Принятия христианства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

Обычно время отбирает из прошлого лучшее, на чем стоят народы и государства. Но к этому отбору причастны и разные люди, и обстоятельства. Многое из истории утрачено, и мы владеем весьма малой частью того, что некогда занимало умы человечества, поэтому дошедшие до нас материалы характеризуют давние эпохи лишь отчасти, и картины прошлого могут восстанавливаться только с привлечением всей совокупности идейного наследия наших древнерусских предков. Это и былины, песни и сказания, то изустное творчество, которое передавалось из поколения в поколение. Это и древнейшие, дошедшие до нас сочинения, сохранившиеся в летописных сводах и сборниках. Большинство сочинений так или иначе связано с утверждением на Руси новой веры, которое примерно совпадает по времени и находит отражение в тогда же утверждающейся письменности.

Оглавление

Глава1.Крещение Руси
1 Исторические причины крещения Руси
2 Зарождение христианства на территории Руси
3 Крещение князя Владимира
4 Крещение киевлян
Глава2. Дальнейшее развитие христианства на русской земле
2.1 Благоприятные условия для христианства на Руси
2.2 Распространение христианства в других землях
2.3. Русь православная
Заключение
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

история.docx

— 53.59 Кб (Скачать)

Первым таким "крепким орешком" оказался, как и предполагал Владимир, Новгород Великий, живший по своим собственным порядкам. Можно сказать даже, что город был центром язычества, открытым врагом христианства. Подчинение Новгорода воле киевского князя явилось для Владимира за дачей первостепенной важности. Обращение новгородцев в христианство прошло в конце лета - начале осени 990г. Князь Владимир посылает в Новгород своего воеводу Добрыню с дружиной. Жители оказывают отчаянное сопротивление, тогда на помощь Добрыне прибывает отряд тысяцкого Путяты. Только после этого начинается крещение новгородцев.

Вначале было крещено несколько сотен человек на Торговой стороне Новгорода 29 августа, после переправы Добрыни на левый берег Волхова имело место второе крещение 8-9 сентября. И, наконец, крестили тех, кто пытался обмануть и избежать крещения ( 26 сентября ). Вскоре после крещения в Новгороде был построен деревянный тридцатиглавый кафедральный собор святой Софии над Волховом, не дошедший до наших времен. Но камен ная София, существующая и сейчас, построена на том же месте и по образцу старой.

Крещение Ростово-Суздальской земли, строительство города Владимира-на-Клязьме летописи связывают с походом самого великого князя Киевского Владимира. Город, названный своим именем, Владимир "и возлюби, и украси, и почта, яко паче всех градов русских". Процесс христианизации русских земель продолжался и в XI в., охватывая все новые и новые территории. За Ростово-Суздальским следуют Муромская, Смоленская земли. Затем регионы, заселенные кривичами, родичами, северцами и вятичами. Это на северо-востоке, а на западе - обширные территории, расположенные по Днепру, верховьям Днестра, южной Волыни и др.

Главой русской христианской православной церкви был митрополит. Источники (Никоновская летопись, включенная В.Н.Татищевым в "Историю Российскую") называют первым митрополитом Михаила.

2.3. Русь православная

Преподобный летописец упоминает, что перед крещением Владимир был оглашен, т.е. наставлен епископом Херсонесским в истинах христианской веры, конечно, по символу Никео-Цареградскому. А после крещения ему преподан был более подробный символ Михаила Синкелла (около 835 г.). В этом символе кратко изложены все главнейшие догматы православной веры, - и потому на него должно смотреть, как на руководственное начало, данное Греческою Православною Церковью Церкви Русской, как на завет, данный матерью своей духовной дочери. В символе изложены: "догмат о Пресвятой Троице, воплощении Сына Божия, о Его крестной смерти, воскресении, вознесении на небо, о втором пришествии; а также догматы о св. таинствах Церкви, о церковных преданиях, о поклонении иконам, кресту, мощам святых и священным сосудам". Все эти догматы изложены по разуму Православной Восточной Церкви. В заключение, к символу Синкелла прибавлены были два особых наставления, очевидно, переведенные собственно для князя Владимира. Первое наставление показывает, что для того, чтобы быть истинно православным, "нужно держаться семи вселенских соборов. При этом перечислены самые соборы, с показанием, где и когда какой собор был, против кого он был созван сколько на нем было собрано святых отцов." Другое наставление состояло в показании того, чего Русские должны остерегаться, чтобы не потерять православия. Это - не принимать учения латинян, причем показаны главнейшие их заблуждения, и сказано, что прежде латиняне учили правильно и согласно с греками, а впоследствии совратились и уклонились от истины.

Этот символ и наставления, преподанные Владимиру, важны в том отношении, что с самого начала введения христианства в России не только точно выражали содержание веры, преподанной русским, но сразу же полагали резкое различие между православием и учением латинян, что, между прочим, давало возможность русским, несмотря на недавность обращения их ко Христу, твердо стоять в православии и противиться всем попыткам римских пап склонить наших предков к принятию учения Западной Церкви. И такими же непоколебимыми в своей вере оставались, и - благодарение Богу - остаются и теперь православные последователи Русской Церкви, несмотря ни на какие политические колебания в царстве Русском. Такими же преданными православию остались они и тогда, когда Реформация, проведенная Лютером и его последователями, охватила почти всю Западную Европу и отняла у Римского папы почти половину его последователей.

Заключение

Итак, подведем итог долгому пути Руси к принятию Христианства.

Принятие христианства, сменившего собой изжившее себя, жестокое и жертвоненасытное язычество, позволило продолжить дальнейший экономический рост страны, позволило значительной увеличить вес Руси в окружающем ее мире, превратив варварскую страну язычников в просвещенную нацию. Принятие монотеистического Христианства способствовало объединению и сплочению людей русских под началом непоколебимой веры в БОГА - Высшего творца и Христа – спасителя. Христианство, как наиболее гуманистическая религия, способствовала духовному и моральному росту нашего народа. Недаром А. С. Пушкин сказал: "Там русский дух, там Русью пахнет…". Здесь он хотел подчеркнуть огромную силу духа и широту души русской. В настоящее время именно гуманистические идеалы христианства приняты за основу многочисленных организаций, защищающих права человека (ООН, ЮНЕСКО).

С религиозной точки зрения важным аспектом принятия Христианства является то, что Христианство проповедовало жизнь после смерти. Но самое главное заключалось в зависимости жизни души человека после физической его смерти, от того, как он провел жизнь в бренном мире. Если он жил праведно и уважал каноны церкви, усердно молился, то в награду он получал вечное блаженство в рае, если же он богохулил, совершал преступления и злодеяния, то он был обречен мучиться в аду. Это вызывало уменьшение числа злодеяний, ведь преступник, даже не наказанный в суде, обязательно должен предстать пред лицом божьим. Христианское духовенство влияло "прямо уже на строй общественный: не в церковных делах, не о средствах распространения христианства советовался Владимир с епископами, но о том, как наказывать преступников; вместе с старцами епископы предлагали князю о том, куда употреблять виры, заботились о внешней безопасности, и князь соглашался с ними". Христианская религия давала веру и надежду каждому человеку, бедному и богатому, что ему поможет Бог, Бог – заступник и благодетель. И верил русский человек, что "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля ни болезни". И вера эта помогала ему жить.

С исторической точки зрения процесс христианизации на этом не завершился, растянувшись еще на несколько веков - вплоть до XIII - XIV вв., однако выбор был сделан: православие превратилось в господствующую религию Российского государства. Одновременно это привело к созданию мощной и крайне влиятельной организации на Руси - Русской православной церкви. В течение Х - XII вв. церковь сумела широко распространиться по Руси, создав весьма разветвленную структуру. Во главе ее стоял киевский митрополит, которому подчинялись епископы. По всей стране быстро стали расти монастыри, сосредоточившие в своих руках значительные богатства.

Несомненно, принятие православия для Руси определило всю ее последующую историю, развитие государственности, самобытной культуры, особенности национального характера русского народа.

Значение принятия христианства на Руси большинство историков оценивает чрезвычайно высоко, прежде всего, в плане воздействия на развитие древнерусской культуры: письменность, школы, архитектура, живопись, летописание - все испытало на себе влияние христианства. Древнерусское государство стало колыбелью становления древнерусской народности, ставшей основой трех современных славянских народов - русского, украинского и белорусского.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Аничков Е.В. Язычество  и Древняя Русь. – М.: Политиздат, 1984 - 384 с.

2. Баранкова Г.С, Мильков  В.В.. Шестоднев Иоанна Экзарха  Болгарского. - СПб: Алетейя, 2001.

3. Греков Б.Д. Киевская  Русь - М.: АСТ, 2004 - 671 с

4. Бахрушин С.В. К вопросу  о крещении Киевской Руси. –  М.: Наука, 1975.

5. История России. Теории  изучения. Книга первая. С древнейших  времен до конца XIX века. Учебное  пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. – Екатеринбург: Изд-во "СВ-96", 2001 г. – 368 с.

6. История русского летописания. Т1: Повесть временных лет и  древнейшие русские летописные  своды. Шахматов А. Кн.2. – М.: Наука 2003.

7. История русской церкви, Тальберг Н. – М.: Сретенский монастырь, 2004.

8. История Русской Церкви. Т. 1 Карташев А.В. – М.:ЭКСМО, 2006.

9. Карамзин Н.М. История  государства Российского в 4 книгах. Книга первая. – М.: Эксмо, 2005.

10. Лихачев Д.С. Крещение  Руси и государство Русь. –  СПб.: Новый мир, 2001.

11. Мень. А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный  путь человечества до эпохи  великих Учителей. – М.: Инфра-М, 2005 г.

12. Откровение Иоанна Богослова 21,3,4.

13. Рыбаков Б.А. Язычество  древних славян. – М.: Наука, 1981.

14. Соловьев С.М. Об истории  древней России. – М: Дрофа 1997. – 544 с.

15. Тихомиров М.Н. Русская  культура X - XVIII вв. – М.: Наука, 1979.

16. Токарев С.А. Религия  в истории народов мира. – М.: Республика, 2005.

17. К вопросу периодизации  истории Русской Церкви. Пер. архимандрита  Макария (Веретенникова). // Журнал "Альфа  и Омега" № 17. 2002

18. Кусков В. В. Святослав  изборник 1073 года // Журнал "Древняя  Русь", №1, 2000.

19. Рогожин Н. М. Диалог  вероисповеданий в дипломатии  средневековой России. // Журнал "Древняя  Русь", 1, 2000

20. Еженедельник "Абсолютно  все" N 45 1997, NN 43-53'97,1'98 ст. "История  возникновения христианства на  Руси".

 

 


Информация о работе Принятия христианства на Руси