Отдых, досуг, развлечения в античное время

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:55, реферат

Краткое описание

Культурно-исторические формы досуга Древней Греции:
Палестра — частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет (на острове Самос была палестра для взрослых мужчин). Программа обучения в палестре включала бег, борьбу, прыжки, метания копья и диска (так называемая система пятиборья), гимнастические упражнения, плавание. Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны.

Файлы: 1 файл

«Отдых, досуг, развлечения в античное время.».docx

— 25.98 Кб (Скачать)

 

 

 

Реферат на тему

«Отдых, досуг, развлечения в античное время.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Античность (от лат. antiquitas — древность) — в общем смысле означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурно-исторические формы досуга Древней Греции:

Палестра — частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет (на острове Самос была палестра для взрослых мужчин). Программа обучения в палестре включала бег, борьбу, прыжки, метания копья и диска (так называемая система пятиборья), гимнастические упражнения, плавание. Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны.

В общем смысле, слово Палестра может употребляться как синоним учреждения, в котором молодые люди обучаются различным видам спорта.

 

Гимнасий — не что иное, как целый комплекс спортивных сооружений. Вокруг прямоугольного    двора по периметру располагаются здания с крытыми галереями, украшенными рядами изящных колонн. В одних зданиях размещены классы, в других — раздевалки, а в центральной части двора — тренировочный стадион.

Незадолго до тренировки в специальной  комнате юноши натирались оливковым  маслом, чтобы разогреть мышцы  и смягчить кожу. Потом они выходили во двор и начиналась тренировка. Обнаженные атлеты совершенствовались в беге, прыжках, метании копья и диска. Другие, избравшие борьбу и кулачный бой, тренировались рядом, на специальных площадках, обильно политых водой, чтобы было труднее. Античные греки отлично понимали, что чем труднее условия тренировок, тем сильнее и выносливее станет спортсмен.(бегуны тренировались на дорожках, покрытых толстым слоем песка).

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776г. до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

 

Симпосий — ритуализированное пиршество в Древней Греции, сопровождавшееся буйным весельем, важная составляющая мужского времяпрепровождения. Симпосий проводился после трапезы у домашнего алтаря и начинался с ритуального омовения рук и обрызгивания благовониями. Участники симпосия — симпосиасты — украшали себя и сосуды с вином венками из плюща, мирта и цветов. В качестве украшений также использовались белые и красные повязки, символизировавшие преданность богу Дионису.

 

Театр. Театр Греции был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Греческий театр изначально, развивался очень быстро. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (так называемая хорегия): театр был государственным институтом. Театральные представления, обычно продолжавшиеся во время общенародных государственных праздников три дня и длившиеся от восхода до заката солнца, носили характер соревнований. К состязаниям допускались три трагических поэта и три комических, причем каждый трагик должен был представить три трагедии и одну так называемую сатировскую драму. Каждое утро, захватив с собой еду и подушку для сидения, в театр собирались все, чтобы своей реакцией вдохновлять исполнителей и сопереживать им, тогда как победителей определяли специальные судьи. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а живущие в нём люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Земля — лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль.

Праздники. Праздники Древней Греции возникли на основе мифических сказаний.

Греки боялись грозных  сил окружающей их природы и не понимали их. Греки верили, что природой управляют многочисленные боги.

Богов греки представляли себе в виде людей, но более могущественных.

Греки верили, что всю  природу их окружающую населяют боги и богини. Лесных богов греки называли сатирами и представляли их себе в  виде людей, обросших шерстью и с  козлиными ногами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами-невестами. Считалось, что у  каждой отрасли хозяйства – земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремесел – есть свой бог-покровитель.

Так из простых религиозных  обрядов и ритуалов возникали  традиции праздников, которые впоследствии становились общенародными.

Большое распространение  имели в Греции древние празднества  плодородия.

Наиболее распространенный, общий для многих племен и государств-городов  Греции был культ Диониса, наиболее почитаемого бога.

Дионис-бог виноделия. Ему  посвящались праздники весной, перед  началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало  молодое вино.

В дни этих праздников из деревни в деревню и по городам  ходили толпы земледельцев, распевая песни и танцуя. Изображая сатиров, они надевали на себя козлиные шкуры. Нараспев, они рассказывали миф о  Дионисе: будто бы Дионис умер, а  с ним умерла и природа, но весной он воскрес, а с ним воскресла  и природа. В этом мифе древние  греки пытались объяснить себе, почему осенью растения увядают, а весной вновь  пробуждаются.

 

 

 

 

 

 

Культурно-исторические формы досуга Древнего Рима.

Термы.  В жизни римлян термы (общественные бани) играли большую роль. В имперское время из общественных бань термы превратились в роскошные дворцы, предназначенные не только для купания. Здесь появились спортплощадки, комнаты отдыха, буфеты и библиотеки. Это было место отдыха, непринужденного общения. Сюда приходили в сопровождении рабов, которые несли простыни, скребки и т. д. В термах предоставлялись: душ, холодная и горячая ванна, умащения благовониями. Во время Империи термы играли роль клубов, в которых одновременно могли присутствовать 3-4 тысячи человек. Здесь устраивались представления, велись философские беседы. Термы стали обязательным элементом городской застройки всех городов Римской Империи.

 

Гладиаторские бои. Гладиаторы - в Древнем Риме - военнопленные, осуждённые преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет.

Для того чтобы стать гладиаторами, необходимо было принять присягу  и объявить себя "юридически мёртвыми". С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них - было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене  жестами. Второй закон - полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий  своё полное поражение, был обязан снять  защитный шлем и подставить горло  под меч противника или же вонзить  свой нож в собственное горло. Конечно, аудитория могла всегда предоставлять милосердие тем гладиаторам, которые отважно сражались и  нравились публике, однако такое  помилование случалось крайне редко.

 

Навмахия (от греч. — морская битва) — гладиаторское морское сражение в Древнем Риме или шоу с имитацией морского боя. Считались особой роскошью среди зрелищ.

Одной из первых крупных  навмахий стало сражение 46 года до нашей эры. Для этого действа по приказу Юлия Цезаря было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме. В навмахии приняли участие 16 галер и 2 тыс. гладиаторов. В дальнейшем состоялись ряд крупных навмахий, например, имитация Саламинского сражения между флотами греков и персов (участвовало 24 боевых корабля, 3 тыс. гладиаторов). Крупнейшей навмахией стало шоу, организованное по приказу императора Клавдия. На озеро Фучино близ Рима было спущено 50 боевых кораблей, число гладиаторов составило 20 тыс. чел. Из-за опасений мятежа к месту навмахии были стянуты войска. Число зрителей составило около полумиллиона человек (окрестные холмы, образующие «естественный амфитеатр», позволяли расположить такое количество людей). После сражения оставшиеся в живых гладиаторы и преступники (которые также были использованы) были отпущены на свободу, за исключением экипажей нескольких галер, уклонявшихся от боя.

 

Заключение:

Несмотря на разнообразие форм досуговой деятельности, ключевое, доминирующее влияние оказывалось  на физическое воспитание человека.

Считалось чем человек  сильнее в физическом плане, тем он более успешен в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Отдых, досуг, развлечения в античное время