал 2 м. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ' ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Это говорит о высокой культуре древней цивилизации долины Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода создать наиболее совершенный образец санитарно-технического строительства древности5.
Высокое санитарное состояние древних городов хараппской цивилизации позволяет даже при отсутствии или недостаточности расшифрованных текстов медицинского содержания сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания .в долине Инда в середине III –начале II тысячелетий до н. э.
В
то же время высокий уровень
2. ВРАЧЕВАНИЕ В ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД
Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Указания на врачебные знания сохранились в "Ригведе" ("Rigveda" – веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к XII–X вв. до н. э.) и "Атхарваведе" ("Atharva-veda" – веда заклинаний и заговоров, VIII–VI вв. до н. э.). Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э.
В "Ригведе" упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о врачевателе в следующих словах: "Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель– болезней, а жрец – жертвенных возлияний". Некоторые разделы "Ригведы" содержат тексты об обрядах магического врачевания – в ведийский период медицинские знания тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями.
Главными медицинскими божествами ведийского периода были: близнецы Ашвины – боги-врачеватели и хранители, Рудра – владыка лекарственных трав и покровитель охотников, а также высшие божества: Агни – бог огня и возрождающейся жизни, Индра – символ небесного грома и податель дождя и Сурья – бог солнца6.
В обширной древнеиндийской мифологии были и злые демоны, которые приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в "Атхарваведе" болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем "Атхарваведа" отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. Древние лекари так и назывались – бхишадж ("изгоняющий бесов"). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней. Так, в "Яджурведе" (VIII–VII вв. до н. э.) уже упоминается о четырех соках организма.
В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны): брахманы - жрецы, кшатрии - военная знать и члены царских родов, вайшьи - земледельцы и скотоводы и шудры. Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие – парии, используемые на самых неприятных и унизительных работах7.
Заниматься
врачеванием и изучать веды имели
право лишь представители трех высших
варн.
3. ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
В
VI в. до н. э. древняя Индия вступила
в период интенсивного, духовного
и интеллектуального развития. Его
характеризуют крупные
К началу нашей эры в древней Индии сложилась высокоразвитая система медицинских знаний, "в некоторых отношениях: подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед", как писал о ней А. Бэшем.
Искусство врачевания (санскрит аюрведа – учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты сохранили славу о чудесных целителях Дживаке (VI–V вв. до н. э.), Чараке и Сушруте (первые века нашей эры).
Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: "Чарака-самхита" (датируется I–II вв. н. э.) и "Сушрута-самхнта" (датируется IV в. н. э.).
Более ранняя "Чарака-самхита" посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.
"Сушрута-самхита"
в основном посвящена
Информация о работе Развитие медицины в античные времена на примере Индии