Развитие медицины в античные времена на примере Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:37, реферат

Краткое описание

Исходя из поставленного вопроса, мы выделили следующие задачи, которые помогут нам раскрыть особенности врачевания Древней Индии:
выделить основные этапы и периоды истории врачевания в Древней Индии;
рассмотреть основные источники врачевания;
изучить нововведения древнеиндийских врачевателей;
увидеть основные представления о причинах болезней в Древней Индии;
рассмотреть основные гигиенические традиции Древней Индии.

Оглавление

Введение I. История 1. Периодизация истории врачевания ..……………………..………….………...…..4 2. Источники по истории и врачеванию древней Индии……………………….…...5 II. Врачевание в разные исторические периоды 1.Санитарное дело периода Хараппской цивилизации….………………………..…6 2. Врачевание Ведийского периода………………………….…………...............…...7 3. Врачевание Классического периода ….…………….……….…………………..…8 III. Представления о болезнях 1. Причины болезней ……………………………………………………………........10 2. Виды медицинской помощи………………………………………………….……12 Заключение Приложения Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     Познания  индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными  в древнем мире. Несмотря на несовершенство метода исследования, который основывался  на мацерации тела умершего в проточной воде, древние индийцы различали: 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (прана, слизь и желчь). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т. д.) выделялись как "особо важные" (санскрит – marman).

     Их  повреждение считалось опасным для жизни. Познания индийских врачей в области строения тела человека явились важной вехой в истории анатомии и сыграли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.

     Здесь необходимо отметить, что сравнение  достижений древних индийцев с познаниями древних египтян и ацтеков  весьма условно: египетские тексты медицинского содержания записаны во II тысячелетии  до н. э. (т. е. почти на два тысячелетия  раньше), а расцвет ацтекской медицины приходится на середину II тысячелетия н. э. (т. е. более чем тысячелетие спустя)8.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III. Представления о болезнях                                                                                    

     1. ПРИЧИНЫ  БОЛЕЗНЕЙ 

     В классический период истории древней  Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней. Религиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках  основ мироздания, выявляли и элементы естественно-научного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану ("атомов"). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь – как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа, венерические и другие заразные болезни, понять причины которых в то время было еще невозможно).

     Диагностика болезней основывалась на подробном  опросе больного и исследовании теплоты  тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.

     В трактате Сушруты описаны три  стадии воспаления, признаками которого он считал: в первом периоде –  незначительные боли; во втором – стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, красноту и нарушение функции; в третьем – уменьшение припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.

     Тактика лечения в древней Индии, так же как и в других странах древнего мира, определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых – лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих – хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.

     О многогранности навыков и знаний древнеиндийского врачевателя свидетельствуют известные слова Сушруты: "Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав – человек; знакомый со свойствами ножа и огня демон; знающий силу молитв – пророк; знакомый же со свойствами ртути – бог!" Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели: "для укушенных индийской змеей не было никакого исцеления, если он не обращался к индийским врачевателям,–сами индийцы вылечивали тех, кто был укушен" "Кндика". XV. II.

     Слава о целебных свойствах индийских  растений распространилась широко за пределами древней Индии; морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Черного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, киннамон, алоэ и другие растения и благовония. В средние века опыт индийской медицины был заимствован тибетскими лекарями, о чем свидетельствует известный трактат индо-тибетской медицины "Чжуд-ши" (VIII–IX вв. н. э., см. с. 169). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Виды медицинской помощи

     Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку, описанный также римским врачом Сораном во II в., т. е. за два столетия до Сушруты (в. индийском порту Арикалиду в I– II вв. существовала римская торговая фактория; следовательно, не исключено, что Соран мог заимствовать указанный метод из более ранних буддийских сочинений, в которых часто упоминается об удачных излечениях путем оперативного врачевания).

     Искусство оперативного лечения – хирургия, в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию "первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба (согласно легенде первыми хирургами были врачеватели неба – близнецы Ашвины) верным источником славы". Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны добились тщательного соблюдения чисготы во время операций. Они отличаюсь смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами

     Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в  Индии научились производить  в глубокой древности заточенные так, чтобы ими можно было легко разрезать волос, они хранились в. специальных деревянных корооках.

     Врачеватели древней Индии производили ампутации  конечностей лааротомии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. Они "умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться v индийцев искусству ринопластики", писал А. Бзшем.

     Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием "индийского метода". Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки. Подобным способом выполнялись и другие восстановительные операции на лице.

     В Индии издавна развивались гигиенические  традиции. Большое значение придавалось  личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата  и времен года на здоровье людей. Гигиенические  навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены в "Предписаниях Млну":

«Никогда не следует есть пищу… больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой… ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой.

Надо  удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах.

Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом; и почтить богов»9

     Предупреждение  болезней было одним из важнейших  направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки предупреждения заболевания оспой, широко распространенной в Индии.

     Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. В империи Маурьев (IV– II вв. до н. э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

     Медицина  древней Индии была тесно связана  с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. Она объединила в себе религиозную  философию, морально-этическое учение и систему упражнений-поз (асаны). Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из двух уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом). В современной Индии йогой занимаются здоровые и больные (в клиниках йоготерапии) ; научно-исследовательские институты продолжают изучение этой древней эмпирической системы.

     Положение врача в древней Индии было неодинаковым на этапах истории. В ведийский  период занятие врачеванием не было предосудительным: даже Агнй и близнецы-Ашвины уважительно назывались чудесными лекарями. К концу древности, с развитием кастовой системы и общественного неравенства некоторые занятия (например, хирургией) стали считать ритуально "нечистыми". Однако в целом занятие врачеванием вызывало большое уважение.

     Среди центров медицинского образования  особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Согласно буддийской традиции, в нем в течение семи лет  учился медицине Дживака (VI–V вв. до н.э.)–знаменитый врачеватель при дворе магадхского царя Бимбисары (по преданию Дживака лечил и Будду). После индийского похода Александра Македонского Таксила стала местом поселения греков, которые в конечном счете индианизировались и оказали свое влияние на развитие местной культуры.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Медицина  Древней Индии получает развитие с III тысячелетия до нашей эры. Источниками изучения индийской медицины является письменные памятники - Аюрведы и законы Ману.

     Обучающийся медицине должен был овладеть всеми  гранями врачебного искусства: "Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом",– записано в "Сушру-таамхите".

Получает  развитие с III тысячелетия  до нашей эры. Источниками  изучения индийской медицины является письменные памятники - Аюрведы и законы Ману.

В Индии получило широкое  распространение  анатомирования трупов. Теоретические представления  индийских медиков  были такие: тело человека состоит из желчи, слизи и воздуха. Жизнь телу предоставляет бессмертная душа. Нарушение соотношения желчи, слизи и воздуха приводит к болезням.

Медицинскую помощь оказывали  врачи - жрецы, которые  готовились в гражданских  медицинских школах. При школах были больницы и библиотеки.

Среди терапевтических  мероприятий индийские врачи предпочитали слабительные и рвотные, кровопускание. Их фармацевтический арсенал насчитывал тысячу названий лекарств растительного происхождения.

Из  хирургических методов  лечения применялись  кесарево сечение, поворот  плода на ножку при поясничном положении, трепанация черепа, ампутация конечностей, остановка кровотечения лигатурами. В древней Индии рабов наказывали, отрезая уши и нос. Это заставило индийских врачей разработать пластические операции и соответствующие хирургические инструменты (до нас дошло более 200 образцов).  

Среди гигиенических мероприятий  предпочтение отдавалось вставанию до восхода  солнца, утренней зарядке, водным процедурам, танцам, играм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1.  Авдеев В.И. “История Древнего Востока”, 1998 г.

Информация о работе Развитие медицины в античные времена на примере Индии