Национально-государственное строительство в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение состояния советского общества, политической жизни, национального и государственного строительства в 20-30 годы и военный периоды.
Задачи курсовой работы:
Ознакомиться с общими теоритическими сведениями об образовании СССР;
Изучить национально-государственное строительство в 1920 – 1930 годы;
Рассмотреть национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Общие теоритические сведения об образовании СССР. 3
1.1. Предпосылки образования СССР 3
1.2. Принципы образования СССР 5
Глава 2. Национально-государственное строительство 1920 - 1930 гг. 9
Глава 3. Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны. 34
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 53

Файлы: 1 файл

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СССР.docx

— 90.67 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Кафедра государственного управления,

правового обеспечения  государственной и муниципальной  службы

 

                                                                           Допустить к защите

   Зав.кафедрой__________________

«_____» ______________________2012 г.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ  СТРОИТЕЛЬСТВО В СССР

 

 

Курсовая работа по истории 

государственного  управления

                                                                                                        

 

 

 

                                                                                    

                                                                                Руководитель:

   

                                                                                    

                                                                               

 

 

 

 

Челябинск

2012

Оглавление

Введение 2

Глава 1.  Общие теоритические сведения об образовании СССР. 3

1.1. Предпосылки образования СССР 3

1.2. Принципы образования СССР 5

Глава 2. Национально-государственное строительство 1920 - 1930 гг. 9

Глава 3. Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны. 34

Заключение 52

Список использованных источников и литературы 53

 

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что изучение данного вопроса помогает более глубоко осмыслить опыт, пережитый  в период становления СССР и годы Великой Отечественной войны. Экстраполяция данного опыта на нынешнее время помогает более детально разобраться в процессах, происходящих в нашей стране и воспользоваться этим опытом в дальнейшей профессиональной деятельности.

Объектом изучения является национально-государственное строительство  в СССР.

Предмет изучения – национально  –государственное строительство в 20-30 годы и в период Великой Отечественной войны

Целью данной курсовой работы является  изучение состояния советского общества, политической жизни, национального и государственного строительства в 20-30 годы и военный периоды.

Задачи курсовой работы:

  • Ознакомиться с общими теоритическими сведениями об образовании СССР;
  • Изучить национально-государственное строительство в 1920 – 1930 годы;
  • Рассмотреть национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны.

Курсовая работа состоит  из введения, трёх глав, заключения и  списка использованных источников и  литературы. В главе 1 рассматриваются  вопросы образования СССР, во второй главе – национальное строительство  в 20-30 годы, в третьей главе строительство  в годы Великой Отечественной  войны.

Глава 1.  Общие  теоритические сведения об образовании  СССР.

    1. Предпосылки образования СССР

Идеологические  предпосылки. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция  бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько  веков. Однако большевистская идея мировой  революции и создания в будущем  Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный  процесс. Активную роль в развертывании  объединительного движения сыграла  РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства  на территории бывшей Российской империи.

Национальная  политика большевиков. Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной  власти. В основу ее был положен  принцип равенства всех наций  и народностей и право наций  на самоопределение, закрепленные в  Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося  и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными  объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов  Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало  рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в  странах Европы, Азии. Правом на самоопределение  воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия.

В образовании  СССР большую роль сыграла ЗСФСР. Для всех россиян было важно хозяйственное  объединение всех трёх закавказских республик. Это объединение вызвало  горячий спор. Основной вопрос спора  был - принципы нэпа и создание (объединение) государств. Спор был еще и в  том, что применимы ли принципы нэпа к объединению всех республик. Нэп требовал воссоздания государственного единства на основе конфедерации. Было организованно единое управление железными дорогами Закавказья. Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика форсированного сближения, объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ. При этом основные полномочия оставались в руках республик. Это был союз на основе конфедераций. Этим был очень недоволен Орджоникидзе. Сталин, как и Орджоникидзе, был сторонником жесткой централизации. В конце августа Сталин предложил проект, в котором предлагал «...приспособить форму взаимоотношений между центрами и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем, безусловно, должны подчиняться центру...».

На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства  вели в течение Гражданской войны  борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная  рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в  Азербайджане, казахская Алаш и др.).1

Политические  предпосылки. В связи с победой  Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического  строя (диктатура пролетариата в  форме Советов), сходные черты  организации государственной власти и управления. В большинстве республик  власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских  республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность  в объединении.

Экономические и культурные предпосылки. Потребность  к объединению диктовалась также  исторической общностью судеб народов  многонационального государства, наличием многолетних экономических и  культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось  экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока  и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали  основными поставщиками нефти, каменного  угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после  окончания Гражданской войны, когда  встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической  отсталости советских республик. В  национальные республики и области  из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также  предусматривал развитие экономики  всех районов страны.

    1. Принципы  образования СССР

Весной  и летом 1922 г. партийные организации  Украины, Белоруссии и Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения  с РСФСР, обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей.2

В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план "автономизации", который  предусматривал вхождение советских  республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Сталинский  план "автономизации" был закономерным итогом борьбы между теми, кто под  коммунистическим флагом шел к изоляционизму  и сепаратизму и теми, кто стремился  добиться единства республик под  эгидой центрального московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И. В. Сталина отстаивали В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

Проект  был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП(б).

ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.

В целом, не возражая против резолюции, Центральное  бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений  между независимыми союзными республиками. ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины. Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей республик вызвали на заседание комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по вопросу "О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик". Уже в первый день за проект И. В. Сталина проголосовали представители всех республик, за исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены все спорные вопросы – центр пошел на некоторые уступки. Республикам разрешили иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК, согласовывать назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные представительства наркоматов иностранных дел и внешней торговли своих представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала его пленуму ЦК.

Однако  В. И. Ленин, который был болен  и не мог принимать участие  в работе комиссии, идею автономизации  отверг. 26 сентября 1922 г. он направил членам Политбюро письмо, в котором подверг  резкой критике проект "автономизации" и сформулировал идею создания союза  равноправных советских республик. Формулу "вступления" республик в РСФСР он предложил заменить принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в такой же мере, как и над другими республиками. Отстаивая принцип полного равенства объединяющихся советских национальных республик, он писал: "…мы признаём себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, "Союз Советских Республик Европы и Азии". И. В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации ошибочным.

6 октября  1922 года Пленум ЦК одобрил позицию  В. И. Ленина и принял на  ее основе новую резолюцию. 18 декабря  1922 года Пленум ЦК принял проект  Союзного договора. В течение  декабря 1922 года съезды Советов  Белоруссии, Украины и ЗСФСР приняли  постановления об образовании  СССР и избрали делегации на I Всесоюзный съезд Советов. Х  Всероссийский съезд Советов  собрался 23 декабря 1922 года. На нем  присутствовали свыше двух тысяч  делегатов с решающим и совещательным  голосами.

С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Он огласил проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения, которые были приняты  съездами других республик: добровольность и равноправие республик с  сохранением за каждой из них права  свободного выхода из Союза.

27 декабря  1922 года Х Всероссийский съезд  Советов принял предложенное  Президиумом ВЦИК постановление  об образовании СССР. Съезд закончился  взволнованными словами М. И.  Калинина, встреченными продолжительными  аплодисментами: "Я вижу, как над  нами развевается красное знамя  с пятью священными буквами  – РСФСР. И мы, делегаты Х  съезда Советов, полномочные представители  всей Советской Российской Федерации,  склоняем это дорогое, овеянное  битвами и победами, укреплённое  жертвами рабочих и крестьян  знамя перед Союзом Советских  Республик. Мы видим, как уже  поднимается новое красное знамя  Союза Советских Республик. Я  вижу, товарищи, стяг этого знамени  в руках товарища Ленина".

На этом вся подготовительная работа по образованию  Союза была завершена. Последнее  слово оставалось за I Всесоюзным съездом  Советов.

 

Глава 2. Национально-государственное строительство 1920 - 1930 гг.

В советский  период процессы национально-государственного строительства в 1920 - 1930 гг. вследствие догматизации науки и господства идеологии сталинизма изображались преимущественно как шествие от одного успеха к другому. В постсоветское время ситуация резко изменилась, и теперь историки открыто пишут о допущенных в прошлом ошибках, связанных с установлением границ между автономиями, ущемлением прав русского народа и т.д.

Из 136.9 млн. человек, населявших нашу страну к 1922 г., около 65 млн. составляли невеликороссы, многие из которых ранее в той или иной форме подвергались национальному угнетению. После 1917 г. советское правительство взяло курс на устранение взаимного недоверия различных народов, преодоление их политической, социально-экономической и культурной отсталости. Реакция масс национальных окраин на происходившие после революции процессы была, тем не менее, далеко не однозначной. Позитивное восприятие новой власти и вводимых ею порядков сочеталось с негативным, и с этим должны были считаться коммунисты, тем более что экономическая отсталость страны и невозможность быстро улучшить положение населения не способствовали повышению авторитета советской власти. По докладам ОГПУ Сталину, происходили и откровенно антисоветские выступления. На национальных окраинах взять и удержать власть было очень трудно. "Всю нашу политику в Дагестане, - говорилось в письме одного из руководителей местных коммунистов секретарю ЦК РКП(б) В. М. Молотову от 13 июля 1921 г., - можно определить таким образом: представьте себе человека, балансирующего на веревке над пропастью. Человек этот - мы и наша политика в условиях ужасного обнищания страны, скудности наших ресурсов и политической темноты населения...". В докладе уполномоченного Адыгее-Черкесского политотдела ГПУ (декабрь 1922 г.) сообщалось, что беднейшее население области считает: "Зачем нам автономия, что она нам дает хорошего - ничего, а плохого хоть отбавляй... В Советы - лишь богатых". А кое-где некоторые ретивые русские члены большевистской партии, как отмечалось в закрытом письме секретаря Юго-Восточного бюро ЦК А. И. Микояна (сентябрь 1923 г.), затевали борьбу с "зарождающимся капиталом" в виде контрибуций, налагаемых на "буржуазию", а фактически на простых людей.

Информация о работе Национально-государственное строительство в СССР