Гален и синтез античной медицины

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:45, лекция

Краткое описание

3.1. Жизнь и сочинения Галена
3.2. Новая фигура врача: истинный медик должен быть также философом
3.2. Новая фигура врача: истинный медик должен быть также философом
3.4. Осевые моменты медицинских теории Галена
3.5. Причины большого успеха Галена

Файлы: 1 файл

3.docx

— 19.14 Кб (Скачать)

3. ГАЛЕН И СИНТЕЗ АНТИЧНОЙ  МЕДИЦИНЫ

3.1. Жизнь и сочинения Галена

 Гален родился в  Пергаме около 129 г.н.э., где начал  он учиться, затем продолжил  в Коринфе, Александрии. В 157 г. вернулся в Пергам, где был  какое-то время врачом гладиаторов.  В 163 г. приехал в Рим, где  пробыл около трех лет; когда  там началась эпидемия, он поспешил  вернуться в Пергам. Затем в  Смирне он слушал лекции медиоплатоника Альбина, от которого немало перенял.

 В 168 г. император  Марк Аврелий пригласил Галена в Рим в качестве личного врача в его походах против германцев. Серия непредвиденных событий заставила императора вернуться в Рим, где Гален обосновался медиком при Коммоде, сыне императора. Ка» придворный врач (оставаясь им и после смерти Марка Аврелия), Гален посвящал все свое время исследованиям и составлению книг. Его слава была настолько грандиозна, что даже при его жизни то и дело появлялись фальсификации, подписанные его именем. Сам Гален рассказывал с нескрываемым удовольствием историю, коей был очевидцем, как однажды в лавке один образованный римлянин разоблачал книгопродавца, вопя, что книга, которую тот хотел продать как галеновскую, написана таким скверным греческим, что она недостойна пера Галена. Умер Гален около 200 г.

 Литературное наследие  его безмерно, несколько тысяч  страниц. Многие из них утрачены, но значительное их число сохранилось  (около сотни названий). В каталог, отредактированный и названный самим Галеном "Мои книги", вошли: 1) сочинения терапевтические, 2) книги по теории прогнозирования, 3) Комментарий к Гиппократу, 4) полемические против Эрасистрата, 5) книги, относящиеся к Асклепию, 6) работы, посвященные различным медицинским методам, 7) книги, используемые при доказательствах, 8) книги по философии морали, 9) книги по философии Платона, 10) книги, относящиеся к философии Аристотеля, 11) книги, касающиеся разногласий с философией стоиков, 12) работы по философии Эпикура, 13) книги об аргументах грамматических и риторических.

 Среди наиболее значительных  его работ назовем: "Анатомические  процессы", "Полезность частей", "Естественные способности", "Терапевтический  метод", "Учебное руководство  по медицине", "Комментарий  к Гиппократу".

3.2. Новая фигура врача: истинный  медик должен быть также философом

 Гален ставит целью  восстановить античный образ  врача, достойным примером которого, более того, живой парадигмой, был  Гиппократ. Медикам своего времени,  отвернувшимся от Гиппократа, Гален  предъявляет три тяжких обвинения: 1) невежество, 2) коррупция, 3) абсурдная  разобщенность.

1) Невежество новых медиков  он усматривает в том, что  они: а) не утруждают себя  методичным познанием природы  человеческого тела, б) как следствие,  не умеют отличать болезни  по родам и видам, в) не  располагают отчетливыми логическими  понятиями, без чего не могут  ставить верно диагнозы. Утратив все это, искусство врачевания превращается в ползучую эмпирическую практику.

2) Коррупция медиков состоит  в а) небрежении обязательствами,  б) ненасытной жажде денег,  в) лени и праздности духа. Пороки  эти влекут за собой атрофию  ума и воли врача. "Личность, которая хочет стать истинным врачом, — пишет Гален, — не только презирает богатство, но она в крайней степени приучена к перегрузкам, любит напряженный ритм работы. Нельзя и представить себе, что такой работяга может позволить себе напиваться, объедаться, предаваться усладам Венеры, короче говоря, служить своей нижней части тела. Все это потому, что истинный медик — друг умеренности, сколько и истины". Гении масштаба Фидия среди скульпторов, Апеллеса среди художников, Гиппократа среди врачей, — не появляются более по причине коррупции. Можно было бы, изучив все, открытое Гиппократом, весь остаток жизни посвятить применению познанного, открыть недостающее. И эта была бы цель медицины. Но, — добавляет он, — "невозможно, считая богатство самой ценной из добродетелей, изучая и применяя искусство не на благо людей, но ради наживы, достичь ее цели".

 3) Что касается разделения на секты, то необходимо помнить, что уже после Эрасистрата медицина пережила раскол, в результате чего выделились три позиции: а) т.н. "догматики", они утверждали, что факторы болезнетворные и излечивающие целиком и полностью определяются разумом, б) т.н. "эмпирики", считавшие, что искусство врачевания опирается всегда и только на чистый опыт; с) т.н. "методисты" (таково их самоопределение и самоотделение от "догматиков"), напротив, полагавшие основой медицинского искусства некоторые очень простые понятия (схематично "выделение", "сокращение" и т.п.). Гален отвергает все три позиции, видя в их поверхностности большую опасность. Его метод соотносит момент логический с экспериментальным, полагая и тот, и другой одинаково необходимыми.

3.3. Великая энциклопедическая  конструкция Галена и ее компоненты

 Заслуга Галена состоит  в придании новой формы уже  известному знанию. Его достижения  можно суммировать следующим  образом: а) анатомические исследования, полученные медиками александрийского  Музея, и обобщенные им; б) элементы  зоологии и биологии, воспринятые  от Аристотеля, приведенные и  адаптированные в контексте строгого  телеологизма; в) теория элементов, качеств и жидкостей системы Гиппократа; г) теория "врожденной теплоты" и "пневмы" (модифицированная идея Посидония); д) идеи "Тимея", прочитанные в медиоплатоническом ключе (воспринятые от Альбина), в качестве общей схемы и основы медицинской энциклопедии. К этому всему должна быть присоединена теологическая концепция самого Галена специфически преломленная в платоническо-аристотелевской традиции.

 Что касается анатомии, то очевидно, что Гален прошел  солидную подготовку в процессе  аутопсий60 и вивисекций (опыты над  обезьянами и даже слонами), это  отражает его трактат "Анатомические  процессы", составленный по результатам  собственноручно проделанных опытов.

 Что касается теории  элементов, качеств и жидкостей,  то в трактате "О природе  человека" он развивает и завершает  ее теорией темпераментов, ставшей  знаменитой. Из четырех элементов  и четырех качеств — холодного,  горячего, сухого и влажного, должным  образом соотнесенных, происходит  все прочее. "Темперамент" не  есть простая смесь их, но такая,  где присутствует взаимопроникновение  решительно всех частей смеси.  Специфическое качество любого  тела проистекает из "удачного  смягчения" противоположных качеств,  это совпадает с тем, что  классики называли "истинной мерой". "Хороший темперамент" человека  есть результат "удачной темперации", соразмерности различных частей  тела. "Жидкости", т.е. кровь,  флегма, желчь желтая и желчь  черная не суть первоначальные  элементы, но происходят от других  элементов и их качеств. Они  являются по преимуществу влажными, сухими, горячими или холодными,  но не в абсолютном смысле, а скорее, в смысле преобладания  одной из характеристик.

 Что же касается  телеологической концепции Галена, то это абсолютизация принципа  финализма, который представлен,  особым образом, в "Федоне" Платона, а также аристотелевской максимой: "природа не делает ничего понапрасну". Вот суждение из трактата "О полезности частей": "Первая причина всего выступает, как заметил Платон, в виде цели действия. Поэтому, если тебя спросили, зачем ты идешь на рынок, нельзя дать толковый ответ, пренебрегая этой причиной; смешон был бы тот, кто, вместо того, чтобы объяснить, что хочет купить какую-то вещь или раба, или встретить друга, раскатал бы тираду о том, что у него есть две ноги, могущие держать его на земле и передвигаться. Такой тип, вместо реальной причины, подсунул бы вам инструментальную, необходимое условие, но не причину". И еще одно суждение Галена, концентрирующее суть его мысли: "Мы показали достаточно ясно, что ни одна из частей, предназначенных для жизни, как ни одна, предназначенная для лучшей жизни, не могла быть создана иначе, лучше того, что она есть".

 Финализм есть то, что  исходит от Божественного Зодчего, "искусства Природы". Оно —  во всем: в человеке, в животных, в букашках.

"Какое бы животное  ты не захотел разъять, —  пишет Гален, — тебя ошеломит  искусность, равно как мудрость  его Творца, и, чем меньше оно,  тем большим будет изумление,  подобно тому, какое вызывают  тончайшие резные изделия мастеров".

 Трактат, о котором  мы ведем речь, может быть сравним с грандиозным "гимном Богу", с "эподом". Известно, что такие стихи складывали мелические поэты, где за строфой и антистрофой следовал эпод, когда пред ликом алтаря все пели, воздавая хвалу Богам.

^ 3.4. Осевые моменты медицинских теории Галена

 Галеновская  доктрина "естественных способностей", которой посвящен целый трактат, предстает как завершение античных теорий.

 Все вещи происходят  из четырех качеств, взаимодействующих  между собой, посредством их  изначальной специфической способности.  Любой организм рождается, развивается  в соответствии со специфической  активностью. Эта активность подчиняется  строгому правилу природы, и  Гален называет ее "способностью". Способностей великое множество:  кровеносная способность вен,  переваривающая способность желудка,  пульсирующая способность сердца  и т.п. Гален изучил и систематизировал  их все. Среди них две базовые: "втягивающая", т.е. та, благодаря которой нечто усваивается, делается своим, и "выталкивающая", т.е. та, что не принимает, оставляет нечто чужеродным. Это доктрина Галена в контексте глобальной "симпатии" различных органов и различных частей между собой имела фундаментальное значение, ибо в соответствии с точным применением ее гарантировала успех в рамках теории финализма в целом.

 Вторая его теория  опирается на платоновское деление  души на: 1) душу рациональную, 2) возбудимую (гневную), 3) вожделеющую. Причем, Гален  вписывает это в новый антропологический,  анатомический и физиологический  контекст. Рациональная душа сидит  в мозгу, возбудимая — в  сердце (средоточие эмоций), вожделеющая  — в печени. Рациональная душа имеет своим проводником животную, или психическую, пневму (дыхание, воздух), которая циркулирует через нервную систему (что поддерживается вдыханием воздуха). Кроме того, есть пневма витальная, циркулирующая в сердце и в артериях; он с осторожностью принимает гипотезу "натуральной пневмы", которая, должно быть, содержится в печени и венах, где циркулирует кровь в процессе питания. Такое прочтение Платона, очевидно, означает материализацию души, ибо рациональная душа выступает функцией мозга, другие — сердца и печени. Будучи заключенными в рамки организма, они соотносятся посредством пневмы психической и витальной, наделены врожденным теплом и кровью.

3.5. Причины большого успеха  Галена

 Грандиозная систематизация  знания в рамках медицины и  ее дисциплин, ясная теоретическая  схема, высокий религиозный и  моральный смысл философского  учения Галена обеспечили ему  в эпохи Средневековья и Возрождения  неувядаемую славу.

 Однако с Галеном  случилась та же беда, что и  с Аристотелем: его теория стала  догмой и, повторяемая буквоедами, была извращена недоучками в самой ее сердцевине. Его ошибки усердно консервировались и передавались, образовывая со временем серьезное препятствие прогрессу медицины. Необходимо, впрочем, отличать Галена от галенизма, как Аристотеля от аристотелизма. Как в эпоху Нового Времени необходимо было опровергать Аристотеля, чтобы разрушить аристотелизм, также было необходимо оспаривать Галена, чтобы покончить с галенизмом.

 Тем меньше оснований  сегодня оспаривать исключительное  историческое значение этого  мыслителя.


Информация о работе Гален и синтез античной медицины