Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:02, реферат
Во главе губерний были поставлены губернаторы, люди преимущественно военные. Губернаторы командовали расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской и Нижегородской губернии. Никаких задач по устройству местного благосостояния на губернаторов не возлагалось. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок. Если губернатор доставлял денег, запасов, рекрутов сверх назначенного числа, то его ожидало царское благоволение. Если был недобор, то губернатору грозил штраф за каждого недостающего человека вплоть до конфискации в пользу государства его имения .2
Введение…………………………………………………………….3
Реформа армии и военно-морского флота……………………...4
Экономические реформы…………………………………………8
Реформа государственного аппарата………………………..…12
Церковная реформа……………………………….……………..17
Административные преобразования……………………………..22
Общая характеристика правления Петра I………………………25
Становление абсолютной монархии в России…………………..28
Заключение…………………………………………………….…..31
Список литературы……………………………………………..…33
Экономические реформы
«Совершенно бесспорно, что успехи армии Петра на полях сражения были бы
невозможны без серьёзных преобразований в экономике тогдашней России:
победное оружие Нотебурга, Полтавы, Гангута выковывалось в кузницах Урала,
Тулы, Петровских заводов. Несомненно и то, что в годы царствования Петра в
области экономики была осуществлена коренная реформа, имевшая далеко
ведущие последствия. В первой четверти XVIII века в России произошёл резкий
экономический скачок. Промышленное строительство петровской эпохи проходило
в невиданных для того времени темпах: за 1695 – 1725 годы возникло не менее
двухсот мануфактур разного профиля, то есть в десять раз больше, чем было
их в конце XVII века, и это при ещё более впечатляющем росте объёма
продукции.
Характернейшая
особенность экономического
заключалась в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его
активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Такая
роль была обусловлена многими факторами»7
Пётр I был приверженцем экономической концепции меркантилизма,
господствовавшей тогда в Европе. Эта концепция исходила из того, что
основой богатства государства и необходимым условием его существования
является накопление денег за счёт активного баланса торговли, вывоза
товаров на чужие рынки и препятствования ввозу товаров на свой. Уже одно
это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики.
Оба
пути развития государственного
предпринимательства –
старых промышленных районов и создание новых – особенно отчётливо
прослеживаются на примере металлургии – основы военного могущества. Казна
вложила огромные средства в расширение выпуска железа, пушек, оружия в
районах традиционного производства – в Карелии, Воронежско-Тамбовском крае,
в Центре. Здесь в сжатые сроки строились новые заводы, расширялись старые,
нередко отобранные у тех предпринимателей, которые были не в состоянии
оперативно справиться с огромными заказами казны.
Активно
использовать опыт
переселять
под ведение местной
создания новых мануфактур при Петре Первом. Кроме того, петровские
резиденты в Западной Европе активно приглашали иностранных горных
специалистов и металлургов, охотно ехавших в Россию из Германии, Англии и
других стран.8
Мощная
металлургическая база
производство, точнее – оружейную промышленность. В Туле, славившейся своими
оружейниками, в 1712 году был основан большой оружейный завод, а в 1721
году появился такой же – Сестрорецкий.
Пётр Первый энергично взялся и за создание мануфактур в лёгкой
промышленности. в 1696-1697 годах была основана мануфактура по производству
парусины, требования на которую с началом строительства флота были огромны.
Эта мануфактура называлась Хамовным двором.
В начале XVIII века в Москве был построен Канатный двор – мануфактура по
изготовлению корабельных снастей, а также Кожевенный и Портупейный дворы,
обеспечивающие армию амуницией и сёдлами. В начале века лихорадочно
возводились, преимущественно в Москве и Петербурге, и другие казённые
мануфактуры: бумажная, пуговичная, чулочная, суконная, полотняная.
Предприятия
основывались с оптимальным
на их строительстве использовали дешёвый труд местного населения, из него
же набирали
низкооплачиваемых
производства привлекали опытных специалистов – как русских, так и
иностранцев.
В
результате Петровской
срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить
военные и государственные нужды и ни в чём не зависящая от импорта.
Создание
собственной промышленности
собственной торговли – главным образом для получения прибыли с ходовых
товаров внутри страны и вывоза за рубеж таких товаров, которые бы дали
государству деньги на покупку кораблей, оружия, сырья для промышленности.
Государство захватывало торговлю самым примитивным, но очень эффективным
способом – введение монополии на заготовку и сбыт определённых товаров как
внутри страны, так и вне её.
Участие казны в торговле неизбежно вело к ограничению, регламентации
торговой деятельности русских купцов, имело следствием расстройство,
дезорганизацию товарооборота, удушение свободного, основанного на рыночной
конъюнктуре предпринимательства.9
«Государственные монополии, налоги, повинности – это были силовые
средства, применённые петровским государством для получения максимально
крупных сумм денег для решения своих задач». ( Анисимов стр.129)
Самодержавное государство стремилось за счёт купечества и его
профессионального дела – торговли быстро добыть деньги и товары для решения
своих грандиозных проблем.
Во время Северной войны также непомерные повинности несли крестьяне. Лишь
один перечень их производит на нас впечатление. Повинности были нескольких
видов: 1) людские (рекруты); 2) отработочные; 3) подводные; 4) лошадные; 5)
постройные; 6) натуральные (провиантом, фуражом и так далее); 7) денежные.
««Денежные налоги делились на постоянные и экстраординарные. Размеры
постоянных налогов оставались стабильными долгие годы. Они формировались из
нескольких групп налогов. «Приказные» налоги – это идущие на нужды
центральных ведомств. В начале 10-х годов XVIII века появились постоянные
налоги на строительство новой столицы: «деньги к санкт-петербургскому
городовому делу на кирпичное дело», «на известное зжение», «деньги на
припасы и на дело судов». Значительную группу постоянных денежных налогов
составляли сословные налоги, то есть те, которые платили отдельные
сословия.
«Приказные», петербургские и сословные постоянные налоги дополнялись
местными платежами, отличавшимися в каждой губернии, провинции и даже
уезде. Если объединить их по значению, то это – сборы на местную
администрацию, гарнизоны, содержание почты, дорог, мостов и так далее.
Постоянные и даже чрезвычайные денежные налоги составляли лишь
незначительную часть от общей массы государственных повинностей. Наиболее
тяжёлыми были экстраординарные повинности, как правило смешанные: денежно-
натуральные,
денежно-отработочные, подводно-денежно-отработочные
далее».(Анисимов стр. 134).
Были
проведены две переписи
1718 года единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне
зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70
копеек в год (с государственных крестьян – 1 рубль 10 копеек в год). Это
упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно
в 4 раза; к концу правления Петра они составляли 12 миллионов рублей в
год).
Реформа
государственного аппарата
Важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления. В
России государство к тому времени начинает играть необычайно большую роль
во всех сферах жизни, а в идеологии складывается буквально культ
абсолютистского государства. В то же время прежний государственный аппарат,
содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед
ним задачами, государственная машина давала сбои...
Указом 2 марта 1711 года был образован Сенат. Он заменил Боярскую Думу.
Чем не устраивал Петра Боярская дума, в чём смысл и значение проведённой
реформы?
Ответ
на эти вопросы дал ещё В.И.
думой не похожа на чиновничьи-дворянскую монархию XVIII века».
Следовательно, отличие монархии XVII века от монархии XVIII века состояло
в том, что первой сопутствовала Боярская дума, в то время как характерной
особенностью второй являлось управление страной при помощи дворян-
чиновников.10
Назначения в Сенат, как и освобождение от присутствия в нём,
производились царём, руководствовавшимся при этом отнюдь не породой, а
способностями кандидата в сенаторы. В итоге зависимость сенатора от царя
была неизмеримо большой. В этом проявилась одна из черт утверждавшейся в
России абсолютной, то есть неограниченной монархии.
Информация о работе Оценка успешности административных реформ Петра I