Принятие христианства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

После длительной междоусобной войны в 980 году на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980–1015). При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства. В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство.

Оглавление

Введение
стр. 3-4
Причины принятия христианства
стр. 4-7
Зарождение христианства
Выбор веры
стр. 7-10
стр. 10-13
Владимир-христианин
стр. 13-19
Крещение киевлян
стр. 19-21
Способы введения христианства на
Руси
стр. 21-23
Значение крещения Руси
стр. 23-24
Вывод
стр. 24-25
Список литературы
стр. 26

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 56.13 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

                        ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

                             ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

                 «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО -                                              

                            ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

                                           РЕФЕРАТ

                    по дисциплине «История»

       Тема:  Принятие христианства на Руси     

 

 

                                                         Выполнила студентка

                                                                                                   1 курс, ТМ , З /О

                                                                                                  Толстых.В.С.

                                                                                                  Номер зачетной книжки 120209

                                                                                                  РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ

                                                                                                    Доц.Захаревич А.В.

 

                                    Г.  РОСТОВ-НА-ДОНУ

                                               2013 год

 

                                                                                                        

План  реферата:

Введение

                               стр. 3-4

Причины принятия христианства

                               стр. 4-7

Зарождение христианства

Выбор веры

                               стр. 7-10 

                               стр. 10-13

Владимир-христианин

                               стр. 13-19

Крещение киевлян

                               стр. 19-21

Способы введения христианства на               

Руси

                               стр. 21-23

       Значение крещения Руси

                               стр. 23-24

Вывод

                               стр. 24-25

Список литературы

                               стр. 26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                       

Введение:

Современные историки считают принятие христианства на Руси очень важным положительным событием в истории России. Можно не согласиться с понятием "положительным", но надо согласиться, что это было очень важное событие в истории Руси.  

"…правду отринули, любви не имеете, зависть лесть  процветает в вас… лучше же, братья, отойдем от дурного, оставим  все злодеяния: разбой, грабежи, пьянство и т.д. Почему о безумии своем не скорбите? Даже язычники, Закона Божьего не ведая, не убивают единоверцев своих, не грабят, не обвиняют напрасно, не клевещут, не крадут, не зарятся на чужое; никакой язычник не предаст своего брата, а если кого постигнет беда, то искупят его и в нужде его помогут ему, и найденное на торгу всем покажут…" 

 Серапион Владимирский, книга «О маловерии»                                                                                                           

 

После длительной междоусобной войны в 980 году на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980–1015). При нем Киевская Русь еще  более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться  на берегах Балтики. Владимир стремился  укрепить свое государство. При нем  вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники. Он упорно боролся  с печенегами и продолжал укреплять  южные рубежи государства. В целях  культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать  в Киеве единый пантеон языческих  богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения земли. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.   

 

 

                                     Причины принятия христианства

         В настоящее время многие люди думают о принятии Христианства на Руси очень просто – дескать пожелал Владимир чтобы все русские люди стали христианами и только по его воле Русь вдруг стала христианской. Однако на самом деле чтобы рассуждать об этом, необходимо учесть историческое положение, в котором находилась Русь в то время и конечно же нельзя недооценивать влияние исконно русского язычества на этот процесс.

Существует две  основные причины принятия Христианства на Руси:

Первая заключается  в следующем… Со временем древние славянские племена "по мере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в государственные. Быть может культ  Святовита  у поморских славян распространился именно в связи с этим."1 И как известно к 9 веку образовалось Киевское государство. Физическое и географическое объединение восточных славян вызвало более тесное межплеменное взаимодействие, а также перемешивание различных культурных, материальных и религиозных ценностей. В связи с этим естественно возникали трения между различными племенами, вызванные различными ценностными воззрениями. Таким образом вставала объективная необходимость также и религиозного объединения народов Киевской Руси. Как всегда, следуя русскому менталитету, эта попытка объединения была произведена силовым путем. Так киевский князь Владимир попытался создать общегосударственный пантеон и государственный культ: "по рассказу летописи, он в 980 г. собрал на одном из холмов Киева целый сонм кумиров различных богов (Перуна, Велеса, Даждьбога, Хорса, Стрибога, Мокоши) и велел молиться им и приносить жертвы. Некоторые исследователи, гиперкритически настроенные (Аничков), считали, что эти "Владимировы боги" были с самого начала княжескими или дружинными богами и культ их не имел корней в народе. Но это маловероятно. Солнечные божества Хорс, Даждьбог и другие, женская богиня Макошь, видимо, были

народными божествами; Владимир лишь пытался сделать из них как бы официальных богов своего княжества."2 Однако по-видимому эта попытка не удовлетворила Владимира. Причинами его неудачи стало попытка частного изменения язычества, принуждение людям верить в того, в кого они не верят. Однако сама суть – политеизм так и оставался нетронутым. Язычество к моменту образования сильного централизованного и сплоченного Киевского государства уже изжило себя и нужна была совершенно другая религия, способная придать княжеству идеологическое единство, объединить людей в служении единому богу. Именно такая религия как Христианство наиболее подходила для решения задачи становления религиозного единства государства, а также соответствовала формировавшимся феодальным отношениям. К этому надо добавить, что гуманное Христианство легко сливалось с внутренним, духовным содержанием русского человека.

Однако возникает  вопрос – откуда же русичи могли узнать о существовании Христианства  и почему именно оно было принято в качестве государственной религии?

С этим на прямую связана вторая причина принятия Христианства на Руси:

К 10 веку нашей  эры Русь представляла собой очень  молодое, но быстро развивающееся государство. С чем же было связано это быстрое  развитие ? Дело в том, что развитие практически любого государства зависит от развития ремесла. Русское же ремесло развивалось в основном вследствие активной торговли. В то время Русь граничила на юге с Византией – государством, имевшим двух- тысячелетнюю историю, и являющимся обширным кладезем знаний. Конечно же Византия намного обгоняла Русь в развитие и с этим связан распределение потока товаров – из Руси шло в основном сырье – мех, зерно, а из Византии – предметы ремесла – различные приспособления, оружие, книги, картины. Но вместе с материальными

товарами, Русь получала от Византии технологии, научные  открытия, знания, культуру, ИДЕИ. Русские  люди  "питали всегда благоговейное  уважение к Империи, к блестящим  формам ее жизни, которые так поражали их воображение; таковы бывают постоянно  отношения народов необразованных к образованным."3 Они, приезжавшие в Константинополь неизмеримо удивлялись культурным достижениям византийцев, величию христианских храмов. "Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в Константинополь, но также и любопытство посмотреть чудеса образованного мира; сколько дивных рассказов приносили к своим очагам бывальцы в Византии. Как вследствие этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других разгоралось желание побывать там!" 4

 Таким образом процветающая Византия демонстрировала пример тому, что может сделать монотеистическая религия для развития государства. Как важно идеологическое единство народа, живущего в нем. Именно эти две причины повлияли на решающий выбор Владимира в пользу Христианства, как религии, просто необходимый Киевской Руси для дальнейшего существования и развития.

Зарождение  христианства.

 

"Разумеется то, что всего резче отличало греков от Руси - религия; известно, что греки обыкновенно сами обращали внимание варварских князей и послов на свою религию, показывали им храмы, священные сокровища; разумеется, при этом и основные догматы веры были объясняемы искусными толковниками." 5Несомненно, что церковные

пастыри, представители  христианской религии, а также греческие  правители были очень заинтересованы в ее распространении и усилении влияния Христианства на ход мирской  жизни. Поэтому служители церкви стремились обратить в свою веру как  можно больше людей. Для этого  пастыри беседовали со всеми, кто  приходил к ним из любопытства  поглядеть на торжественность обрядов  Христианства. И зерно НОВОЙ религии  попало на подготовленную к этому благодатную почву Руси. И взошли ростки Христианства на земле языческой и "многие из мужчин, воинов русских, принимали христианство в Греции".6

Надо  отметить, что еще издревле на Руси было великое множество различных  верований и богов, и поэтому  к русским людям, обращенным в  христианство, их сородичи относились вполне терпимо. Однако такое постепенное, самопроизвольное замещение язычества  Христианством наверняка растянулось  бы на сотни и тысячи лет (хотя оно  до сих пор так и не завершено), что не смогло бы обеспечить дальнейшее быстрое развитие Руси. Но значительный толчок к принятию христианства на Руси сделала Ольга – вдова  убитого древлянами князя киевского. После кровной мести древлянам, как говорит Карамзин, она "достигла уже тех лет, когда смертный, удовлетворив главным побуждениям земной деятельности, видит близкий конец ее перед  собою и чувствует суетность  земного величия. Тогда истинная Вера, более нежели когда-нибудь, служит ему опорой или утешением в  печальных размышлениях о тленности  человека. Ольга была язычница, но имя  Бога Вседержителя уже славилось  в Киеве. Она могла видеть торжественность  обрядов Христианства; могла из любопытства  беседовать с Церковными Пастырями  и, будучи одарена умом необыкновенным, увериться в святости их учения. Плененная лучом сего нового света, Ольга захотела быть Христианкою  и сама отправилась в

столицу Империи  и Веры Греческой, чтобы почерпнуть его в самом источнике. Там Патриарх был ее наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели."7

Ольга, поехавшая  в Константинополь язычницей, возвратилась христианкой, возвратилась с богатыми дарами от императора, и как упоминает  Соловьев, лишь одно омрачило ее визит в Византию – уж очень подозрительны были греки, уж очень надменен был двор византийский.

Следует также  отметить, что послужило причиной принятия Ольгой именно Христианства. Конечно же это несомненные способности Ольги как лидера, способного понять, что нужно его государству, а также существования христиан и зачатков Христианства на земле русской, ведь " Ольга была уже в Киеве знакома с христианством и предубеждена в его пользу, это предубеждение в пользу христианства могло сильно содействовать к принятию его в Царе-граде, но от предубеждения в пользу до решительного шага еще далеко. Есть известие, что Ольга еще в Киеве была расположена к христианству видя добродетельную жизнь исповедников этой религии, даже вошла с ними в тесную связь и хотела креститься в Киеве, но не исполнила своего намерения, боясь язычников".8 Однако, приняв христианство в Константинополе, Ольга отнюдь не собиралась скрывать это, что было в любом случае невозможно. Она не могла безучастно смотреть на то, как ее сын Святослав, ее окружение, весь народ русский остается в язычестве. Она пыталась уговорить сына принять христианство, однако он упорствовал и не хотел этого. Однако отказ Святослава уже не мог повлиять на общий процесс обращения Руси в христианство. Это было связано с тем, "что новая религия начала принимать видное положение, обратила на себя внимание древней религии, и это враждебное внимание выразилось насмешками. Борьба начиналась: славянское язычество, принятое и руссами,

Информация о работе Принятие христианства на Руси