Оценка успешности административных реформ Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:02, реферат

Краткое описание

Во главе губерний были поставлены губернаторы, люди преимущественно военные. Губернаторы командовали расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской и Нижегородской губернии. Никаких задач по устройству местного благосостояния на губернаторов не возлагалось. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок. Если губернатор доставлял денег, запасов, рекрутов сверх назначенного числа, то его ожидало царское благоволение. Если был недобор, то губернатору грозил штраф за каждого недостающего человека вплоть до конфискации в пользу государства его имения .2

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3

Реформа армии и военно-морского флота……………………...4

Экономические реформы…………………………………………8

Реформа государственного аппарата………………………..…12

Церковная реформа……………………………….……………..17

Административные преобразования……………………………..22

Общая характеристика правления Петра I………………………25
Становление абсолютной монархии в России…………………..28
Заключение…………………………………………………….…..31
Список литературы……………………………………………..…33

Файлы: 1 файл

история.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

  Экономические реформы 
 

«Совершенно бесспорно, что успехи армии Петра  на полях  сражения  были  бы

невозможны  без  серьёзных  преобразований  в  экономике  тогдашней  России:

победное  оружие Нотебурга, Полтавы, Гангута  выковывалось в  кузницах  Урала,

Тулы, Петровских заводов. Несомненно и то, что в  годы царствования  Петра  в

области  экономики  была  осуществлена  коренная  реформа,  имевшая   далеко

ведущие последствия. В первой четверти XVIII века в России произошёл  резкий

экономический скачок. Промышленное строительство петровской эпохи  проходило

в невиданных для того времени темпах: за 1695 – 1725 годы возникло не  менее

двухсот мануфактур разного профиля, то есть в десять раз  больше,  чем  было

их в  конце XVII  века,  и  это  при  ещё  более впечатляющем  росте объёма

продукции.

  Характернейшая  особенность экономического бума  в России начала XVIII  века

заключалась в определяющей роли самодержавного государства в экономике,  его

активном  и глубоком проникновении во все  сферы  хозяйственной  жизни.  Такая

роль  была обусловлена многими факторами»7

   Пётр  I   был   приверженцем   экономической   концепции   меркантилизма,

господствовавшей  тогда  в  Европе.  Эта  концепция  исходила  из  того,  что

основой богатства  государства  и  необходимым  условием  его  существования

является  накопление  денег  за  счёт  активного  баланса  торговли,  вывоза

товаров на чужие рынки и препятствования  ввозу товаров  на  свой.  Уже  одно

это само по себе предполагало вмешательство  государства в сферу экономики.

  Оба  пути  развития  государственного   предпринимательства  –  активизация

старых  промышленных  районов  и  создание  новых   –   особенно   отчётливо

прослеживаются  на примере металлургии – основы  военного  могущества.  Казна

вложила огромные средства в  расширение  выпуска  железа,  пушек,  оружия  в

районах традиционного производства – в  Карелии, Воронежско-Тамбовском  крае,

в Центре. Здесь в сжатые сроки строились  новые заводы,  расширялись  старые,

нередко отобранные у тех  предпринимателей,  которые  были  не  в  состоянии

оперативно  справиться с огромными заказами казны.

  Активно  использовать опыт действовавших   предприятий,  а  лучших  мастеров

переселять  под ведение местной администрации  на новое место – таковы  методы

создания  новых  мануфактур  при  Петре  Первом.  Кроме   того,   петровские

резиденты  в  Западной  Европе   активно   приглашали   иностранных   горных

специалистов  и металлургов, охотно ехавших в  Россию из  Германии,  Англии  и

других  стран.8

  Мощная  металлургическая база позволила  расширить  и  металлообрабатывающее

производство, точнее – оружейную промышленность. В Туле, славившейся  своими

оружейниками, в 1712 году был основан большой  оружейный  завод,  а  в  1721

году  появился такой же – Сестрорецкий.

   Пётр  Первый  энергично  взялся  и  за  создание  мануфактур   в   лёгкой

промышленности. в 1696-1697 годах была основана мануфактура  по  производству

парусины, требования на которую с началом  строительства флота были  огромны.

Эта мануфактура  называлась Хамовным двором.

  В  начале XVIII века в Москве был  построен Канатный двор –  мануфактура  по

изготовлению  корабельных снастей, а также  Кожевенный  и  Портупейный  дворы,

обеспечивающие  армию  амуницией  и  сёдлами.  В  начале  века   лихорадочно

возводились, преимущественно  в  Москве  и  Петербурге,  и  другие  казённые

мануфактуры: бумажная, пуговичная, чулочная, суконная, полотняная.

  Предприятия  основывались с оптимальным приближением  к  источникам  сырья,

на их строительстве использовали дешёвый  труд местного  населения,  из  него

же набирали низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих.  Для  организации

производства  привлекали  опытных  специалистов  –  как   русских,   так   и

иностранцев.

  В  результате Петровской политики  в экономической области за  сверхкороткий

срок  была создана  мощная  промышленность,  способная  полностью  обеспечить

военные и государственные нужды и  ни в чём не зависящая от импорта.

  Создание  собственной промышленности государство   сочетало  с  организацией

собственной торговли – главным  образом  для  получения  прибыли  с  ходовых

товаров внутри страны и вывоза за  рубеж  таких  товаров,  которые  бы  дали

государству деньги на покупку кораблей, оружия,  сырья  для  промышленности.

Государство захватывало торговлю самым  примитивным,  но  очень  эффективным

способом  – введение монополии на заготовку и сбыт определённых  товаров  как

внутри  страны, так и вне её.

  Участие  казны в  торговле  неизбежно   вело  к  ограничению,  регламентации

торговой  деятельности  русских  купцов,  имело   следствием   расстройство,

дезорганизацию  товарооборота, удушение свободного, основанного  на  рыночной

конъюнктуре предпринимательства.9

   «Государственные  монополии,  налоги,  повинности  –  это  были   силовые

средства, применённые  петровским  государством  для  получения  максимально

крупных сумм денег для решения своих задач». ( Анисимов стр.129)

   Самодержавное  государство   стремилось   за   счёт   купечества   и   его

профессионального дела – торговли быстро добыть деньги и товары для  решения

своих грандиозных проблем.

  Во  время Северной войны также непомерные повинности несли крестьяне.  Лишь

один  перечень их производит на нас впечатление. Повинности  были  нескольких

видов: 1) людские (рекруты); 2) отработочные; 3) подводные; 4) лошадные;  5)

постройные; 6) натуральные (провиантом, фуражом  и так далее); 7) денежные.

  ««Денежные  налоги  делились  на  постоянные  и  экстраординарные.  Размеры

постоянных  налогов оставались стабильными  долгие годы. Они формировались  из

нескольких  групп  налогов.  «Приказные»  налоги  –  это  идущие  на   нужды

центральных ведомств. В начале 10-х годов XVIII  века  появились  постоянные

налоги  на  строительство  новой  столицы:  «деньги  к  санкт-петербургскому

городовому  делу на  кирпичное  дело»,  «на  известное  зжение»,  «деньги  на

припасы и на дело судов». Значительную группу  постоянных  денежных  налогов

составляли  сословные  налоги,  то  есть  те,  которые   платили   отдельные

сословия.

  «Приказные»,  петербургские  и  сословные   постоянные  налоги  дополнялись

местными  платежами,  отличавшимися  в  каждой  губернии,  провинции  и  даже

уезде.  Если  объединить  их  по  значению,  то  это  –  сборы  на   местную

администрацию, гарнизоны, содержание почты, дорог, мостов и так далее.

   Постоянные  и  даже  чрезвычайные   денежные   налоги   составляли   лишь

незначительную  часть от общей массы  государственных  повинностей.  Наиболее

тяжёлыми  были экстраординарные повинности, как  правило  смешанные:  денежно-

натуральные,  денежно-отработочные,  подводно-денежно-отработочные   и   так

далее».(Анисимов стр. 134).

  Были  проведены две переписи населения  – в 1710 и 1718 годах.  По  переписи

1718  года  единицей  обложения   становилась  «душа»  мужского   пола,   вне

зависимости от возраста, с которой взималась  подушная подать  в  размере  70

копеек  в год (с государственных крестьян – 1 рубль 10  копеек  в  год).  Это

упорядочило податную политику и резко подняло  доходы  государства  (примерно

в 4 раза; к концу правления Петра  они  составляли  12  миллионов  рублей  в

год). 
 

Реформа государственного аппарата 
 

Важнейшими  являлись  реформы  государственного  аппарата,  управления.  В

России  государство к тому времени начинает играть  необычайно  большую  роль

во  всех  сферах  жизни,  а  в  идеологии   складывается   буквально   культ

абсолютистского государства. В то же время прежний государственный аппарат,

содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими  перед

ним задачами, государственная машина давала сбои...

  Указом 2 марта 1711 года был образован  Сенат. Он  заменил  Боярскую  Думу.

Чем не устраивал Петра Боярская дума, в  чём  смысл  и  значение  проведённой

реформы?

  Ответ  на эти вопросы дал ещё В.И.Ленин:  «Монархия  XVII  века  с  боярской

думой   не   похожа   на   чиновничьи-дворянскую   монархию   XVIII   века».

Следовательно, отличие монархии XVII века  от монархии XVIII  века  состояло

в том, что первой сопутствовала Боярская дума, в то  время  как  характерной

особенностью  второй  являлось  управление  страной   при   помощи   дворян-

чиновников.10

   Назначения  в  Сенат,  как  и  освобождение   от   присутствия   в   нём,

производились царём, руководствовавшимся  при  этом  отнюдь  не  породой,  а

способностями кандидата в сенаторы. В итоге  зависимость  сенатора  от  царя

была  неизмеримо большой. В этом проявилась одна  из  черт  утверждавшейся  в

России  абсолютной, то есть неограниченной монархии.

Информация о работе Оценка успешности административных реформ Петра I