Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 00:55, курсовая работа
Цель исследования
Представить анализ деятельности П.А. Столыпина в должности премьер-министра и Государственной Думы 1906-1911 годов.
Введение 3
Цель исследования 5
Задачи исследования 5
Экономическая и политическая обстановка в Российской империи в начале ХХ века 6
Социально-экономическое развитие России к 1906 году 6
Кризис государственной власти и управления начала ХХ века. 7
Манифест 17 октября 1905 г. 8
Изменения в государственном управлении в 1905-1906г 10
Основные государственные законы 23 апреля 1906. 11
Структура и деятельность Государственной Думы в период с 1906 по 1911 годы 12
Формирование Государственной Думы 12
Первая и вторая Государственные Думы 13
Третья Государственная Дума 15
П.А.Столыпин и его правительственная программа 17
Цели и задачи реформ 18
Аграрная реформа П.А. Столыпина 19
Сопротивление реформам Столыпина 21
Взаимоотношения между партиями в Государственной Думе и Правительством 23
«Союз 17 октября» 24
П. А. Столыпин и «правые» 26
Государственная дума и правительство — два центра управления? 28
Заключение 33
Выводы 34
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
+++++++
+++++++++++++++
П.А. СТОЛЫПИН И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
В 1906-1911гг.
История гоcударственного управления
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
доц. В.П. Яренгина
Поток +++i
Санкт - Петербург
2009
Оглавление
Введение 3
Цель исследования 5
Задачи исследования 5
Экономическая и политическая обстановка в Российской империи в начале ХХ века 6
Социально-экономическое развитие России к 1906 году 6
Кризис государственной власти и управления начала ХХ века. 7
Манифест 17 октября 1905 г. 8
Изменения в государственном управлении в 1905-1906г 10
Основные государственные законы 23 апреля 1906. 11
Структура и деятельность Государственной Думы в период с 1906 по 1911 годы 12
Формирование Государственной Думы 12
Первая и вторая Государственные Думы 13
Третья Государственная Дума 15
П.А.Столыпин и его правительственная программа 17
Цели и задачи реформ 18
Аграрная реформа П.А. Столыпина 19
Сопротивление реформам Столыпина 21
Взаимоотношения между партиями в Государственной Думе и Правительством 23
«Союз 17 октября» 24
П. А. Столыпин и «правые» 26
Государственная дума и правительство — два центра управления? 28
Заключение 33
Выводы 34
C именем П.А. Столыпина связана последняя попытка российских правящих кругов вывести страну на путь эволюционного развития, избежать нового революционного взрыва. Проблеме внутренней политики правительства во время столыпинского премьерства (8 июля 1906 г. — 1 сентября 1911 г.) исследователи уделяли немало внимания. Имеется достаточно обширная литература, так или иначе затрагивающая эти вопросы. Однако большая ее часть посвящена изучению столыпинской аграрной реформы. Значительно меньше внимания уделяется проблемам расстановки и противоборства политических сил в рамках так называемого третьеиюньского режима, анализу общей политической программы столыпинского кабинета, рассчитанной на модернизацию государственного строя России, вывод его из глубокого политического кризиса.
"Преобразованное по воле
Первоочередной задачей была признана разработка правовых норм для реализации гражданских и политических свобод, провозглашенных в Манифесте 17 октября 1905 г., — свобода слова, собраний, печати, союзов, вероисповеданий, неприкосновенность личности и жилища, тайна корреспонденции и т.п. Этот комплекс законов, определявших права и обязанности граждан, должен был составить правовую базу общества. Другой комплекс должны были составить законопроекты по реорганизации и усовершенствованию системы органов местного управления, суда и самоуправления. В сфере местного управления предполагалось прежде всего укрепить губернское и уездное административное звено — расширить полномочия губернаторов, заменить уездных предводителей дворянства, фактически возглавлявших уездную администрацию, коронными начальниками уездов, ликвидировать окончательно скомпрометировавший себя институт земских начальников и заменить их участковыми комиссарами. Последние меры были рассчитаны не только на усиление государственных структур, но и на полное упразднение остатков сословности в местном управлении и восстановление разделения административной и судебной властей на местах (Бородин, 2004).
Особый комплекс составляли законопроекты социального характера, носившие вместе с тем отчетливо выраженную политическую направленность. Здесь на первом месте, несомненно, были указы от 5 октября и 9 ноября 1906 г., сближавшие в правовом отношении крестьян с остальным населением империи, предоставлявшие им свободный выход из общины и закрепление за ними надельных земель в личную собственность. Новый курс аграрной политики должен был подвести экономическую базу под процесс обретения крестьянством гражданских и политических прав. "Пока крестьянин беден, пока он не обладает личною земельной собственностью, — убеждал депутатов Столыпин, — он остается рабом, и никакой писанный закон не даст ему блага гражданской свободы".
Вместе с тем насаждение мелких зажиточных крестьян-собственников должно было привести к созданию консервативного "среднего класса", новой социальной опоры власти, укрепить на несколько подновленной основе политический режим, снять социальную напряженность в деревне, отвлечь крестьян от помещичьих земель. Представляя указ 9 ноября 1906 г. на утверждение Думы, а затем и Государственного Совета, П.А.Столыпин вновь и вновь подчеркивал, что насаждение "крепкого личного собственника" в деревне необходимо "для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях", для создания преграды развитию революционного движения (Бородин, 2004).
Несомненную
политическую направленность имели
и разрабатывавшиеся
Такова была в общих чертах политическая программа П.А.Столыпина — достаточно обширная, с претензией на весьма крупные структурные преобразования и в целом, несомненно, прогрессивная, несмотря на некоторую ограниченность и противоречивость. Ее характер отразил то соотношение сил, которое сложилось в тот момент между властью и обществом. В ней нашли отражение прежде всего умеренные пожелания и требования либеральной оппозиции, уже давно выдвигавшиеся ею перед властью. Большая часть мер давно, порой десятилетиями, разрабатывалась ведомствами, и лишь революция заставила власть активизироваться. Если быть справедливыми, основные законодательные пакеты готовились ещё правительством Витте к открытию Государственной Думы.
Однако именно П.А. Столыпин впервые представил правительственную программу в обобщенном виде и предложил ее законодательным палатам, при участии которых и предполагалось ее реализовать.
Как правовые, так и экономические реформы не были полностью реализованы в том виде, как их задумывал П.А. Столыпин, в частности, из-за противостояния между Правительством и Государственной Думой.
Данные обстоятельства побудили нас изучить экономическую и политическую обстановку в Российской империи в начале ХХ века, деятельность Государственной думы и П.А. Столыпина в период с 1906 по 1911 гг, их взаимоотношения, оценить результаты их совместной деятельности.
Представить анализ деятельности П.А. Столыпина в должности премьер-министра и Государственной Думы 1906-1911 годов.
В начале 90-х гг. XIX в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира. Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет (Тери, 2008).
Основной причиной промышленного подъема в XIX веке стала экономическая политика правительства, одной из составных частей которой было установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги.
В экономической политике царизма конца XIX – начала XX века было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников.
Однако
социально-экономическое
Крестьянство составляло 4/5 населения
страны и продолжало расти, прирост населения
составлял во второй половине XIX века 1,8%.
К рубежу века сельское хозяйство, особенно в черноземной зоне, оказалось в глубоком кризисе. Экономическое положение русского крестьянина после 1861 года резко ухудшилось и в 1900 году он в целом жил беднее, чем в 1800 году. Причин у этого кризиса было множество. Прежде всего, крестьяне с большим трудом справлялись с выплатой выкупных платежей. Для покупки или аренды земли им приходилось занимать у ростовщиков, а после в Крестьянском банке, задолженности росли и, в конце концов, после революции 1905-1907 гг. власть была вынуждена отменить в 1907 г. выкупные платежи и простить недоимки. Но нанесенного ущерба было уже не исправить (Могилевский, 2007).
Несбалансированность
сельского хозяйства стала
Помимо обострения “вечных” проблем нашего отечества — аграрной, национальной, геополитической, предпосылками преобразования государственного управления в 1905—1907 гг. стали следующие обстоятельства: назрела необходимость допущения выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности. Реформаторы видели объективную необходимость преобразований, отсталость России от стран Западной Европы, где почти все монархии были конституционными, действовали представительные органы.
Варианты решения актуальных проблем государственного управления предлагались различными политическими партиями. В период нарастания революционных событий 1904—1905 гг. возникли конституционные проекты, вышедшие из недр “Союза освобождения” — предтечи партии конституционных демократов (кадетов). “Проект Основного закона Российской империи” уже в первой статье декларировал принципы конституционной монархии в России: “Верховная власть Российской империи осуществляется императором при участии Государственной Думы”. “Проект Основного закона” провозглашал: “Все русские граждане равны перед законом”, “Свобода каждого обеспечена законом”. Декларировалась неприкосновенность жилища, право для всех “русских граждан”, достигших совершеннолетия, свободно избирать и быть избранными, свободно выбирать и менять место жительства, приобретать недвижимое имущество, перемещаться внутри государства и выезжать за его пределы. Личность человека впервые в русской истории решительно встала в центр интересов законодательства.
Информация о работе П. А. Столыпин и государственная дума в 1906 - 1911 гг