Национально-государственное строительство в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение состояния советского общества, политической жизни, национального и государственного строительства в 20-30 годы и военный периоды.
Задачи курсовой работы:
Ознакомиться с общими теоритическими сведениями об образовании СССР;
Изучить национально-государственное строительство в 1920 – 1930 годы;
Рассмотреть национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Общие теоритические сведения об образовании СССР. 3
1.1. Предпосылки образования СССР 3
1.2. Принципы образования СССР 5
Глава 2. Национально-государственное строительство 1920 - 1930 гг. 9
Глава 3. Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны. 34
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 53

Файлы: 1 файл

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СССР.docx

— 90.67 Кб (Скачать)

В декабре 1942г. во многих городах и районах  Урала были проведены мероприятия, посвященные 25-летию со дня провозглашения 1-ым Всеукраинским съездом Советов  Украинской ССР.

Органы  партийной и государственной  власти, профсоюзные и другие общественные организации оказывали эвакуированным помощь в улучшении их материально-бытового положения, проявляли заботу об охране их здоровья. Так, в Удмуртии была открыта Озоно-Чепецкая лесная школа-санаторий, в которой лечились эвакуированные польские дети. Подготавливались кадры для национальных республик. Например, в поселке Тирлянский, Башкирской АССР в 1942г. функционировала спецшкола медсестер Латвии.

Плодотворно и взаимообогащаясь работала творческая интеллигенция. Профессорско-преподавательский состав учебных заведений Урала пополнился эвакуированными специалистами и стал более высококвалифицированным. Деятели культуры Украины, находясь в эвакуации в Башкирии, благодарили за оказанный им теплый прием.

По инициативе Союза писателей Башкирии и украинской секции писателей при активном участии  общественности республики в 1941г. отмечался  юбилей украинского поэта И. Франко. Люди разных национальностей участвовали  во всенародной помощи фронту. Летом 1942г. среди молдавских граждан прошел сбор средств на постройку танков "За Советскую Молдавию".

Отношения между эвакуированными и местными жителями различных национальностей  на бытовом уровне в целом можно  охарактеризовать как дружелюбные. И все же, если мы хотим воссоздать объективную картину исторических событий, необходимо сказать о негативных явлениях, происходивших в тылу. Прибывавших по эвакуации евреев в основном встречали хорошо, но иногда проявлялись антисемитские  настроения. Как правило, они возникали  на фоне неприязни к эваконаселению в целом и были особенно заметны в сельской местности.

Система советского государственного аппарата в центре и на местах, сложившаяся к 1941г., в основном, сохранялась и во время войны. Однако новые задачи и условия военного времени требовали перестройки государственного аппарата, создания новых чрезвычайных органов государственной власти с соответствующим распределением компетенции между ними. Широкая коллегиальность во многом уступила место оперативному единоначалию. Ленинский принцип демократического централизма осуществлялся в новых формах, вызванных задачами разгрома врага.

Вероломное  нападение гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941г. потребовало принятия партией и правительством неотложных мер по мобилизации всех материальных и духовных сил советского народа на отпор врагу. В тот же день Президиум  Верховного Совета СССР издал несколько  указов исключительной важности:

1. Указ  «О военном положении», которым  устанавливалось, что в местностях, объявленных на военном положении,  все функции органов государственной  власти в области обороны, обеспечения  общественного порядка и государственной  безопасности принадлежат военным  советам фронтов, армий, военных  округов, а там, где нет военных  советов,— высшему командованию  войсковых соединений. В местностях, объявленных на военном положении,  военным властям были предоставлены  следующие права:

а) в соответствии с действующими законами и постановлениями  правительства привлекать граждан  к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями;

б) устанавливать  военно-квартирную обязанность для  расквартирования воинских частей и  учреждений;

в) объявлять  трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей;

г) производить  изъятия транспортных средств и  иного необходимого для нужд обороны  имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий  и организаций, так и у отдельных  граждан;

д) регулировать время работы учреждений и предприятий, в том числе театров, кино и  т. д.; организацию всякого рода собраний, шествий и т. п.; запрещать появление  на улице после определенного  времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых  случаях обыски и задержание подозрительных лиц;

е) регулировать торговлю и работу торгующих организаций (рынки, магазины, склады, предприятия  общественного питания), коммунальных предприятий (бани, прачечные, парикмахерские и т. д.), а также устанавливать  нормы отпуска населению продовольственных  и промышленных товаров;

ж) воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении;

з) выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном  положении, или из отдельных ее пунктов  лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой.

По всем этим вопросам военные власти имели  право издавать обязательные для  всего населения постановления, устанавливая за неисполнение их наказание  в административном порядке в  виде лишения, свободы до шести месяцев  или штрафа до 3000 руб., а также  отдавать распоряжения местным органам  власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать их безусловного и немедленного исполнения.6

Все местные  органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации  и предприятия были обязаны оказывать  полное содействие военному, командованию в использовании сил и средств  данной местности для нужд обороны  страны и обеспечения общественного  порядка и безопасности.

За неподчинение распоряжениям и приказам военных  властей; а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных  на военном положении, виновные привлекались к уголовной ответственности  по законам военного времени. В изъятие  из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка  и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных  трибуналов. В Указе приводился перечень этих дел. В тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение  о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий.

2. Указ «О мобилизации военнообязанных по Ленинградскому, Прибалтийскому особому, Западному особому, Киевскому особому, Одесскому, Харьковскому, Орловскому, Московскому, Архангельскому, Уральскому, Сибирскому, Приволжскому, Северо-Кавказскому и Закавказскому военным округам». Мобилизации подлежали военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918г. включительно.

3. Указ  «Об объявлении в отдельных  местностях СССР военного положения».[8;38]

26 июня 1941 г. издается Указ Президиума  Верховного Совета СССР «О  режиме рабочего времени рабочих  и служащих в военное время», которым директорам предприятий  промышленности, транспорта, сельского  хозяйства и торговли было  предоставлено право устанавливать,  с разрешения Совнаркома СССР, обязательные сверхурочные работы  продолжительностью от одного  до трех часов в день с  оплатой в полуторном размере. Указом отменены  очередные и дополнительные отпуска (кроме отпусков в случаях болезни, по беременности и родам).[8;56]

Постановлением  Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1941г. создана Ставка главного командования Вооруженных Сил СССР. 10 июля 1941г. она преобразуется в Ставку Верховного Командования. 24 июня, созданы Совет по эвакуации и Советское информационное бюро. 27 июня Политбюро ЦК ВКП(б) принимает решение- «Об отборе коммунистов для усиления партийно-политического влияния в полках». За первые шесть месяцев войны политбойцами в войска было послано 60 тыс. коммунистов и 40 тыс. комсомольцев.[9;12]

30 июня 1941г.  совместным постановлением Президиума  Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех Сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину», создан Государственный Комитет Обороны, в руках которого сосредоточивалась вся полнота власти в государстве. Все граждане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны. Его председателем был назначен И. В. Сталин,[8;36] который являлся также председателем Совета Народных Комиссаров СССР и с 8 августа 1941г. — Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР.

Во многих местностях, объявленных на военном  положении, создавались областные  и городские комитеты обороны, являвшиеся чрезвычайными местными органами государственной  власти. В ряде случаев образовывались так называемые суженные исполкомы  городских Советов, в которые  входили представители партийных  и государственных органов.

Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) 29 июня разработали Директиву партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков. Она была положена в основу речи И. В. Сталина по радио 3 июля, где он указал на серьезную опасность, нависшую над нашей Родиной, объяснил причины временных неудач Красной Армии и призвал немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, все подчинить интересам фронта и задачам организации разгрома врага. Обращение партии и правительства к советскому народу имело огромное военно-политическое значение.

Совет Народных Комиссаров СССР своим постановлением от 1 июля 1941г. значительно расширил права народных комиссаров СССР в  условиях военного времени. С 18 июля 1941г. это постановление распространяется на народных комиссаров РСФСР и УССР.

Народные  комиссары СССР и двух названных  союзных республик наделялись чрезвычайными  правами по распределению и перераспределению  материальных ресурсов; по разрешению директорам предприятий и начальникам  строек выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы; по перераспределению капиталовложений по сверхлимитным строительствам и по направлению полностью на другие стройки средств, предусмотренных планом для строек, прекращенных строительством в связи с военными действиями; по частичным отступлениям от утвержденных проектов и смет сверхлимитного строительства в пределах общей стоимости каждой стройки, утвержденной по генеральной смете; по разрешению пуска в эксплуатацию строящихся предприятий и их отдельных частей с последующим уведомлением СНК СССР; по резервированию в обеспечение выполнения дополнительных производственных заданий до 5% от утвержденного фонда зарплаты по Наркомату в целом; по списанию числящихся на балансе убытков отдельных хозяйственных учреждений и предприятий за счет их собственных оборотных средств и сверхплановой прибыли по Наркомату в целом (при отсутствии возражений Наркомфина СССР); по списанию сумм с расчетных счетов подведомственных хозорганов и предприятий на покрытие просроченной задолженности поставщикам.

В случае перевода предприятий в другие местности  наркомы имели право разрешать  наем жилых помещений у отдельных  граждан для размещения рабочих  и служащих перевозимых предприятий, а также новостроек. Им же предоставлялось  право производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ за счет капиталовложений, внелимитных затрат, капитального ремонта, а при отсутствии их — за счет себестоимости продукции.

В июле 1941г. совнаркомам союзных и автономных республик и исполкомам краевых  и областных Советов депутатов  трудящихся на время войны предоставлено  право переводить в обязательном порядке рабочих и служащих, освобождающихся  в связи с сокращением штатов, консервацией строительств и т. п., на работу в другие учреждения, предприятия, строительства, независимо от их ведомственной подчиненности и территориального расположения.

Эти чрезвычайные полномочия наркомов, правительств союзных  и автономных республик, край (обл.) исполкомов, расширившие их возможности  оперативно действовать в военных  условиях, сыграли огромную роль в  обеспечении победы советского народа над фашистскими захватчиками.

Решением  Государственного Комитета Обороны  в начале июля 1941г. комиссии Н. А. Вознесенского, с привлечением наркомов вооружения, боеприпасов, авиационной промышленности, цветной металлургии и других наркомов, поручается выработать военно-хозяйственный  план обеспечения обороны страны. Такой план по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и  Средней Азии был разработан на IV квартал 1941г. и на 1942г. 16 августа 1941г. его одобрили Совнарком СССР и  ЦК ВКП(б) и утвердило Политбюро ЦК ВКП(б).7

В середине июля 1941г. ЦК ВКП(б) принял постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск». Принятие постановления придало организации всенародной войны в тылу оккупантов планомерный, целеустремленный характер, стало ее могучим ускорителем. К концу 1941г. коммунисты создали и возглавили действия свыше двух тысяч партизанских отрядов, оказывавших большую и все возрастающую поддержку Красной Армии.

2 июля 1941г.  постановлением Совнаркома СССР  вводится всеобщая обязательная  подготовка к противовоздушной  и противохимической обороне всего взрослого населения в возрасте от 16 до 60 лет. Было также установлено, что граждане обоего пола — женщины в возрасте от 18 до 50 лет и мужчины в возрасте от 16 до 60 лет — привлекаются к участию в группах самозащиты МПВО на предприятиях, в учреждениях и жилых домах в обязательном порядке.[12;866]

Совнаркомы  союзных республик во исполнение этого постановления приняли  акты, его развивающие и конкретизирующие применительно к условиям той  или иной республики.

В сентябре 1941г. Государственным Комитетом  Обороны введено всеобщее обязательное обучение военному делу граждан СССР в возрасте от 16 до 50 лет. Обучение осуществлялось вневойсковым порядком без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. В качестве инструкторов обучения привлекался средний командный  и политический состав и младший  начсостав, пользующийся отсрочками от призыва по мобилизации, а также  наиболее подготовленный рядовой состав старших возрастов, не призванный в  армию. В целях организации обязательного  военного обучения граждан СССР в  составе Наркомата обороны образуется Главное управление Всеобщего военного обучения (Всевобуч), в военных округах, в областных (краевых и республиканских) военкоматах создаются отделы Всевобуча, а в райвоенкоматах имелось по 2—3 инструктора Всевобуча.[8;49]

Информация о работе Национально-государственное строительство в СССР