Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 20:09, контрольная работа
Краткое описание
Обычно время отбирает из прошлого лучшее, на чем стоят народы и государства. Но к этому отбору причастны и разные люди, и обстоятельства. Многое из истории утрачено, и мы владеем весьма малой частью того, что некогда занимало умы человечества, поэтому дошедшие до нас материалы характеризуют давние эпохи лишь отчасти, и картины прошлого могут восстанавливаться только с привлечением всей совокупности идейного наследия наших древнерусских предков. Это и былины, песни и сказания, то изустное творчество, которое передавалось из поколения в поколение. Это и древнейшие, дошедшие до нас сочинения, сохранившиеся в летописных сводах и сборниках. Большинство сочинений так или иначе связано с утверждением на Руси новой веры, которое примерно совпадает по времени и находит отражение в тогда же утверждающейся письменности.
Оглавление
Глава1.Крещение Руси 1 Исторические причины крещения Руси 2 Зарождение христианства на территории Руси 3 Крещение князя Владимира 4 Крещение киевлян Глава2. Дальнейшее развитие христианства на русской земле 2.1 Благоприятные условия для христианства на Руси 2.2 Распространение христианства в других землях 2.3. Русь православная Заключение Список использованной литературы:
Владимир опасался, что сильные
и образованные цари не захотят добровольно
породниться с ним, князем незнатного
и варварского народа, и тем более побоится
выйти за него замуж византийская царевна
Анна, как это и случилось впоследствии.
Рассуждение чисто человеческое
и языческое, но приведшее к той же цели,
к которой вел Владимира Промысел Божий!
Собрав свою дружину, Владимир
отправился в поход против греческого
города Корсуня (Херсонеса) на Таврическом
полуострове (Крыму, вблизи нынешнего
Севастополя). Корсунь, хотя и небольшой,
но важный торговый пункт, находившийся
при Черном море и принадлежавший Греческой
империи, был издавна известен русским.
Он был укреплен с сухого пути толстыми
стенами и имел в своем распоряжении значительное
войско и торговый флот. С моря к нему невозможно
было подойти близко, а от находившихся
с востока и запада заливов (известных
ныне под именами Карантинной и Стрелецкой
бухт) он также был огражден стенами, так
что мог считаться неприступною крепостью.
Но Владимир все таки решился осадить
этот город. На легких челнах, с не очень
большим войском (6000-8000 чел.), он смело подступил
к Корсуню, высадился в одной из близлежащих
бухт его и стал осаждать его с сухого
пути. Корсуняне, заранее запасшись хлебом
и другими необходимыми продуктами, а
может быть, и ожидая помощи из столицы,
долго не сдавались. Несмотря на это, Владимир
угрожал городу стоять даже более трех
лет; но, не имея стенобитных орудий и других
осадных средств, он долго не мог привести
своей угрозы в исполнение. Монах Иаков
(в житии св.Владимира) говорит, что Владимир
так молился Богу: "Господи Боже, Владыко
всех! Сего у тебя прошу: дай мне взять
этот город, чтобы я мог привести христиан
и священников в свою землю, и они научили
бы мой народ закону христианскому".
Бог услышал молитву его. Божественная
помощь Владимиру открылась, после того,
как были испытаны и оказались безуспешными
бывшие в распоряжении Владимира обыкновенные
человеческие средства, и когда Владимир,
по-видимому, уже отчаивался в успехе своего
предприятия. После 9-месячной осады удалось
перекрыть осажденному городу воду и Корсунь,
изнемогая от жажды, сдался Владимиру.
Тотчас по взятии Корсуня Владимир
послал в Константинополь к греческим
императорам послов с требованием выдать
за него в замужество сестру их царевну
Анну, угрожая в противном случае сделать
и с Цареградом то же, что он сделал с крепостью
Корсунь.
В ответ на это императоры написали
Владимиру, что у христиан не дозволяется
выдавать девиц-христианок замуж за язычников,
и потому, если он крестится, то и просимую
невесту получит и царство Божие наследует
и сделается единоверным с ними. Тогда
Владимир отвечал, что он давно испытал
греческую веру, и ему очень понравилось
богослужение их, как передали ему посланные
им для испытания веры мужи. И потому просил
прислать скорее священников для крещения
его и с ними царевну Анну. Сначала царевна
очень долго не соглашалась идти замуж
за варвара, опасаясь, может быть, его жестокости;
но императоры убедили ее согласиться
на этот брак, говоря, что она послужит
орудием обращения ко Христу сильного
царя и целого народа, и избавит греческую
страну от опасного врага, который много
зла делал Грекам и впредь может сделать.
Уступая просьбе братьев и покоряясь воле
Божьей, царевна, наконец, решилась отправиться
к Владимиру. Императоры проводили ее
на корабль с большой свитой и многими
священниками в Херсонес. Перед прибытием
царевны, Владимир сильно разболелся глазами
и уже стал думать, что языческие боги,
гневаясь на него за то, что он хочет переменить
веру, наслали на него болезнь. Но это случилось
по Божьему усмотрению, чтобы Владимир
и сам сильнее убедился в истинности веры
христианской и окружающие его увидели,
что перемена их князем религии не есть
только его прихоть или политический расчет.
Случилось именно так, что когда прибыла
царевна, то Владимир уже не мог ничего
видеть. Царевна, узнав о болезни Владимира,
послала ему сказать, что если он крестится,
то скоро выздоровеет. Владимир сказал:
"если это сбудется, то христианский
Бог истинно велик!" - и потребовал скорей
крестить его. Херсонесский епископ огласил
его и крестил. И действительно, едва только
во время крещения епископ возложил руку
на Владимира, то он подобно тому, тотчас
прозрел и в радости воскликнул: "Теперь
я увидел Бога истинного!" Многие из
его дружины, видя такое чудо, немедленно
последовали его примеру и крестились.
Так исполнилось желание Владимира! Господь,
соблаговоливший сделать его "избранным
сосудом благодати Своей" и все премудро
устраивающий, устроил и крещение Владимира
так, что и он сам убедился в истинности
и святости принимаемой им веры, и окружающие
его увидели на нем явное действие "благодати
Божией", просветившей его! В самом деле,
с тех пор, как Владимир решился принять
св. крещение по верованию Греческой церкви,
все обстоятельства его жизни "Промыслом
Божиим" располагались так, что он более
и более понимал истинность и величие
христианской веры, и в частности - православия.
После крещения Владимира состоялся
и брак его с царевной Анной. В благодарность
за свое крещение и за полученную жену
Владимир возвратил греческим императорам,
вместо брачного выкупа, Корсунь и взятые
им города Тавриды; а, по свидетельству
греческих и арабских писателей, тотчас
после крещения отправил в Цареград 6000
человек войска в помощь императорам против
мятежника Варды Фоки, который уже приблизился
к Константинополю и стоял на азиатском
берегу Константинопольского пролива.
Посланное Владимиром войско быстро (в
апреле 989г.) разбило мятежника и избавило
столицу и императоров от большой опасности.
В крещении Владимир принял
имя св. Василия, вероятно, по совету своей
новой жены, в честь ее брата, императора
Василия, и в память своего крещения построил
в Корсуне церковь во имя св.Василия, как
говорил летописец, на той самой насыпи,
которая образовалась из земли, краденной
корсунянами из насыпи Владимира. Возвращаясь
из Корсуня в Киев, Владимир взял с собой
священников, присланных из Константинополя,
грека Анастаса, указавшего ему водопроводные
трубы, и, на благословение своему народу,
мощи св. Климента Римского и ученика его
Фива, много икон, крестов и священных
сосудов, и просил греческого патриарха
прислать к нему в Киев епископа для крещения
Русского народа. Патриарх исполнил его
просьбу и прислал епископа Михаила, назначив
его митрополитом для новокрещенной Русской
земли.
По приезде в Киев Владимир
прежде всего крестил своих сыновей, ближайших
родственников, бояр и слуг. Затем стал
посылать священников и знающих людей,
из обращенных уже ко Христу, по ближайшим
городам и селам с целью обращения в христианство.
В Киеве же он сам ходил между народом,
разъяснял ему нелепость и ложность язычества
и склонял киевлян к принятию христианства,
а чтобы еще сильнее подействовать на
народ, велел рубить и истреблять идолов,
самим же им поставленных на холмах и площадях
киевских. "Бога Велеса велел бросить
в реку Почайну, а главного идола Перуна
велел привязать к конскому хвосту, бить
его палками и стащить к Днепру и, сбросивши
в реку, приказал нескольким воинам проводить
его далеко за пределы Киева, отталкивая
его шестами в тех местах, где он будет
приставать к берегу. Делать же это с идолом
Владимир приказал не потому, чтобы идол
чувствовал удары, но на посрамление беса,
который посредством сего идола долго
прельщал неразумных людей, и вместе для
того, чтобы народ, видя такое посрамление
своего главного бога, понял его бессилие
и ничтожество и тем охотнее принимал
новую веру. Впрочем, летописец не скрывает
и того, что, когда Перуна влекли ко Днепру,
то некоторые неверные плакали по нем;
но эти слезы, по замечанию Карамзина,
были последнею данью их суеверия".
4 Крещение
киевлян
Когда же прибыл в Киев епископ
Михаил и Владимир увидел, что народ уже
достаточно подготовлен к принятию крещения,
тогда в назначенный день велел народу
собраться на берег Днепра (при устье реки
Почайны) для крещения. Его вестники ходили
по городу и объявляли от имени князя:
"Если кто завтра не придет на реку,
богатый или убогий, нищий или рабочий,
тот будет считаться моим врагом". И
стал собираться народ на указанном месте,
не обнаруживая никакого сопротивления
или возражения княжескому приказу и не
стараясь уклониться от исполнения, а
напротив, как говорит летописец Нестор,
"спешил с радостью ко крещению как
бы издавна убежденный в необходимости
его". Те же немногие, которые еще не
понимали важности предстоящего действия,
с покорностью говорили "если бы это
не добро было, то ни князь ни бояре не
приняли бы сего" (т.е крещения). Утром
князь с священниками царицы и с прибывшими
из Корсуня пришли на берег реки. Народ
группами разместился по берегу: мужчины
отдельно, женщины отдельно; одни вошли
в воду по грудь, другие по пояс; некоторые
же стояли у самого берега; родители держали
младенцев на руках. Принявшие крещение
прежде ходили между народом, чтобы показывать
крещающимся, что и как делать. Священники
стояли на берегу и читали молитвы и давали
крещаемым имена по группам. Владимир,
полный восторга, возведши очи к небу,
молился: "Боже великий, сотворивший
небо и землю, призри на новых людей Твоих
и дай им, Господи, познать Тебя, истинного
Бога, как познали Тебя христианские страны,
и утверди в них веру правую и несовратную,
- и помоги мне, Господи, одолеть сопротивного
врага (дьявола), чтобы я, надеясь на Тебя
и на Твою державу, мог победить козни
его".
Так совершилось одно из величайших
событий в жизни Русскаго народа! "И
была радость великая на небеси и на земли,
замечает летописец, при виде того, как
множество народа погрузилось во святую
купель и освятилось крещением!" Радовались
ангелы, радовались и земные жители христиане.
Наиболее же радовался сам виновник торжества,
князь Владимир, когда увидел, что его
святое желание исполнилось, и весь его
народ, без сопротивления, но объятый Духом
Святым, принял святое крещение.
Два важнейшие события в жизни
Владимира и в истории Русского народа:
крещение самого Владимира и крещение
киевлян, по свидетельству летописи, совершились
в 988 г.; при чем летописец не показывает
точно в каком месяце произошло это событие;
но приняв во внимание, что Владимир перед
своим крещением предпринял поход в Корсунь,
отправившись к нему на лодках по Днепру
и Черному морю, чего он не мог сделать
раньше июня или даже июля месяця, можно
считать, что он выступил в поход еще в
987- году, и простоял под стенами Корсуня
всю осень и зиму 987 г., и с весною, 988 г.,
когда по морю открылось судоходство,
отправил в Цареград посольство с требованием
невесты и священников для крещения. В
начале апреля, пред Пасхою (бывшею в 988
г. 8 апр.), как думают некоторые, Владимир
был крещен и к лету возвратился в Киев,
где и крестил народ, может быть, 15 июля,
или как полагает Степенная книга, 1 августа
того же 988 года.
Глава2.
Дальнейшее развитие христианства на
русской земле
2.1 Благоприятные
условия для христианства на Руси
Решение Владимира принять
крещение от Греков не могло встретить
ни откуда препятствия. Выше было сказано,
что у Русских Славян не было ни храмов,
этих очагов язычества, ни жрецов, которые
обыкновенно, в своих интересах, поддерживали
и распространяли язычество среди народа
и выступали на борьбу с проповедниками
всякой иной религии. Приносили жертвы
и совершали другие обряды у Русских старцы
и главы семейств. И потому, когда сами
старцы и бояре изъявили согласие на перемену
религии, то народ, не задумываясь и без
всякого спора, должен был в этом случае
идти за ними и за князем. И это было так
естественно, что сомневаться справедливости
рассказа о беспрепятственном крещении
всего рода, по одному приказу князя, нет
ни малейшего основания.
Но не только со стороны религиозной,
а и со стороны нравственной, принятие
христианства Русскими славянами не мог
встретить особенного препятствия "Поляне,
киевские славяне, как говорит летописец,
были нрава тихого икроткого, сели семейную
жизнь честную и правильную. В христианстве
они должны были увидеть сродные их нравам
и привычкам нравственные требования,
нисколько не унижающие, а напротив, возвышающие
и облагораживающие их дух, что, при всей
своей малообразованности, самый грубый
язычник легко понимает. Новгородские
славяне, привыкшие к обращению с иноземцами
и понимавшие выгоды и преимущества благоустроенной
общественной жизни, так не видели ничего
враждебного в христианстве, а напротив
склонны были подражать варягам, между
которыми, как известно, было очень много
христиан". Эти варяги, которые имели
постоянные сношения с Новгородскими
Славянами, склоняли их к принятию христианской
веры и, так сказать, подготовляли их к
тому. Что касается Древлян, Северян и
других славянских племен, то они, очень
рано подчинившись Русским князьям, скоро
смешались с Полянами и Новгородцами и
в принятии христианской веры не могли
оказать сопротивления посылаемым к ним
миссионерам. Таким образом можно с уверенностью
сказать, что на всем обширном пространстве
Русского княжества Владимирова распространение
христианства не могло встретить препятствий.
Необходимо отметить, что принятие христианства
на Руси сопровождалось законодательными
документами в поддержку церкви, так Устав
князя Владимира Святославовича о десятинах,
судах и людях церковных:
"Ст. 3. И по том летом
минувшим создав церковь святую
Богородицю и дах десятину
к ней во всеи земли Рускои
княжения от всего суда 10-тыи
грош, и с торгу 10-тую неделю, из
домов на всякое лето 10.е всякаго
стада и всякаго живота чюдной
матери Божии и чюдному Спасу."
Это начало знаменитой церковной
десятине – то есть каждый человек должен
отдавать десятую часть дохода своего
(денежного, материального) христианской
церкви, что должно было поддерживать
саму церковь и давать ей денег на дальнейшее
существование и расширение своего влияния.
Конечно, для развития новой религии было
необходимо построение святых мест –
храмов божьих, где люди могли бы молиться
Господу нашему. Именно этим и занялся
Владимир: "Владимир тотчас после крещения
велит строить церкви и ставить их по тем
местам, где прежде стояли кумиры: так,
поставлена была церковь св. Василия на
холме, где стоял кумир Перуна и прочих
богов Владимир велел ставить церкви и
определять к ним священников также и
по другим городам и приводить людей к
крещению по всем городам и селам". Стоит
задаться двумя вопросами, первым, в каких
городах происходило крещение, и второе,
откуда взялись первые священники? Христианство
в основном "было распространено вдоль
узкой полосы, прилегавшей к великому
водному пути из Новгорода в Киев; к востоку
же от Днепра, по Оке и верхней Волге, даже
в самом Ростове, несмотря на то что проповедь
доходила до этих мест, христианство распространялось
очень слабо". Однако следует отметить,
что крещение даже этой узенькой полоски
было сопровождено огромными трудностями.
Все было связано с нежеланием народа
отдавать своих богов на поругание, ярким
и кровавым примером этому может служить
крещение Новгорода, который "Путята
крестил мечом, а Добрыня - огнем".
Откуда же взялись священнослужители?
По словам Соловьева: "Митрополит и
епископы были присланы из Царя-града;
в Киеве, если прежде были христиане, была
церковь, то были, разумеется, и священники;
Владимир привел из Корсуня тамошних священников".
Однако этого было слишком мало, и тогда
были присланы священники из Болгарии,
которые могли учить народ на понятном
ему языке. Однако все равно было слишком
мало священников, и единственным выходом
из создавшейся ситуации было как можно
более скорое "книжное" обучение
русских священников. Этот процесс происходил
жестоким, но скорее всего, неизбежным
методом – детей лучших горожан отнимали
у матерей и отдавали их в книжное учение.
Это было неотвратимым шагом, так как матери,
не утвердившись еще в новой вере, воспитывали
сыновей своих в прежнем языческом духе.
2.2 Распространение
христианства в других землях
В планы Владимира входила христианизация
всех русских земель. Но этот процесс затянулся
на долгие годы ( почти на столетие ). Крещение
шло не всегда гладко, часто вызывало сопротивление
населения.