Реформы Петра 1 и их оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:17, реферат

Краткое описание

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………......3 стр.
2. Оценка реформ Петра I……………………………………......5 стр.
2.1 Военные реформы Петра I…………………………….....5 стр.
2.2. Административные преобразования…………………..5 стр.
2.3. Церковная реформа……………………………………..8 стр.
2.4. Экономические преобразования……………………….8 стр.
2.5. Изменения в области науки, культуры и быта……....11 стр.
3. Заключение……………………………………………………12 стр.
4. Список литературы…………………………………………...12 стр.

Файлы: 1 файл

Пётр I реферат 2.docx

— 39.84 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ  
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ИСТОРИИ 

«РЕФОРЫ ПЕТРА I И ИХ ОЦЕНКА» 
 
 
 
 
 
 

                                      Выполнила: студентка  гр.

                                                           

                                      Проверила: д.и.н.    
 

      г. Тюмень, 2012 г.

    План  работы 

  1.  Введение……………………………………………………......3 стр.
  2. Оценка реформ Петра I……………………………………......5 стр.

          2.1 Военные реформы Петра I…………………………….....5 стр.

           2.2.    Административные преобразования…………………..5 стр.

      2.3.    Церковная реформа……………………………………..8 стр.

      2.4.    Экономические преобразования……………………….8 стр.

           2.5.    Изменения в области науки, культуры и быта……....11 стр.

3.   Заключение……………………………………………………12 стр.

4.   Список литературы…………………………………………...12 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение

    В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

    Обостряющиеся классовые противоречия привели  к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и  на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы  управленческого аппарата, строго контролируемого  высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более  агрессивной внешней политики и  подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной  жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в  различных сферах деятельности государства.

    Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости  от точки зрения того или иного  исследователя все сходятся в  одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

    Знаменитый  историк Сергей Михайлович Соловьев, который, наверное, наиболее глубоко  исследовал личность и поступки Петра Великого, писал: "Различие взглядов... происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние". Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии - полки иноземного строя.

    Происходили изменения в культуре: появились  театр, первое высшее учебное заведение. Русские начинают более тесно соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения Украины и Белоруссии (временно), воспринявших идеи и новые традиции эпохи Возрождения. Знаменитая Немецкая слобода, оказавшая на юного Петра такое сильное воздействие, также переживала свой расцвет в конце XVII в.

    Но  несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или  иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение "прорубил окно в Европу" стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.

    Деятельность  Петра создала все условия  для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и  послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений  Московской Руси. Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство  флота, Северная война, создание новой  столицы - все это становилось  делом всей страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Оценка  реформ Петра I
 
    1. Военные реформы Петра I

    Военные реформы занимают особое место среди  Петровских преобразований. Они имели  наиболее ярко выраженный классовый  характер. Сущность военной реформы  состояла в ликвидации дворянских ополчений  и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

    Задачи  создания современной боеспособной армии и флота занимали юного  царя еще до того, как он стал полновластным  государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы  важны не только сами по себе, но еще  и потому, что они оказывали  очень большое, часто решающее, влияние  на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы  определялся войной.

    Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

    - создание боеспособной регулярной  армии, одной из сильнейших  в мире, которая дала России  возможность воевать со своими  основными противниками и побеждать  их;

    - появление целой плеяды талантливых  полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

    - создание мощного военного флота; - гигантский рост военных расходов  и покрытие их за счет жесточайшего  выжимания средств из народа. 

    2.2. Административные преобразования

    В.О.Ключевский писал: "Преобразование управления - едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность".

    Ключевский, вообще относившийся к деятельности Петра весьма критически, считал, что реформы управления проводились наспех, беспрограммно. Те или иные изменения в государственном управлении, административно-территориальном делении России диктовались военной необходимостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих военных расходов (сам Петр называл деньги "артериею войны"). Для Петра-реформатора было также характерно стремление перенести военные принципы на сферу гражданской жизни и государственного управления.

    Петр  относился к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к военному уставу, а к чиновнику - как к  военнослужащему. Американский исследователь Д.Крайкрафт отмечал: "Петр не только одевался как солдат, но и действовал и думал как солдат".

    Бессистемность  и спешка часто приводили к  путанице: установления, приказы сменялись  одно другим, часто прямо противоположным, или сводились на нет бесконечными переменами в государственных учреждениях, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям. Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.

    Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на физическое вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения стала принимать своеобразная "команда", составленная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский, по словам современника, "злой тиран, пьяный по вся дни".

    Первой  административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также  для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом  и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов  была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления  государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе  Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.

    Но  с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие  к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести  основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи  все разуметь и править". Такая  организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после  окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г. начинается осуществление  новой реформы, а в 1708 г. провозглашается  создание восьми губерний, которые  в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов.

    Однако  и эта реформа не дала желаемого  эффекта, Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные  к ним полки не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ведомости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.

    Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал. Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров".

    Поворотным  моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший  создание нового органа государственной  власти - Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией.

    В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и Петр настаивал на признании  Сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю.

Информация о работе Реформы Петра 1 и их оценки