Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:40, реферат
Государственная дума Российской империи III созыва — представительный законодательный орган Российской империи, созванный после досрочного роспуска II Государственной Думы.
III Дума была избрана на основании Положения о выборах в Государственную Думу 1907 года, принятого на основании статьи 87 Основных Государственных Законов после роспуска II Думы. Смысл данной статьи заключался в том, что правительство, в случае чрезвычайной необходимости, имело право принимать законы без обсуждения с Думой, в периоды между роспуском одной Думы и созывом другой, или же в периоды прекращения занятий Думы. Однако, та же статья прямо запрещала правительству применять указанный порядок для изменения постановлений о выборах в Думу. Таким образом, роспуск II Думы и последующее изменение избирательного законодательства можно квалифицировать как государственный переворот (часто используется термин Третьеиюньский переворот).
Результатом переворота было изменение распределения депутатов Думы нового созыва по партиям, увеличившее представительство центра и правых партий, что позволило III Думе и правительству наладить конструктивную совместную работу. III Дума была созвана 1 ноября 1907 года (по Указу от 3 июня 1907 года) и распущена 30 августа 1912 года (по Указу от 29 августа 1912 года), причем деятельность Думы была прервана 09 июня 1912 (по указу от 08 июня 1912 года). III Дума оказалось первым созывом, не распущенным досрочно.
Русская национальная фракция (в просторечии националисты), существовала с 3й сессии: — / — / 91 / 78 / 77
Фракция независимых националистов, существовала с 4й сессии: — / — / — / 16 / 16
Группа правых октябристов, отделилась от октябристов после 2й сессии: — / — / 11 / 11 / 11
Фракция Союза 17 октября (в просторечии октябристы): 154 / 141 / 123 / 122 / 121, против 44 депутатов во II Думе.
Польско-литовско-белорусская группа: 11 / 11 / 11 / 11 / 11, против 46 депутатов во II Думе.
Польское коло: 11 / 11 / 11 / 11 / 11
Фракция прогрессистов: 28 / 36 / 39 / 39 / 37
Мусульманская группа: 8 / 8 / 9 / 9 / 9, против 30 депутатов во II Думе.
Конституционно-
Трудовая фракция (в просторечии трудовики): 14 / 15 / 14 / 14 / 11, , против 71 депутата во II Думе.
Социал-демократическая фракция (в просторечии эсдеки): 19 / 19 / 15 / 14 / 13, против 65 депутатов во II Думе.
Беспартийные: — / 6 / 17 / 15 / 23, против 50 депутатов во II Думе.
По сравнению со II Думой, расклад голосов существенно изменился. Сильно выросло представительство правого крыла и октябристов, уменьшилось представительство кадетов, трудовиков, эсдеков и национальных групп. Выборы бойкотировали эсеры. При требуемом большинстве около 220 голосов, фракция октябристов практически владела Думой. Блокировка октябристов с националистами давала большинство по правительственным законопроектам, с которыми октябристы соглашались; блокировка с кадетами и трудовиками давала октябристам большинство по любым инициативам, не устраивавшим правительство.
Президиум Думы
Деятельностью
Думы руководили Председатель и два
его Товарища, выбираемые на год. Товарищи
вели заседания в отсутствие Председателя.
Председателями Думы избирались: Н. А. Хомяков (с 01 ноября 1907 года,
отказался от поста 06 марта 1910 года), А. И. Гучков (с 10 марта 1910 года, отказался
от поста 20 июня 1910 года, 29 октября 1910 года
выбран вторично, отказался от поста 15
марта 1911 года), М. В. Родзянко (с 22 марта 1911 года до
закрытия Думы, впоследствии был Председателем
Думы IV созыва).
Товарищами Председателя Думы избирались:
барон А. Ф. Мейендорф (с 05 октября 1907 года,
отказался от поста 01 февраля 1908, вторично
избран 08 февраля 1908 года, не переизбран
30 октября 1909 года), князь В.М.Волконский (c 05 октября 1907 года
до закрытия Думы), С. И. Шидловский (с 30 октября 1909 года,
не переизбран 29 октября 1910 года), М.Я.Капустин (с 29 октября 1910 года
до закрытия Думы).Из всех этих лиц кн.
В. М. Волконский принадлежал к фракции
умеренно правых, а все остальные были
октябристами.
Секретарем Думы на все время ее работы
был избран И. П. Созонович (
Председатель Думы, его Товарищи, Секретарь
Думы и его старший Товарищ образовывали
Совещание Думы, полномочия которого были
ограничены хозяйственными вопросами
и управлением персоналом Думы.
Организация работы Думы
Таврический дворец.[3]
Государственная
Дума размещалась в Санкт-
Члены Президиума располагали индивидуальными
кабинетами, для всех прочих депутатов
было отведено по одной комнате на фракцию.
Для комиссий, в зависимости от их размера
и важности, также были отведены отдельные
или общие комнаты. В здании Думы находились
почтово-телеграфное отделение, сберегательная
касса, отделение телеграфного агентства,
обширная библиотека, ресторан, парикмахерская,
врачебный кабинет. Для отдельного от
депутатов размещения представителей
правительства к зданию был пристроен
особый Министерский павильон, обслуживавшийся
постоянным штатом чиновников МВД.
Распорядок работы Думы
Распорядок работы
думы определялся Наказом Думы, представлявшим
собой внутренний документ Думы и
не имевшим силы закона.
Предварительное обсуждение всех поступающих
в Думу законопроектов и законодательных
предположений, выдвинутых членами Думы,
в обязательном порядке производилось
в комиссиях.
Дума за время своей работы образовала
7 постоянных комиссий (распорядительная,
финансовая, бюджетная, по исполнению
государственной росписи доходов и расходов,
редакционная, библиотечная, по разбору
поступающей в Думу корреспонденции) и
38 временных комиссий. Часть временных
комиссий была важными (по государственной
обороне, по народному образованию, по
судебным реформам, о торговле и промышленности),
и действовала, несмотря на свое название,
постоянно; другая часть временных комиссий
действительно выполняла разовые задачи
(по выработке проекта всеподданнейшего
адреса Государю Императору и т. п.). Комиссии,
по соглашению всех фракций, формировались
таким образом, чтобы представительство
в каждой комиссии правых, левых фракций
и центра примерно соответствовало таковому
в Думе в целом. Исключением явилась комиссия
по государственной обороне, в которую
не были допущены представители оппозиции.
Комиссии работали активно и тратили на
обсуждение важных законопроектов столь
много времени, что это становилось причиной
многолетних затяжек. К примеру, законопроект
о волостном управлении обсуждался на
19 заседаниях комиссии по местному самоуправлению
и на 60 заседаниях особой подкомиссии,
что заняло более трех лет.
По результатам обсуждения законопроекта
комиссия назначала особого докладчика,
который представлял заключение комиссии
общему собранию Думы. Законопроект обсуждался
три раза, с перерывами между обсуждениями
не менее трех дней; первый раз в целом,
второй и третий — по отдельным статьям.
Для законопроектов, признаваемых спешными,
второе и третье чтение могли совмещаться.
При втором чтении допускалось внесение
в законопроект поправок.
Медленный порядок обсуждения законопроектов
приводил к скоплению рассмотренных комиссиями
и непринятых законопроектов, и в мае 1911,
перед закрытием 4й сессии, Дума была вынуждена
принять до 120 законов в последний день
(разумеется, это были малозначимые законопроекты).
Голосование проводилось вставанием,
а если были сомнения в правильности подсчета —
разделением (голосующие за и против выходили
в разные двери).
Дума была лишена права принимать какие-либо
постановления и заявления не законодательного
характера, то есть не могла официально
выражать свое суждение ни в какой форме,
кроме законов. Это ограничение было остроумно
обойдено изобретением так называемых
«формул перехода». Закончив обсуждение
какого-либо вопроса, Дума постановляла:
«Находя что …(изложение проблемы)…, Дума
выражает пожелание, чтобы Министр Внутренних
Дел …. (изложение пожелания)…, и переходит
к очередным делам». Так как формулы перехода
по существу были постановлениями Думы,
адресованными правительству, их содержание
зачастую привлекало к себе большое внимание.
Сеньорен-конвент
Первично предполагалось,
что распределением поступающих
законопроектов в комиссии и назначением
порядка обсуждения докладов комиссий
в общем собрании будет заниматься
само общее собрание. Такой порядок
оказался исключительно неудобным,
распорядительные вопросы занимали
все время заседаний Думы. Например,
по вопросу о направлению в комиссию законопроекта
о всеобщему обучении для выступления
записались 68 ораторов.
Для решения распорядительных вопросов
было создано Совещание представителей
фракций и групп (так называемый Сеньорен-конвент
или Совет старейшин). Крупные фракции
были представлены в нем двумя депутатами,
мелкие — одним. Сеньорен-конвент действовал
неформально, решения принимались на основе
консенсуса; всего состоялось 48 заседаний.
Служащие Думы
При Думе действовала
Канцелярия, руководимая выборным Секретарем
Думы. Первично сотрудники Канцелярии
были вольнонаемными и не имели прав
государственной службы, что составляло
большой контраст с Государственной
Канцелярией (канцелярией
верхней палаты, Государственного
Совета),
исключительно престижным государственным
учреждением. В видах привлечения более
квалифицированного персонала Думой был
разработаны и 01 июня 1908 года утверждены
штаты Канцелярии, давшие ответственным
служащим права государственных чиновников.
Канцелярия состояла из трех отделов:
Отдела общего собрания и общих дел (начальник Я. В. Глинка), Законодательного
отдела (начальник В. П. Шеин), Финансового отдела
(начальник В. Н. Маевский). В Канцелярии
служило 226 человек, из которых 114 было
чиновниками, а 112 — вольнонаемными писцами
и стенографами. В отличие от Думы Канцелярия
работала круглогодично, в перерывах между
сессиями обрабатывая документы и составляя
подробные отчеты о проделанной работе.
Служащие Канцелярии были беспартийными,
Канцелярия не распускалась при роспуске
Думы.
Поддержанием порядка в зале заседаний,
выдачей пропусков и подсчетом голосов
при согласовании занимались пристав
Думы и его 11 помощников.
Расходы на содержание Думы
Расходы на содержание
Думы составили: за 1908 год — 2.440.245 рублей,
за 1909 год — 2.675.584 рублей, за 1910 год — 2.913.768
рублей, за 1911 год — 2.691.818 рублей. Из этой
суммы непосредственно на содержание
членов Думы тратилось от 1.749 до 1.942 тысяч
рублей.
Содержание, получаемое членом Государственной
Думы, составляло 4200 рублей в год. Те члены,
которые участвовали в работе комиссий
в перерывах между сессиями, получали
дополнительных 10 рублей за день работы.
Члены Президиума Думы не получали добавочного
вознаграждения, хотя и имели массу дополнительных
обязанностей. Во время 1й сессии Думы
распорядительная комиссия выработала
предложение, которым членам Президиума
Думы назначалось дополнительное содержание
(Председателю полагалось 18000 рублей в
год). Председатель Н. А. Хомяков пос
Содержание в размере 4200 рублей в год соответствовало
среднему размеру содержания
Законодательные права Думы
Дума III созыва действовала
на основании Учреждения Государственной
Думы 1908 года. Законопроекты вносились
в Думу министрами, либо Государственным
Советом,
либо собственными комиссиями Думы. Законопроекты,
принятые Думой, передавались в Государственный
Совет. Если Госсовет также принимал законопроект,
он передавался на Высочайшее утверждения,
после которого он превращался в закон.
Госсовет мог также либо отклонить законопроект,
либо передать его в совместную согласительную
комиссию. Если комиссия вырабатывала
новый вариант законопроекта, вся процедура
его принятия повторялась еще раз с самого
начала. Законопроекты, разработанные
Думой или Госсоветом и не утвержденные
царем, могли приниматься повторно только
в следующей сессии. Законопроекты, отклоненные
Думой или Госсоветом, могли вноситься
в Думу вторично в любое время.
Дума не имела права изменять Основные
Государственные Законы.
Ведению Думы подлежали:
предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия или отмены;
государственная роспись доходов и расходов;
отчет Государственного Контроля по исполнению государственной росписи;
дела об отчуждении части государственных доходов и имуществ, требующем Высочайшего соизволения;
дела о постройке железных дорог непосредственно распоряжением казны и за ее счет;
дела об учреждении компаний на акциях, когда при том испрашиваются изъятия из действующих законов;
сметы и раскладки
земских повинностей в
Кроме того, Дума
имела право обращения к
Деятельность Думы
Законодательная деятельность
В III Думу ведомствами
был внесен 2571 законопроект. Из них
106 было забрано обратно самими же
ведомствами, 79 отклонено Думой, 215 не
рассмотрено, 2346 принято. Из принятых 31
был отклонен Госсоветом, 26 возвращены
в Думу, 94 переданы в согласительные комиссии
Думы и Госсовета. 2 законопроекта, принятые
Думой и Госсоветом, не получили Высочайшего
утверждения. 2197 законопроектов были утверждены
царем и стали законами.
Большое количество законов, проходивших
через Думу, не служит показателем активной
законотворческой деятельности. Не менее
95 % этих законопроектов представляло собой
так называемую «законодательную вермишель»,
то есть были посвящены коррекции каких-либо
смет на незначительные суммы (отдельные
законопроекты посвящены даже ассигнованию
сумм менее 10000 рублей), созданию небольшого
количества ставок должностей (некоторые
законопроекты посвящены созданию одного
рабочего места); современные парламенты,
в том числе и российский, столь мелкие
предметы не рассматривают. Базовым дефектом
Основных Законов было отнесение к сфере
полномочий Думы всех штатов; после этого
любое изменение штатного расписания
любого учреждения должно было превращаться
в закон. Заваливание парламента маловажными
законопроектами было эффективным средством,
которым правительство пользовалось для
нейтрализации Думы. Расчет на то, что
задавленные текущей работой по мелким
законам депутаты умерят собственные
законодательные инициативы, в целом оправдался.
Немногочисленные существенные законопроекты
служили предметом длительного обсуждения
в комиссиях и заседаниях Думы, межфракционных
дискуссий, рассматривались и принимались
долго. После этого законопроекты попадали
в Госсовет, откуда они, как правило, направлялись
в согласительные комиссии, после чего
вся процедура принятия начиналась снова.
В результате, политически важные законы
в III Думе и Государственном Совете застревали.
Дума имела свое сильное средство продемонстрировать
правительству неодобрение — не рассматривать
законопроект вовсе без всяких объяснений,
или же затягивать рассмотрение на годы.
Эти затяжки применялись более всего к
важным и спорным законопроектам.
Руководившие Думой октябристы не желали
повторить путь первых двух Дум и боялись
роспуска; для поднятия репутации Думы
как конструктивно настроенного учреждения
пытались предупреждать крупные скандалы
и любыми путями избегали внесения на
рассмотрение общего собрания таких законопроектов,
которые заведомо бы вызвали безобразные
сцены между ультраправыми и левыми депутатами
(все законопроекты, посвященные личным
правам и свободам, религиозному равноправию,
облегчению положения евреев).
Взаимодействие с Государственным Советом
было налажено плохо, совместные согласительные
комиссии работали медленно и с малыми
результатами; возвращение законопроекта
Госсоветом на практике означало его гибель
либо многолетние задержки. Многие законопроекты,
внесенные в период активной деятельности П. А. Столыпина, лежали в Думе без движения
до его смерти, а последующие премьер-министры
уже не имели заинтересованности в их
активном продвижении.
Примером значимых политических инициатив,
отклоненных Думой либо Госсоветом, либо
же принятых с большим опозданием, являются
следующие законопроекты столыпинского
периода:
о подоходном налоге; был внесен во II Думу в 1907 году; ни II, ни III Думы не рассмотрели его вообще; закон был принят в 1916 году и вводился в действие с 1917 года; никакого подоходного налога до Февральской революции собрать не успели;
о религиозных
общинах и религиозных
об изменении законоположений о переходе из одного исповедания в другое; внесен во II Думу, принят III Думой, отклонен Госсоветом и навсегда застрял в согласительной комиссии;
положение о неприкосновенности личности, жилища и тайне корреспонденции; внесено в 1907 во II Думу, III Думой не рассматривалось, в IV Думе застряло в комиссии;
о преобразовании местного суда; внесен во II Думу в 1907, вначале отклоненный Госсоветом, попал на принятие по второму кругу; утвержден в июне 1912;
об условном осуждении; внесен в ноябре 1907, отклонен Госсоветом в апреле 1910;
положение о волостном управлении; внесено во II Думу в феврале 1907, одобрено III Думой в мае 1911 года, обсуждалось Госсоветом только в мае 1914 года, отклонено;
о землеустройстве; внесен в ноябре 1907, принят Думой в феврале 1910, отклонен Госсоветом и попал на второй круг, стал законом только в мае 1911;
об обеспечении рабочих на случай болезни; внесен в марте 1908, принят в марте 1912, отклонен Госсоветом и попал на второй круг, стал законом только в июне 1912;
о введении всеобщего начального обучения; внесен в ноябре 1907, принят Думой в марте 1911, отклонен Госсоветом, согласительная комиссия не добилась результата;
о праве застройки; внесен в октябре 1908 года, в результате попадания в согласительную комиссию застрял и утвержден только в июне 1912 года;
о городских общественных банках; внесено в апреле 1909, в результате попадания в согласительную комиссию застряло и утверждено только в январе 1912 года.
Основные Законы давали Думе право законодательной инициативы, однако негласное правило, установленное правительством, состояло в том, что ни один хоть немного оппозиционный закон, принятый Думой по собственной инициативе, не будет утвержден царем. Депутаты Думы внесли 202 законодательных предположения, но только 36 из них стало законами; они были либо переданы в комиссии «в качестве материала» (таким путем стали законами 8 законопроектов), либо дело окончилось постановлением, которым Дума просила профильное министерство принять на себя выработку законопроекта на основании данного предположения (так было разработано и принято 28 законопроектов). Исключением из согласованного порядка действий послужили 2 закона, принятых Думой и Госсоветом и отклоненных монархом:
Информация о работе Государственная дума Российской империи III созыва