Оценка успешности административных реформ Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:02, реферат

Краткое описание

Во главе губерний были поставлены губернаторы, люди преимущественно военные. Губернаторы командовали расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской и Нижегородской губернии. Никаких задач по устройству местного благосостояния на губернаторов не возлагалось. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок. Если губернатор доставлял денег, запасов, рекрутов сверх назначенного числа, то его ожидало царское благоволение. Если был недобор, то губернатору грозил штраф за каждого недостающего человека вплоть до конфискации в пользу государства его имения .2

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3

Реформа армии и военно-морского флота……………………...4

Экономические реформы…………………………………………8

Реформа государственного аппарата………………………..…12

Церковная реформа……………………………….……………..17

Административные преобразования……………………………..22

Общая характеристика правления Петра I………………………25
Становление абсолютной монархии в России…………………..28
Заключение…………………………………………………….…..31
Список литературы……………………………………………..…33

Файлы: 1 файл

история.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Главными чертами  абсолютной монархии являются: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственно-го монарха: право монарха распоряжаться налоговой системой и государ-ственными финансами; наличие обширного разветвленного бюрократическо-го аппарата, который именем монарха осуществляет управленческие функ-ции; централизация и регламентация государственного и местного управле-ния, территориального деления; наличие постоянной армии и полиции; рег-ламентация всех видов службы и состояния сословий Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. Новоси-бирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 216..

В эпоху абсолютизма  прекращается деятельность органов, характер-ных  для сословно-представительной монархии (Земский собор и Боярская дума), государственная власть получает большую самостоятельность по отношению к обществу, в том числе и к верхам господствующих сословий, а межсословные перегородки становятся более проницаемыми.

В XVIII веке происходит значительное продвижение России как на запад так и на восток и на юг. В результате Северной войны (1700-1721) она утверждается на берегах Балтики, присоединяет к себе Лифляндию (Латвию), Эстляндию (Эстонию), Ингрию (устье Невы), часть Карелии (бывшие Новгородские земли) и часть Финляндии. С конца XVII и' нача-лось окончательное воссоединение Восточной и Западной Руси. Правобе-режная Украина, вся Белоруссия, вся Юго-Западная Русь, Литва и Кур-ляндия в течение XVIII века, а главное в результате успешной внешней поли-тики Екатерины II вошли в состав Российской империи. Чуть позже, в на-чале XIX века, Александр I завершил процесс территориального расширения России на запад, присоединив в 1809 году всю Финляндию, а в 1815 году - часть Польши - герцогство Варшавское под именем Царства Польского.

Поначалу не чувствовавший еще себя уверенно российский монарх предоставил всем новым территориям весьма широкую  автономию, в них сохранялись  все прежние порядки, в том  числе прежние органы управле-ния  и законы. Но уже к концу XVIII века и в начале XIX века на них распро-страняются общеимперские порядки (за исключением Финляндии и При-балтики (Остзейского края), где сохранялось прежнее местное самоуправ-ление).25

В XVIII веке в  результате блистательных побед  русского оружия при Ека-терине II Россия утверждается на берегах Черного моря, исполнив завет-ную мечту Петра I. Александр I завершает в 1812 году выход к Черному мо-рю присоединением Бессарабии. Не менее успешной была и восточная политика России. еще при Екатерине II под протекторат России перехо-дит Грузия, а затем бывшие турецкие владения на Кавказе. В середине XIX века происходит покорение Средней Азии (Туркестан, Коканд, Бухара, Хива). Вся Сибирь до Амура уже в составе России. Громадная империя, в 1/6 часть земного шара, распластывается на географических картах. Что-бы удержать целостность многонациональной державы, необходима была сильная центральная власть, опиравшаяся на мощную армию и разветв-ленный бюрократический аппарат.

Юридическое оформление абсолютизма произошло уже при Петре I. В 1816 году в Воинских Артикулах было определено: «Его величество есть са-мовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христиан-ский государь, по своей воле и благомнению управлять». В октябре 1721 года, во время празднования победы в Северной войне, послушные Петру Сенат и Синод торжественно преподнесли ему титул «Великого, императора и От-ца отечества». Позднее в императорское достоинство была введена и жена Петра I Екатерина I. В «Духовном регламенте» 1721 года значилось: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».26

Став императором и «Отцом отечества», Петр изменил порядок пре-столонаследия. В указе 1722 года он утвердил за собой право назначения преемника по собственной воле, не считаясь с традициями родства. Одна-ко сам Петр умер, не назначив себе преемника, чем положил начало дли-тельной и своекорыстной борьбе за престол, вошедшей в историю под па-званием «дворцовых переворотов».

В XVIII веке изменились и теоретические обоснования  монаршей власти. Идея договора в интересах  государства, ради «обшей пользы», «общего  блага» становится ведущей в указах Петра I. Народ вручает монарху власть: «Согласно все хощем, дабы ты, государь, к общей нашей пользе владееши нами вечно». Но и монарх служит государству наравне с подданны-ми, а высшая цель его деятельности - обеспечение прав всех граждан, правосудия и общественного порядка. Эти идеи всеобщего служения госу-дарству, пренебрежения личными интересами ради его могущества лейт-мотивом проходят не только через произведения идеологов абсолютизма («Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и др.), но и через кон-кретную практику государственного строительства.

Императору  принадлежала законодательная и  высшая административ-ная (исполнительная) власть в государстве. Император  был последней высшей инстанцией в решении судебных дел. Он являлся  верховным глав-нокомандующим войсками и фактическим главой русской церкви.

После смерти Петра I на престол была возведена его  супруга Екатери-на I (Марта Скавронская). Она процарствовала недолго и  оставила заве-щание, допустив в нем субституцию, т.е. назначив своим преемником за-конного наследника - внука Петра I Алексея Петровича. После смерти юного монарха Верховный тайный совет, в руках которого находилась реальная власть (М. Голицын, А. Меншиков, Долгоруковы и др.), пред-ложил престол племяннице Петра Анне Иоановне, вдове курляндского герцога. Верховники попытались при этом ограничить ее самодержавную власть. Согласно договору (кондициям) она не имела права без согласия Совета решать важные государственные, дипломатические, финансовые и военные дела, назначать себе преемника. Но Анна Иоановна, воспользо-вавшись поддержкой дворянских верхов, передавших ей прошение о при-нятии «самодержавства», в феврале 1730 года разорвала кондиции и разо-гнала Тайный совет. Попытка повернуть историю вспять не удалась. Укрепление абсолютизма продолжалось и при других преемниках Пет-ра I. В 1740 году в соответствии с Манифестом императрицы наследником престола был объявлен сын племянницы императрицы, Анны Леополь-довны, малолетний Иван Антонович Брауншвейгский, а регентом при нем - бывший фаворит Эрнст Бирон, вскоре свергнутый и отправленный в сибирскую ссылку фельдмаршалом Минихом. После кратковременного регентства Анны Леопольдовны Иван Антонович был низложен и заточен в темницу, а вместо него 25 ноября 1741 года гвардией на престол была воз-ведена дочь Петра I Елизавета, после смерти которой в 1861 году престол перешел к ее племяннику Петру III (Голштинскому). Но уже в 1762 году жена Петра III свергла его с престола, совершив очередной дворцовый перево-рот с помощью гвардии. Екатерина II царствовала 34 года и намеревалась передать престол внуку Александру (в обход сына Павла). Но апоплекси-ческий удар лишил ее дара речи, а Павел, прибыв вовремя к смертному одру своей матери, уничтожил заготовленные ею бумаги.27

Павел I восстановил старый порядок престолонаследия, отменив в 1797 году петровский указ и запретив впредь женское правление в России. Однако сам он стал жертвой нового, совершенного в 1801 году дворцового переворо-та, последнего в истории России. Пришедший к власти в его результате Александр Павлович I сумел стабилизировать монархическую власть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возросшая экономическая  и финансовая мощь государства, появление  новой регулярной армии, резкое увеличение бюрократического аппарата и реформа  системы управления создали необходимые условия для завершения формирования абсолютистской монархии. Царь был носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти и не разделял ее ни с кем. В Духовном регламенте 1721 года записано: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Завершающими  штрихом в создании абсолютизма  стала ликвидация последнего ограничения  власти самодержца. В 1722 году появился Устав о наследии престола, дающий право императору назначать себе преемника по своему усмотрению. Его появление во многом вызвано делом царевича Алексея, который в 1718 году был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казне.

Нередко для  исполнения своих приказов царь прибегал к чрезвычайным мерам и придавал особые функции тем органам, которые по закону ими не располагали. Так одним из главных инструментов управления страной становится гвардия, участвующая в проведении всех важнейших реформ - от переписи населения, до контроля за деятельностью Сената и коллегий. Важное место в системе управления играла личная канцелярия царя - его Кабинет, с помощью которого Петр нередко вмешивался в дела, входившие в компетенцию других государственных органов управления. Неограниченная власть монарха нашла правовое выражение в Воинском уставе и Духовном регламенте.

В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило  России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира.

Однако форсированная  модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.28

Реформы государственного строя придали новые силы служилому  деспотическому государству. Европейские  формы прикрыли и укрепили восточную  сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения  не совпадали с политической практикой.

Дворянство, воспринимая  ценности европейской культуры, резко  обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья  привязанность к традиционным ценностям  и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший раскол общества в культурном и в социальном плане, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ века.

Парадокс петровской реформы сводился к тому, что «вестернизация»  России, носившая насильственный и поверхностный характер, укрепляла основы русской цивилизации - самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой, провоцировала антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников традиционализма и национальной самобытности.

Однако представляется, что особенности природно-климатических, геополитических и демографических  условий страны, экономическая и  культурная отсталость, устойчивость традиционалистского сознания не давали возможности иному пути продвижения вперед.

 

Список  использованной литературы 

1)Е.  Анисимов. Время Петровских реформ. Санкт-Петербург: Лениздат, 1989 г.стр. 1-5

2)Н.  И.  Костомаров.  Русская  история   в  жизнеописаниях   её   главнейших

деятелей. Книга III. Москва: А/О «Книга и бизнес», 1992 г.

3) Погодин  М. П. Петр Великий. - В кн.: Историко-критические  отрывки, т. 1.стр.5-7

М., 1846 г.

4) Князьков  С.  Из прошлого земли русской.  Время Петра Великого Москва:

Мысль, 1991 г.стр 6-7

5) Буганов  В. И., Зырянов П. Н. История России конец XVII – XIX в. Москва:

Мысль, 1995г.стр.7-8

6) Н.И.  Павленко, Пётр Первый и его  время, Москва: Просвещение, 1989 г.стр.8-9

7) Богословский М. М. Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719—1902  стр.10-11 
8) Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968. Стр.11-13 
9) Ключков Н. Население России при Петре Великом по переписи того времени». — С-Пб, 1911стр13-15  
10) Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в первой половине XVIII столетия и реформы Петра Великого. — М., 1984  
11) Мрочек-Дроздовский П. «Областное управление России XVIII». — М., 1876 стр15-18 
12) Серов Д.О. Фискальская служба России: зигзаги исторического пути. Вестник Новосибирского университета. Сер. Право. 2005. T. 1. Вып. 1.стр20-23

13) Анисимов Е. В. Время Петровских реформ. Л., 1989.стр23-25

14) Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. Новоси-бирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. Стр 26-27

15)Все монархи  мира. Россия / Под ред. К. Рыжова. М.: Вече, 1999.стр25-26

16) История России  с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н. И. Павленко. М., Высшая школа. 1996.стр27-29

17) Каменский А. Российская империя в XVIII веке: традиция и модернизация. М., 1999.стр28-30

18) Сахаров А. Н., Бугаев В. И. История России: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 
 
 
 

Информация о работе Оценка успешности административных реформ Петра I