Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:05, контрольная работа
История христианства на Руси начинается с предания, глубоко укоренившегося в народной памяти, - сказания о путешествии на Русь святого апостола Андрея Первозванного. О достоверности этого факта в исторической науке ведутся споры. Но не вызывает сомнений пребывание ап. Андрея на берегах Северного Причерноморья. Предание об освящении апостолом киевских холмов в настоящее время встречает многих горячих сторонников, уверенность которых основана на большом объеме вполне достоверного исторического материала.
Введение………………………………….…………………………………… 3
Глава 1. Крещение Руси князем Владимиром …………….……………… . 5
Глава 2. Причины и значения принятия христианства на Руси…………… 19
2.1. Причины принятия христианства на Руси…………………………….. 19
2.2. Значения принятия христианства на Руси…………………………….. 21
Заключение……………………………………………….………………… 24
Список использованных нормативно – правовых актов и научной литературы ……………………………………………… 27
Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.
Таким образом, христианизация способствовала
формированию русской цивилизации, ставшей
разновидностью христианского европейского
мира.
В то же время своеобразие русского православия
определило и значительные отличия русской
цивилизации от европейской. Основу христианского
учения представляет идея индивидуального
“спасения”, достигаемого путем нравственного
самосовершенствования и духовного очищения.
Приближение к Богу достигается через
подавление в себе всего плотского и материального,
дьявольского. На Руси же в условиях сохранения
общины и коллективистских принципов,
идея личности не получила должного развития,
христианство воспринималось как учение,
указывающее путь спасения для всего народа,
или, как будут говорить славянофилы в
Х1Х в., - соборной личности.
В итоге, западноевропейское “прочтение” христианства, исходящее из того, что спасение человека зависит от его собственной воли, открывало больше возможности для самостоятельности, а следовательно и внутренней свободы человека, что создавало духовные предпосылки для становления личности и достижения ею внешней свободы. В результате этой активности личности и происходило более динамичное развитие европейских стран. Православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего. Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства.
Это приводило к аскетизму, стремлению не приспособить мир согласно своим потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного спасения. Однако трудность достижения как духовного совершенства, так и особенно одухотворения мира, его спасения, очень часто приводила к разочарованию и, в итоге, - к отпадению человека от бога. В русской истории эти периоды были отмечены народными бунтами, преступлениями и другими социальными бедствиями. Переходы же от одной крайности к другой, т.е. от стремления к идеалу, а затем - к резкому отказу от него, определяли циклический, инверсионный характер русской истории.
Еще одно отличие православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского, договорного в своей основе, общества. Православная же церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.
В дальнейшем под влиянием целого комплекса
геополитических, природных, этнических,
социально-экономических и исторических
факторов различия между западной и русской
цивилизациями будут нарастать. Отчуждение
особенно усилится в годы вхождения Руси
в состав азиатского государства- Золотая
Орда. Таким образом, с самого начала русской
цивилизации характерной ее чертой станет
раскол, т. е. сочетание в себе черт западной
и восточной цивилизаций, с одновременным
стремлением преодолеть этот раскол, обрести
определенную цельность. Противоречивое
единство различных цивилизационных векторов
будет влиять на весь ход русской истории,
обуславливая ее цикличный, инверсионный
характер.
Заключение
Несомненно, принятие православия
для Руси определило всю ее
последующую историю, развитие
государственности, самобытной
Христианство
принесло на Русь просвещение в виде грамотности
и более высокого уровня распостронения
письменности в государственных структурах
и среди власти на местах, но ведь такое
государство, как Древняя Русь, подчинившая
почти всю Русскую равнину при предшественниках
Владимира, хотя и в условных границах,
до этого события только на силе существовать
не могло, тем более что оно было уже в
те времена многонациональным. Для правильного
ведения государственного хозяйства (налогообложение,
торговля) требовались грамотные люди,
требовалась письменность, грамотность
и они существовали, хотя и в незначительной
степени, на высшем уровне государства.
Здесь то и требовалось максимальное усиление
роли государства, его шаткого единства.
И христианство, как главная и универсальная
в те времена объединяющая сила помогла
этому процессу. Но утверждать, что Русь
до принятия христианства
Владимиром была совершенно варварской
и темной страной нельзя.
Известный специалист по русскому летописанию А.А. Шахматов вообще считал, что крещение Руси произошло еще до княжения Владимира. Ведь еще до него здесь появились церковнославянский язык и болгарская письменность, что отразилось в договорах с греками. Богослужения в церкви св. Ильи так же совершались на болгарском языке духовенством из Болгарии. Русь уже тогда знала христианство через проповедников христианского учения, как из Византии, Болгарии, так и из Рима. Резкого разделения Церквей в то время еще не было.
Вместе
с христианством на Русь пришли письменность
и книжное просвещение на доступном для
всех славянском языке. В Западной Европе
в то же время утвердились богослужения
и чтения на латыни, которыми владела весьма
незначительная часть общества.
С принятием новой веры изменился гражданский
и семейный быт, появились новые нравственные
понятия и правила поведения в обществе.
Церковь и ее служители стремились укрепить
политический авторитет князей и предать
их власти сакральный «священный» характер.
Это так же способствовало объединению
страны и дальнейшему ее развитию.
Итак, почему же Русь была крещена?
На сегодня современные историки называют три основные причины этого:
1.
Усиление роли государства,
2.
Несовместимость
3.
Языческая Русь не могла
По моему мнению, основную роль в принятии христианства на Руси сыграло все-таки ВРЕМЯ, время историческое. Древнерусское государство было создано, но оно не было прогрессивным, принадлежало к старому времени, времени язычества, уходившего в прошлое. Его необходимо было укрепить, как и политически, так и экономически. И это было сделано или при Владимире Святом или при каком-то другом правителе – это не столь важно. Важно, что Русь стала современной, сохранившей себя страной.
Для
утверждения Руси, как современного
государства на политической карте
мира, необходимо было перестроить страну
на новый лад, который был принят в большинстве
цивилизованных государств, как Европы,
так и Азии, а в те времена главным просветительским
и объединяющим фактором являлась именно
Церковь, и только через нее это было сделано.
Список
используемой литературы:
9. Н. М. Карамзин «Предания веков» (c) 1988 «Правда»
10. С. М. Соловьев Сочинения книга I, том 1, 1988 «Мысль»
11. Гумилев
Л.Н. «От Руси к России». Часть первая. «КИЕВСКАЯ
ДЕРЖАВА». Глава 3.Крещение Руси. (Internet)Н.М.
Карамзин «Предания веков» (Правда, 1989,
768 с.)«Как была крещена Русь» (Политиздат,
2-е издание, 1989 320 с.)«Большая Энциклопедия
Кирилла и Мефодия 2000» (CD-ROM).
Информация о работе Причины и значение принятия христианства на Руси.