Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 00:55, курсовая работа
Цель исследования
Представить анализ деятельности П.А. Столыпина в должности премьер-министра и Государственной Думы 1906-1911 годов.
Введение 3
Цель исследования 5
Задачи исследования 5
Экономическая и политическая обстановка в Российской империи в начале ХХ века 6
Социально-экономическое развитие России к 1906 году 6
Кризис государственной власти и управления начала ХХ века. 7
Манифест 17 октября 1905 г. 8
Изменения в государственном управлении в 1905-1906г 10
Основные государственные законы 23 апреля 1906. 11
Структура и деятельность Государственной Думы в период с 1906 по 1911 годы 12
Формирование Государственной Думы 12
Первая и вторая Государственные Думы 13
Третья Государственная Дума 15
П.А.Столыпин и его правительственная программа 17
Цели и задачи реформ 18
Аграрная реформа П.А. Столыпина 19
Сопротивление реформам Столыпина 21
Взаимоотношения между партиями в Государственной Думе и Правительством 23
«Союз 17 октября» 24
П. А. Столыпин и «правые» 26
Государственная дума и правительство — два центра управления? 28
Заключение 33
Выводы 34
Естественно,
существование общины и доминирование
помещиков было отражением политической
системы тогдашней России. В этом
смысле против Петра Столыпина выступали
не только левые, которые хотели насильственной
экспроприации земли для
Надо отметить, что
реформы были осуществлены достаточно
поздно – не 1861, а только в 1906 году.
Кроме этого, не следует забывать, что
переход от натурального типа экономики
к рыночному в условиях административно-командной
системы возможен на основе активной деятельности
государства.
При этом локальная экономико-хозяйственная рентабельность была принесена в жертву сознательно ради будущего общественного эффекта от создания и развития новых экономических форм. Так действовали министерство финансов, Крестьянский Банк, Министерство земледелия, другие государственные институты.
Для успеха аграрной реформы надо было преодолеть три препятствия:
Столыпину пришлось столкнуться с множеством проблем. Царь, поддерживавший Столыпина вначале, позже, когда угроза революции спала, фактически стал на позицию его противников. Большинство предложений Столыпина, даже принятых Госдумой, были отвергнуты промонархистским Госсоветом.
И все же, будучи главной реформой Столыпина, аграрная реформа была доведена до определенного результата. С экономической точки зрения, начатая аграрная реформа была необходима и прогрессивна, она сулила более интенсивные формы хозяйствования, более высокие урожаи, более высокий уровень жизни.
В
качестве положительного результата можно
рассматривать то, что из общины выделилось
до четверти хозяйств, усилилось расслоение
деревни, сельская верхушка става давать
до половины рыночного хлеба.
Из Европейской России в Сибирь переселилось
3 млн. хозяйств. 4 млн. десятин общинных
земель были вовлечены в рыночный оборот,
с 59 до 83 рублей на один двор увеличилась
стоимость сельскохозяйственных орудий,
потребление суперфосфатных удобрений
выросло с 8 до 20 млн. пудов.
В результате реформы за период 1890-1913 годы доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 руб. в год.
Негативной
стороной было то, что от 70 % до 90 % вышедших
из общины крестьян так или иначе сохранили
связи с общиной. Основную массу крестьян
составляли трудовые хозяйства общинников.
До полумиллиона переселенцев вернулось
в Европейскую Россию. На крестьянский
двор приходилось только 2-4 десятины, при
норме 7-8 десятин. Основным сельскохозяйственным
орудием осталась соха, 58 % хозяйств не
имели плугов. Минеральные удобрения применялись
на 2% посевных площадей.
И, в качестве самого серьезного последствия, следует отметить то, что в 1911-1912 годах страну поразил голод, охвативший 30 млн. человек.
Столыпин
был решительным сторонником
наличия в России законодательной
Гос. думы. В правительственной декларации
он заявил: «Монаршая воля неоднократно
являла доказательство того, насколько
верховная власть, несмотря на встреченные
ею на пути чрезвычайные трудности, дорожит
самыми основаниями законодательного
порядка, вновь установленного в
стране и определившего пределы
высочайше дарованного ей представительного
строя». В «России» утверждалось, что
гос. строй страны основывается на сотрудничестве
самодержавного монарха и народного
представительства, осуществляющего
единство царя с народом. Заявлялось
также о необходимости
Сотрудничество
с III Думой было основой политики
Столыпина как из-за принципиальных,
так и карьерных соображений (министерская
карьера Столыпина была неразрывно
связана с Думой). При этом первый
министр добивался
«Союз 17 Октября» («С. 17 О.») - партия, представлявшая правое крыло русского либерализма начала XX в. Первые шаги к ее организации были предприняты в конце октября 1905 г, а уже в 1906 у партии было 260 местных отделений. Общая численность «С. 17 О.» достигала 75-77 тыс. чел. Особым влиянием октябристы пользовались в земских губерниях.
Социальная основа партии: крупное землевладение и предпринимательские круги. Идеологические основания программы «С. 17 О.» «коренились» в земском движении середины 1890-х – 1905.
А.И. Гучков утверждал на III съезде партии 4 октября 1909 г: ««С.17 О.» исторически вышел из рядов либеральной земской оппозиции, которая в борьбе с административным гнетом и реакционными элементами отстаивала права самоуправления и скромные культурные начинания. Эти же силы принимали участие в манифестациях, которые привели в 1905 к разрешению политического кризиса , может быть, именно их присутствие и придало внушительность этим манифестациям, обеспечив им успех» (2000).
Программа
«Союза» предполагала распространение
широких гражданских и
При
этом октябристы выступали сторонниками
сильной центральной
Решение рабочего вопроса «С. 17 О.» видел в реформировании законодательства с целью ограничения часов работы женщин и детей, введения страхования на случай болезни, инвалидности и смерти рабочего. Также октябристы выступали за свободу деятельности профессиональных союзов и организации стачек как формы борьбы за экономические интересы. Однако эта сфера активности рабочих должна была быть нормативным образом отрегулирована, чтобы она не наносила ущерб государству.
Широкое
социальное реформирование требовало
значительных средств. С учетом этого
факта «С. 17 О.» предлагал реформировать
налоговую систему с целью
справедливого
Избирательный закон 3 июня 1907 позволил
октябристам заметно увеличить
свое представительство в Думе
до 154 депутатов. «С. 17 О.» занял
ведущее положение в нижней
палате, имея возможность заключать
соглашения как с правыми, так
и с кадетами, что зачастую
предрешало результат
Отношение «С. 17 О.» к правительству стало меняться в 1909 в связи с вопросами военной и конфессиональной политики государства.
В июне 1909 в личной беседе с кадетом М.В. Челноковым А.И. Гучков признавался, что «Дума идет быстро навстречу конфликту с правительством, что песня Столыпина спета и пора думать о более справедливых отношениях к оппозиции и объединению всех конституционных элементов» (под общей ред. П.А. Пожигайло, 2008).
П.А. Столыпин остро реагировал на изменения позиции октябристов. В беседе с депутатом А.А. Уваровым 17 октября 1909 он утверждал: «Наконец, правительство не может огорчаться полевением октябристов и потому еще, что оно-то, правительство, - не октябристы. Если оно и опиралось на октябристское большинство в Государственной думе, то не потому что правительство исповедовало октябристскую программу, а потому что взгляды его и октябристов по тому или другому вопросу случайно совпадали» (под общей ред. П.А. Пожигайло, 2006).
Однако, в значительной мере благодаря Столыпину наладился конструктивный диалог между правительством и общественными силами, что было уникальным явлением в истории России, и продолжалось вплоть до убийства П.А. Столыпина в сентябре 1911 г.
П.А.Столыпина и «правых» сближало лишь отрицательное отношение к революции. Последняя воспринималась как безусловное зло, подлежащее беспощадному подавлению. Далее, однако, они расходились. По Столыпину, подавление революции должно было сопровождаться реформами, так как, во-первых, "революцию породили в большой мере недостатки внутреннего уклада", во-вторых, "путь реформ торжественно возвещён <...> и идти назад нельзя", и в третьих, "там, где правительство побеждало революцию (Прусия, Австрия), оно успевало не исключительно физическою силою, а тем, что, опираясь на силу, само становилось во главе реформ" (Столыпин, 1990).
Премьер был убеждён: "Обращать всё творчество правительства на полицейские мероприятия - признак бессилия правящей власти" (Дякин, 1972). Нуждаясь в поддержке правого крыла Государственной Думы, он тем не менее находил вредным вмешательство правых в политику и, в меру своих возможностей, не допускал его.
«Правые» в своём подавляющем большинстве сделали из опыта 1905 г. другие выводы: чем более старалось правительство "подладиться под требования так называемого общественного мнения, тем сильнее разгорались страсти, тем неистовее действовала крамола"; "революционные вспышки укротить нравственным воздействием нельзя, их можно подавить силой" (под общей ред. П.А. Пожигайло, 2008).
Стремление П.А.Столыпина проводить, наряду с политикой "успокоения", и реформы вызвало у «правых» чувства большого накала. Дезкой и возмущённой критике подверглись конкретные проекты из программы П.А.Столыпина.
Аграрная реформа. "Вы её почти целиком взяли у кадет, кроме, слава Богу, одного пункта - принудительного отчуждения, - писал С.Ф.Шарапов, - <…> Удельные земли отданы, отданы совершенно напрасно. Казённые готовятся к передаче, а за ними, может быть, монастырские и церковные. Частные землевладельцы панически бегут, сдавая земли по чем попало Крестьянскому Банку, который их закупает на сотни миллионов рублей. <…> Чем же объяснить, что в Вашей программе нет ни слова ни о подъеме хозяйства, ни о народном кредите, ни о широкой организации переселений, а только повторение избитых кадетских фраз о земле мужику во что бы то ни стало?" Сам С.Ф.Шарапов объяснял это одним: "политикой", стремлением сделать крестьянство опорой правительства (под общей ред. П.А. Пожигайло, 2002).
В указе 9 ноября «правые» увидели уничтожение общины, неизбежную за этим пролетаризацию крестьянства, наводнение деревни беспокойным элементом ("шайками носоломов"), ослабление семейных и общественных связей и, в случае получения евреями равноправия, скупку ими крестьянских наделов и полное подчинение деревни еврейскому влиянию.
Информация о работе П. А. Столыпин и государственная дума в 1906 - 1911 гг