Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:05, контрольная работа
История христианства на Руси начинается с предания, глубоко укоренившегося в народной памяти, - сказания о путешествии на Русь святого апостола Андрея Первозванного. О достоверности этого факта в исторической науке ведутся споры. Но не вызывает сомнений пребывание ап. Андрея на берегах Северного Причерноморья. Предание об освящении апостолом киевских холмов в настоящее время встречает многих горячих сторонников, уверенность которых основана на большом объеме вполне достоверного исторического материала.
Введение………………………………….…………………………………… 3
Глава 1. Крещение Руси князем Владимиром …………….……………… . 5
Глава 2. Причины и значения принятия христианства на Руси…………… 19
2.1. Причины принятия христианства на Руси…………………………….. 19
2.2. Значения принятия христианства на Руси…………………………….. 21
Заключение……………………………………………….………………… 24
Список использованных нормативно – правовых актов и научной литературы ……………………………………………… 27
Министерство
образования и науки
Западно- Сибирский Институт Финансов и Права
Кафедра
гуманитарных и естественнонаучных
дисциплин
Контрольная работа
по Отечественной
истории
На тему:
Причины и значение принятия христианства
на Руси.
Выполнила: Студентка 3 курса группа № Б-731
Филатова Людмила Леонидовна
Проверил: ____________________ _______________
Нижневартовск,
2009.
Содержание.
Введение………………………………….……………………
Глава 1. Крещение
Руси князем Владимиром …………….………………
. 5
Глава 2. Причины и значения принятия христианства на Руси…………… 19
2.1. Причины принятия христианства на Руси…………………………….. 19
2.2. Значения принятия
христианства на Руси……………………………..
21
Заключение……………………………………………….…
Список использованных нормативно – правовых
актов и научной
литературы ………………………………………………
27
Введение
История христианства на Руси начинается с предания, глубоко укоренившегося в народной памяти, - сказания о путешествии на Русь святого апостола Андрея Первозванного. О достоверности этого факта в исторической науке ведутся споры. Но не вызывает сомнений пребывание ап. Андрея на берегах Северного Причерноморья. Предание об освящении апостолом киевских холмов в настоящее время встречает многих горячих сторонников, уверенность которых основана на большом объеме вполне достоверного исторического материала.
В «Истории Русской Церкви» митрополит Макарий приводит обширный список причерноморских епархий первых веков христианства, освященных подвигом многих святых, мучеников и исповедников. По свидетельству историков-современников на этих землях уже тогда обитали славянские племена. Конкретных данных о принятии ими веры Христовой нет, но весьма вероятны единичные, вследствие отсутствия сплачивающей государственности, случаи обращения славян-язычников ко Христу. Нашествие гуннов в конце IV - начале V века имело серьезные отрицательные последствия для распространения христианства на Руси, т.к. на определенное время разорвало связи восточных славян с христианскими центрами Византии.
Но уже конец V - начало VI века становится временем решительных перемен как в судьбах восточных славян, так и всего славянства. К этому времени в районе Среднего Поднепровья начинает складываться союз славянских племен, во главе которого стало племя руссов, обитавшее в бассейне реки Роси. Создание такого союза положило начало древнерусской государственности, с центром в Киеве. Территория же, занимаемая этими объединившимися славянскими племенами, и явилась тем местом, «откуда есть пошла Русская земля».
Становление государственности славян послужило началу военных походов и расселению славян в пределах Византийской империи. В течение VI - VII вв. славянские племена заселили почти весь Балканский полуостров и проникли вплоть до древней Спарты. По свидетельствам византийских авторов, императоры, не имея средств для отражения славянских набегов, не только предоставляли им земли для заселения, но и вступали в союзнические отношения, а славянские дружины служили в византийской армии. Поэтому такое тесное общение двух народов, одного только зарождающегося, и другого народа-наследника всего потенциала средневековой европейской культуры, полноправного обладателя сокровищ Православного мира, не могло не привести к постепенному принятию плодов византийской культуры нашими предками.
Ряд современных исследователей справедливо считает, что в этих походах славян на Византию принимали участие как южные, так и среднеднепровские племена, то есть руссы, а князь Кий (родоначальник киевских князей) представлял собой крупную историческую личность, был известен самому императору Византии, который пригласил его в Константинополь и оказал ему «великую честь», заключив с ним союз.
Поэтому
с большой достоверностью можно
говорить о том, что уже в те
далекие времена часть руссов,
возвращавшихся из походов в Византию,
и дружинники, побывавшие с князем
Кием в Константинополе , не только увидели
и ощутили новый для них мир, мир высочайшей
христианской культуры, но и сами приняли
крещение. Через них остальная Русь могла
непосредственно узнавать о вере Христовой.
2. Крещение Руси князем Владимиром
Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес " Крыму).
Цепь событий, непосредственно предшествовавших принятию христианства на Руси и сопровождавших его, остается для нас невыясненной. Летописные легенды, записанные значительно позднее, рассказывают нам о том, что князем Владимиром был произведен сравнительный анализ предлагавшихся вариантов. "Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. «Вино, сказал он, есть веселие для русских, не можем быть без него». Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответил им: «Идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы». Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? "В Иерусалиме, ответствовали проповедники: но бог во гневе своем расточил нас по землям чужим". «И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других?», - сказал Владимир:
«Мы не
хотим, подобно вам, лишиться своего
отечества». Наконец безымянный греческий
Философ, опровергнув в немногих
словах другие веры, рассказал Владимиру
все содержание библии. . . и в заключение
показал ему картину Страшного Суда, с
изображением праведных, идущих в рай,
и грешных, осужденных на вечную муку.
Пораженный Владимир вздохнул и сказал:
"Благо добродетельным и горе злым!"
«Крестись, - ответствовал Философ - и будешь
в раю с первыми".
Далее князь Владимир послал своих послов
по разным странам, что бы те узнали, как
там все обстоит на деле. Послы, вернувшись,
с презрением отозвались обо всех религиях,
кроме греческой. Про католицизм они сказали,
что религия их надменная, чопорная. А
о греческой вере говорили: ”Мы не помнили,
где мы находились на земле или на небе”.
Решив крестится, Владимир спрашивал лишь
у бояр, где принять крещение, на что получил
ответ: ”Где тебе любо”. Тогда князь, собрав
войско, пошел на Херсонес. Осушив городские
колодцы, он заставил сдаться город. Заняв
его, Владимир послал послов к Василию
и Константину с предложением отдать их
сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном
случае подступить к Константинополю.
Цари ответили, что если князь крестится,
то Анну за него отдадут. Владимир согласился.
Цари, упросив сестру дать согласие, послали
ее вместе со священниками к русскому
царю. В это время, по преданию, Владимир
внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если
он крестится, то вылечится от слепоты.
Херсонесский епископ совершил обряд
крещения и дал ему имя Василия. По окончании
крещения Владимир тотчас же вылечился
от слепоты. Киевскому князю было лестно
породниться с могущественным императорским
домом, но Владимир понимал и государственное
значение этого брака. Если бы он рассматривал
его просто как династический союз, вряд
ли он затеял бы такое сложное дело как
крещение Руси, к которому его никто не
принуждал.
Во всяком случае, Владимир выполнил свои
обязательства и помог Василию II сохранить
трон, однако император не торопился отдавать
сестру замуж за северного варвара. Владимир
решил принудить к выполнению соглашения
и, захватив в Крыму греческий город Херсонес,
совершил бракосочетание с Анной, многие
знатные воины, подражая своему князю,
перешли в христианство.
Спустя два года после собственного крещения, Владимир (в крещении
Василий)
решился приступить к крещению народа,
"обратить всю Землю в христианство".
Великого князя Владимира побуждало к
этому не только религиозное воодушевление.
Он руководствовался, конечно, и государственными
соображениями, ибо для русского народа
христианизация означала приобщение к
высокой культуре христианских народов
и более успешное развитие своей культурной
и государственной жизни. Прежде чем делать
это, он решился войти в сношения с греками,
так как для будущей русской церкви нужна
была иерархия. Для сей цели надлежало
отправить посольство с просьбой. Но он
поступил иначе: отправился войной на
греческий город и только в качестве победителя
завязал с греками сношения. По возвращении
в Киев Владимир приступил к крещению
столичных жителей, а затем и других своих
подданных.
Киевляне, среди которых было много христиан,
воспринимали обращение в христианство
без явного сопротивления. Владимир рассматривал
христианство как государственную религию;
отказ от крещения в таких условиях был
равнозначен проявлению нелояльности,
к чему у киевлян не было серьезных оснований.
Столь же спокойно отнеслись к крещению
обитатели южных и западных городов Руси,
часто общавшиеся с иноверцами и жившие
в многоязычной, многоплеменной среде.
Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия.
Другой
причиной сопротивления ростовчан и новгородцев
было настороженное отношение к распоряжениям,
исходившим из Киева. Христианская религия
рассматривалась как угроза политической
автономии северных и восточных земель,
чье подчинение воле князя основывалось
на традиции и было безграничным. Владимир,
нарушивший эти традиции, хотя и выросший
в Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим
влияниям, считался в глазах насильно
обращенных в христианство горожан Севера и Востока
отступником, поправшим исконные вольности.
В сельской местности
сопротивление христианству было не столь
активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся
духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего
совмещали веру в этих духов с элементами
христианства.
Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешного осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития духовной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси.
Язычество
не было религией в современном понимании.
Это была довольно хаотическая совокупность
различных верований, культов, но не учение.
Это соединение религиозных обрядов и
целого вороха объектов религиозного
почитания. Поэтому объединение людей
разных племен, в чем так нуждались восточные
славяне в Х-ХII веках, не могло быть осуществлено
язычеством. Между тем стремление вырваться
из-под угнетающего воздействия одиночества
среди редконаселенных лесов, болот и
степей, боязнь грозных явлений природы
заставляли людей искать объединения.
Вокняжевшись в Киеве, Владимир произвел
своего рода языческую реформу, стремясь,
очевидно, поднять древние народные верования
до уровня государственной религии. Но
попытка превращения язычества в государственную
религию с культом Перуна во главе, судя
по всему, не удовлетворила Владимира,
хотя киевляне охотно поддерживали самые
крайние проявления кровавого культа
воинственного бога.
Христианство, если можно так выразиться,
было следующим после язычества этапом
развития религии. Оно отличалось от язычества
не столько своей религиозной сущностью,
сколько той классовой идеологией, которая
наслоилась за тысячу лет на примитивные
верования, уходящие корнями в такую же
первобытность, как и верования древних
славян. Христианские миссионеры не приносили
с собой ничего принципиально нового;
они несли лишь новые имена для старых
богов, несколько иную обрядность и значительно
более отточенную идею божественного
происхождения власти и необходимости
покорности ее представителям.
По преданию, первым проповедником христианства был Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванный Иисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы "Х" (Андреевский крест). Уже в "Повести временных лет" рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду и благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться русскому обычаю хлестать себя в бане вениками). В последствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской государственности.
Информация о работе Причины и значение принятия христианства на Руси.