Принятие христианства на Руси : предпосылки, сущность и значение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 14:11, реферат

Краткое описание

После крещения Руси шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. К Христу долгое время относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого, близкий и более понятный языческому миросозерцанию. Новорожденному было принято давать два имени - христианское, имеющееся в святцах, и языческое.

Файлы: 1 файл

билет 3.docx

— 14.45 Кб (Скачать)

Билет 3 .  Принятие христианства на Руси : предпосылки, сущность и значение Руси для ее социально-политического и культурного развития

Три главные конкретные предпосылки принятия христианства на Руси:

1. Усиление  роли страны, возвышение его над  народом, что вступало в непримиримое  противоречие с общинными языческими  представлениями старых славян.

2. Несопоставимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие нужно было преодолеть: одному государству обязан был соответствовать и единый религиозный культ.

3. Языческая  Русь не могла входить, как  полноценный член ни в какие  международные союзы и была  обречена на политическую изоляцию, до этого всего в Европе, где  не хотели заключать династических  браков, а также торговать с  язычниками. Тут уже затрагивались  экономические вопросы жизни  страны, вопросы дальнейшего развития  и сохранения Руси как одного  и могучего, способного защитить  себя страны.

Сущность  принятия христианства.

После крещения Руси шел процесс срастания  традиционных языческих и православных ценностей. К Христу долгое время  относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к  спасению, а местному божеству, к  которому обращались с просьбой о  практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил  культ Богородицы, как покровительницы  всего живого, близкий и более  понятный языческому миросозерцанию. Новорожденному было принято давать два имени - христианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено покровительство христианского Бога и, в то же время, его защитят языческие божества. Этот обычай существовал не только в низах общества, но и среди знати, а также князей.

Во главе  русской церкви был митрополит, назначаемый  константинопольским патриархом, что  свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники- белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди жизнь. Монахи брали на себя обет безбрачия, поставляли кадры для высших иерархов церкви. При своей затворнической жизни они пользовались огромным авторитетом и оказывали влияние на политическую жизнь страны. В монастырях создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей. Долгое время церковь существовала за счет десятины - десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появились собственные села и земли, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, надеявшихся таким способом искупить свои грехи. Первые известные историкам вотчины принадлежали церкви.

Значение  принятия христианства

1. Принятие  христианства способствовало расцвету  материальной культуры. Иконопись,  фреска, мозаика, приемы кладки  кирпичных стен, возведения куполов,  камнерезное дело - все это пришло  на Русь из Византии благодаря  распространению христианства. Через  Византию Русь познакомилась  с наследием античного мира.

2. С  христианством пришла письменность  на славянском языке, созданная  болгарскими просветителями Кириллом  и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

3. Христианство  повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась  ограничить рабство. Общество  впервые познакомилось с понятием  греха, отсутствующим в языческом  мировоззрении.

4.Христианство  укрепило княжескую власть. Церковь  внушала подданным необходимость  беспрекословного повиновения, а  князьям - сознание своей высокой  ответственности.

5. Приняв  христианство, Русь перестала быть  для европейцев варварской страной.  Она стала равной среди равных  европейских держав. Укрепление  ее международного положения  выразилось в многочисленных  династических браках.

6.Принятие  христианства способствовало сплочению  восточнославянских племен в  единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной  общности пришло осознание общности  всех русских вообще.

Информация о работе Принятие христианства на Руси : предпосылки, сущность и значение Руси