Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение состояния советского общества, политической жизни, национального и государственного строительства в 20-30 годы и военный периоды.
Задачи курсовой работы:
Ознакомиться с общими теоритическими сведениями об образовании СССР;
Изучить национально-государственное строительство в 1920 – 1930 годы;
Рассмотреть национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны.
Введение 2
Глава 1. Общие теоритические сведения об образовании СССР. 3
1.1. Предпосылки образования СССР 3
1.2. Принципы образования СССР 5
Глава 2. Национально-государственное строительство 1920 - 1930 гг. 9
Глава 3. Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны. 34
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 53
С октября 1917 г. по апрель 1924 г. действовал Народный комиссариат по делам национальностей, игравший ведущую роль в реализации государственной национальной политики. Его деятельность обстоятельно проанализирована В. Г. Чеботаревой. После роспуска Наркомнаца национальными проблемами в 1925 - 1938 гг. занимались отдел национальностей и Совет национальностей ЦИК Союза ССР. При этом часть работавших там коммунистов искренне стремилась переустроить общество на революционных началах, но, не располагая необходимыми материальными ресурсами, а нередко и под влиянием интернационалистских догм, форсировала процессы, проходившие в национальных районах, или механически повторяла в республиках то, что делалось в промышленно развитом Центре России. Но были и советско-партийные бюрократы, отстаивавшие свои, узко ведомственные аппаратные интересы и не считавшиеся с интересами народных масс, что наносило большой ущерб налаживанию мирного сожительства народов страны.
30 декабря
1922 г. был образован Союз
Обсуждение
текста Конституции в Расширенной
комиссии, как свидетельствуют
Обсуждение
выявило ряд острых проблем. Дискутировался,
например, вопрос о структуре ЦИК
СССР и о компетенции его палат
- Союзного совета и Совета национальностей.
На заседании Расширенной комиссии
14 июня 1923 г. член украинской делегации
Х. Г. Раковский обратил внимание
на то, что, хотя вторая палата ЦИК СССР
создается для защиты интересов
отдельных республик, в ее состав
входят 300 членов от РСФСР и только
75 от остальных союзных республик
вместе взятых. Будет ли авторитетна
эта палата, спрашивал Раковский,
если она явится не органом национальностей,
а органом России? Однако поддержки
со стороны остальных членов комиссии
глава украинского
Конституция
определяла, что высшим органом власти
в стране является съезд Советов.
При обсуждении в Расширенной
комиссии механизма выборов делегатов
на съезд Сапронов и А. С. Енукидзе
внесли предложение не о двухступенчатых,
а прямых выборах их населением с
тем, чтобы в составе делегатов
было больше представителей народа, а
не руководящей бюрократии. Но это
предложение не получило должной
поддержки, поскольку при двухступенчатых
выборах партии было легче регулировать
состав делегатов съезда. Согласно
статье 10 проекта Конституции, делегаты
должны были избираться на губернских
съездах Советов, а в тех республиках,
где нет губерний, - на съезде республиканских
Советов. В результате оправдалось
опасение о засилье на съездах
Советов бюрократической
В проекте Расширенной комиссии говорилось, что между съездами Советов высшую власть в стране осуществляет Президиум ЦИК. В украинском проекте это положение было опущено, что фактически означало отказ от наличия действующей высшей власти в государстве в межсъездовский период. Эта скрытая конфедералистская позиция не получила, однако, поддержки. При обсуждении вопроса о пределах компетенции общесоюзного законодательства ЦИК Украины настаивал на том, что оно должно лишь устанавливать общие основы права, но не детализировать их. Это положение было учтено. Конституция СССР законодательно закрепила положение о том, что все члены Союза проводят единую внешнюю политику, имеют общую валюту и единую сеть коммуникаций, общий план развития народного хозяйства, внутренней и внешней торговли.
Сложным оказался вопрос о гражданстве. В проекте, представленном Украиной, говорилось, что "гражданин одной республики, переходя на территорию другой республики, пользуется всеми правами данной республики". Единое же общесоюзное гражданство расценивалось как ненужный "космополитизм". Однако участники обсуждения с такой позицией не согласились, и Конституция СССР утвердила (ст. 7) единое союзное гражданство.
Дискуссию вызвал и вопрос о праве выхода республик из Союза ССР. Представитель ЗСФСР С. Тер-Габриелян на заседании Расширенной комиссии 14 июня 1923 г. резко возразил против попыток контроля над этим процессом со стороны союзного правительства. "Решил и вышел, и разъехались по сторонам, - сказал он. - А если этого нет и вы останетесь в Союзе, то благоволите чувствовать некоторую руку". Калинин предложил предоставить автономным республикам право "выделения от РСФСР" и самоопределения. Тем не менее ст. 4 Конституции закрепила право свободного выхода из Союза ССР только за союзными республиками. При этом не был разработан конкретный механизм выхода.
При обсуждении вопроса об изменении границ территории республик и их Конституции Н. А. Скрыпник (УССР) заявил, что они могут быть изменены лишь решением республиканских органов. Таким образом, союзным органам могло принадлежать лишь право постановки, а не решения таких вопросов. Ст. 6 принятой Конституции гласила, что территория союзных республик не может быть изменена без их согласия. За республиками закреплялось и право изменять свою Конституцию.
Принятие первой Конституции СССР явилось важным событием в жизни молодого советского государства. Процесс ее подготовки осуществлялся как по государственной, так и по партийной линии и проходил в форме острых дискуссий. При этом даже принятие окончательного проекта, по словам секретаря ЦИК СССР, затягивалось "ввиду систематического отсутствия представителя Украины и Белоруссии". Представители республик боролись в Комиссии ЦИК СССР за обеспечение своего суверенитета и равноправия, которые формально были закреплены в принятой Конституции, но, под влиянием партийной и государственной бюрократии претворялись в жизнь с большими отступлениями. Конституционный механизм регулирования межнациональных отношений уже к началу 1930-х гг. фактически перестал действовать.
Период после принятия в 1924 г. первой Конституции СССР ознаменовался активным процессом образования новых республик и автономных областей. 15 сентября 1924 г. III чрезвычайная сессия ЦИК Туркестанской АССР приняла закон о проведении размежевания на территории республики. В результате на территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской Социалистических Республик были образованы: Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, Кара-Калпакская автономная область в составе Казахской АССР и Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР. По решению Президиума ЦИК СССР от 2 января 1925 г., в состав Таджикской АССР включили территорию Памира, где была образована Горно-Бадахшанская автономная область. Кара-Киргизская АО в мае 1925 г. была переименована в Киргизскую автономную область, а в 1926 г. преобразована в Киргизскую АССР. В апреле 1930 г. эта автономная республика получила право непосредственного вхождения (представительства) в Совнарком СССР и Совет труда и обороны.
Образованные в феврале 1925 г. Узбекская ССР и Туркменская ССР в октябре того же года вошли в состав СССР. Таджикская АССР в декабре 1929 г. вышла из состава Узбекской ССР и вошла в состав СССР на правах союзной республики - Таджикской ССР. Кара-Калпакская автономная область, созданная 11 мая 1925 г., в мае 1932 г. стала автономной республикой.
В 1924 г. в составе УССР выделилась Молдавская АССР. В отличие от других автономий, она имела свою Конституцию. Ввиду того, что Белорусская ССР включала лишь 6 уездов бывшей Минской губ. и не имела достаточной хозяйственной базы для своего национального развития, в ее состав в 1924 г. передали ряд уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губ. РСФСР, где преобладало белорусское население. В 1926 г. Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о передаче Белорусской ССР Гомельского и Речицкого уездов.
Сложные процессы проходили на Северном Кавказе. 7 июля 1924 г. Президиум ВЦИК РСФСР принял решение о ликвидации Горской АССР. Вместо нее создавались две автономные области: Северная Осетия и Ингушетия, а также автономный Сунженский округ. Владикавказ становился административным центром Северной Осетии и Ингушетии, но приобретал самостоятельный статус и подчинялся ВЦИК РСФСР. Вопросы размежевания между Осетией и Ингушетией начали дебатироваться еще в 1923 г. Как считал заместитель постоянного представителя ГПУ на Юго-Востоке России, одним из мотивов выделения Осетии из Горреспублики являлась "национальная рознь, существующая издавна между осетинами и ингушами". ВЦИК создал специальную комиссию по вопросу об установлении границ между частями бывшей Горской республики. Мотивация изменения границы излагалась в "Объяснительной записке к проекту установления областных границ между Ингушской и Осетинской областями". В основу разграничения была положена длительность проживания соответствующей национальности в данной местности.
К 1924 г. на Северном Кавказе существовали следующие национальные единицы в составе РСФСР: автономная республика Дагестан, а также Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Адыгейская (Черкесская), Чеченская, Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. Кроме того, в качестве самостоятельных административных единиц существовали Сунженский округ и города Владикавказ и Грозный. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии - автономных областях, наделенных правами губерний, исполкомы Советов избирались не на общем основании, а на съезде каждой национальной части отдельно. Затем на паритетных началах составлялся общий объединенный исполнительный комитет.
Несмотря
на более низкий статус национальной
самостоятельности, народы, входящие в
эти территориальные
Информация о работе Национально-государственное строительство в СССР