Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа
Цель работы – анализ опыта деятельности правительства под руководством П.А. Столыпина. Объект исследования – Правительство России в период с 1906 по 1911 годы. Предмет работы – анализ реформаторской деятельности Совета Министров. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: провести отбор литературы по данной тематике; изучить предысторию и процесс создания института правительства в Российской Империи; определить место и роль правительства в системе высших органов власти.
Введение 3
Глава 1. Место и роль правительства в системе высших органов государственного управления Российской империи 5
1.1. Предпосылки и процесс создания института Правительства 5
1.2. Отношение политических кругов к реформаторскому курсу премьер-министра П. А. Столыпина. 10
Глава 2. Анализ реформ правительства под руководством П.А. Столыпина... 14
2.1. Организационно-управленческая деятельность главы «правительства перемен» П. А. Столыпина 14
2.2. Основные направления реформ. 18
2.3. Итоги и оценка реформ. 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Несмотря на разработанный проект реорганизации полиции, но по разным причинам он не был принят. Административная и полицейская системы России остались в архаическом состоянии, совершенно неприспособленном к новым требованиям, выдвинутым жизнью. Еще один неудавшиеся проект предполагал децентрализацию территориального утройства – разделение Российской империи на области, располагающие правами самоуправления, и создание в этих областях представительных учреждений – земского собрания и областного правительственного управления с привлечением к работе в этих органах местных деятелей. Это открывало простор местным творческим силам, давала возможность применять в областях разные системы выборов, приспособленные к особенностям быта, культуры и местным историческим традициям. Областные земские собрания, образуемые на общих основаниях, принятых для земских выборов, получали широкое право местного законодательства по всем вопросам, не имевшим общероссийского значения. Казачьи области, Туркестан, Восточная Сибирь, Крым и Кавказ пока оставались вне ведения областного управления. Проект был в 1909 г. представлен на рассмотрение Николая II: реакция царя была двойственной: он полностью одобрил предлагаемые преобразования, но решил отложить этот вопрос до улучшения отношений правительства с Думой. После убийства Столыпина обсуждение этого проекта не возобновлялось.
Государственная система, основанная на сделанных царем назначениях, оказывалась заложницей талантов высших чиновников. Столыпин хотел вырастить особую элиту государственных деятелей, для этого предлагалось создать Высшую академию для подготовки государственных руководителей, и в последствии допускать к управлению страной только лиц с дипломом Академии.
Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость скорейших преобразований в армии. Военная реформа пошла по трем направлениям: упорядочение принципов комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой инфраструктуры. Был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей. Иными словами, правительство стремилось «вписать» отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи. Несмотря на то, что сильная, укомплектованная по понятным принципам армия была необходима государству для защиты внешних границ, она являлась и мощнейшим социальным фактором.
Таким образом, сам Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно и дадут максимальный эффект в долгосрочной перспективе, чего, к сожалению, в полной мере достичь не удалось.
В действительности на реформирование требовались не задуманные 20 лет спокойствия, а минимум 50. Об этом говорит опыт скандинавских стран и Германии, где похожие мероприятия проводились с конца XVIII в., и сто лет спустя, к эпохе Столыпина, еще не везде были закончены. То, что старый царский режим не имел шансов спокойно прожить в прежнем своем виде еще полвека, не впутавшись ни в большую войну, ни в революцию, было очевидным.
Глубина и продуманность реформ, проводившихся Столыпиным, его яркий талант государственного деятеля, его твердость и непоколебимая приверженность русским национальным интересам – все это поражало не только его соотечественников (даже принадлежавших к разным политическим партиям), но и зарубежных его современников. Вопреки всем трудностям, возникшим на пути столыпинских реформ, Россия сделала качественный скачок в своем развитии. Буквально во всех сферах жизни стали просматриваться контуры нового облика страны, которая с каждым новым годом набирала темпы роста, крепла и преображалась. За пять лет пребывания на посту премьер-министра Столыпину удалось вывести Россию из кризиса, преодолеть период экономической депрессии и войти в длительный цикл устойчивого экономического роста.
Перед Первой мировой войной Россия по темпам экономического роста вышла на пятое место в мире. Так, приток инвестиций в промышленность возрос на 1,5 млрд. рублей. В 1909-1913 гг. объем промышленного производства вырос почти в 1,5 раза. В годы столыпинских реформ продолжала динамично расти численность населения: 1909 г. – 160 млн. чел., 1910 г. – 163, 7 млн. чел., 1911 г. – 167 млн. чел., 1912 г. – 171 млн. чел..
Для наращивания темпов земельной реформы правительство Столыпина использовало все имеющиеся у него ресурсы, начиная от передачи казенных, удельных и кабинетских земель Крестьянскому банку для продажи, и до разного рода кредитных вливаний в сельское хозяйство, в том числе и на поддержку крестьянина-собственника. На протяжении 1906-1913 гг. сохранялась устойчивая тенденция ускорения выхода крестьян из общины и укрепления земли в личную собственность. Ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы членами более чем 6 млн. домохозяйств из существовавших 13,5 млн. Из них выделились из общины и получили землю в единоличную собственность около 1,5 миллионов (10,6 % от общего числа). Благодаря реализации столыпинской аграрной реформы достаточно быстрыми темпами росло производство сельскохозяйственной продукции. Причем это происходило не только за счет расширения площади сельскохозяйственных угодий, но прежде всего за счет медленного, но уверенного перехода крестьян на новые формы и методы хозяйствования. Идя навстречу потребностям рационализации частного крестьянского хозяйства, правительство за семь лет земельной реформы подготовило в специальных землемерных училищах до 6500 землеустроителей. На агрономическую помощь населению и распространение сельскохозяйственного образования правительство в 1908-1912 гг. увеличило ассигнования с 5702 тыс. руб. до 21 880 тыс. рублей. Совместными усилиями правительства и земских организаций было открыто свыше 300 новых сельскохозяйственных учебных заведений, более 1000 курсов, проводилось чтение лекций, беседы по разным вопросам сельского хозяйства. Благодаря совокупности этих мер рост объема сельскохозяйственного производства, его урожайности, значительно опережали темпы предшествовавшего столыпинским аграрным реформам периода.
Правительство оказало и финансовую поддержку переселенцам за Урал.
По некоторым данным, удалось переселить в Сибирь до февральской революции около 10 миллионов человек. Однако лишь 3,5 миллиона переселенцев осели в Сибири и стали значительной частью населения. Остальные «новые сибиряки», почти 4,5 миллиона, сразу же продали право на участки, даже не выезжая в Сибирь, по серым схемам с откатами чиновникам и подались в города.
Большое внимание правительство Столыпина уделяло созданию развитию инфраструктуры. Динамичное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортных коммуникаций и средств связи способствовали устойчивому росту бюджета, который, начиная с 1910 г., стал профицитным. Но главное, что развивалась частная финансовая инициатива. За период столыпинских реформ в России увеличилось число торговых предприятий, товарных бирж, возрос объем ярмарочной торговли. Возросли объемы внешней торговли. Так, в 1913 г., по сравнению с 1900 г., экспорт хлеба возрос на 94%, одновременно увеличился внутренний товарооборот на душу населения.
Весьма внушительны позитивные изменения в области начального, среднего, общего и специального образования. К концу 1914 г. в России насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений, 32 средних и 27 низших технических училищ; мужских гимназий и прогимназий соответственно 441 и 29, реальных училищ – 284, женских гимназий – 873, и прогимназий – 92. Общее число частных учебных заведений составило 2863. Кроме того, расширилась сеть национально-региональных учебных заведений: еврейских – 9248 и мусульманских. К 1913 г. в России уже было 63 государственных высших учебных заведений, и 54 общественных и частных высших учебных заведений.
Темпы экономического и культурного развития страны привели к качественным изменениям всего социально-культурного облика России. Однако все же главным, определяющим условием успешности преобразований стал человеческий фактор. Возросло число тех, кто хотел участвовать в общественной и политической жизни в столице, губернском и уездном городе, поселке и в деревне, а значит преобразования дали мощный энергетический импульс. По сути, в период столыпинских реформ закладывались основы новой модели поведения личности, не равнодушной к дальнейшим судьбам своей страны и искренне желавшей ей успеха. Постепенно реформы преображали Россию в своих основаниях, превращать ее в подлинно великую мировую державу. Они проложили грань между старой и новой Россией. По сути, это были два принципиально различных качественных состояния одной и той же страны. Столыпин был убежден в том, что предложенный им тип модернизации позволит вывести страну на качественно новые рубежи развития.
Анализируя и сопоставляя плюсы и определенные минусы столыпинских реформ, следует со всей определенностью сказать, что их позитивные итоги многократно превосходили имевшиеся при их реализации издержки. Столыпин не просто обозначил контуры «новостроящейся» России, но и заложил прочный фундамент для качественных изменений. В этом, прежде всего, состоит его огромная историческая заслуга. Долг перед любимой им Россией он выполнил сполна. Пуля террориста могла убить Столыпина как человека, но она не могла убить его идеи, его реформы, которые продолжали укореняться на русской почве вплоть до Первой мировой войны. К сожалению, в России не нашлось второго Столыпина – последователя и продолжателя деяний первого.
Однако представляется, что смертельная пуля лишь немного ускорила ход истории. Его политика вызывала неприятие практически всей политической элиты, в том числе и царя. Лишь трагическая смерть Столыпина позволила России оглянуться назад и оценить масштаб его личности и его достижений.
Оценка деятельности П.А Столыпина, и современниками, и историками, неоднозначна и носит полярный характер. Одни выделяют только негативные моменты, другие, считают его гениальным политическим деятелем, человеком, который мог бы спасти Россию от грядущих войн, поражений и революций. В советской историографии деятельность Столыпина оценивалась критически, утверждалось, что его реформы привели к «обезземеливанию крестьян, ограблению общинной земли кулаками, разбойничьим набегам жандармов и полицейских, царских провокаторов и черносотенных громил на рабочий класс».15
В постсоветский период деятельность Столыпина также подвергается критике.
Ещё при жизни П. А. Столыпин обрёл как яростных критиков, так и преданных сторонников. Всячески поддерживали деятельность П. А. Столыпина: известный русский философ-марксист П. Б. Струве; философ, литературный критик и публицист В. В. Розанов; философ и правовед И. А. Ильин, политики Н. Н. Львов, В. А. Маклаков, В. В. Шульгин, для которых П. А. Столыпин был образцом политика. Положительно оценивают деятельность Столыпина многие видные общественные и политические деятели современности. А. И. Солженицын в книге «Август Четырнадцатого» писал, что если бы Столыпин не был убит, то предотвратил бы мировую войну и, соответственно, проигрыш в ней царской России, а значит, и захват власти большевиками, гражданскую войну и миллионы жертв этих трагических событий.16
В 1911 г. Столыпин подводил итог своей пятилетней деятельности: «Главное это то, что Россия с каждым годом зреет: у нас складывается самосознание и общественное мнение. Нельзя осмеивать наши представительные учреждения. Как они ни плохи, но под влиянием их Россия в пять лет изменилась в корне и, когда придет час, встретит врага сознательно. Россия выдержит и выйдет победительницею только из народной войны»17. Как видим, Столыпин вполне прагматично оценивал свободу и признавал ее ценность.
Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы не были осуществлены полностью вследствие трагической гибели Столыпина. Английская «Дейли Телеграф», откликаясь на смерть Столыпина, писала: «Можно признавать П.А. Столыпина великим государственным деятелем или не признавать, но нельзя отказать ему ни в энергии, ни в смелости. Многие следили за его деятельностью не только с интересом, но и с искренней симпатией. Был момент, когда он оказался единственным человеком, способным взять на себя трудное дело введения в России конституционного строя. Потеря его тяжела не для одной России, а для всех европейских стран, так как, несомненно, в его лице большой человек сошел с арены европейской политики»18. К этой оценке мало что можно добавить. Она адекватно отражает могучий организаторский талант П.А. Столыпина.
Проблема реформ – одна из острейших проблем российской истории. Реформаторы России зачастую оказывались заложниками собственных преобразований, которые плодили конфликты и социальные противоречия. Ведь всякий раз изменению подлежала не вся система политических, правовых отношений, а лишь некоторые из ее элементов. Уникальность П.А. Столыпина как реформатора как раз и заключается в том, что он впервые в отечественной истории предложил программу системного реформирования России, которая позволила бы стране выйти из этого заколдованного круга и решить проблему конкурентоспособности России на международной арене.
Встав во главе правительства, П.А. Столыпин начал последовательно проводить свои реформистские идеи в жизнь. Это позволило ему, в отличие от своих предшественников на посту - С.Ю. Витте, И.Л. Горемыкина, достаточно долго удерживаться на политическом Олимпе. Столыпину на посту премьер-министра пришлось столкнуться с множеством проблем. Царь, поддерживавший Столыпина вначале, позже, когда угроза революции спала, фактически стал на позицию его противников. Тем не менее, часть широкомасштабных преобразований, хотя и не без длительной политической борьбы, П.А. Столыпину удалось претворить в жизнь. На новой должности, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как «столыпинская аграрная реформа», главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Важно в связи с этим подчеркнуть, что аграрные преобразования были лишь инструментом для создания в России гражданского общества. Крестьянство намного превосходило по численности все прочие группы населения, поэтому именно работе с ним Столыпин уделял повышенное внимание. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение социального страхования для рабочих, распространение земских учреждений на окраины страны, вероисповедные реформы, переход к всеобщему начальному образованию, изменение избирательного законодательства. Осуществилось в полной мере из перечисленных реформ немногие, большинство реформ еще при жизни Столыпина застряли в Государственном совете – верхней палате российского парламента, а после его смерти они были провалены.
Информация о работе Опыт деятельности правительства П. А. Столыпина