Принятие христианства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

После длительной междоусобной войны в 980 году на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980–1015). При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства. В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство.

Оглавление

Введение
стр. 3-4
Причины принятия христианства
стр. 4-7
Зарождение христианства
Выбор веры
стр. 7-10
стр. 10-13
Владимир-христианин
стр. 13-19
Крещение киевлян
стр. 19-21
Способы введения христианства на
Руси
стр. 21-23
Значение крещения Руси
стр. 23-24
Вывод
стр. 24-25
Список литературы
стр. 26

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 56.13 Кб (Скачать)

После крещения владимира состоялся и брак его с царевной Анной. В благодарность за свое крещение и за полученную жену Владимир возвратил греческим императорам, вместо брачного выкупа, Корсунь и взятые им города Тавриды; а, по свидетельству греческих и арабских писателей, тотчас после крещения отправил в Цареград 6000 человек войска в помощь императорам против мятежника Варды Фоки, который уже приблизился к Константинополю и стоял на азиатском берегу Константинопольского пролива. Посланное Владимиром войско быстро (в апреле 989г.) разбило мятежника и избавило столицу и императоров от большой опасности .

В крещении Владимир принял имя св.Василия, вероятно, по совету своей новой жены, в честь ее брата, императора Василия, и в память своего крещения построил в Корсуни церковь во имя св.Василия, как говорил летописец, на той самой насыпи, которая образовалась из земли, краденной корсунянами из насыпи Владимира. Возвращаясь из Корсуни в Киев, Владимир взял с собой священников, присланных из Константинополя, грека Анастаса, указавшего ему водопроводные трубы, и, на благословение своему народу, мощи св.Климента Римского и ученика его Фива, много икон, крестов и священных сосудов, и просил греческого патриарха прислать к нему в Киев епископа для крещения Русского народа. Патриарх исполнил его просьбу и прислал епископа Михаила, назначив его митрополитом для новокрещенной Русской земли.

По приезде  в Киев Владимир прежде всего крестил своих сыновей, ближайших родственников, бояр и слуг. Затем стал посылать священников и знающих людей, из обращенных уже ко Христу, по ближайшим городам и селам с целью обращения в христианство. В Киеве же он сам ходил между народом, разъяснял ему нелепость и ложность язычества и склонял киевлян к принятию христианства, а чтобы еще сильнее подействовать на народ, велел рубить и истреблять идолов, самим же им поставленных на холмах и площадях киевских. "Бога Велеса велел бросить в реку Почайну, а главного идола Перуна велел привязать к конскому хвосту, бить его палками и стащить к Днепру и, сбросивши в реку, приказал нескольким воинам проводить его далеко за пределы Киева, отталкивая его шестами в тех местах, где он будет приставать к берегу. Делать же это с идолом Владимир приказал не потому, чтобы идол чувствовал удары, но на посрамление беса, который посредством сего идола долго прельщал неразумных людей, и вместе для того, чтобы народ, видя такое посрамление своего главного бога, понял его бессилие и ничтожество и тем охотнее принимал новую веру. Впрочем, летописец не скрывает и того, что, когда Перуна влекли ко Днепру, то некоторые неверные плакали по нем; но эти слезы, по замечанию Карамзина, были последнею данью их суеверия."14

                                         Крещение киевлян

Когда же прибыл в Киев епископ Михаил и Владимир увидел, что народ уже достаточно подготовлен к принятию крещения, тогда в назначенный день велел  народу собраться на берег Днепра (при устье реки Почайны) для крещения. Его вестники ходили по городу и объявляли от имени князя: "Если кто завтра не придет на реку, богатый или убогий, нищий или рабочий, тот будет считаться моим противником". И стал собираться народ на указанном месте, не обнаруживая никакого сопротивления или возражения княжескому приказу и не стараясь уклониться от исполнения, а напротив, как говорит летописец       Нестор, "спешил с радостью ко крещению как бы издавна убежденный в необходимости его". Те же немногие, которые еще не понимали важности предстоящего действия, с покорностью говорили "если бы это не добро было, то ни князь ни бояре не приняли бы сего" (т.е.крещения). Утром князь с священниками царицы и с прибывшими из Корсуня пришли на берег реки. Народ группами разместился по берегу: мужчины отдельно, женщины отдельно; одни вошли в воду по грудь, другие по пояс; некоторые же стояли у самого берега; родители держали младенцев на руках. Принявшие крещение прежде ходили между народом, чтобы показывать крещащимся, что и как делать. Священники стояли на берегу и читали молитвы и давали крещаемым имена по группам. Владимир, полный восторга, возведши очи к небу, молился: "Боже великий, сотворивший небо и землю, призри на новых людей Твоих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны, и утверди в них веру правую и несовратную, - и помоги мне, Господи, одолеть сопротивного врага (дьявола), чтобы я, надеясь на Тебя и на Твою державу, мог победить козни его".

Так совершилось  одно из величайших событий в жизни  Русскаго народа! "И была радость великая на небеси и на земли, замечает летописец, при виде того, как множество народа погрузилось во святую купель и освятилось крещением!" Радовались ангелы, радовались и земные жители христиане. Наиболее же радовался сам виновник торжества, князь Владимир, когда увидел, что его святое желание исполнилось, и весь его народ, без сопротивления, но объятый Духом Святым, принял святое крещение.

Два важнейшие  события в жизни Владимира  и в истории Русского народа: крещение самого Владимира и крещение киевлян, по свидетельству летописи, совершились  в 988 г.; при чем летописец не показывает точно в каком месяце произошло это событие; но приняв во внимание, что Владимир перед своим крещением предпринял поход в Корсунь, отправившись к нему на лодках по Днепру и Черному морю, чего он не мог сделать раньше июня или даже июля месяця, можно считать, что он выступил в поход еще в 987- году, и простоял под стенами Корсуня всю осень и зиму 987 г., и с весною, 988 г., когда по морю открылось судоходство, отправил в Цареград посольство с требованием невесты и священников для крещения. В начале апреля, пред Пасхою (бывшею в 988 г. 8 апр.), как думают некоторые, Владимир был крещен и к лету возвратился в Киев, где и крестил народ, может быть, 15 июля, или как полагает Степенная книга, 1 августа того же 988 года.

                     Способы введения христианства на Руси

Решение Владимира  принять крещение от Греков не могло  встретить ни откуда препятствия. Выше было сказано, что у Русских Славян не было ни храмов, этих очагов язычества, ни жрецов, которые обыкновенно, в  своих интересах, поддерживали и  распространяли язычество среди  народа и выступали на борьбу с  проповедниками всякой иной религии. Приносили  жертвы и совершали другие обряды у Русских старцы и главы семейств. И потому, когда сами старцы и  бояре изъявили согласие на перемену религии, то народ, не задумываясь и  без всякого спора, должен был  в этом случае идти за ними и за князем. И это было так естественно, что  сомневаться справедливости рассказа о беспрепятственном крещении всего  рода, по одному приказу князя, нет  ни малейшего основания.

Но не только со стороны религиозной, а и со стороны нравственной, принятие христианства Русскими славянами не мог встретить  особенного препятствия. "Поляне, киевские Славяне, как говорит летописец, были нрава тихого и кроткого, сели семейную жизнь честную и правильную. В христианстве они должны были увидеть сродные их нравам и привычкам нравственные требования, нисколько не унижающие, а напротив, возвышающие и облагораживающие их дух, что, при всей своей малообразованности, самый грубый язычник легко понимает. Новгородские Славяне, привыкшие к обращению с иноземцами и понимавшие выгоды и преимущества благоустроенной общественной жизни, так не видели ничего враждебного в христианстве, а напротив склонны были подражать варягам, между которыми, как известно, было очень много христиан."15 Эти варяги, которые имели постоянные сношения с Новгородскими Славянами, склоняли их к принятию христианской веры и, так сказать, подготовляли их к тому. Что касается Древлян, Северян и других славянских племен, то они, очень рано подчинившись Русским князьям, скоро смешались с Полянами и Новгородцами и в принятии христианской веры не могли оказать сопротивления посылаемым к ним миссионерам. Таким образом можно с уверенностью сказать, что на всем обширном пространстве Русского княжества Владимирова распространение христианства не могло встретить препятствий. Необходимо отметить, что принятие христианства на Руси сопровождалось законодательными документами в поддержку церкви, так Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных:

"Ст. 3. И по  том летом минувшим создав  церковь святую Богородицю и дах десятину к ней во всеи земли Рускои княжения от всего суда 10-тыи грош, и с торгу 10-тую неделю, из домов на всякое лето 10.е всякаго стада и всякаго живота чюдной матери Божии и чюдному Спасу."

Это начало знаменитой церковной десятине – то есть каждый человек должен отдавать десятую  часть дохода своего (денежного, материального) христианской церкви, что должно было поддерживать саму церковь и давать ей денег на дальнейшее существование  и расширение своего влияния. Конечно, для развития новой религии было необходимо построение святых мест –  храмов божьих, где люди могли бы молиться Господу нашему. Именно этим и занялся Владимир: "Владимир тотчас после крещения велит строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры: так, поставлена была церковь св. Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников также и по другим городам и приводить людей к крещению по всем городам и селам. "16 Стоит задаться двумя вопросами, первым, в каких городах происходило крещение, и второе, откуда взялись первые священники? Христианство в основном "было распространено вдоль узкой полосы, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку же от Днепра, по Оке и верхней Волге, даже в самом Ростове, несмотря на то что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо". Однако следует отметить, что крещение даже этой узенькой полоски было сопровождено огромными трудностями. Все было связано с нежеланием народа отдавать своих богов на поругание, ярким и кровавым примером этому может служить крещение Новгорода, который «Путята крестил мечом, а Добрыня - огнем».

Откуда же взялись  священнослужители ? По словам Соловьева :"Митрополит и епископы были присланы из Царя-града; в Киеве, если прежде были христиане, была церковь, то были, разумеется, и священники; Владимир привел из Корсуня тамошних священников".17 Однако этого было слишком мало, и тогда были присланы священники из Болгарии, которые могли учить народ на понятном ему языке. Однако все равно было слишком мало священников, и единственным выходом из создавшейся ситуации было как можно более скорое "книжное" обучение русских священников. Этот процесс происходил жестоким, но скорее всего, неизбежным методом – детей лучших горожан отнимали у матерей и отдавали их в книжное учение. Это было неотвратимым шагом, так как матери, не утвердившись еще в новой вере, воспитывали сыновей своих  в прежнем языческом духе.

                                    Значение крещения Руси

Понадобилось  несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества  не ослабевало – возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом.

Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство. Прежде всего – монастыри: обет безбрачия, уход от всего земного. Во главе – игумен. Со временем монастыри  стали центрами торговли, и даже ростовщичества.

1.         Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни. Епископы и митрополиты выступали против междоусобиц и за единство Руси.

2.         При церквях создавались школы. Стало бурно развиваться церковное искусство – иконопись, составление летописей.

3.         Церквям князья стали поручать судопроизводство по семейным и религиозным делам.

4.         Содействуя развитию культуры и грамотности, церковь подавила культуру, основанную на язычестве, преследуя веселые праздники Коляды и Масленицы, как бесовские.

Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению  с Византией и другими православными  государствами, церковь выступает  против «латинства», чем способствовала изоляции от стран Западной Европы и тех духовно-культурных процессов, которые протекали там.

                                                     Вывод.

Итак, подведем итог долгому пути Руси к принятию Христианства.

Принятие христианства, сменившего собой изжившее себя, жестокое и жертвоненасытное язычество, позволило продолжить дальнейший экономический рост страны, позволило значительной увеличить вес Руси в окружающем ее мире, превратив варварскую страну язычников в просвещенную нацию. Принятие монотеистического Христианства способствовало объединению и сплочению людей русских под началом непоколебимой веры в БОГА,- Высшего творца и Христа–спасителя. Христианство, как наиболее гуманистическая религия, способствовала духовному и моральному росту нашего народа. Недаром  А. С. Пушкин сказал: "Там русский дух, там Русью пахнет …". Здесь он хотел подчеркнуть огромную силу духа и широту души русской. Важным аспектом принятия Христианства является то, что Христианство проповедовало жизнь после смерти. Но самое главное заключалось в зависимости жизни души человека после физической его смерти, от того, как он провел жизнь в бренном мире. Если он жил праведно и уважал каноны церкви, усердно молился, то в награду он получал вечное блаженство в рае, если же он богохулил, совершал преступления и злодеяния, то он был обречен мучиться в аду. Это вызывало уменьшение числа злодеяний, ведь преступник, даже не наказанный в суде, обязательно должен предстать пред лицом божьим. Христианское духовенство влияло "прямо уже на строй общественный: не в церковных делах, не о средствах распространения христианства советовался Владимир с епископами, но о том, как наказывать преступников; вместе с старцами епископы предлагали князю о том, куда употреблять виры, заботились о внешней безопасности, и князь соглашался с ними." 18

  Христианская религия давала веру и надежду каждому человеку, бедному и богатому, что ему поможет Бог, Бог – заступник и благодетель. И верил русский человек, что "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля ни болезни"19. И вера эта помогала ему жить.

 

 

 

                                 Список используемой литературы:

  1. Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая.- Ростов н/Д: Издательство "Феникс",1994. - 512 с.
  2. Соловьев С.М. Об истории древней России (сост., авт., предисл., примеч., А.И. Самсонов.) – 2е изд. – М.:Просвещение, 1993. – 544 с.
  3. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1986. - 576 с.
  4. Мень. А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. – М.: СП "Слово", 1991. – 462 с.
  5. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. – М.: Политиздат, 1984. – 384 с.

6. http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv01p7.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. – М., 1986., с. 210                                                 

2 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. – М., 1986., с. 202

3 Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с. 38

4 Там же с. 39

5 Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая.- Ростов н/Д:,1994., с. 136

6 Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с. 39

7 Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с. 41

8 Соловьев С.М. Об истории древней Росси М.:1993. – с.43

9 Соловьев С.М. Об истории древней Росси М.:1993 с. 43

10 Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с.47

11 Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с. 51

12 Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993 с. 51

13 Еженедельник "Абсолютно все" NN 45'97, ст. "История возникновения Христианства на Руси"., с.19

14 Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с. 50

15 Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с.50

16 Соловьев С.М. Об истории древней России М.:1993. – с.51

Информация о работе Принятие христианства на Руси