Оценка успешности административных реформ Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:02, реферат

Краткое описание

Во главе губерний были поставлены губернаторы, люди преимущественно военные. Губернаторы командовали расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской и Нижегородской губернии. Никаких задач по устройству местного благосостояния на губернаторов не возлагалось. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок. Если губернатор доставлял денег, запасов, рекрутов сверх назначенного числа, то его ожидало царское благоволение. Если был недобор, то губернатору грозил штраф за каждого недостающего человека вплоть до конфискации в пользу государства его имения .2

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3

Реформа армии и военно-морского флота……………………...4

Экономические реформы…………………………………………8

Реформа государственного аппарата………………………..…12

Церковная реформа……………………………….……………..17

Административные преобразования……………………………..22

Общая характеристика правления Петра I………………………25
Становление абсолютной монархии в России…………………..28
Заключение…………………………………………………….…..31
Список литературы……………………………………………..…33

Файлы: 1 файл

история.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населением;  ему

подчинялись магистраты и ратуши  всех  городов. Коллегии  получили право

издавать указы  по тем вопросам, которые входили  в их ведение.20

      Кроме коллегий  было создано  несколько контор, канцелярий,

департаментов, приказов, функции которых были также  четко разграничены.

Одни из них,  например Герольдмейстерская  контора,  ведавшая  службой  и

производством  в чины дворян;  Преображенский приказ и Тайная канцелярия,

ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие

- Монетный департамент,  Соляная контора,  Межевая канцелярия  и др. -

подчинялись одной  из коллегий.

      В 1708 - 1709 гг.  была начата  перестройка   органов власти и

управления на местах.  Страна была разделена на 8 губерний,  различавшихся

по  территории  и  количеству населения. Так, Смоленская и

Архангелогородская  губернии своим размером мало отличались от современных

областей, а  Московская  губерния  охватывала весь густонаселенный центр,

территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской,  Тверской,

Костромской,  Московской,  Рязанской, Тульской и  Ярославской областей, на

которой жила почти  половина всего населения страны. В число губерний вошли

Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

      Во главе губернии стоял назначаемый   царем  губернатор,

сосредоточивавший  в  своих руках исполнительную и судебную власть. При

губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение  осложнялось

тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем

коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили  друг другу.

      Губернии в  1719  г.  были  разделены   на провинции, число которых

равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода  с канцелярией при нем.

Провинции, в  свою очередь, делились на уезды с  воеводой и уездной

канцелярией.  Некоторое  время в царствование Петра уездная администрация

была заменена выборным земским комиссаром из местных  дворян или отставных

офицеров.  21Его функции ограничивались сбором подушной  подати,  наблюдением

за выполнением  казенных повинностей,  задержанием  беглых крестьян.

Подчинялся  земский  комиссар  провинциальной канцелярии.  В  1713  г.

местному  дворянству было предоставлено выбирать по  8-12  ландратов

(советников  от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения

подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в  них

воинские части  наблюдали за сбором податей и  пресекали  проявления

недовольства  и  антифеодальные выступления. Роспись  чинов 24 января 1722

г.,  табель  о  рангах, вводила новую классификацию  служащего люда.  Все

новые учрежденные  должности - все с иностранными названиями, латинскими и

немецкими, кроме  весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных

ряда:  воинский, статский и придворный,  с  разделением  каждого  на 14

рангов,  или  классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями  чинов вводилась

во флоте и  придворной службе. Этот учредительный  акт реформированного

русского чиновничества,  ставил бюрократическую иерархию, заслуги и

выслуги, на место  аристократической иерархии породы, родословной книги. В

одной из статей, присоединенных к табели,  с ударением  пояснено,  что

знатность рода сама по себе,  без службы, ничего не значит, не создает

человеку никакого положения, людям знатной породы никакого положения не

дается, пока они  государю и отечеству заслуг не покажут. 
 

Общая характеристика правления  Петра I

После смерти в 1682 году Федора Алексеевича развернулась борьба различных группировок у  трона за провозглашение царем 10-летнего Петра - сына Алексея Михайловича от второй жены - Н. К. Нарышкиной, или 16-летнего слабого здоровьем Ивана - сына царя от первой жены - М. И. Милославской. Группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой Софьей Алексеевной в итоге добилась утверждения на троне сразу двух братьев (случай невиданный в истории Московского государства, свидетельствующий о глубоком духовном и политическом кризисе общества) при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны В.В. Голицын, европейски образованный человек, по некоторым сведениям предполагавший превратить помещичьих крестьян в государственных. (Вероятно, расстановка политических сил, зыбкость его положения и определенная мягкость характера, несоответствующая духу времени, не позволили развернуться его реформаторскому потенциалу, хотя, не исключено, что его планы могли стать альтернативой петровской реформе).

Петр и его  окружение были удалены из Кремля и жили в с. Преображенском под  Москвой. Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили представлениям об образе «православного царя», они помогли Петру воспринимать мир таким как он есть.22 Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формировались «потешные полки» - Преображенский и Семеновский, - ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками. В общении с простыми людьми формировались демократические черты поведения царя, его умение разбираться в людях, ценить и выдвигать их за способности и заслуги, а не знатность происхождения. Вместе с тем в нем проявлялось и такое качество, как пренебрежение к жизни и интересам отдельного человека ради общего, прежде всего государственного дела.

По словам В. О. Ключевского, «будучи добрым по природе  как человек, Петр был груб как  царь» Цит. по: Все монархи мира. Россия / Под ред. К. Рыжова. М.: Вече, 1999. С. 102..

На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра  с иностранцами и европейской  культурой. Посещая Немецкую слободу  на р. Яузе, он встретил своеобразный слепок западной цивилизации и узнал  совершенно иной тип межчеловеческих отношений, иной тип культуры и быта. Тогда же у Петра пробудилась любовь к морю и мореплаванию.

Таким образом, уже в этот период жизни у Петра  складывались такие взгляды и  черты характера, которые не только подтолкнули его к преобразованиям, но и влияли на ход и методы реформ.

Борьба за власть. В начале 1689 года Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное  правление. Отношения между Петром и Софьей обострились, регентша вновь  попыталась опереться на стрельцов, но, в итоге, вынуждена была уступить сводному брату. Ее поражение было обусловлено рядом факторов:

– Софья в  качестве правительницы успела вызвать  недовольство различных слоев общества, традиционно ожидавших от нового «государя» различных послаблений и улучшений жизни;

– патриархальному  сознанию людей противоречил факт нахождения женщины во главе государства;23

– неудачи Крымских походов возлагались на Софью  и ее фаворита - В. В. Голицына.

Однако непосредственная власть находилась в руках родственников Петра - Нарышкиных и Лопухиных, которые, по свидетельству современников, в первую очередь заботились о своих интересах.

Это правление, по словам Б. И. Куракина, было «весьма  непорядочное; мздоимство великое и  кража государственная» Цит. по: Каменский А. Российская империя в XVIII веке: традиция и модернизация. М., 1999. С. 98..

Царь Иван V, никогда не участвовавший в делах  государства, формально оставался  соправителем Петра вплоть до своей  смерти в 1696 году.

Азовские  походы. Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации в 1695 году первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 году взять Азов.

«Великое посольство». Для развития успеха и осуществления  прорыва в Черное море, Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того он организовал в 1697 году «Великое посольство» в Европу. Целями посольства являлись:

– укрепление и  расширение антитурецкого союза;

– приглашение  на русскую службу специалистов, закупка  и заказ вооружения;

– личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Впервые «православный царь», покинул, правда, инкогнито под именем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на «нечистую» землю иноземцев.

Результаты  посольства. В условиях подготовки европейских стран к войне за «испанское наследство» Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу и предотвратить подписание сепаратного мира Австрии с Турцией. Но в ходе поездки :

– он склонился  к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции;

– сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом  русских дворян, закупить вооружение;

– обогатился новыми впечатлениями, что по возвращению  в 1698 году после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований.

Импульсы  реформ. К концу 90-х годов у Петра сложились мировоззренческие и психологические установки, подтолкнувшие его к преобразованиям.

В первую очередь - это рационалистическое представление о монархе как первом слуге государства, пришедшее на смену теологической идее божественной природы царской власти. Служению государству Петр подчинил всю свою деятельность. Своим же отношением к делу («то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой, на троне вечный был работник» - по словам А. С. Пушкина), игнорированием личных интересов ради государственных, готовностью наказывать даже близких ему людей за «нерадение» на службе, а тем более - за государственные преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству.

Главную задачу служения государству Петр I видел  в воплощении идеи «общего блага». Ее суть заключалась в обеспечении  богатства государства путем  развития промышленности, активной внешнеторговой политики, достижения внешней и внутренней безопасности. 24При этом на деле он не отделял себя от государства и считал, что лишь один знает как добиться «общего блага», а сопротивление реформам воспринимал как проявление невежества и лени. «Наш народ, - писал он в одном из указов, - яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают...» См.: История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н. И. Павленко. М., Высшая школа. 1996. С. 467..

Восприятие  Петром насилия как единственного  средства, с помощью которого, по его мнению, возможно было преобразовать  отсталую Россию. По словам А. И. Герцена  «Петр внедрял Европу как варвар». Это объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В человеке он видел, в первую очередь, непосредственного исполнителя своих служебных обязанностей, а в соответствии с этим и относился к нему.

К концу века русские традиции, «старина» стали  ассоциироваться у царя не только с отсталостью страны, но и со стрелецкими бунтами, представляющими непосредственную опасность не только его планам, но и его жизни.

Патриотизм  Петра I. После возвращения из поездки по странам Западной Европы необходимость реформ он стал воспринимать не только умом, но и сердцем. Как человек любящий свою родину, Петр со всей болью ощущал отсталость страны, несущую в себе угрозу ее национальной безопасности.

Обновление  страны диктовалось также напряженной  международной обстановкой и  сложной общественно-политической ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков.

Становление абсолютной монархии в России

Информация о работе Оценка успешности административных реформ Петра I