Новые горизонты развития современной медицины

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:44, реферат

Краткое описание

Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы, а также новые независимые государства, входившие ранее в состав СССР, переживают период глобальных преобразований во всех сферах жизни, включая здравоохранение. При прежней системе медицинская помощь была всеобщей и бесплатной, но существовало немало проблем. Сегодня эти проблемы резко обострились в связи с нехваткой средств, вызванной экономическим кризисом. Почти все показатели здоровья населения в этих странах существенно ниже, чем в развитых государствах

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

Государственный институт управления и социальных технологий БГУ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Новые  горизонты развития современной  медицины» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила

студентка 1 курса группы 1016

Лухнова К.А. 
 
 
 
 
 
 
 

Минск

2011

 

Оглавление:

 

Введение

       Бывшие  социалистические страны Центральной и Восточной Европы, а также новые независимые государства, входившие ранее в состав СССР, переживают период глобальных преобразований во всех сферах жизни, включая здравоохранение. При прежней системе медицинская помощь была всеобщей и бесплатной, но существовало немало проблем. Сегодня эти проблемы резко обострились в связи с нехваткой средств, вызванной экономическим кризисом. Почти все показатели здоровья населения в этих странах существенно ниже, чем в развитых государствах. [1, с.515]

Развитие  медицины в Беларуси

       Забота  о здоровье людей, повышение уровня и качества медицинского обслуживания населения, совершенствование системы  здравоохранения - приоритеты государственной  политики в Беларуси. Расходы на здравоохранение в республике являются самыми высокими среди стран СНГ.

       В Беларуси ежегодно растет объем средств, направляемых на строительство объектов здравоохранения. Развитие здравоохранения  в суверенной Беларуси направлено на создание эффективной системы оказания медицинской помощи населению, способной быстро освоить новейшие технологии и обеспечить демографическую безопасность страны.

       Одним из достижений отечественного здравоохранения  является увеличение объемов и доступности  высокотехнологической помощи населению  республики. Благодаря укреплению материально-технической базы и оснащению клиник самым современным оборудованием в систему здравоохранения постепенно внедряются клеточные биотехнологии, трансплантация органов и тканей, лазерные технологии в лечении опухолевых процессов, цифровая лучевая диагностика, компьютерные информационные технологии. [3]

 

Встреча синергетики  и медицины

       Термин  «третья медицина» был предложен  Поповым для обозначения нового состояния медицины как области  знания о человеке, взаимопомощи и  исцеляющей деятельности, объединяемых общей осознаваемой установкой на реорганизацию коммуникативных взаимосвязей врача и пациента таким образом, чтобы «дать место» в пространстве их взаимодействий и встреч синергетическим процессам самоорганизации и саморегуляции. Можно также говорить о новой третьей медицинской парадигме, имея в виду его автопоэтический голографический смысл. В данном случае под парадигмой имеется в виду паттерн современного медицинского мышления, соединяющего в себе основанные на естественнонаучном знании и апробированные практикой врачевания биомедицинские модели человеческого организма с установкой на возрождение традиций целительства и новым пониманием состояния здоровья и болезни человека. Этот образ новой парадигмы в медицине не является чем-то уже ставшим, застывшим. Он находится в становлении, а потому ответить четко и однозначно на вопрос о том, что такое новая парадигма в «медицине III», достаточно трудно, если не невозможно. Здесь можно пойти двумя дополняющими и, в то же время, в чем-то исключающими друг друга, путями: «апофатическим» и «катафатическим». То есть, говорить о том, чем становящаяся медицина III является и чем она не является.

       Медицина III не является чем-то всецело альтернативным уже имеющимся в современной  культуре моделям и направлениям медицинской теории и практики врачевания и целительства в их традиционно западном или восточном пониманиях. Она не определяет себя через отрицание всего имеющегося накопленного опыта врачевания и целительства там и тогда, где и когда он оказался успешным, хотя бы даже успешность эта и не всегда поддается достаточно ясному рациональному объяснению.

       В то же время медицина III может рассматриваться  как качественно новое состояние  медицины – медицины, приобретшей  свое новое человеческое и социокультурное измерение в контексте современного развития цивилизации «третьей волны». Медицина III – это медицина согласия, открытого диалога и, соответственно, компромисса. Это, конечно, не означает провозглашение лозунга «все годится», а лишь означает ориентацию на поиск и фиксацию места каждой медицинской модели и практики в их естественных границах оправданной применимости с полным учетом приоритетности принципа «не навреди». Медицина III – это синергетическая медицина, медицина синергийного соучастия, которая, следуя общему пути становления синергетики, наследующей идеи системного подхода и кибернетики, ставит во главу угла концепцию обратной связи, как положительной, так и отрицательной. Поэтому медицина III – это медицина, ориентированная на понимание организма не только как кибернетического гомеостата с отрицательными обратными связями, но и как структурно-функциональной иерархии диссипативных структур, возникающих и самоподдерживающихся за счет процессов самоорганизации. Кроме того, медицина III в своих истоках учитывает также и эпистемологические уроки квантовой механики, с позиций которой «мир как целое», «мир и человек в нем» представляются в их потенциальном и актуальном существовании как особого рода информационно-физические когерентности. А потому медицина III – это также и “квантовая медицина”, для которой динамическая целостность живого организма, его устойчивость обусловлены во многом его квантовой природой не только на микро-, но и на макроуровнях его существования. Уже эта краткая и, по необходимости, декларативная характеристика медицины III показывает, что рассмотрение во всех аспектах с необходимостью выводит ее на ключевые проблемы развития современной цивилизации как целого. Строго говоря, медицина III оказывается в этом качестве медициной жизни, терапией культуры, разума, души и тела человека в их неразрывной органической целостности.

       Медицина III, будучи, как уже говорилось, медициной  синергетической и фрактальной, ориентируется на поиск такой  пространственно-временной организации внешних и внутренних воздействий на организм, которые бы в своей совокупности инициировали в нем самоорганизующийся переход в качественно новое состояние здоровья, динамического равновесия с окружающей средой в широком смысле этого слова – т.е. в равновесие отношений с другими людьми и с самим собой. Таким образом, медицина III дает оправдание метафоре исцеления как «пути к себе», как «возвращения к себе», или как «открытия себя заново». А потому для нее диалог становится принципом исцеления и удержания здоровья как творческого, непрерывно поддерживаемого, осознаваемого процесса. Понятно поэтому, что исцеление в медицине III – это самоисцеление, это осознаваемый, наблюдаемый творческий процесс, в котором решающую роль играет личность пациента и открыто выраженное стремление принять помощь врача – его разум, руку и сердце, его слово и вдохновение, чтобы заново сотворить себя, чтобы становиться и быть здоровым человеком. Но это последнее состояние может удерживаться и устойчиво воспроизводиться в течение длительного промежутка времени, только если оно будет опираться на осознаваемое ощущение границы отделяющей здоровье от болезни. Поэтому не совсем верно говорить о третьей медицине как о медицине здоровья, противопоставляя ее традиционной медицине болезни. Третья медицина – это медицина границы, поверхности, а потому – коммуникации. И именно эта ее граничность, поверхностность позволяет ее рассматривать в качестве синергетической, автопоэтической и квантовой. [2]

Реформа медицинского образования по Уэйлу

       Второй  пример интегративно-синергетических  тенденций современной медицины – это доктор Уэйл – автор нашумевшей книги «Самоисцеление», а также инициатор движения за реформу медицинского образования в США.

       Вот что он пишет в послесловии к этой книге: «Представьте себе мир будущего, в котором медицина ориентирована не на болезнь, а на здоровье, где врачи верят в естественную способность человека исцеляться, и ставят профилактику выше лечения. Если не считать отделений неотложной помощи, больницы в таком мире больше напоминают курорты, где пациенты могут осваивать и практиковать принципы здорового образа жизни, где они могут научиться готовить и есть здоровую пищу, удовлетворять насущные потребности своего организма, использовать сознание во благо исцеления и уменьшать свою зависимость от врачей. Даже в отделениях неотложной помощи техника направлена на то, чтобы помогать системе исцеления, например, стимулируя регенерацию поврежденных органов. В таких отделениях лучшие достижения и методы как традиционной, так и альтернативной медицины доступны каждому пациенту. В этом мире врачи и пациенты – партнеры, работающие во имя единой цели. Там судебные процессы, разбирающие врачебные ошибки, – не правило, а редкое исключение. Страховые компании с готовностью возмещают затраты на профилактическое обучение и естественные методы лечения, зная, что они непременно окупятся».

       Вот такая мечта доктора Уэйла, медицинский  центр которого при Аризонском университете имеет сайт в Интернете, цель которого дать возможность обращающимся за помощью больным людям общаться с ним и его коллегами, но также и с людьми, имеющими позитивный опыт самоисцеления, стимулировать межличностную «саногенную» коммуникацию между ними.

       Но  что мешает здравоохранению развиваться  в этом направлении? По мнению Уэйла, главные препятствия здесь в следующем: «Медицинское образование застыло на модели, ориентированной на болезнь. Клиническая подготовка врачей остается жестким обрядом посвящения, который крайне осложняет для студентов задачу соблюдать здоровый образ жизни и развивать в себе душевные и духовные качества, необходимые для целителей. Отношения врача и пациента отравлены взаимным недоверием до такой степени, что каждый пациент, переступающий порог кабинета, воспринимается как потенциальный жалобщик, готовый подать иск в суд».

       По  мнению доктора Уэйла, выход из создавшейся  ситуации – один, это реформа медицинского образования. «Если бы будущих врачей знакомили с альтернативными моделями медицины и здоровья, поощряли к изучению целительных сил природы и позволяли стать для своих пациентов ролевыми моделями здоровых людей, все перечисленные выше препятствия стали бы исчезать. Они знали бы, как принимать веру, которую проецируют на них пациенты, и отражать ее обратно так, чтобы она увеличивала частоту случаев самоисцеления».

       Но  что имеет в виду Уэйл под радикальной  реформой медицинского образования? А  вот что:

  • основательную подготовку в области философии науки, включая знакомство с новыми моделями, которые опираются на достижения квантовой физики, и которые должны прийти на смену старым теориям ньютоновского механицизма и картезианского дуализма. Такая подготовка должна включать сведения о теории вероятности и теории игр и должна касаться возможных взаимодействий между наблюдателем и объектом наблюдения, а также должна иметь в своем арсенале модели, которые могли бы объяснять нефизические причины физических событий;
  • акцент на целительные силы природы и существующую в организме систему самоисцеления;
  • акцент на взаимодействие сознания и тела, включая реакцию плацебо, врачебное заклятье и психонейроиммунологию;
  • подготовку в области психологии и духовности дополнительно к знаниям о физическом теле;
  • познания в области искусства общения, в том числе и умение расспрашивать пациентов, составлять истории болезни и знакомить пациента с методами лечения так, чтобы с большей вероятностью задействовать его систему исцеления.

       Таков путь, по которому, согласно Уэйлу, должна пойти медицина. И это также  путь медицины III. Это путь нового обретения  человеком самого себя, новой «коммуникативной компетентности», его нового синергийного бытия. [2]

 

Библиографический список:

  1. Миняев, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение / В.А. Миняев, Н.И. Вишняков. – Москва: МЕД-пресс-инфор, 2003. – 521 с.
  2. Аршинов, В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / В.И. Аршинов. – Москва, 1999.
  3. Doctor.by [Электронный ресурс] / Портал для врачей и пациентов. – Режим доступа: http://doctor.by/index.php?option=com_content&view=article&id=382:e&catid=20:-&Itemid=112 – Дата доступа: 17.04.2011.

Информация о работе Новые горизонты развития современной медицины