Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 20:31, реферат
В XX веке наша страна прошла через множество событий, две мировые войны, революцию с гражданской войной. Как известно, после победы Большевиков, в гражданской войне 1917 г. религия была признана «опиумом для народа». За 70 лет в СССР было выращено два поколения людей, не верящих в Бога, несмотря на это, после развала СССР 26 декабря 1991г в России начинается восстановление православных церквей и храмов. Как показывает история, не одна цивилизация не может существовать без религии.
Современная действительность XXI века, «века тотальной информации», позволяет посмотреть на важное историческое событие, принятие христианства на Руси, с принципиально новых точек зрения, ведь люди нашей страны признают, что все мы, будь то верующие или неверующие, -соотечественники и все одинаково заинтересованы в благополучии и лучшем будущем нашей Родины.
Введение………………………………………………………………….…3
1. Обстановка в Киевской Руси накануне принятия христианства……..6
2. Принятие христианства…………………………………………….…..12
3. Историческое значение принятия христианства……………………..19
Заключение…………………………………………………………….…..21
Список использованной литературы………………………………….…23
Кафедра
истории
ЯЗЫЧЕСТВО
И ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА
НА РУСИ
Реферат
по
Отечественной истории
Санкт-Петербург
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………
1. Обстановка
в Киевской Руси накануне
2. Принятие
христианства…………………………………………….
3. Историческое значение принятия христианства……………………..19
Заключение……………………………………………
Список использованной литературы………………………………….…23
ВВЕДЕНИЕ
Принятие христианства на Руси – историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно – итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси как научная проблема чрезвычайно сложна, и ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов: неоднозначен взгляд исследователей, как на сам акт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.
Христианство возникло как мировая религия, поскольку обращалась ко всем людям безотносительно к их принадлежности, к каждому отдельному человеку, не спрашивая, какого он «рода и племени», во что верует, свободный он или подневольный, то есть, к человеку, как таковому, на равных основаниях. Христианство предложило новую систему духовных ценностей и ориентаций, потеснившую идолов ради идеалов, утверждающую связь между Богом и человеком, вверявшую духовному миру человека свободу – прогресс, который был внесен христианством в духовную историю человечества. Культурное наследие (письменность, литература, изобразительные и прикладные искусства, зодчество и т. д.) – все это было тесно связано с духовным возрождением и освобождением. Христианство привнесло эпохальную смену ценностных ориентаций – прогресс в сознании свободы, дающий выход положительному выражению индивидуальности человека.
Становление древнерусской духовной культуры отличалось значительным своеобразием. Она формировалась в результате синтеза славянской языческой культуры с культурой, доступ к которой открылся после Крещения Руси. Восприятие этой культуры шло через письменность на славянском языке, понятном населению. Церковная служба в православных славянских государствах совершалась на славянском языке, и литература была славяноязычной. Благодаря этому после принятия христианства на Русь поступило большое количество славяноязычной, главным образом церковной литературы. Через нее, а отчасти и через переводимые на Руси греческие книги, страна приобщалась к культурам: античной, ближневосточной, раннехристианской, византийской, славянской христианской.
В 1988 году прошел тысячелетний юбилей принятия христианства на Руси. Признавая международную значимость этого события в истории, ЮНЕСКО приняла решение широко отметить эту дату. В нашей стране и за рубежом проходили встречи, конференции, выставки.
В XX веке наша страна прошла через множество событий, две мировые войны, революцию с гражданской войной. Как известно, после победы Большевиков, в гражданской войне 1917 г. религия была признана «опиумом для народа». За 70 лет в СССР было выращено два поколения людей, не верящих в Бога, несмотря на это, после развала СССР 26 декабря 1991г в России начинается восстановление православных церквей и храмов. Как показывает история, не одна цивилизация не может существовать без религии.
Современная
действительность XXI века, «века тотальной
информации», позволяет посмотреть на
важное историческое событие, принятие
христианства на Руси, с принципиально
новых точек зрения, ведь люди нашей страны
признают, что все мы, будь то верующие
или неверующие, -соотечественники и все
одинаково заинтересованы в благополучии
и лучшем будущем нашей Родины.
Я выбрала тему «Язычество и принятие христианства на Руси», чтобы выяснить: что способствовало принятию христианства; была ли в этом необходимость; почему именно это религиозное течение прижилось на Руси; и наконец, насколько важным было это историческое событие.
ОБСТАНОВКА В КИЕВСКОЙ
РУСИ
НАКАНУНЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
В Х веке продолжалось постепенное формирование русской государственности. С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением влияния киевских князей «внутри» Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны перманентная внешняя угроза требовала большого напряжения только начавшего складываться молодого феодального государства.
В этой связи вся стремительная деятельность Великого Князя Святослава (отца Владимира) по отношению к Руси не была невниманием к ее интересам, или неосознанным стремлением пренебречь ею (как об этом говорится в некоторых местах летописи). Наоборот – все было рассчитано на решение больших государственных задач. Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно (перестал существовать после волжско-хазарского похода). Вторая задача – создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Русского (Черного) моря в сотрудничестве с Болгарией – выполнена не была, так как здесь Руси противостояли две значительные силы: Византия и печенеги.
Борьба с печенегами стала в Х веке насущной проблемой для Руси. Вся плодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями и городами, была обращена к степям, что делало ее открытой внезапным набегам кочевников, раскинувшихся по русской равнине на «месяц конного пути» от Дуная до Жигулей.
Каждый набег приводил к сожжению сел, уничтожению полей, угону населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным близким всем слоям общества. И естественно, что князь, сумевший возглавить эту оборону, должен был стать народным героем, действия которого воспевались в былинах. Таким князем оказался сын Святослава – Владимир.
В городе Любече, охранявшем подступы к Киевской земле с севера, жил в середине Х века некий Малко Любечанин. Дочь его Малуша была ключницей княгини Ольги (матери Святослава), а сын Добрыня, очевидно, служил князю.
Малуша Любечанка стала одной из наложниц Святослава, и у нее родился сын Владимир (год рождения неизвестен), которого долго потом корили его происхождением, называя «робичичем» и «холопищем». Воспитателем при нем и стал родной дядя Добрыня.
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Владимира, но перед очередным и как потом оказалось трагическим походом 970 г., Святослав решил посадить своих малолетних детей на княжение. Ярополку был оставлен Киев, а Олегу – Древлянская земля. В то же время новгородцы, недовольные властью княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына своего в правители. Ни Ярополк, ни Олег не согласились княжить в Новгороде. Тогда Добрыня предложил новгородцам просить в князья Владимира. Так юный «робичич» стал князем – наместником в Новгороде.1
Через
несколько лет после
Из Полоцка Владимир двинулся уже непосредственно на Киев. Не без предательства людей из собственного окружения Ярополк был убит двумя варягами при попытке помириться с братом. Таким образом, Владимир сел на Киевский престол и стал единовластно княжить во всей Руси. Первым его делом была женитьба на вдове убитого брата – гречанке (поскольку многоженство в язычестве не возбранялось).3
Как пишет Карамзин: «Владимир с помощью злодеяний и храбрых Варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть государем великим».4 Варяги считали себя завоевателями Киева и требовали дань с каждого жителя по две гривны. Протянув время обещаниями, Владимир укрепил и умножил русскую дружину, после чего изгнал из Киева ненужных уже варягов – наемников.
Будучи ярым язычником, Владимир стал сильно теснить христиан, которых в Киеве к тому времени было уже достаточно много, причем еще со времен Игоря они имели свой соборный храм – Святого Ильи. «Владимир был еще ребенком, когда умерла Ольга, и меньше других братьев подпал под ее влияние; потом он, тоже еще в детстве, увезен был в Новгород, где христианство было менее известно, чем в Киеве, и вырос там под влиянием старой веры».5 По княжескому приказу был изготовлен новый истукан Перуна – бога грозы и войны – с серебряной головой и золотыми усами, и поставлен близ теремного двора на священном холме, вместе с другими истуканами. Там, говорит летописец, стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровью жертв. Добрыня, посланный племянником управлять Новгородом, также поставил на берегу Волхова богатый кумир Перунов.6 (Тут надо учитывать, что летописец христианин и соответственно его отношение к язычникам).
«Но сия Владимирова набожность, – пишет Карамзин, – не препятствовала ему утопать в наслаждениях чувственных. Первою его супругою была Рогнеда, мать Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; умертвив брата, он взял в наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка (окаянного). От другой законной супруги, Чехини или Богемки, имел сына Вышеслава; от третьей Святослава и Мстислава; от четвертой, родом из Болгарии, Бориса и Глеба (по другому источнику их мать была греческая царевна Анна). Сверх того, ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в Белгороде, и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора, он презирал святость брачных союзов и невинность. Одним словом современники называли его Соломоном в женолюбии».7
Став великим князем, Владимир значительно расширил и упрочил Русь как государство всех восточных славян. К его княжению относится окончательное подчинение русскому князю племен, живших на восток от великого водного пути. В 981 –982 гг. были предприняты им походы на вятичей, которые были побеждены и обложены данью, какую прежде платили Святославу. Та же участь постигла и радимичей в 986 г. Первый поход Владимира на болгар состоялся в 987 г. В летописи под 994 и 997 гг. также упоминаются удачные походы на волжских болгар. В 1006 г. с ними был заключен договор, по которому им было позволено торговать по Оке и Волге.8
Ко времени княжения Владимира относятся первые столкновения Руси с западными государствами, В 981 г. вследствие войны с Польшей к Руси были присоединены Перемышль, Червен и другие города Червонной Руси. Но завоеванием червенских городов дело не кончилось: в летописи под 992 г. упоминается еще поход Владимира на хорватов, а по некоторым спискам Владимир в это же время воевал с Мечиславом (польским королем) «за многие провинности его» и одержал победу за Вислой. При сыне Мечислава Болеславе Храбром был заключен мир, скрепленный дополнительно родственным союзом: дочь Болеслава выдана замуж за Святополка.9
Довольно аморфное раннефеодальное государство – Киевскую Русь – правительство Владимира стремилось охватить новой административной системой, построенной, впрочем, на типичном слиянии государственного начала с личным: на место прежних «светлых князей», стоявших во главе союза племен, Владимир сажает своих сыновей. В Новгород – Ярослава; Полоцк – Изяслава; Туров – Святополка; Ростов – Бориса; Муром – Глеба; Древлянская земля – Святополка; Волынь – Всеволода; Тмутаракань – Мстислава. От Киева к этим отдаленным городам прокладываются «дороги прямоезженные», нашедшие отражение в былинах, связывающие их с именем Ильи Муромца.
Информация о работе Язычество и принятие христианства на Руси