Административные и экономические реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:43, реферат

Краткое описание

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Оглавление

Введение стр.3-4
Административные преобразования стр.5-9
Экономические реформы стр.10-12
Роль финансов в экономической политике Петра I стр.13-16
Состояние финансово-кредитной системы России в конце XVI- начале XVIII веков. стр.17-18
Заключение стр.19
Список используемой литературы стр.20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по истории.docx

— 46.92 Кб (Скачать)

Экономический факультет

Кафедра Истории и политологии

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории:

 

 

 

«Административные и экономические  реформы Петра I»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка  экономического факультета

Каткова Наталья Андреевна

 

 

          Работу проверила: Морозова Н.А.

 

 

 

 

Киров 2012

 

 

Содержание

  1. Введение                                                                                     стр.3-4
  2. Административные преобразования                                         стр.5-9
  3. Экономические реформы                                                           стр.10-12
  4. Роль финансов в экономической политике Петра I                стр.13-16
  5. Состояние финансово-кредитной системы России в конце XVI- начале XVIII веков.                                                                    стр.17-18
  6. Заключение                                                                                  стр.19
  7. Список используемой литературы                                            стр.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В царствование  Петра  Первого были проведены реформы  во всех областях государственной жизни  страны.  Многие из этих преобразований уходят  корнями в XVII век - социально-экономические  преобразования того времени послужили  предпосылками реформ Петра, задачей  и содержанием  которых  было  формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые  противоречия  привели  к  необходимости  усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации  управления,  построения стройной и  гибкой системы управленческого  аппарата,  строго  контролируемого  высшими  органами власти.  Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более  агрессивной внешней политики и  подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной  жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ  в  различных  сферах деятельности государства. Два с половиной  столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя  все сходятся в одном - это был  один из наиважнейших этапов истории  России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.  В российской  истории трудно найти деятеля,  равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой  проблеме.  Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев,  который,  наверное,  наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Великого,  писал:  «Различие взглядов… происходило  от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния  этого дела; чем значительнее  какое-нибудь явление, тем более  разноречивых взглядов и мнений порождает  оно,  и тем долее толкуют  о нем, чем долее ощущают на себе его влияние».

Как уже было сказано,  предпосылками петровских  реформ  явились преобразования  конца XVII века.  Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления.  Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных  приказов,  появились зачатки регулярной армии – полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение.

Но несмотря на то,  что почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели, безусловно, революционный характер.  После смерти императора в 1725 г.  Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными,  она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира.  Петр превратил Россию в подлинно  европейскую страну  (во всяком случае,  как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами  на  этом пути стали завоевание выхода к Балтике,  строительство новой столицы - Санкт-Петербурга,  активное вмешательство в европейскую политику.

Деятельность Петра создала  все условия для более  широкого  знакомства России с культурой, образом  жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и  представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они  затронули  все слои общества,  в отличие от предыдущих попыток  российских правителей.  Строительство  флота,  Северная война, создание новой  столицы - все это становилось  делом всей страны.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится  в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

 

 

 

 

 

Административные  преобразования.

 

Говоря об административных реформах Петра I нужно отметить, что  как таковых реформ вовсе не было. Это были лишь незначительные изменения  в ту или иную сторону. «Преобразование  управления - едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность», - писал известный историк В.О. Ключевский. Он справедливо отмечал, что в действительности никакой  программы административно - государственных  преобразований у Петра I не было, а  если и была, то абсолютно не продуманная, ведь все реформы проводились  очень спешно, порой даже одна другой противореча. Главной целью этих беспорядочных, наспех проводимых реформ было быстрое и эффективное выколачивание  из народа средств для покрытия государственных  расходов, прежде всего - на войну ( именно ей Петр уделял большую часть своего внимания).

Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления, приказы сменялись одно другим, часто  прямо противоположным, или сводились  на нет бесконечными переменами в государственных учреждениях, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям. Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.

Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы управления: вместо Боярской думы (которую  Петр обрек просто на физическое вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения стала  принимать своеобразная "команда", составленная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский, по словам современника, "злой тиран, пьяный по вся дни".

Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого  ведомства городов. Указами вводилось  самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских  городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых  органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные  поступления государственных доходов  с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.

Но с ростом государственных  расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению  перенести основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после  окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г. начинается осуществление  новой реформы, а в 1708 г. провозглашается  создание восьми губерний, которые  в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

В 1710 г. была проведена подворная  перепись населения и была установлена  особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для  покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать определённое количество полков.

Однако и эта реформа  не дала желаемого эффекта, Северная война затянулась, и разместить в  губерниях приписанные к ним  полки не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную  почву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ведомости  по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.

Эти две реформы вызвали  полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система  приказов, в начале  XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал. Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров".

Для установления жесткого контроля  за управлением Петр в 1711 г. создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов. Стал печально известен этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Главная его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной власти была резко снижена.

Но новый централизованный аппарат власти с учреждением  Сената еще только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы  государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, ка и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени  заимствования им западноевропейского  опыта.

Шведская государственная  система была построена на принципах  камерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе в XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд черт, весьма привлекательных для Петра:

1) Это функциональный  принцип управления, который предусматривал  создание учреждений, специализировавшихся  в какой-либо сфере;

2) Это устройство учреждения  на началах коллегиальности, четкой  регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда,  установления единообразия штатов  и жалованья.

Используя шведский опыт и  шведские образцы, Петр, как правило, вносил обусловленные особенностями России изменения. В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г. назначаются президенты и вице-президенты коллегий.

В 1720 г. был принят Генеральный  регламент - документ, определяющий штаты  коллегий, окончательно разграничивавший их функции и компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г. После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу  реформировать и местное управление. Началась очередная реформа местного административно-территориального устройства. В 1719-1720 г. были отменены "доли" и  должности ландратов, губернии теперь делились на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

Городское управление было передано в руки городских верхов. Должность бурмистров отменялась. Все  посадское население делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые  купцы и владельцы ремесленных  мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство  городского населения. Правом выбора в  новые органы городского самоуправления - магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения - члены  гильдий, избираться могли лишь члены 1-ой гильдии. Деятельность всех городских  магистратов контролировал созданный  в 1720 г. Главный магистрат.

Наряду с разделением  городского населения, были проведены  преобразования и в отношении  многочисленного класса не крепостного населения - оно объединялось в сословие государственных крестьян со значительным сужением прав и возможностей. Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными крестьянами.

Новая система органов  управления создала мощный слой чиновничьего дворянства в России, сложился разветвленный  дворянско-бюрократический аппарат. После полного уравнения земельных владений дворян (поместий) и бояр (вотчин) дворянское землевладение окончательно превратилось в господствующее, причем указ о майорате 1714 г. предотвратил дроблений владений. Но эта мера полностью реализована не была.

Информация о работе Административные и экономические реформы Петра I