Реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:01, реферат

Краткое описание

Какой же досталась Россия Петру? Прежде всего можно отметить, что в экономике в начале XVIII в. сильнее всего развивались новые черты, которые зародились в XVII в. А именно:
- Основной отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать 3-х польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес. Основными орудиями производства оставались: соха, бороны, серп, коса, медленно вводился плуг. Происходит интенсивное освоение новых посевных территорий на юге России, в Поволжье, Сибири. Наблюдается развитие промыслового хозяйства.

Файлы: 1 файл

Реформы Петра I.docx

— 40.51 Кб (Скачать)

Реформы Петра  I.

 

Предпосылки реформ Петра 1.

Какой же досталась Россия Петру? Прежде всего можно отметить, что в экономике в начале XVIII в. сильнее всего развивались новые черты, которые зародились в XVII в. А именно:

- Основной отраслью  экономики России оставалось  сельское хозяйство, где продолжала  господствовать 3-х польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес. Основными орудиями производства оставались: соха, бороны, серп, коса, медленно вводился плуг. Происходит интенсивное освоение новых посевных территорий на юге России, в Поволжье, Сибири. Наблюдается развитие промыслового хозяйства.

 

- Развивается ремесленное  производство. Углубляется разделение  труда. В развитии ремесленного  производства в конце 17 в. явно  прослеживается тенденция превращения  его в мелкотоварное производство (увеличивается число ремесленников  работающих на рынок). Развитие  мелкотоварного ремесла и рост  товарной специализации готовил  почву для возникновения мануфактур. Их создание ускорялось государственными  потребностями. Мануфактурное производство  складывалось в местах развития  товарного производства. Если западно-европейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда, то русская мануфактура основывалась на труде крепостных крестьян, т.к. рынок вольнонаемного труда в России, где господствовало крепостное право, практически отсутствовал.

 

В конце XVII в. в России интенсивно развивалась торговля. Но на пути развития торговли и купечества имелись существенные препятствия. Остро стоял вопрос о выходе к  морям, отсутствие которого тормозило  развитие торговли. Иностранный капитал  стремился захватить российские рынки, что вело к столкновению с  интересами русских купцов. Купечество России требовало от государства  оградить их от конкуренции с иностранными торговцами. В итоге был принят ново-торговый устав (1667), в соответствии с которым, иностранным купцам была запрещена розничная торговля на территории России.

 

Так же можно отметить, что во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно представительной монархии к монархии абсолютной. В стране усиливается власть царя (изменение  состава Боярской думы, в сторону  дворянства; победа Алексея Михайловича  над Патриархом Никоном, стремившегося  активно вмешиваться в управление государством; практическое прекращение  созывов Земских соборов; отмена местничества, принцип занятия государственной  должности в зависимости от знатности  рода и служебного положения предков). Остро стоял вопрос о реформировании вооруженных сил. Стрелецкие полки  утратили свою боеспособность. Для  большинства дворян военная служба стала тоже обременительной.

 

Что касается внешней  политики. То Россия потерпела поражение  с Польшей, также были предприняты, в1687 и 1689 гг., два неудачных похода против Крымского ханства.

 

Преобразования проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период.

 

Положение в сельском хозяйстве. Расширение феодальной собственности  на землю. Перепись населения и подушная подать.

 

Сельское хозяйство  при Петре I развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь были попытки реформ. Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять  во время жатвы вместо серпа косы и грабли. Вводились новые культуры – табак, виноград, тутовые и фруктовые  деревья, лекарственные растения, разводились  новые породы скота – молочные коровы и овцы-мериносы. Также росту  сельского хозяйства мешало развитие вширь и вглубь крепостничества, усиление феодальной эксплуатации. Главной фигурой определявшей рост товарного производства оставался помещик, устанавливавший порядки в вотчине по своему произволу.

 

Северная война еще  более усилила потребность государства  в деньгах. Эта проблема частично решалась за счет расширения косвенных  и увеличения прямых налогов. Всего, косвенных налогов к 1724 г. насчитывалось  до 40 видов. Налогами были обложены дубовые  гробы, бани, улья, рыбные ловли, бороды и т.д. В дополнении к этому  источнику доходов значительные прибыли давала казенная торговля. Наряду с указанными поборами вводились  и прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и т.п.

 

Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе  всей налоговой системы – введению подушной подати, которая заменила ранее существовавшее подворное  налогообложение.

 

С конца 1718 г. по 1724 г. в  России была проведена перепись населения  и учтено 5.4 млн. душ мужского пола. Душа мужского пола была не реальной плательщецкой еденицой, а счетной, т.к. подушная подать (74 коп. платили помещичьи крестьяне, 1 руб. 14 коп.– государственные) взималась и с мальчика – младенца, и с дряхлого старика, и с давно умершего, но числившегося в ревизских сказках. Ревизии впоследствии проводились примерно раз в 20 лет. Подушная подать превышала платежеспособность населения, что вызывало рост недоимок. В 1732 г. они составили 15 млн. руб. и вдвое превышали сумму доходов.

 

 

Утверждение абсолютизма. Принятие императорского

титула. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа.

 

В первой четверти XVIII в. в России были проведены реформы  в области управления. Основной смысл  этих преобразований заключался в создании административной системы, проникнутой  идеей централизма и всецело  подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.

 

В 1708 – 1710 гг. была проведена  областная реформа органов власти на местах – областная реформа. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан  и крестьян, на плечи которых легла  вся тяжесть реформ. Во главе Петербургской  и Азовской губерний стояли генерал-губернаторы  Меньшиков и Ф. Апраксин. Остальными управляли губернаторы, в руках  которых находилась вся полнота  административно-полицейской и судебной власти. Губернаторы также ведали сыском беглых крестьян, производили  рекрутские наборы, обеспечивали провиантом рекрутские полки, ведали сбором налогов. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы  прекратили свое существование, их обязанности  перешли к губернской администрации.

 

Указом 22 февраля 1711 г. был  учрежден новый государственный  орган - Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (Трое являлись представителями знати – князья М. В. Долгорукий, Г.И. Волконский, П. А. Голицын, трое – бывшие члены Боярской думы и трое – из дворян. Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам.

 

Сенат не прерывал своей  деятельности и был постоянно  действующим государственным органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение  финансовых вопросов, общие вопросы  управления торговлей и другими  отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные  вопросы для законодательного разрешения монархом. Указом от 27 апреля 1722г. "О  должности Сената" Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве.

 

В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Ее компетенцию определил Сенатский приговор (4.09.1713г.), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами и фискальные донесения.

 

Сенатская контора в  Москве учреждена 12 января 1722г. "для  управления и исполнения указов". В ее состав входили: сенатор, два  асессора, прокурор. Основной задачей  Сенатской конторы было недопущение  текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также  исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии. Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.

 

Cуществовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства. Присутствие коллегии составляли: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика, актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль за деятельностью коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они противоречили указам царя. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали копии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат.

 

Коллегия иностранных  дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило  ведать "всякими иностранными и  посольскими делами", координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенностями  коллегии являлось то, что в ней "ни каких судных дел не судят".

 

На Военную коллегию возлагалось управление "всеми  воинскими делами": комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение  армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая  из полковых и генеральных кригсрехтов.

 

Адмиралтейская коллегия ведала "флот со всеми морскими воинскими  служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями" и руководствовалась  в своей деятельности "Регламентом  о управлении адмиралтейства и верфи" (1722) и "Регламентом морским". В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

 

Малороссийская коллегия была образована указом от 27 апреля 1722г., с целью "ограждать малороссийский народ" от "неправедных судов" и "утеснений" налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей на Украине. В последние годы существования основными ее целями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти.

 

Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми  видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и  монетное дело. Камер-коллегия имела  свои органы: в провинциях - конторы  камерирских дел, в дистриктах - учреждения земских комиссаров.

 

Штатс-контор-коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.

 

Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами "ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел". Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам и в случае несходства судили и наказывала чиновников за преступления по доходам и счетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.

 

В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными  и денежными дворами, закупка  золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт, Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой – Мануфактур-коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно учреждение просуществовало до 1722г.

 

Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

 

Коммерц-коллегия содействовала  развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью  мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

 

С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и внешней торговли отошли в его  ведение. Функции Главного магистрата как центрального учреждения заключались  в организации развития торговли и промышленности в городах и  управление посадским населением.

Информация о работе Реформы Петра I