Государственная дума Российской империи III созыва

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:40, реферат

Краткое описание

Государственная дума Российской империи III созыва — представительный законодательный орган Российской империи, созванный после досрочного роспуска II Государственной Думы.

III Дума была избрана на основании Положения о выборах в Государственную Думу 1907 года, принятого на основании статьи 87 Основных Государственных Законов после роспуска II Думы. Смысл данной статьи заключался в том, что правительство, в случае чрезвычайной необходимости, имело право принимать законы без обсуждения с Думой, в периоды между роспуском одной Думы и созывом другой, или же в периоды прекращения занятий Думы. Однако, та же статья прямо запрещала правительству применять указанный порядок для изменения постановлений о выборах в Думу. Таким образом, роспуск II Думы и последующее изменение избирательного законодательства можно квалифицировать как государственный переворот (часто используется термин Третьеиюньский переворот).

Результатом переворота было изменение распределения депутатов Думы нового созыва по партиям, увеличившее представительство центра и правых партий, что позволило III Думе и правительству наладить конструктивную совместную работу. III Дума была созвана 1 ноября 1907 года (по Указу от 3 июня 1907 года) и распущена 30 августа 1912 года (по Указу от 29 августа 1912 года), причем деятельность Думы была прервана 09 июня 1912 (по указу от 08 июня 1912 года). III Дума оказалось первым созывом, не распущенным досрочно.

Файлы: 1 файл

Государственная дума Российской империи III созыва.docx

— 53.75 Кб (Скачать)

Государственная дума Российской империи III созыва

Государственная дума Российской империи III созыва — представительный законодательный орган Российской империи, созванный после досрочного роспуска II Государственной Думы.

III Дума была  избрана на основании Положения  о выборах в Государственную  Думу 1907 года, принятого на основании  статьи 87 Основных Государственных Законов после роспуска II Думы. Смысл данной статьи заключался в том, что правительство, в случае чрезвычайной необходимости, имело право принимать законы без обсуждения с Думой, в периоды между роспуском одной Думы и созывом другой, или же в периоды прекращения занятий Думы. Однако, та же статья прямо запрещала правительству применять указанный порядок для изменения постановлений о выборах в Думу. Таким образом, роспуск II Думы и последующее изменение избирательного законодательства можно квалифицировать как государственный переворот (часто используется термин Третьеиюньский переворот).

Результатом переворота было изменение распределения депутатов  Думы нового созыва по партиям, увеличившее  представительство центра и правых партий, что позволило III Думе и правительству  наладить конструктивную совместную работу. III Дума была созвана 1 ноября 1907 года (по Указу от 3 июня 1907 года) и распущена 30 августа 1912 года (по Указу от 29 августа 1912 года), причем деятельность Думы была прервана 09 июня 1912 (по указу от 08 июня 1912 года). III Дума оказалось первым созывом, не распущенным досрочно.

Система выборов

Выборы производились  по новому Положению о выборах в Государственную думу 1907 года. Выборы были непрямые, не предусматривавшие равного представительства и должны были проходить по куриальной системе: основными куриями являлись волостная (то есть крестьянская), землевладельческая, 1я городская (высший избирательный ценз), 2я городская (низший избирательный ценз), рабочая. Кроме этого, в некоторых местностях были выделены казачьи курии, а также разделены курии русских и нерусских избирателей. Внутри курий также не существовало норм представительства (стандартного количества избирателей на одного депутата), и количество депутатов от местностей и курий определялось только прилагаемым к Положению расписанием. 
Выбирались 442 депутата, из них от Европейской России — 403, от Польши — 10 (в том числе один от русского населения и один от православного населения), от Кавказского края — 10 (из них 2 от казаков и 1 от русского населения), от Азиатской России (Сибирь) — 15 депутатов. Средняя Азия не была представлена в Думе вообще. 
Система выборов была многоступенчатой. 
На первом этапе крестьяне на волостных сходах выбирали уполномоченных на уездный избирательный съезд. Крестьяне выбирали по два уполномоченных от волостного схода. В то же время рабочие выбирали уполномоченных на губернский избирательный съезд, по одному от фабрики с числом работающих от 50 до 1999, и далее по одному на каждую следующую полную тысячу работающих. На втором этапе выборов в каждом уезде собирались раздельные избирательные съезды четырех курий (всех, кроме рабочей). От крестьян и рабочих в съездах участвовали уполномоченные; землевладельцы и горожане по двум спискам являлись на съезды лично. В губернском городе собирался избирательный съезд рабочей курии. 
На втором этапе съезды избирали выборщиков для участия в губернском избирательном собрании, общем для всех курий. В выборщики могли быть выбраны только сами участники избирательных съездов. Местные власти имели право делить съезды по местностям, а в городах по избирательным участкам. Местные власти также были вольны разделять избирательные съезды на два — для русских и нерусских. 
Губернское избирательное собрание было третьим этапом выборов. Участники собрания — выборщики были одновременно и избирателями, и кандидатами в депутаты. Имя всякого выборщика, заявившего о желании быть избранным, ставилось на голосование. 
В первую очередь выбирали депутатов по куриальным квотам, различным для разных губерний. Этих депутатов выбирал все собрание, но только из числа выборщиков, представлявших свои курии. Для крестьян было зарезервировано 50 мандатов, для землевладельцев — 50 мандатов, для избирателей 1го городского съезда — 25 мандатов, 2го — 25 мандатов, 1го и 2го совместно — еще 25 мандатов, для казаков — 3 мандата, для рабочих — 6 мандатов. После выбора квотированных депутатов оставшиеся депутаты избирались из числа выборщиков от всех курий совместно. 
Для многих местностей порядок выборов отличался от общего. 
В Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Риге депутатов напрямую избирали отдельные от губернского собрания городские избирательные собрания, раздельные для двух разрядов городских избирателей. Таким образом, квотированными оказались еще по 8 мандатов для 1го и 2го городских списков. 
Для Кавказа избирательная система принимала совсем запутанный характер, результатом которой было 2 квотированных мандата для казаков, 1 мандат для русского населения Закавказья, а для Бакинской, Елизаветпольской и Эриванской губерний совместно — 1 мандат для мусульман и 1 мандат для немусульман. 
Не менее запутанным был порядок для Сибири (области Амурская, Приморская и Забайкальская). Система была здесь упрощена, существовали курии казаков, сельских и городских жителей. Квотированными оказались 3 мандата для казаков и 1 мандат для не-казаков Забайкальской области. Уральское казачье войско располагало одним мандатом. 
Виленская и Ковенская губернии выбирали отдельно 3 членов думы от русского населения, город Варшава — еще одного, Люблинская и Седлецкая губернии — еще одного. 
В Царстве Польском и губерниях Енисейской и Иркутской горожане не разделялись на два списка, а уполномоченные от рабочих избирались не во всех губерниях. Города Варшава выбирал по одному депутату от городских избирателей и от рабочих, а город Лодзь — одного депутата от всех горожан совместно. 
В результате, квотированными по куриям и национальностям оказались 218 мандатов из 442.

Избирательные цензы

Избирательное право имели не все жители империи. Для того, чтобы иметь избирательное право необходимо минимум за год до выборов соответствовать специальным критериям. 
Избирательное право по волостной курии имели крестьяне-домохозяева, владевшие надельной либо частной землей и лично ведшие хозяйство. Эти избиратели не участвовали в избирательном съезде напрямую, а только избирали двух уполномоченных на съезд от каждого волостного схода. Для избирательного права (в виде личного права участия в избирательном съезде) в землевладельческой курии требовалось за год до выборов владеть в том же уезде (на выбор):

количеством земли (или горнозаводскими дачами), не меньшим, чем указано в особом приложении к Положению; количество варьировалось по губерниям от 800 десятин в глухом Яренском уезде  до 125 десятин в самых оживленных зонах; средняя норма в экономически активных губерниях была 200—300 десятин;

имуществом, не составляющим торгово-промышленного  заведения, стоимостью по земской оценке не менее 15000 рублей (подразумевались  сельскохозяйственные предприятия: сады, виноградники, конные заводы и т. п.).

Частные владельцы  земель, а также церкви и монастыри, владевшие землей и имуществом ниже указанной нормы, могли объединяться в группы, совместно обладавшие необходимым минимумом, и присылать на избирательный съезд представителя группы. 
Для избирательного права (в виде личного права участия в избирательном съезде) в 1й городской курии требовалось не менее года до выборов владеть в том же городе (на выбор):

для городов  губернских, областных, с градоначальствами  и с населением не менее 20 тыс. человек — недвижимым имуществом стоимостью не менее 1000 рублей, в прочих местах — не менее трехсот рублей (данным требованиям на практике отвечали любые индивидуальные и многоквартирные жилые дома; собственность на квартиры в Российской империи была практически неизвестна, все, жившие в многоквартирных домах, были арендаторами);

требующим выборки  свидетельства торговым предприятием — первых двух разрядов, промышленным предприятием — первых пяти разрядов, пароходным предприятием, с которого уплачивается промыслового налога не менее 55 рублей в год (ко второму разряду относились торговые предприятия с максимальным оборотом свыше 50 тыс. рублей в год, промысловый налог составлял от 50 до 150 рублей; к пятому разряду относились промышленные предприятия с минимальной численностью рабочих от 10 до 200 человек по разным отраслям, промысловый налог составлял 50 рублей).

Для избирательного права (в виде личного права участия  в избирательном съезде) в 2й городской  курии требовалось не менее года до выборов в том же городе (на выбор):

для городов  губернских, областных, с градоначальствами  и с населением не менее 20 тыс. человек — владеть недвижимым имуществом стоимостью не менее 1000 рублей, в прочих местах — не менее трехсот рублей;

владеть любым  торгово-промышленным предприятием, требующим  выборки промыслового свидетельства

уплачивать государственный квартирный налог (уплачивался любым квартиросъемщиком);

уплачивать основной промысловый налог на личные занятия;

занимать на свое имя отдельную квартиру (имело  значение для лиц, занимавших служебные  квартиры);

получать содержание или пенсию по службе в государственных, земских, городских, сословных учреждениях  или на железных дорогах.

Для избирательного права в рабочей курии требовалось  работать более шести месяцев  на предприятии с численностью рабочих  не менее 50. Рабочие не участвовали  в избирательном съезде напрямую, а только избирали уполномоченных на съезд : от каждого предприятия с числом рабочих от 50 до 1000 — по одному, свыше 1000 — по одному от каждой полной 1000 рабочих. Рабочие могли быть избирателями только в рабочей курии, даже если они удовлетворяли цензовым требованиям других курий. 
Кроме того, имелись категории населения, вообще лишённые избирательных прав. К ним относились иностранные подданные, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военные, состоящие на действительной службе, бродячие инородцы, все лица, признанные виновными в преступлениях, отрёшенные от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения), состоящие под судом и следствием, несостоятельные, состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями), лишённые духовного сана за пороки, исключенные из сословных обществ по их приговорам, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях) и полицейские (работающие в избирательном округе). В цензовых куриях (землевладельческой и городских) женщины, лично обладавшие цензовым имуществом, могли передать право участия в выборах мужьям и сыновьям.

Оценка избирательного законодательства

Результатом этого  запутанного законодательства было исключительно непропорциональное представительство. Сложные правила  выборов, бессистемно деливших население  по цензовому, религиозному и национальному  признаку в различных местностях, не позволяют выразить данные о пропорции  представительства разных классов  в парламенте, однако в целом можно  утверждать, что:

99 млн.чел. (21.4 млн мужчин избирательного возраста) сельского населения Европейской России имели 50 квотированных мандатов, причем выбор депутата из числа выборщиков крестьян принадлежал общему губернскому собранию, большинство в котором всегда имели две высокоцензовые курии; в списках избирателей было зарегистрировано только 1.494 тыс. крестьян, удовлетворявших цензовым требованиям;

276 тыс. избирателей-землевладельцев  Европейской России имели 50 квотированных  мандатов, и (совместно с 1й  городской курией) большинство в  губернских собраниях при выборе  еще 224 депутатов на неквотированные места;

14.8 млн горожан (3.2 млн мужчин избирательного возраста, в том числе и рабочие) разделялись на три группы. В первую городскую курию вошли 149 тыс. человек, которые имели 29 квотированных мандатов и большинство (совместно с землевладельцами) при выборах на 224 неквотированных места. Во вторую городскую курию вошли 832 тыс. избирателей, которые имели 29 квотированных мандатов. Две городские курии совместно располагали еще 25 мандатами. Около 1.2 млн горожан избирательного возраста цензовым требованиям не удовлетворяли и к выборам допущены не были (многие из них числились крестьянами, но не допускались и к участию в волостных выборах, так как от избирателя требовалось вести хозяйство лично).

1067 тыс. рабочих-избирателей  (около 5 млн чел. населения с учетом женщин и детей) располагали 6 квотированными мандатами. Участие рабочих выборщиков в губернских избирательных съездах ничего не значило, так как им принадлежало не более 10 % (а в среднем, не более 2 %) голосов.

9.3 млн жителей Средней Азии не были представлены в Думе вообще.

Заведомо несправедливый характер избирательного права, в сочетании  с многочисленными процедурными ухищрениями местных властей, направленными  содействие выбору правых кандидатов, существенно уменьшил доверие населения  к III Думе.

Сессии  Думы

Государственная Дума избиралась на пять лет. Дума работала с годовыми сессиями, внутри каждой сессии устраивались, как правило, два  перерыва, на Рождество и на Пасху. Каждый раз Дума созывалась и распускалась Высочайшими Указами; кроме того, Дума и сама была полномочна устраивать перерывы в своей работе. В марте 1911 Высочайшим Указом был объявлен дополнительный перерыв, во время которого правительство (на основании ст. 87) ввело в действие Закон о земствах в западных губерниях. 
1я сессия продолжалась с 01 ноября по 15 декабря 1907 года, с 09 января по 04 апреля, с 23 апреля по 28 июня 1908 года; состоялось 98 заседаний. 
2я сессия продолжалась с 15 октября по 20 декабря 1908, с 21 января по 20 марта, с 08 апреля по 02 июня 1909 года; состоялось 126 заседаний. 
3я сессия продолжалась с 10 октября по 20 декабря 1909 года, с 21 января по 09 апреля, с 27апреля по 17 июня 1910 года; состоялось 131 заседание. 
4я сессия продолжалась с 15 октября по 17 декабря 1910 года, с 18 января по 01 апреля, с 16 апреля по 11 марта, с 16 марта по 13 мая 1911 года; состоялось 113 заседаний. 
5я сессия продолжалась с 15 октября по 10 декабря 1911 года, с 11 января по 17 марта, с 11 апреля по 09 июня 1912 года; состоялось 153 заседания.

Состав  депутатов[1]

Дума по закону состояла из 446 членов, включая 4 членов от Великого Княжества Финляндского, которые так и не были избраны. Учитывая повторные выборы на место  выбывших, в Думу было избрано всего 487 депутатов. Депутаты распределились следующим образом:

по возрасту: до 40 лет — 81 человек, до 50 лет — 166 человек, до 60 лет −129 человек, до 70 лет — 42 человек, свыше 70 лет — 16 человек.

по уровню образования: высшее образование имели 230 человек, среднее — 134 человека низшее — 86 человек, домашнее — 35 человек.

по роду занятий: 79 крестьян (против 169 во II Думе), 16 ремесленников  и рабочих (против 32), 49 священнослужителей (против 20), 133 земских служащих (против 25), 22 частных служащих (против 10), 12 литераторов  и публицистов (против 20), 25 чиновников (против 24), 10 профессоров (то же количество), 20 педагогов (против 28), 37 адвокатов (против 33), 36 торговцев и промышленников (против 23), 242 землевладельца (против 57), 2 инженера.

по сословиям: потомственных дворян — 220, крестьян −94, духовенства — 46, купцов — 42, казаков — 15, мещан — 12, личных дворян — 9. 46 лиц не указали свою сословную принадлежность.

48 депутатов  имели чины первых четырех  классов (так назваемые «генеральские»). 23 депутата имели придворные звания. 
11 депутатов ранее были членами I и II Дум, 10 депутатов — членами I Думы, 45 депутатов — членами II Думы. Незначительное количество бывших членов I Думы объясняется тем, что 167 депутатов, после роспуска I Думы подписавших 
Выборгское воззвание, были присуждены судом к трехмесячному заключению и тем самым лишились избирательных прав.

Распределение депутатов по фракциям[2]

Депутаты выбирались персонально, а не по партийным спискам, и имели право свободно переходить из одной фракции в другую, а  также составлять новые фракции  любой численности. Распределение  депутатов по фракциям постоянно  изменялось, поэтом здесь приводятся последовательные сведения о средней  численности фракций по пяти сессиям  Думы.

Правая фракция: 51 / 49 / 51 / 53 / 52, против 10 депутатов во II Думе.

Национальная  группа: 26 / 21 , после 2й сессии слилась  с умеренно-правыми, образовав русскую национальную фракцию

Фракция умеренно-правых: 70 / 76, после 2й сессии слилась с национальной группой, образовав русскую национальную фракцию

Информация о работе Государственная дума Российской империи III созыва