Принятия христианства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

Обычно время отбирает из прошлого лучшее, на чем стоят народы и государства. Но к этому отбору причастны и разные люди, и обстоятельства. Многое из истории утрачено, и мы владеем весьма малой частью того, что некогда занимало умы человечества, поэтому дошедшие до нас материалы характеризуют давние эпохи лишь отчасти, и картины прошлого могут восстанавливаться только с привлечением всей совокупности идейного наследия наших древнерусских предков. Это и былины, песни и сказания, то изустное творчество, которое передавалось из поколения в поколение. Это и древнейшие, дошедшие до нас сочинения, сохранившиеся в летописных сводах и сборниках. Большинство сочинений так или иначе связано с утверждением на Руси новой веры, которое примерно совпадает по времени и находит отражение в тогда же утверждающейся письменности.

Оглавление

Глава1.Крещение Руси
1 Исторические причины крещения Руси
2 Зарождение христианства на территории Руси
3 Крещение князя Владимира
4 Крещение киевлян
Глава2. Дальнейшее развитие христианства на русской земле
2.1 Благоприятные условия для христианства на Руси
2.2 Распространение христианства в других землях
2.3. Русь православная
Заключение
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

история.docx

— 53.59 Кб (Скачать)

 

 

Контрольная работа по Отечественной Истории

Тема:

Принятия христианства на Руси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса 16 группы

Имангулова Илюза Ф

Проверила:

Бахарева Н.В

 

 

 

 

 

2014г

План:

Глава1.Крещение Руси

1 Исторические причины  крещения Руси 

2 Зарождение христианства  на территории Руси 

3 Крещение князя Владимира 

4 Крещение киевлян 

Глава2. Дальнейшее развитие христианства на русской земле

2.1 Благоприятные условия  для христианства на Руси 

2.2 Распространение христианства  в других землях 

2.3. Русь православная 

Заключение

Список использованной литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обычно время отбирает из прошлого лучшее, на чем стоят народы и государства. Но к этому отбору причастны и разные люди, и обстоятельства. Многое из истории утрачено, и мы владеем весьма малой частью того, что некогда занимало умы человечества, поэтому дошедшие до нас материалы характеризуют давние эпохи лишь отчасти, и картины прошлого могут восстанавливаться только с привлечением всей совокупности идейного наследия наших древнерусских предков. Это и былины, песни и сказания, то изустное творчество, которое передавалось из поколения в поколение. Это и древнейшие, дошедшие до нас сочинения, сохранившиеся в летописных сводах и сборниках. Большинство сочинений так или иначе связано с утверждением на Руси новой веры, которое примерно совпадает по времени и находит отражение в тогда же утверждающейся письменности.

Данная работа отражает субъективный взгляд автора на процесс христианизации Древней Руси в результате осмысления объективных исторических фактов.

Предмет исследования. События, предшествовавшие принятию христианства на Руси, причины принятия именно этой веры и само её значение в дальнейшей истории государства.

Актуальность исследования. Тема христианизации представляет сейчас большой интерес ввиду того, что сейчас, на мой взгляд, проходит эпоха "Второго Крещения Руси". Для того, чтобы понять сущность происходящего, надо заглянуть в далекое прошлое. Именно изучая его, сможем мы найти ответ на вопрос о том, что ныне происходит с Российской церковью. Эту тему можно рассматривать, как зеркало последующих событий. Для нас, живущих в XX веке, эта проблема становится все более актуальной с каждым годом.

После празднования юбилея 1000-летия Крещения Руси в 1988 году можно констатировать неуклонный рост интереса к теме крещения Руси. Напряженная дискуссия в научных кругах, популярной литературе и СМИ трансформировала советское представление о событиях до 988 года. Следует признать, что на данный момент у нас нет полного представления о процессе христианизации территории Древней Руси до 988 года. Однако тема предыстории крещения Древней Руси является одной из важнейших, давая представления о процессе христианизации территории Древней Руси.

Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Его можно рассматривать как зеркало последующих событий, как полное изменение образа жизни. Возможно, изучив события тех времён, мы лучше поймём наши ценности и традиции, нашу культуру и сущность.

Цель исследования. Изучить события, которые предшествовали и способствовали принятию христианства на Руси, оценить последующие изменения русской культуры, общества. Определить в результате исследования собственную точку зрения на данный вопрос и соотнести её с мнением или мнениями, существующими в исторической науке.

Задачи исследования.

- Изучить отражение этих  важнейших в истории Руси событий  в источниках и исторической  литературе.

- Раскрыть причины принятия  именно христианства на Руси, а ни какой-либо другой веры.

- Роль христианства, как  основы русской культуры, её глубоких  традиций и ценностей. Влияние  на развитие на Руси письменности, искусства и архитектуры.

Характеристика основных методов исследования проблемы. Провести анализ источников и исторической литературы, а также объяснения исторических фактов в различных теориях изучения, сопоставить мнения авторов, выявить их общие мнения. На основе этого определить свою точку зрения.

Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, материалистическая, локально-историческая. Каждая теория выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.

Материалистическое направление становится официальным в советский период. Она, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.

Локально-историческая теория свою периодизацию строит исходя из циклов, вытекающих из взаимосвязи Космоса — Солнца — Земли (совокупность отдельных территорий) — Человека.

Христианская теория связывает возникновение Киева с пророчеством апостола Андрея Первозванного. В христианской историографии начало истории государства Киевская Русь связано с принятием им истинной веры — православного христианства. Великие киевские князья, Ольга, а затем ее внук Владимир приняли христианство. В 988 году князь Владимир начал крещение Руси. Согласно религиозному подходу, это событие начинает отсчет исторического времени православного государства: Киевского – Московского — Российского.

Христианские историки (А. В. Карташев и др.) считают, что принятие Владимиром христианства, а не ислама и иудейства в качестве государственной религии было обусловлено давним проникновением христианства на территорию Восточной Европы. Владимир из всех вер выбрал самую правильную веру — христианскую православную.

Историки-материалисты (Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов и др.) считают, что при выборе государственной религии князь Владимир I руководствовался только политическими мотивами.

Соседние государства — исламская Волжская Булгария и иудейская Хазария — в этот период были слабее Киевской Руси. Авторитет этих государств у князя и киевлян был невелик.

Сложнее обстояло дело с христианской верой. Христианская религия не едина. В середине первого тысячелетия она разделилась на две ветви: западно - римскую — католическую, и восточно-римскую — православную. В 1054 году дело дошло до обоюдного предания анафеме (отречения от церкви). Обе ветви веры претендовали на влияние в Восточной Европе. Но между ними в политическом отношении имелась существенная разница.

Римский папа требовал полного подчинения королей и императоров и тем самым возвышался над ними как в религиозном, так и в политическом отношении. К тому же католическая церковь считала богослужебным языком только латынь.

Патриарх Константинопольский признавал определенную зависимость от императора и ставил церковь на службу государству. Православная церковь допускала возможность использования любых языков. Киевский князь выбрал, естественно, то, что ему было выгоднее — православие.

В данной работе автор в основном придерживается религиозно-исторической теории, считая ее более правильной в осмыслении текстов памятников древнерусской литературы на заданную тему. Но в некоторых взглядах он солидарен с историками советского периода.

Используемые источники.

"Повесть временных  лет" - произведение родное для  всякого русского человека. Она  повествует о начале Русской  земли, о начале русского народа  голосом далеких и вместе с  тем близких нам русских людей XI - начала XII в.

Шестоднев Иоанна Экзарха Болгарского, уникальный памятник общеславянского значения, содержащий основные положения христианского учения о бытии. Списки Шестоднева, многократно переписанные и сохраненные нашими средневековыми предками, помогают лучше понять особенности религиозно-философской культуры Древней Руси.

История Русской Церкви А.В. Карташева. Эта работа является наиболее авторитетным научным трудом, вобравшим в себя всю глубину знаний об истории Русской Церкви, накопленных русской и зарубежной историографией.

Также будем обращаться к трудам историков Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, Б.А. Рыбаков Б.А, где они дают трактовку событий с точки зрения исторически - религиозной.

Современные периодические издания: Журналы "Древняя Русь", "Альфа и Омега" отражают мнения современных авторов об исследуемом вопросе.

Глава1. Крещение Руси

1 Исторические  причины крещения Руси

Несомненно, принятие православия для Руси определило всю ее последующую историю, развитие государственности, самобытной культуры, особенности национального характера русского народа.

Итак, почему же Русь была крещена?

На сегодня современные историки называют три основные причины этого:

1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что  вступало в непримиримое противоречие  с общинными языческими представлениями  древних славян.

2. Несовместимость установившегося  государственного единства разнородных  языческих культов отдельных  восточнославянских племен, а также  неславянских народов. Это противоречие  необходимо было преодолеть: единому  государству должен был соответствовать  и единый религиозный культ.

3. Языческая Русь не  могла входить, как полноценный  член ни в какие международные  союзы и была обречена на  политическую изоляцию, прежде всего  в Европе, где не хотели заключать  династических браков, а также  торговать с язычниками. Здесь  уже затрагивались экономические  вопросы жизни государства, вопросы  дальнейшего развития и сохранения  Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства. Необходимо было принять христианство  в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от  всего мира.

Обратимся теперь к политической сфере жизни Древней Руси.

Следуя хронике ПВЛ, приблизительно к 80-м годам 10 в. на территории Восточной Европы складывается огромный суперсоюз племен под гегемонией Киева.

Вторая половина IX и практически весь X в. буквально кипят межплеменными конфликтами. Все более усиливающиеся поляне стремились подчинить соседние племена. Последние же всячески старались сохранить свою независимость. Надо отметить, что этому способствовала и сама племенная структура, которая в какой-то мере напоминала устройство греческих городов-государств: во главе племени стоял центральный город (Киев, Новгород, Полоцк и т.д.) и соответственно городское вече; рангом ниже, если можно так выразиться, — вече более мелких городков; еще ниже — вечевая организация территориальных союзно-христианских общин.

Причем эта структура оказалась настолько устойчивой, что к 13 в. древнеродовое государство окончательно распалось на ряд городов-государств (этот период в отечественной историографии обычно именуют "периодом феодальной раздробленности").

Для IX-X вв., как отмечено выше, характерен процесс насильственного объединения. Ярче всего это явление прослеживается на примере хроники ПВЛ:

883 г. - Олегом подчинены  древляне,

Информация о работе Принятия христианства на Руси