Принятие христианства на Руси и его значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 01:34, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшей чертой государственности является особая идеология, как правило, официально поддерживаемой и охраняемой государством. В большинстве случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается неизменной на протяжении всего периода существования государства: с течением времени, по тем или иным причинам она перестает его устраивать, в результате чего происходит смена государственной идеологии.

Оглавление

Введение ……………………………………………………..……. стр. 3
Русь языческая ………………………………………………….... стр. 4-5
Принятие христианства на Руси …………………………...……. стр. 6-8
Влияние православия на русое общество ………………………. стр. 9-14
Заключение …………………………………………………….…. стр. 15
Список использованной литературы ……………………….…… стр. 16

Файлы: 1 файл

реферат принятие христианства .doc

— 90.00 Кб (Скачать)

 


 


Федеральное агентство по образованию

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Институт экономики и управления

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Принятие христианства на Руси и его значение»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студент 1 курса

Группы БР-111 «Ау» (полное)

Хекалова Мария Алексеевна

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2006

Содержание.

  1. Введение ……………………………………………………..……. стр. 3
  2. Русь языческая ………………………………………………….... стр. 4-5
  3. Принятие христианства на Руси …………………………...……. стр. 6-8
  4. Влияние православия на русое общество ………………………. стр. 9-14
  5. Заключение …………………………………………………….…. стр. 15
  6. Список использованной литературы ……………………….…… стр. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 Важнейшей чертой государственности является особая идеология, как правило, официально поддерживаемой и охраняемой государством. В большинстве случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается неизменной на протяжении всего периода существования государства: с течением времени, по тем или иным причинам она перестает его устраивать, в результате чего происходит смена государственной идеологии.

Подобное развитие событий характеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество в конце X века, было сменено христианской (православной) религией. Естественно встает вопрос, почему и при каких обстоятельствах произошла эта смена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУСЬ ЯЗЫЧЕСКАЯ.

История Руси, предшествовавшая принятию христианства, непонятна и слабо изучена. Это связано, прежде всего, с тем, что наши первые летописцы писали не раньше ХI века. А о событиях IХ-Х в.в., за исключением немногих письменных греческих свитков, не имели других источников. кроме устных народных преданий, за которыми нельзя признать несомненной достоверности, так как они подвергались вымыслам и изменениям. Таким образом, можно отметить, что только с приходом христианства, русский народ получил прочные основы для создания государственной и гражданской жизни, основы, без которой собственно и нет истории.

 

До половины IХ в. восточная территория Европейской России была населена чудскими и тюркскими племенами, а в западной половине, кроме литовского и чудского народов, примыкавших своими поселениями к Балтике, жили славяне под разными местными названиями, держась берегов рек: Волхово, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сумы, Десны, Оки и их притоков. Жили небольшими общинами. Никаких установлений, связывающих между собой племена, не было. Признаки государственной жизни так же отсутствуют. Религия славян состояла в обожании природы, в поклонении солнцу, воде, небу, земле, ветру, деревьям, птицам. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. У них не было ни храмов, ни жрецов, поэтому их религия не могла претендовать на повсеместность. Так же у славян не было ясных представлений о существовании жизни после смерти, верили они и в волшебство.

 

Языческая религия восточных славян к VIII - IX вв. приобрела сравнительно развитые формы. Языческие боги (Перун, Даждьбог, Стрибог, Ярило и др.) имели общеславянский характер, хотя единой иерархической системы, по-видимому, еще не сложилось. Культ поклонения предполагал жертвоприношения поставленным на холмах "идолам" - каменным или деревянным статуям богов. Руководство религиозными отправлениями осуществляли жрецы - волхвы, колдуны, кудесники.

 

Иными словами, перед нами сравнительно развитая система язычества, хотя и не достигшая высших ступеней развития, характеризующаяся выделением главных богов, общих для всего народа, со своей сложившейся иерархией.

 

Первые признаки несоответствия религиозной языческой идеологии новым реалиям возникают еще в начале X в., когда среди русских появляются первые христиане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ.

Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к XI в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе и побуждавшая к этому сына Святослава. В Киеве имелись христианская община и церковь Святого Ильи. К тому же давние торговые, культурные и даже династические связи (сам Владимир Красное Солнышко был женат на сестре византийских императоров Анне) Киевской Руси и Византии сыграли в этом выборе не последнюю роль. Кстати, близкие родственные отношения правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства.

 

В то же время, успехи православия на Руси вызвали явное недовольство среди наиболее приверженной традициям части дружинников (особенно в правление Святослава), в результате чего противоборство язычников и христиан заметно обостряется. Так, попытку укрепить позиции язычества предпринял в 980 г. князь Владимир, создав в Киеве пантеон языческих богов, по-видимому, рассчитывая объединить главных богов всех языческих племен. Очевидно, эта попытка не принесла успеха, что заставило князя начать интенсивный процесс христианизации Руси, хотя, по всей видимости, он не слишком отвечал желаниям самого князя. В результате довольно длительной интриги, сопряженной как с оказанием помощи византийскому императору, так и с военными действиями против него и женитьбой на его сестре, Владимир крестился. Летопись относит это событие к 988 г. Вслед за крещением князя начался процесс крещения Руси, где мирным (Киев), а где и насильственным (Новгород) путем. Тем самым, завершился третий этап христианизации Руси, результатом которого стало провозглашение православия официальной государственной религией Древней Руси.

 

Однако, что же подвигло Русь к принятию христианства? Основной причиной, мне кажется, можно считать зарождение на Руси раннего феодализма и образование государства, Киевской Руси, которое не могло существовать без сильной и обоснованной идеологии. Владимиром предпринималась попытка усовершенствовать языческие верования славян и на этой основе создать религию в большей степени соответствующую современному этапу развития общества.

 

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития древнерусского государства. Оно идеологически закрепляло единство страны. Создавались условия для полноправного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины в политической, торговой, культурной областях с другими христианскими племенами и народностями на основе общих духовных и нравственных принципов. Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром, оторвало Русь от язычества и магометанского Востока, сблизив с христианским Западом.

Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название — православие, т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение. Однако православие не давало стимулов для общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие.

Процесс христианизации на этом не завершился, растянувшись еще на несколько веков - вплоть до XIII - XIV вв., однако выбор был сделан: православие превратилось в господствующую религию Российского

государства. Одновременно, это привело к созданию мощной и крайне

влиятельной организации на Руси - Русской православной церкви. В течение

X - XII вв. церковь сумела широко распространиться по Руси, создав весьма

разветвленную структуру. Во главе ее стоял киевский митрополит, которому

подчинялись епископы. По всей стране быстро стали расти монастыри,

сосредоточившие в своих руках значительные богатства.

Значение принятия христианства на Руси большинство историков оценивает чрезвычайно высоко, прежде всего, в плане воздействия на развитие древнерусской культуры: письменность, школы, архитектура, живопись, летописание - все испытало на себе влияние христианства. Однако ряд историков, порой не без убедительности, доказывает определенную преждевременность крещения Руси, обращая внимание на недостаточную готовность значительной части славянского населения к восприятию норм христианской морали.

Однако в любом случае крещение Руси стало заметной вехой в становлении российского государства, создав один из важнейших атрибутов государственности вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКОЕ ОБЩЕСТВО.

Принятие христианства на Руси не привело к какому-либо радикальному изменению социально-политических реалий, однако, имело большое значение. Христианство боролось только против идолопоклонства, но не затрагивало большинство привычных общественных порядков (естественно, были отменены обычаи, угрожающие жизни и достоинству человека, такие как жертвоприношение или многоженство). Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество.

Принятие христианства повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозаика и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (в Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кириллица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов.

Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами. «Повесть временных лет» рассказывает о том, как князь Владимир Святославович, крестивший Русь, захотел провести широкомасштабную судебную реформу. Она должна была заключаться в отмене виры - денежного штрафа - и заменой его уголовными санкциями. «Владимир же отверг виры..., - читаем в «Повести». - И сказали епископы и старцы: «Много войн; была бы вира, пошла бы на оружие и коней». И сказал Владимир: «Будет так». И жил Владимир по заветам отца и деда». Таким образом, мы видим, что высшее христианское духовенство встало на защиту традиционных норм славянского права и убедило князя в своей собственной правоте.

Св. Феодосии Печорский, выдающийся подвижник русского Православия, 
был горячим поборником традиционной «лествичной» системы передачи 
княжеской власти. В Древней Руси власть переходила не от отца к сыну, а к 
дяде, к племеннику. Постепенно Русь пришла к мысли о необходимости 
полноценной монархической системы, которая предусматривает передачу 
власти от отца к сыну. Но это произошло постепенно, без какого-либо 
давления Церкви. В период Киевской Руси Церковь не только не выступила против вечевого устройства, представлявшего собой общественное самоуправление, но и приняло активное участие в его деятельности. Согласно данным древнерусских летописей, именно православное духовенство руководило работой вечевых собраний. Представители Церкви интегрировались в древнейший институт славяно-русского общества, пытаясь сообщить его деятельности    религиозно-этические    нормы,    присущие    Православию.

 

Было бы, однако, неправильным считать, что Православие вообще никак не сказалось на развитии русского общества и ограничилось всего лишь нравственной проповедью. Просто его влияние не носило директивного характера и выразилось в длительном, по времени, внутреннем духовном перевороте.

Прежде всего, православие выработало русскую модель взаимоотношения между государством и обществом. Эта модель существенно отличалась от западноевропейской и восточноазиатской. На Западе общество всегда было слишком независимо от государства и, в конечном итоге, подчинило его. На Востоке государство, напротив, всегда стремилось не только подчинить себе общество, но и растворить его в себе. В России сильное государство сосуществовало вместе с сильным обществом. Конечно, власть стояла выше общества, но при этом последнее обладало весьма развитым общинным и корпоративным самоуправлением. Власть и общество находились в состоянии некоего симбиоза. Порой власть прямо брала на себя заботу об обществе, а многие функции государства.. Данная система была, в немалой степени, сформирована под влиянием Православия. Восточная Церковь рассматривала Царя (средоточие власти) 
как образ Христа («икону Логоса»). Таким образом, глава государства 
символически уподоблялся Христу - Главе Церкви, которая, согласно 
Новому Завету, есть Тело Христово. Это вырабатывало и укрепляло 
соответствующий взгляд на общественно-государственные отношения. 
Власть, персонифицированная в Монархе, рассматривалась как образ Христа, 
а общество как образ Его Тела. И отношения между ними понимались 
органически - как отношения внутри единого организма. В этих отношениях 
одно начало (глава) могло и даже должно было доминировать над другим 
(телом), однако оно не могло довести это доминирование до абсурда, что 
было бы губительным для самого организма. И уж тело совсем не могло подчинять себе главу. Православие, вера Восточной Церкви, характеризуется преобладанием созерцательности над личной активностью. Человек больше устремлен в потустороннее, к Богу, чем занят собственным обустройством. В этом одно из важнейших отличий Православия от католицизма, который практически уравнивает мирское и духовное (протестантизм идет еще дальше, ставя на первый план мирское преуспеяние и рассматривая его в качестве свидетельства Божественного избранничества). Но созерцательность Православия не есть созерцательность коллективная, В плане всеобщей социальной деятельности, направленной на достижение целей всего народа, всей нации, всего государства, Православие не ставит никаких ограничителей (все ограничения касаются греховного и своенравного человеческого эго). Поэтому деловая энергия, которая сохраняется в области личного преуспеяния, щедро тратится на ниве общественного, общенационального делания. Вот почему Византия, не создавшая никакого капиталистического уклада (несмотря на сильное развитие городов), сумела построить грандиозную и прочную Империю, которая просуществовала тысячу лет. Русские, проникшись византийским духом, который, очевидно, соответствовал их природе, создали еще более величественную Империю. Некогда она занимала (и еще займет в будущем) одну шестую часть суши. На Западе тоже возникали гигантские колониальные империи. Однако они были основаны, в первую очередь, на экономическом интересе, что и предопределило их непрочность в плане политическом, государственном. Две-три    сотни    лет    -    максимальный    лимит    таких    образований.

Информация о работе Принятие христианства на Руси и его значение