Причины принятия христианства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:54, контрольная работа

Краткое описание

Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.
Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 31.34 Кб (Скачать)

1.Причины принятия христианства на Руси.

Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.

Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть.

Важной представляется и т.н. проблема “выбора веры”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории. 
Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. “Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти”,- так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.

Как отнестись к этой легенде? Каковы истинные основания выбора веры? Очевидно, что за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа. 
Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

 

 

Значение принятия христианства на Руси.

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. 
Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя русским православным. 
Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т.к. “несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему. 
Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.

Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.

 
Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.  
В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации от европейской. Основу христианского учения представляет идея индивидуального “спасения”, достигаемого путем нравственного самосовершенствования и духовного очищения. Приближение к Богу достигается через подавление в себе всего плотского и материального, дьявольского. На Руси же в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития, христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа, или, как будут говорить славянофилы в Х1Х в., - соборной личности.

В итоге, западноевропейское “прочтение” христианства, исходящее из того, что спасение человека зависит от его собственной воли, открывало больше возможности для самостоятельности, а следовательно и внутренней свободы человека, что создавало духовные предпосылки для становленияличности и достижения ею внешней свободы. В результате этой активности личности и происходило более динамичное развитие европейских стран. Православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего. Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства.

Это приводило к аскетизму, стремлению не приспособить мир согласно своим потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного спасения. Однако трудность достижения как духовного совершенства, так и особенно одухотворения мира, его спасения, очень часто приводила к разочарованию и, в итоге, - к отпадению человека от бога. В русской истории эти периоды были отмечены народными бунтами, преступлениями и другими социальными бедствиями. Переходы же от одной крайности к другой, т.е. от стремления к идеалу, а затем - к резкому отказу от него, определяли циклический, инверсионный характер русской истории.

Еще одно отличие православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского, договорного в своей основе, общества. Православная же церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.

В дальнейшем под влиянием целого комплекса геополитических, природных, этнических, социально-экономических и исторических факторов различия между западной и русской цивилизациями будут нарастать. Отчуждение особенно усилится в годы вхождения Руси в состав азиатского государства- Золотая Орда. Таким образом, с самого начала русской цивилизации характерной ее чертой станет раскол, т. е. сочетание в себе черт западной и восточной цивилизаций, с одновременным стремлением преодолеть этот раскол, обрести определенную цельность. Противоречивое единство различных цивилизационных векторов будет влиять на весь ход русской истории, обуславливая ее цикличный, инверсионный характер.  

Социокультурные последствия принятия христианства 
  Христианизация Руси была, безусловно, закономерным и длительным процессом. Христианство распространялось в двух формах - в книжной, письменной традиции - для высших слоев общества, элиты и в устной - для простонародья, что создавало почву для различных ересей. Поэтому, усвоение и трактовка христианства в разных социальных слоях происходила неодинаково. Первоначально усваивалась обрядовая, внешняя сторона христианства, которая вписывалась в языческий быт славян. 
  Такое восприятие христианства в простом народе, "простая" вера впоследствии получила в научной литературе название "обрядоверие". Догматическими основами вероучения население, в своей массе, овладело только к XVI в. в процессе выработки национального религиозного канона. До XVI в. общество мирилось с сочетанием христианства и язычества, своеобразного сочетания "языческих действ" и " христианских служб". Это проявилось в так называемом "двоеверии". 
  Овладение христианской мифологией, догматикой, символикой, обрядностью происходило постепенно и привело к формированию новой культурно - религиозной самоидентификации, и включению людей в новую социокультурную общность - христиане. Это проявилось, в частности, в том, что самый большой слой населения Руси - смерды, стали называться крестьянами - христианами. Новая религия, вводимая "сверху", зачастую насильственными методами, должна была постепенно вытеснить старую - язычество. Распространение христианства на Руси в различных социальных слоях происходило поэтапно: 
  • к XI-XIII вв. завершилось его принятие высшими слоями общества, элитой; 
  • примерно ко втор. пол. XIII в. оно было принято городским населением. 
  В массе же крестьянского населения христианство получило распространение и стало истинной верой только ко второй половине XVI в. 
  Принятие христианства оказало влияние на все стороны культурно-исторического процесса в России. 
  Среди его социокультурных последствий имевших единовременный или постоянный характер, можно выделить: 
 • принятие новой веры и переход от политеизма к монотеизму; 
   • постепенная христианизация Руси (X-XVI вв.); 
  • искоренение язычества и борьба с остатками древней веры, обрядами, обычаями, праздниками и т.п., которая растянулась на столетия ввиду того, что языческие верования были тесно связаны с хозяйственной деятельностью, природой, естественными потребностями и желаниями человека, основывались на оптимизме и жизнелюбии; 
  • гонения церкви на устные предания, языческую мифологию и фольклор, в результате чего они не были своевременно закреплены в письменной традиции (записи начались только с конца XVII в.) и не воспринимались как составная часть истоков, корней отечественной культуры; 
 • формирование и длительное существование православноязыческого синкретизма или «двоеверия»; 
  • христианская проповедь милосердия, смягчения нравов, отказа от кровной мести, многоженства, рабовладения, кровавых жертвоприношений и т. п.; 
  • становление русской православной церкви как института и духовенства (священства и монашества) при поддержке княжеской власти, складывание церковной иерархии; 
  • появление и распространение монастырей, формирование монастырской культуры; 
  • внедрение в народный быт новой христианской обрядности - крещения, венчанья, отпевания, православных праздников - святцев и т.д.; 
  • утверждение нового типа сознания, православной системы ценностей, в основе которой были жесткие ограничения, строгое выполнение нравственных принципов, религиозная этика, для которой характерно вычленение грехов, символизирующих отпадение человека от Бога и святости как идеала, противоположности греха; 
  • ориентация человека - верующего христианина на покорность и смирение, духовное преображение, стремление к самоусовершенствованию, что стимулировало распространению такого феномена русского православия как духовность; 
  • появление отечественных православных святых (первыми были канонизированы представители княжеской династии Рюриковичей Борис и Глеб); 
  • распространение письменности (кириллицы), обучение грамоте и формирование письменной, книжной культуры; 
     • развитие древнерусской литературы; 
  • распространение церковного и светского каменного строительства (архитектура церковная); 
  • появление изобразительного искусства - иконописи, фрески, мозаики, миниатюры; 
  • влияние церкви на общественно-политическую и хозяйственную жизнь страны. Например: требование многодневных постов привело к большому употреблению овощей в повседневном рационе и вызвало развитие овощеводства; лучшими огородниками были монахи; храмовое строительство повлияло на развитие мастерства: русские мастера овладели приемами каменной кладки и т.п. Вышеперечисленные социокультурные последствия принятия христианства не являются исчерпывающими, но все они сказались на развитии русской культуры.


 

2.«Перестройка» советской экономики и ее итоги (1985–1991 гг.)

С наступлением второй половины 1980 г. в жизни советского общества наступил серьезный перелом. Кризис командно-административной системы и падение авторитета СССР в восточноевропейских странах предопределили коренные преобразования советской системы. Начало перестройки связано с подготовкой реформ по всем направлениям, инициатива подготовки которых шла сверху. Руководством КПСС для осуществления реформ были созданы 3 комитета: аналитический, занимающийся критикой системы; перспективный элемент, в задачи которого входило планирование необходимых целей и связанных с этим действий; тактический элемент – занимался механизмами достижения целей. Цель перестройки – переход к гуманитарному социализму. 10 марта 1985 г. ЦК КПСС возглавил новый генеральный секретарь М.С. Горбачев.

Апрельский пленум ЦК КПСС 1985 г. впервые раскрыл наличие в Советском Союзе социальных и экономических проблем. М.С. Горбачев отметил, что в стране назрела критическая обстановка. Особенно тяжело было сельскому хозяйству, терявшему до 30 % своей продукции. Ежегодно при транспортировке и заготовке скота потери составляли 100 тыс. т продукции, овощей – 1–1,5 млн т, а рыбы – 1 млн т. На этом пленуме было предложено активно взяться за техническое перевооружение и модернизацию производства, прежде всего за ускоренное развитие машиностроения, на которое возлагались определенные надежды как на основу всего перевооружения народного хозяйства. Отсюда и пошло так называемое ускорение. В 1986 г. была принята программа «Интенсификация-90», в рамках которой предполагалось опережающее развитие технологической отрасли в 1,7 раза по отношению к другим отраслям. Такая инвестиционная диспропорция привела к упадку неприоритетных промышленных отраслей.

Советское правительство в мае 1985 г. издало постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», пытаясь таким способом решить задачи по дисциплине труда и др. Ежегодно планировалось сокращать производство водки и ликероводочной продукции на 10 %, а к 1988 г. должен быть прекращен выпуск плодово-ягодных вин. В теории предполагалось, что принятые меры помогут повысить качество и производительность труда. Но практика показала, что такие меры убыточны. Государство теряло огромные деньги в результате вырубки садов и виноградников и почти полной остановки винно-водочного производства. В стране были утеряны уникальные сорта винограда. Страдали даже садоводы-любители. С экономической точки зрения эффект от реформы был явно отрицательный, тем более что пьянство не уменьшилось, а наоборот, возросло. Только народ употреблял уже не качественные заводские напитки, а дешевый теневой самогон. За 4 года реформы государство недополучило в бюджет 63 млрд руб.

На XXVII съезде КПСС в 1986 г. государство приняло ряд социально-экономических программ, направленных на проведение новой структурной и инвестиционной политики («Жилье-2000» и др.). В том же году был принят и не столь успешный Закон о госприемке.

19 ноября 1986 г. состоялось принятие Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». Это было важным и решительным шагом для советского государства, прежняя идеология которого начисто отметала создание каких-либо частных, совместных предприятий. 5 февраля 1987 г. было издано Постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления», согласно которому государство планировало с помощью кооперативов залатать образовавшуюся брешь в производстве этих товаров, которая образовалась на госпредприятиях. 26 мая 1988 г. принят еще один судьбоносный Закон СССР «О кооперации в СССР». Согласно нему кооперативы могли заниматься любым не запрещенным видом деятельности (в том числе торговлей).

13 января 1987 г. Советом Министров СССР было принято постановление № 48. По нему разрешалось создание совместных фирм, участниками которых являлись советские организации и представители зарубежных организаций.

С постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 11 июня 1987 г. № 665 «О переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчет и самофинансирование», а также принятым 30 июня 1987 г. Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)» начался новый этап в советской экономике. Теперь предприятия после выполнения госзаказа могли реализовывать свою продукцию по рыночным ценам. Вместе с тем активно сокращались государственные министерства и ведомства. Трудовые коллективы государственных предприятий получили право самостоятельного выбора руководства, влияя тем самым на изменение оплаты труда. Но повышение заработной платы было совершенно не обеспечено присутствием соответствующего объема товаров на потребительском рынке. Политика самофинансирования на основе хозрасчета проникала во все отрасли народного хозяйства.

В стране нарастал дефицит бюджетных средств. В 1985 г. он составил около 18 млрд руб., в 1986 г. уже свыше 51 млрд руб. Возникновению дефицита способствовали война в Афганистане, трагедия Чернобыльской АЭС, горбачевская антиалкогольная кампания и сокращение валютных поступлений. Увеличение денежной эмиссии привело к тому, что повсеместно с прилавков магазинов стал исчезать товар (включая самое необходимое – мыло, сахар, табачные изделия и многое другое). Чтобы хоть как-то разрешить проблему, власти вводили талоны и карточки покупателя на продукты питания (на кур, сахар, табачные изделия, масло, крупы и др.).

В 1989 г. новое правительство СССР возглавил Н.И. Рыжков. В состав правительства вошли до 20 докторов наук и кандидатов наук, 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР (Академии наук СССР). Ориентированное на проведение экономических реформ и новые принципы управления (число отраслевых министерств сократилось почти на 40 %) правительство Н.И. Рыжкова выдвинуло концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике, разработанную «комиссией Абалкина». В результате выступления в Кремле Н.И. Рыжкова в московской торговле сложилась чрезвычайная ситуация – в городе был распродан месячный запас сливочного и растительного масла, трехмесячный запас блинной муки, крупы было реализовано в 8 раз больше обычного. Скупалась даже соль, которой было продано не 100 т, как обычно, а целых 200.

На фоне общей тревоги за будущее по Советскому Союзу прошла волна митингов, лозунги которой пестрели от требований не повышать цены. М.С. Горбачев, пообещав стабилизировать цены, отложил проведение реформы и направил правительству программу на доработку.

Постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к рыночной экономике» и «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике» от 1990 г. предусматривали постепенную децентрализацию и демонополизацию, переход государственной собственности в частную, учреждение банков и акционерных обществ, становление частного предпринимательства.

В том же 1990 г. правительство Н.И. Рыжкова было отправлено в отставку, а Совет Министров СССР преобразован в Кабинет Министров СССР, возглавил который премьер-министр В.С. Павлов. В результате деятельности нового руководства страны цены остались регулируемыми, правда, с 2 апреля 1991 г. они двукратно увеличились. В течение 23–25 января 1991 г. был произведен обмен 50– и 100-рублевых банкнот на купюры нового образца.

В 1991 г. советская экономика находилась в глубоком кризисе. Спад производства и задолженность по заработной плате предприятий своим работникам достигли небывалого размаха. Дефицит бюджета составлял до 30 %, а внешний долг СССР оценивался в 103,9 млрд долл. Страна переживала нелегкие времена.

 

3.Ярлык - иммунитетные льготные грамоты, дававшиеся Золотой Ордой подвластным правителям. Ярлыки выдавались князьям Северо-Восточной Руси на великое и удельное княжение. Ярлыки выдавались и русским митрополитам на освобождение русской церкви от налогов и повинностей.

Княжество — монархическое государственное образование, во главе которого стоит князь. Княжества наиболее типичны для периода феодальной раздробленности. В Древней Руси первые княжества возникли в IX—начале X веков. В XI—XII веках из Киевской Руси выделился ряд княжеств, которые в свою очередь дробились на уделы представителей княжеской семьи (см. удельное княжество). Именовались они по стольному городу (Рязанское, Владимирское и др.). Крупнейшие княжества назывались «великими» (см. великий князь). В конце XV—начале XVI веков княжества Северо-Восточной Руси были объединены вокруг Московского великого княжества в единое Русское централизованное государство.

Коллегия - группа лиц, образующих руководящий, совещательный илираспорядительный орган (напр., коллегия министерства, судейская коллегия).

4. 1547 г- восстание в Москве

1953 г – постановление Пленума ЦК КПСС «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР».

1825 г – восстание декабристов в Петербурге.

 

 


Информация о работе Причины принятия христианства на Руси