Оценка успешности административных реформ Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:02, реферат

Краткое описание

Во главе губерний были поставлены губернаторы, люди преимущественно военные. Губернаторы командовали расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской и Нижегородской губернии. Никаких задач по устройству местного благосостояния на губернаторов не возлагалось. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок. Если губернатор доставлял денег, запасов, рекрутов сверх назначенного числа, то его ожидало царское благоволение. Если был недобор, то губернатору грозил штраф за каждого недостающего человека вплоть до конфискации в пользу государства его имения .2

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3

Реформа армии и военно-морского флота……………………...4

Экономические реформы…………………………………………8

Реформа государственного аппарата………………………..…12

Церковная реформа……………………………….……………..17

Административные преобразования……………………………..22

Общая характеристика правления Петра I………………………25
Становление абсолютной монархии в России…………………..28
Заключение…………………………………………………….…..31
Список литературы……………………………………………..…33

Файлы: 1 файл

история.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

военную или гражданскую. Петр нашел решение  этому вопросу -  он  обложил  их

двойным  налогом.  Раскольники  отказались  платить  -  разгорелась  борьба.

Раскольников  казнили,  ссылали  в  ссылку  или  пороли»[7].  Петр  стремился

оградить  себя от влияния церкви, в связи  с  этим  он  начинает  ограничивать

права  церкви  и   ее  главы:  был  создан  совет  епископов,   собиравшийся

периодически  в Москве, а затем, в 1711г.,  после  создания  Синода  -  глава

церкви  потерял последние штрихи независимости. Таким образом,  церковь  была

полностью подчинена государству. 15Но царь прекрасно понимал,  что  подчинение

церкви  простому органу управления является невозможным.  И  в  1721  г.  был

создан  Святейший Синод, ведавший делами церкви. «Синод был поставлен в  один

ранг  с Сенатом, выше всех остальных  коллегий  и  административных  органов.

Структура Синода ничем не отличалась от структуры  любой  коллегии.  В  Синод

входило 12 человек.  Возглавлял  Синод  президент  ,  2  вице-президента, 4

советника , 5 асессоров»[8]. В 1722г. названия  были  изменены.  Президентом

Синода  был назначен Стефан Яворский. После  смерти Яворского его  обязанности

фактически  выполнял Феофан Прокопович, человек, по  оценке  Петра,  умный  и

образованный. С Петром он  был знаком  давно,  еще с 1716г.,  когда царь

заметил  этого  молодого  и  красноречивого  проповедника  и  вызвал  его  в

Петербург. С этого времени  Феофан  Прокопович  стал  деятельным  помощником

царя  в составлении целого ряда новых  реформ. С церковной кафедры он  защищал

идеи  и стремления царя - преобразователя.

«По указу  от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27  января,  заранее

созванные члены Синода принесли присягу  и  14  февраля  1721  г.  произошло

торжественное открытие. Духовный регламент,  для  руководства  деятельностью

Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем».

Духовный  регламент -  это законодательный  акт, определявший  функции,  права

и  обязанности  Синода,  его  членов  по  управлению  Русской   православной

церковью. 16Он приравнивал  членов  Синода  к  членам  других  государственных

учреждений.

Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже  тайна

исповеди.  По  указу  Синода  от  26  марта   1722   г.   всем   священникам

предписывалось  доносить  властям  о  намерении  исповедовавшегося  совершить

измену  или бунт. В 1722 г. церковная реформа  была  завершена  установлением

должности   обер-прокурора   Синода.   Таким   образом,   церковь   лишилась

самостоятельной  политической  роли  и  превратилась   в   составную   часть

бюрократического  аппарата.  Нет  ничего  удивительного  в  том,  что  такие

нововведения  вызвали недовольство духовенства, именно по  этой  причине  они

были  на стороне оппозиции и участвовали  в реакционных заговорах.

Не только внешний вид управления церковью  изменился,  но  и  внутри  церкви

произошли радикальные изменения. Петр не жаловал  ни  «белых»,  ни  «черных»

монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных  расходов,  царь  решил

сократить расход финансов на эту сферу,  заявив, что укажет монахам  путь  к

святости  не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и  работой  на  благо

России. По этой причине  монастыри  были  обложены  определенными  налогами,

помимо  этого  им  надлежало  заниматься   столярным   делом,   иконописью,

прядением,  шитьем  и  т.д.  -  всем  тем,  что  не   было   противопоказано

монашеству.

Создание  такого вида управления  и  организации  церкви  сам  Пётр  объяснил

следующим образом: « От соборного правления  можно  не  опасаться  Отечеству

мятежей и смущения, каковые происходят  от  единого  собственного  правления

духовного...»

Таким образом, Петр устранил угрозу покушения  духовной власти на светскую  и

поставил  церковь на службу государству. Отныне церковь являлась  частью  той

опоры, на которой стояла абсолютная монархия.

Реформы Петра Великого касались различных  сфер жизни  общества.  В  1699  г.

Петр  издал указ об  изменении  календаря.  Ранее  летоисчисление  велось  по

календарю византийского образца: Новый год  начинался  1  сентября.  С  1699

года Новый год должен был начинаться с 1 января,  по  европейскому  образцу.

Эта реформа  вызвала большое недовольство, т.к. ранее  летоисчисление  велось

от сотворения мира, а в пересчете на новый  лад 1700 г.17 должен был наступить

только  через 8 лет.

В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве  первых  аптек;  другим

указом  запрещалось ношение ножей под  страхом кнута или  ссылки.  В  1701  г.

либеральный дух нового царствования был выражен  в ряде указов:  воспрещалось

падать  на колени при появлении  государя;  обнажать  голову  зимой,  проходя

мимо  дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования  семейной  жизни:  были

сделаны  попытки  обеспечить  брачный  союз  более  прочными   нравственными

гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.

Радикально  изменяется  положение  женщины  в   обществе.   Петр   попытался

приобщить ее к современной светской жизни,  по  примеру  Запада,  обеспечить

высшие  круги к новым формам обхождения. 
 
 

Но несмотря на то,  что почти всем реформам Петра Великого

предшествовали  те или иные государственные начинания XVII в., они имели

безусловно революционный  характер.  После смерти императора в  1725 г.

Россия была на пути превращения совсем  в  другую страну: из Московского

государства, чьи  контакты с Европой были довольно-таки ограниченными,  она

превратилась  в Российскую империю - одну из величайших держав мира.  Петр

превратил Россию в  подлинно  европейскую страну  (во всяком случае,  как

он это понимал) - недаром выражение «прорубил  окно в Европу» стало

настолько часто  употребляемым. Вехами  на  этом пути стали завоевание

выхода к Балтике,  строительство новой столицы - Санкт-Петербурга,

активное вмешательство  в  европейскую политику. 

      Деятельность Петра создала все  условия для более  широкого  знакомства

России с культурой, образом жизни, технологиями европейской  цивилизации,

что и послужило  началом довольно болезненного процесса ломки норм и

представлений Московской Руси.18 

      Еще одной важной особенностью  петровских реформ было то, что  они

затронули  все  слои общества,  в отличие от предыдущих попыток российских

правителей.  Строительство флота,  Северная война, создание новой столицы -

все это становилось  делом всей страны. 

      В настоящее время Россия, как  и два века назад, находится в стадии

реформ, поэтому  анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим. 
 
 
 
 
 
 

Административные  преобразования 

      С 1708 г.  Петр начал  перестраивать   старые  органы власти и

управления и  заменять их новыми. В результате к  концу  первой  четверти

XVIII  в.  сложилась   следующая система органов власти  и управления.

      Вся полнота законодательной,  исполнительной,  и судебной  власти

сосредоточилась  в руках Петра,  который после  завершения Северной войны

получил титул  императора.  В 1711 г. был создан новый высший орган

исполнительной  и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными

законодательными  функциями.  Он принципиально отличался  от своего

предшественника - Боярской думы.19

      Члены совета назначались императором.  В порядке осуществления

исполнительной  власти  Сенат издавал  указы, имевшие  силу  закона.  В

1722  г.  во  главе Сената был поставлен  генерал-прокурор, на которого

возлагался контроль за деятельностью всех правительственных  учреждений.

Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот

контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых  во все

правительственные учреждения.  В первой  четверти  XVIII в. к системе

прокуроров добавилась система фискалов,  возглавляемая  оберфискалом. В

обязанности  фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях

учреждений и  должностных лиц,  нарушавших "казенный интерес".

      Никак не соответствовали новым   условиям  и  задачам приказная

система,  сложившаяся  при Боярской думе. Возникшие в  разное время приказы

(Посольский,  Стрелецкий, Поместный,  Сибирский,  Казанский, Малороссийский

и др.) сильно  различались  по  своему  характеру  и  функциям.

Распоряжения  и  указы  приказов  зачастую противоречили  друг другу,

создавая невообразимую  путаницу  и  надолго задерживая решение неотложных

вопросов.

      Взамен устаревшей системе приказов  в  1717-1718  гг. было создано 12

коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой

управления  и  подчинялась Сенату.  Главными  считались три коллегии:

Иностранная, Военная  и Адмиралтейство.  В компетенцию  Комерц-,  Мануфактур-

 и  Берг - коллегии входили вопросы торговли  и промышленности. Три коллегии

ведали финансами: Камер-коллегия  - доходами,  Штатс - коллегия -

расходами,  а  Ревизион - коллегия контролировала поступления доходов, сбор

податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных

им сумм.  Юстиц-коллегия ведала гражданским   судопроизводством,  а

Вотчинная, учрежденная  несколько позже, - дворянским землевладением. Был

Информация о работе Оценка успешности административных реформ Петра I