Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение состояния советского общества, политической жизни, национального и государственного строительства в 20-30 годы и военный периоды.
Задачи курсовой работы:
Ознакомиться с общими теоритическими сведениями об образовании СССР;
Изучить национально-государственное строительство в 1920 – 1930 годы;
Рассмотреть национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны.
Введение 2
Глава 1. Общие теоритические сведения об образовании СССР. 3
1.1. Предпосылки образования СССР 3
1.2. Принципы образования СССР 5
Глава 2. Национально-государственное строительство 1920 - 1930 гг. 9
Глава 3. Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны. 34
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 53
Выделение тех или иных народов в самостоятельные национальные образования возбуждало аналогичные желания у других. "В настоящее время, - говорилось в записке Оргбюро ЦК РКП(б) О советском строительстве в национальных республиках и областях (ноябрь 1925 г.), - имеется стремление к выделению в автономные единицы тунгусов в Якутии, мордвы в Пензенской губернии, корели в Приморской губернии. Чукотский окружком считает необходимым выделение тунгусов (13 000 чел.) в автономную область с целью выбить почву из-под ног националистического и бандитского движения на Северном побережье". Решая вопросы о выделении той или иной национальной автономии, Президиум ЦИК СССР увязывал их с экономическими проблемами и наличием на данной территории не менее половины населения данной национальности. В противном случае вопрос не решался, как, например, с мордовской автономией (только позже, в 1930 г. была образована Мордовская автономная обл.). Иногда же, как это было с корейской национальной единицей, отказ в организации следовал "по политическим соображениям" (такое мнение высказало Дальбюро ЦК партии). Один из видных корейских коммунистов Хан Мен-Ше в своем письме в Наркомнац возмущался утверждением об опасности "расширения влияния японцев через корейцев". В НКИД высказывалась и озабоченность опасностью стихийного заселения края корейцами и китайцами30 . Тем не менее в августе 1924 г. Дальбюро ЦК РКП(б) приняло решение о создании двух корейских районов.
Из-за бедности
государственной казны
Процессы выделения многих национальных республик и автономных областей имели немало негативных последствий. Большинство из них поднимало вопрос о пересмотре своих внешних границ в сторону их расширения. Вотская обл., например, претендовала в 1925 г. на приграничную часть одного из округов Уральской обл., Чувашская АССР - на Алатырский уезд Ульяновской губ., Башкирия - на район Баскунчака. В ряде местностей национальное размежевание привело к обострению межнациональных отношений. В Туркестанском уезде дело дошло даже до вооруженного столкновения между киргизами и узбеками (1925 г.). Наиболее типичным было обострение отношений титульных национальностей с народами, населяющими новые национально-территориальные образования. Представители нетитульных народов составляли к середине 1920-х гг. значительную часть населения автономий юга РСФСР. В Северной Осетии, например, - 16%, в Адыгее - 54%. В ряде республик и областей образовались новые национальные меньшинства. Таковыми стали русские. В результате анализа положения русского населения в местностях, где оно является национальным меньшинством (документ был представлен в ЦИК СССР в августе 1923 г.), было установлено, что "во многих образованиях Союза ССР интересы русского населения терпят ущерб в пользу коренного населения...". В 1924 г. во ВЦИКе вынуждены были даже образовать специальную комиссию по урегулированию положения русского меньшинства в автономных республиках и областях. Создалась и угроза снижения культурного уровня населения этих районов вследствие выезда русских учителей и интеллигенции. В одном из обращений представителей русского населения Горской АССР говорилось: "Жизнь русского населения... стала невыносимой и идет к поголовному разорению и выживанию из пределов Горской республики... Полное разорение экономике края несут постоянные и ежедневные грабежи и насилия над русскими...". В Чечне раздавались призывы к выселению русских, так что в Урус-Мартан вынужден был выехать Калинин и на митинге доказывать политический вред, которые принесла бы такая акция. Аналогичные жалобы шли и из Калмыкии. "Нам нужно предоставить право наравне с калмыками", писал русский житель по фамилии Букреев. В докладе ОГПУ (осень 1928 г.) сообщалось, что в связи с включением Владикавказа и Грозного в состав Северной Осетии и Чечни русские рабочие опасались, что их "выкинут на улицу", и "в несколько раз вырастет безработица среди русского населения". Но в особенно бедственном положении оказалось русское казачество. "Одной из групп нацмен, стоящей в особом положении, - говорилось в указывавшейся выше записке "О советском строительстве в национальных республиках и областях" - являются русские казаки в нацрайонах. Среди них слабо поставлена работа и подчас их огульно рассматривают как контрреволюционеров". В одной из докладных записок в СНК СССР (1927 г.) сообщалось "о ненормальностях взаимоотношений между русскими и туземным населением в Казахстане и Киргизии". Отмечалась напряженность и между некоторыми другими народами - югоосетинами и грузинами, армянами и тюрками и т.д. В секретном "Обзоре политического состояния СССР" за апрель 1928 г., подготовленном ОГПУ, отмечалось, что в Армении антисоветскими элементами проводится агитация за переселение тюрок в Азербайджан ввиду "неизбежности резни тюрок армянами".
В декабре
1933 г. Президиум ВЦИК РСФСР принял
постановление о создании Чечено-Ингушской
автономной области с центром
в Грозном, а Владикавказ был
передан Северной Осетии. Отзвуки
этого постановления дают о себе
знать и в наши дни. В 1936 г. Северо-Осетинская
АО была преобразована в Северо-
Наряду
с выделением союзных и автономных
республик и автономных областей
проводилось и национальное административно-
Вторая сессия ВЦИК 8-го созыва приняла основные положения по вопросам районирования. Выделение национальных районов и сельсоветов призвано было обеспечить правовое положение национальных меньшинств и стимулировать их вовлечение в государственное строительство. Низовое национальное районирование осуществлялось с целью "приближения власти к массе населения" и предоставление компактно проживающим людям одной национальности, составляющим половину населения района, возможности развивать свою культуру, пользоваться родным языком и т.п. Проводимое районирование должно было в одинаковой мере учитывать как экономические, так и национальные особенности применительно к специфике быта и культуры народов. С января 1925 г. национальное районирование проводилось исполкомами Советов только с разрешения ВЦИК. Все материалы представлялись для обсуждения в Отдел национальностей.
Ввиду сложности национального расселения, кроме однонациональных, создавались и административные единицы, представлявшие две национальности. В Смоленской обл. в 1927 г. из 12 национальных сельсоветов 5 были еврейско-русскими. В Татарской республике, наряду с татарскими и русскими, был организован в 1926 г. ряд смешанных сельсоветов. Независимо от национальности все граждане района, волости, имели одинаковые права и избирались в органы власти, имея в них равные права.
К 1 декабря 1933 г. в Российской Федерации насчитывалось 117 национальных районов и более 3 тыс. сельских советов с численно преобладающим населением из национальных меньшинств. Создание национальных административных единиц в определенной мере способствовало национальному самоопределению многочисленных народов, компактно проживающих на инонациональной территории. Люди почувствовали уважение к их национальному достоинству и, соответственно, усилилось доверие к власти. Власть говорила на понятном языке. Работала национальная школа. Вместе с тем национальное районирование одних народностей сопровождалось пробуждением самосознания других, стремившихся добиться и для себя отдельной территории в виде района или сельсовета, причем отказ в этом вызывал недовольство, зависть и вражду. Наблюдалось и стремление некоторых лиц создать свою административную единицу без учета условий и возможностей, а иногда даже против воли людей своей национальности, проживающих в данной местности. Обособление людей на национальной основе кое-где сопровождалось всплеском сепаратистских, националистических настроений, шовинизма по отношению к меньшим по численности национальным группам. Во многих национальных областях и республиках поднимался вопрос о пересмотре внешних границ в сторону их расширения. К минусам национального размежевания необходимо отнести и ослабление экономических связей между отдельными районами. Проявилось и нежелание местных властей выделять такие национальные единицы. Впоследствии (1937 г.) Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о ликвидации национальных районов, отмечая, что в некоторых местах они создавались "искусственно", без учета национального состава их населения и что многие из этих районов якобы были созданы "врагами народа с вредительскими целями". Смена курса была связана с общей установкой о "решенности" национального вопроса в СССР и форсированием межнационального сближения.
Следует подчеркнуть, что в середине 1920-х и начале 1930-х гг. национальная политика строилась с учетом специфики и уровня развития различных районов. Согласно записке "О советском строительстве в национальных республиках и областях", носившей итоговый характер, в СССР выделялись, в частности: кочевые и полукочевые районы - Казахстан, Туркменистан, Киргизская, Ойратская (Республика Алтай), Якутская, Башкирская, Бурятская и Калмыцкая области, а также национальные области Северного Кавказа; районы, прошедшие через стадию промышленного капитализма - Украина, Грузия, Армения, Азербайджан, Белоруссия; остальные районы.
Центральной
задачей в национальных образованиях
являлось обеспечение классового подхода
при организации органов
Сложности были и в других местах. "Сыр-Дарьинский губком указывает, - говорилось в записке Оргбюро ЦК РКП(б), - что дехкане прямо говорят, что им соваппарат обходится дороже, чем царский, так как тогда чиновников было меньше и взяток приходилось давать меньше". Кое-где, например в Чечне и Якутии, в начале 1920-х г. "леваками" практиковалась политика искусственного расслоения населения и проводилась так называемая "тактика дифференциации". Так, в Якутии съезды ревкомов решили "помочь классовому расслоению якутов", прибегнув к изоляции "всех кулацких элементов, тойонов" посредством их высылки и заключения в тюрьму. В крае вспыхнуло восстание, которым воспользовались остатки белогвардейских формирований, остававшихся еще на Дальнем Востоке. Ликвидация восстания стала возможной только после того, как в Якутии была провозглашена автономная республика.
Население
нередко проявляло нежелание
участвовать в выборах в
Остро ощущалось противостояние советских властей и духовенства. Повально закрывались и разрушались церкви, мечети. Однако религиозные школы в регионах, где население исповедовало ислам, брали верх над советскими. Так в Дагестане в 1925 г. в советских школах обучалось 15 тыс. детей, а в медресе - 40 тыс. В Башкирии и Казахстане к 1925 г. в некоторых волостях открылось до двух десятков религиозных школ.
Советская власть и РКП(б), стремясь приблизить власти к населению, осуществляла так называемую "коренизацию" госаппарата, вовлекая коренное население в работу властных органов. Осуществлялась установка на то, чтобы все партийные и советские органы "национализировались" и работали на языке, понятном для населения. Во всех центральных и губернских учреждениях Украины украинцы в 1924 г. составляли 39.9%. В Закавказье представителей местных национальностей насчитывалось 54.3% из них: грузин - более 29, армян - 22.5, тюрок - 1.5%. В Туркменистане "националов" в республиканских органах было 10%, в Казахстане - 8.3%. В 1925 г. в центральных органах Белоруссии работали 42.6% белорусов. В Башкирском ЦИКе "националы" составляли 50.5%, в Якутской обл. - 16%. К 1930 г. лиц "коренной" национальности в республиканском аппарате было: в Белоруссии - уже 59.4%, на Украине - 36.2, в ЗСФСР - 29.94, в Казахстане - 12.7, Татарстане - 33.8, Азербайджане - 36.79, Армении - 93.53, Грузии - 74.6%58 . Вместе с тем "коренизация" сопровождалась вытеснением из властных органов представителей других национальностей, в том числе русских. В выступлении Г. К. Орджоникидзе на XII съезде РКП(б) отмечались факты игнорирования в республиках так называемых "нетитульных" народов. Например, в Совнаркоме Грузинской ССР (по данным на 1923 г.) не было ни одного наркома из русских или армян, в ЦК Грузинской компартии наблюдалось то же самое. В Тифлисе в составе Тифлисского совета второго созыва грузины составляли 43% (несмотря на то, что среди жителей грузинской столицы их было только 25%) и 17% армян (в составе населения Тифлиса их было более трети) .
Существовала
и установка о переводе делопроизводства
в национальных республиках и
областях на язык "коренного" населения.
В Закавказье большая часть центральных
учреждений в 1925 г. вела делопроизводство
на местных языках. В Белоруссии
на белорусском языке
Большое внимание уделялось народам Севера. В июне 1924 г. декретом ВЦИК был создан Комитет содействия народностям северных окраин. Ему вменялось в обязанности "содействие планомерному устроению малых народностей Севера в хозяйственно-экономическом, административно-судебном и культурно-санитарном отношении". Комитет функционировал до августа 1936 г. и немало сделал для малочисленных народов Севера.
Существенное место в национальной политике партийного руководства занимала борьба с "национал-уклонизмом", к которому относили рецидивы великодержавности, великорусского шовинизма, колонизаторства, связанные с недооценкой значения национальных особенностей в партийной работе или нежеланием считаться с национальной спецификой культуры и быта, историческим прошлым тех или иных национальностей. Что касается коммунистов из местного "коренного" населения, то у них, наоборот, часто наблюдалось преувеличение значения национальных особенностей в ущерб "классовым интересам трудящихся". К последнему Сталин относил, прежде всего, деятельность, направленную на отстаивание независимости республик и областей, повышение уровня их суверенитета. Борьбу с "национал-уклонизмом" он связывал с выдвинутой им на июньском (1923 г.) пленуме ЦК РКП(б) концепцией усиления классовой борьбы по мере приближения к социализму. В целях укрепления своей власти Сталин неоднократно заявлял, что борьба против "национал-уклонизма" есть воплощение в жизнь ленинских идей. За этим обычно скрывался произвол и неуважение к принципу самостоятельности республик. Ленин же был противником огульных обвинений такого рода, и в декабре 1922 г. он резко высказывался о тех, кто "пренебрежительно швыряется обвинениями в "социал-национализме"". "Национал-уклонистов" выискивали и обнаруживали практически во всех республиках. В Азербайджане в мае 1924 г. VI съезд КП(б) Азербайджана осудил национал-уклонистов во главе с бывшим секретарем республиканской компартии А. Хундаговым. Их упрекали в претензии на предоставление азербайджанцам особых привилегий и в "национализации" азербайджанского пролетариата, выражавшейся в линии на замену азербайджанцами всех рабочих других национальностей.
Информация о работе Национально-государственное строительство в СССР