Опыт деятельности правительства П. А. Столыпина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ опыта деятельности правительства под руководством П.А. Столыпина. Объект исследования – Правительство России в период с 1906 по 1911 годы. Предмет работы – анализ реформаторской деятельности Совета Министров. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: провести отбор литературы по данной тематике; изучить предысторию и процесс создания института правительства в Российской Империи; определить место и роль правительства в системе высших органов власти.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Место и роль правительства в системе высших органов государственного управления Российской империи 5
1.1. Предпосылки и процесс создания института Правительства 5
1.2. Отношение политических кругов к реформаторскому курсу премьер-министра П. А. Столыпина. 10
Глава 2. Анализ реформ правительства под руководством П.А. Столыпина... 14
2.1. Организационно-управленческая деятельность главы «правительства перемен» П. А. Столыпина 14
2.2. Основные направления реформ. 18
2.3. Итоги и оценка реформ. 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Опыт деятельности правительства П.А. Столыпина (ДОПИСАЛА!).doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Столыпину как реформатору пришлось столкнуться и с такими трудностями, как финансовое и кадровое обеспечение реформ. Несмотря на динамичный рост государственного бюджета, все же ощущалась нехватка средств для крупномасштабных преобразований, которые должны были реализовываться одновременно, ибо были логически увязаны в единую цепочку друг с другом.

Прекрасно осознавая  отношение к его политике различных  социальных групп и политических сил, Столыпин стремился максимально  задействовать административный и финансовый ресурсы при реализации пакета реформ. Однако одного административного ресурса и энтузиазма его единомышленников явно недостаточно для достижения поставленных целей. Поэтому он предпринимал неоднократные попытки привлечь на свою сторону умеренные либеральные круги. В последствии, его обвиняли в том, что он действует не в качестве “верноподданного слуги своего государя”, а проводит собственную политику. Смелость, энергичная целеустремленность П.А. Столыпина вызывали восторг и ненависть. С ним «воевали» и правые и левые – во всяком случае, те из них, кто не мог или не хотел понять, что превыше интересов различных партийных фракций находятся интересы народа, которые отстаивал П.А. Столыпин.

 

2.2. Основные направления реформ

Во время революционных  событий 1905–1907 годов Столыпин лично столкнулся с актами революционного террора. 12 августа 1906 г. на него было совершено чудовищное покушение на Аптекарском острове, где проживала семья главы правительства и где он принимал посетителей. В результате мощного взрыва 27 человек погибли и 32 были ранены. Пострадали и двое детей Столыпина. Среди погибших от революционного террора были друзья и ближайшие знакомые Столыпина. Убийцам удалось избежать смертной казни вследствие судебных проволочек, адвокатских уловок и гуманности общества. Анализируя революционные события и осознавая реальную угрозу дестабилизации обстановки в стране, власти 19 августа 1906 г. в качестве «меры исключительной охраны государственного порядка» приняли «Закон о военно-полевых судах», который в губерниях, переведённых на военное положение или положение чрезвычайной охраны, временно вводил особые суды из офицеров. Разбор дела мог длиться не более двух суток, приговор приводился в исполнение в 24 часа.13

В своей речи от 13 марта 1907 года перед депутатами II Думы премьер-министр так обосновывал необходимость действия этого закона: «Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада… Умейте отличать кровь на руках врача от крови на руках палача»14. Впоследствии Столыпина резко осуждали за столь жёсткие меры, но необходимо признать, что за годы его премьерства масштабы революционного террора заметно уменьшились. Государственный порядок худо-бедно в стране был сохранён.

Когда волнения стали  утихать, Столыпин двинул вперед свой главный проект – Аграрной реформы. Целей у нее было несколько: создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, избыток рабочей силы направить в город, обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны, ликвидировать отставание от передовых держав.

По мнению Столыпина, подлинную свободу крестьянину предоставит не закон, а обладание личной земельной собственностью. Он разъяснял, что отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека и свободе труда. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение.  Необходимо отметить, что в центральной России, где в последующие революционные годы решалась судьба страны, больше 80% жителей были крестьянами, входившими в общины, однако подавляющем большинстве они вовсе не стремились выйти из них, но при этом хотели пустить в дележ землю помещиков. Столыпин же предложил следующую формулу: вся помещичья земля неприкосновенна, зато любой крестьянин получает право оформить свой общинный надел в личную собственность, а если захочет, может и вовсе отселиться на хутор. Приняв такое предложение, Царь с самого начала завел свою реформу в тупик. Историческая вероятность сохранить имения за помещиками была равна нулю. Тем более, не имело шансов помещичье землевладение в России, где количество крестьян было огромным. Столыпин пытался подкрепить свою задачу рассуждениями о том, что крестьянин, приватизировавший свой крошечный общинный надел, обретет какую-то классовую солидарность с помещиком, увидит в нем собрата-собственника и станет опорой режима. Реальный крестьянин, независимо от бумажного оформления своего статуса, видел в образованном, элегантно одетом помещике, проживающем в хоромах с роялем и прислугой, все тот же чуждый и враждебный объект, а вовсе не собрата по классу.

Не удивительно, что  подавляющее большинство тех, кто "приватизировал" свой надел, по факту остались членами общин, пользуясь их пастбищами и прочими угодьями. Это было просто рационально. Участь изолированного "фермера" со среднестатистическим наделом в 10 га, не имеющего денег на инвентарь, отсеченного от общих угодий, вовсе не была завидной. В массе своей центральная Россия осталась глубоко общинной по духу. А в итоге – большевики всё равно вернулись к общинам, пусть и именуя их «колхозами».

В 1906 – 1907 гг. указами  царя часть государственных и  удельных земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита. Кроме того, с размахом Банком проводилась покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях. Однако ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудосберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов.

Правительство Столыпина  провело и серию новых законов  о переселении крестьян на окраины. По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Политика Столыпина относительно Сибири состояла в поощрении переселения на её незаселённые просторы крестьян из европейской части России. Это переселение было частью аграрной реформы. Кроме того, переселение в малоосвоенные территории России значительных масс населения центральных губерний решало важную общенациональную стратегическую задачу – укрепление обороны страны, посредством перераспределения населения по обширной территории. И все же, будучи главной реформой Столыпина, аграрная реформа была доведена конца.

Одной из главных своих  задач Правительство П.А. Столыпина  считало упорядочение устройства жизни  в деревне. Уже в 1907 г. были внесены  в Государственную думу «Положение о поселковом управлении» и «Положение о волостном управлении». Законопроекты предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне – в поселковом обществе и волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. В устройство поселка вносилось принципиальное новшество - он не должен был более основываться на общине, а представлялся как бессословная самоуправляющаяся единица с открытым доступом в нее всем лицам, заинтересованным в благоустройстве поселка с привлечением их к несению соответствующих податных тягостей. В состав единицы должны были войти все лица и учреждения, владеющие на его территории недвижимостью или содержащие в черте усадебной оседлости села торговые, промышленные или ремесленные заведения.

Наиболее ожесточенное сопротивление помещиков встретила  предложенная Столыпиным реформа уездного управления. Смысл необходимых изменений сводился к установлению исполнительной вертикали от министра до руководителя уездных государственных органов. Вплоть до начала ХХ в. государственная власть заканчивалась в губернии; властные функции в уезде исполняли предводители дворянства, т.е. важную для всего населения должность занимал представитель одного сословия.  Теперь же функция представлять в уезде государственную власть, решая вопросы самого широкого спектра, уплывала из рук вместе с соответствующими источниками дохода, и это было неприятно. Правительственная власть, должна была обрести своего представителя на уровне уезда. Учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь он сам непосредственно подчинялся губернатору. Вместе с тем, П.А. Столыпин настаивал на упразднении должности земского начальника, который, обладая властными полномочиями, также представлял узкосословные интересы. Вместо него предполагалось учредить должность участкового комиссара-агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Таким образом, П.А. Столыпин решал двуединую задачу. С одной стороны, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два столетия, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая власть должна была стать «своей» для общества.

Рассматривая проект закона о введении земств в западных губерниях, Столыпин предложил избирать земских деятелей без сословных ограничений по разным куриям, отделяя избирателей-поляков от русских, белорусов, литовцев. Это было сделано для увеличения влияния крестьян-хозяев и ограничения власти польских помещиков. Помимо этого, правительство П.А. Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив, направленных к укреплению единого правового пространства Российской империи. Прекрасно осознавая, что декларирование прав и свобод личности само по себе важно, но явно недостаточно, Столыпин считал необходимым реализовать всеобъемлющую судебную реформу. Реформа предусматривала унификацию законодательства, пересмотр устаревших правовых норм, замену их новыми, более соответствующими тем материальным, социальным отношениям, которые формировались в ходе преобразований. Законопроект «О преобразовании местного суда» должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе – городскими думами). Одновременно государство отказывалось от «обломков» сословного судопроизводства – крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянство. Все это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его недоразумений, случайных и нелогичных решений. Согласно закону, граждане, обратившиеся в мировой суд, могли воспользоваться услугами высококвалифицированных адвокатов, а в случае необходимости им представлялись и услуги переводчика.

На рубеже XIX - XX вв. в  европейскую политику пришло осознание  социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан. Сформировалось убеждение, что право на достойное существование – неотъемлемое право каждого, которое должно быть гарантировано правительственной властью. В противном случае, общество никогда не выйдет из череды социальных конфликтов, которые в итоге дестабилизируют всю политическую систему. Этот мотив стал одним из определяющих и в государственной деятельности П.А. Столыпина. Когда он возглавил правительство, в России впервые была разработана и начала внедряться система социального страхования. При этом правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов. Все эти реформы были тесно увязаны с развитием личности, с преобразованиями экономики и государственного управления, более того, они были направлены на синхронизацию этих процессов.

Правительство Столыпина своими социальными мероприятиями стремилось поддерживать Православную церковь, чтобы на фоне коренных преобразований экономического и социального уклада обеспечить в широких слоях населения устойчивость нравственно-этических традиций. Кроме того, Столыпин хорошо сознавал тесную зависимость экономического и политического развития страны от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Столыпин полагал, что правильно поставленное образование должно оградить высшую школу, студенчество от увлечения разрушительными идеями.

Еще один Столыпинский проект «О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции» продолжил серию законопроектов, изданных еще до Столыпина и направленных на обеспечение основных гражданских прав. Разрабатывая данный проект, премьер-министр ставил и решал две взаимосвязанные задачи: во-первых, личность, получив права, включалась в единое правовое пространство и воспитывалась в духе правопорядка и законности; во-вторых, фиксируемые в проекте права личности сопрягались с ее ответственностью перед законом. Предполагалось также снять ограничения, связанные с национальной и конфессиональной принадлежностью граждан России, например говорилось о снятии наиболее значимых ограничений, наложенных на еврейское население России: в т. ч. на разрешение проживание вне черты оседлости, на приобретение недвижимых имуществ в городе и т. д. К сожалению, в силу целого комплекса обстоятельств исполнительная и представительная ветви власти так и не могли найти «общего языка» в данной сфере вопросов.

Гражданская свобода не может считаться полноценной, если она не подкреплена свободой хозяйственной деятельности. Поэтому одним из направлений деятельности правительства П.А. Столыпина было снятие многих ограничений с экономической активности человека. Предполагалось провести также серьезные преобразования и в области налоговой системы. Во-первых, планировалось упорядочить налоги, на что и было направлено «Положение о поземельном и промысловом налогах». Во-вторых, налоговая система должна была стать социально ориентированной, что бы способствовало поддержанию внутреннего мира в России. Для этого правительство предлагало ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Таким образом, П.А. Столыпин проводил политику социально-экономического регулирования во имя снятия остроты конфликтов между различными общественными группами. При этом правительство уделяло значительное внимание развитию инфраструктуры.

Были у Столыпина и внешнеполитические идеи. Установление мира Столыпин считал важнейшим условием проведения реформ. В 1907 правительству удалось наладить союзнические отношения с недавними противниками – Японией и Великобританией. Он не раз говорил, что «погубить Россию может только война». Сознавая, что союз с Францией и Англией втянет Российскую империю в войну с Германией и Австрией, Столыпин собирался со временем покинуть Антанту и заключить союз с США. Для этого было нужно, во-первых, расплатиться с долгами, сделанными во Франции, во-вторых, навести порядок в национальном вопросе (снять ограничения с евреев и других народов империи, не имевших полных прав), который был основным препятствием в развитии отношений с Америкой. Такие шаги можно было провести лишь после увеличения бюджета и реформы системы управления государством.

Информация о работе Опыт деятельности правительства П. А. Столыпина