Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:02, реферат
Во главе губерний были поставлены губернаторы, люди преимущественно военные. Губернаторы командовали расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской и Нижегородской губернии. Никаких задач по устройству местного благосостояния на губернаторов не возлагалось. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок. Если губернатор доставлял денег, запасов, рекрутов сверх назначенного числа, то его ожидало царское благоволение. Если был недобор, то губернатору грозил штраф за каждого недостающего человека вплоть до конфискации в пользу государства его имения .2
Введение…………………………………………………………….3
Реформа армии и военно-морского флота……………………...4
Экономические реформы…………………………………………8
Реформа государственного аппарата………………………..…12
Церковная реформа……………………………….……………..17
Административные преобразования……………………………..22
Общая характеристика правления Петра I………………………25
Становление абсолютной монархии в России…………………..28
Заключение…………………………………………………….…..31
Список литературы……………………………………………..…33
военную или гражданскую. Петр нашел решение этому вопросу - он обложил их
двойным налогом. Раскольники отказались платить - разгорелась борьба.
Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли»[7]. Петр стремился
оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать
права церкви и ее главы: был создан совет епископов, собиравшийся
периодически в Москве, а затем, в 1711г., после создания Синода - глава
церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом, церковь была
полностью подчинена государству. 15Но царь прекрасно понимал, что подчинение
церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был
создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. «Синод был поставлен в один
ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов.
Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод
входило 12 человек. Возглавлял Синод президент , 2 вице-президента, 4
советника , 5 асессоров»[8]. В 1722г. названия были изменены. Президентом
Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности
фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и
образованный. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г., когда царь
заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в
Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником
царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал
идеи и стремления царя - преобразователя.
«По указу от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27 января, заранее
созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло
торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью
Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем».
Духовный регламент - это законодательный акт, определявший функции, права
и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной
церковью. 16Он приравнивал членов Синода к членам других государственных
учреждений.
Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна
исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам
предписывалось доносить властям о намерении исповедовавшегося совершить
измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением
должности обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась
самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть
бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие
нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они
были
на стороне оппозиции и
Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви
произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни «белых», ни «черных»
монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил
сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к
святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо
России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами,
помимо этого им надлежало заниматься столярным делом, иконописью,
прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано
монашеству.
Создание такого вида управления и организации церкви сам Пётр объяснил
следующим образом: « От соборного правления можно не опасаться Отечеству
мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления
духовного...»
Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую и
поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той
опоры, на которой стояла абсолютная монархия.
Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В 1699 г.
Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по
календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699
года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу.
Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось
от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г.17 должен был наступить
только через 8 лет.
В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим
указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г.
либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось
падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя
мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были
сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными
гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.
Радикально изменяется положение женщины в обществе. Петр попытался
приобщить ее к современной светской жизни, по примеру Запада, обеспечить
высшие
круги к новым формам обхождения.
Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого
предшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели
безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г.
Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского
государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, она
превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира. Петр
превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как
он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало
настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание
выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга,
активное вмешательство
в европейскую политику.
Деятельность Петра создала
России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации,
что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и
представлений
Московской Руси.18
Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они
затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских
правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы -
все это становилось
делом всей страны.
В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии
реформ, поэтому
анализ петровских преобразований сейчас
особенно необходим.
Административные
преобразования
С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и
управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти
XVIII в. сложилась
следующая система органов
Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти
сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны
получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган
исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными
законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего
предшественника - Боярской думы.19
Члены совета назначались
исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В
1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого
возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений.
Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот
контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все
правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе
прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В
обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях
учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".
Никак не соответствовали
система, сложившаяся при Боярской думе. Возникшие в разное время приказы
(Посольский, Стрелецкий, Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский
и др.) сильно различались по своему характеру и функциям.
Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу,
создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных
вопросов.
Взамен устаревшей системе
коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой
управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии:
Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур-
и Берг
- коллегии входили вопросы
ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс - коллегия -
расходами, а Ревизион - коллегия контролировала поступления доходов, сбор
податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных
им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а
Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был
Информация о работе Оценка успешности административных реформ Петра I