Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:25, реферат
После активизации международных отношений в середине 50-х годов возросла политическая активность БССР на международной арене. В 50-е годы БССР была участницей 54 международных конвенций и договоров, а в 80-е годы только договоров было подписано более 180. Члены делегаций БССР в ООН выдвигались на различные руководящие посты в ООН, что подтверждает международное признание БССР. БССР являлась членом специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, МАГАТЭ, МСЭ (Международный союз электросвязи), МОТ (Международная организация труда), ИАКО (Международная организация гражданской авиации) и т.д
ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ,
МОТ, СНГ, декларация, международно-правовой
акт, модельный кодекс, Конституция,
президент, Парламент, Совет министров,
Конституционный суд, Верховный
суд, Высший Хозяйственный суд, интеграция,
Сообщество государств, союзный договор,
правовое государство и др.
После активизации
международных отношений в
БССР имела обширную
практику международной деятельности
непосредственные переговоры с иностранными
государствами, участие в многосторонних
переговоров, участие в модификации
и развитии международного права
в ходе дипломатических консультаций
В 50-80 гг. произошло
значительное расширение международных
связей БССР в таких областях как
просвещение, наука, культура, экономика.
Проходил обмен делегациями, проводились
вечера дружбы, международные художественные
выставки и научные конференции,
иностранные студенты обучались
в вузах республики. В экономической
сфере БССР сотрудничала более чем
со 100 странами. К БССР являлась равноправным
участником международных отношений
и субъектом международного права.
Формально БССР была самостоятельна
в международном общении, но республика
всегда действовала в рамках единой
политико-идеологической линии СССР,
намеченной ЦК КПСС. Дипломатические
сношения с иностранными государствами
осуществлялись через посольства СССР.
БССР получила реальную
возможность внешнеполитической деятельности
лишь в соответствии с Законом
от 1 февраля 1944 г., хотя право выступать
на международной арене как
В 90-е годы право
как регулятор общественных отношении
стало использоваться в Республике
Беларусь значительно полнее и оперативное.
На его развитие оказали влияние
не только процессы, происходящие в
экономике, социальной сфере и политике
республики, но и тенденции развития
как СНГ, так и зарубежных стран.
При правовом регулировании различных
сфер общественной и государственной
жизни в республике учитывался накопленный
на данный период человеческой цивилизации
мировой опыт, принимались во внимание
нормы международного права.
В развитии права
этого периода можно выделить
три тенденции: интенсивное обновление
текущего законодательства с целью
его приспособления к новым условиям
социально-экономической и
Из трех названных
тенденций первая является наиболее
действенной и результативной, так
как именно она позволяет быстро
вносить изменения в
Таким образом, право
Республики Беларусь, интенсивно обновляясь,
развивается, используя более широкий
круг источников: текущее национальное
законодательство, модельные кодексы
СНГ, международно-правовые акты.
15 марта 1994 года
в республике беларусь была
принята Конституция. Согласно
дополнениям и изменениям к
Конституции 1994 г., принятым в
ноябре 1996 г., Президент Республики
Беларусь является главой
Парламент - Народное
собрание Беларуси - является представительным
и законодательным органом. Парламент
состоит из двух палат: Палаты представителей
и Совета Республики.
В функции Палаты
представителей входит: рассмотрение
проектов законов, назначение выборов
Президента, она дает согласие на назначение
премьер-министра, отставку Президента,
отмену распоряжений Председателя Палаты
представителей и т.д.
В функции Совета
Республики входит: одобрение или
отклонение принятых Палатой представителей
проектов законов о внесении дополнений
в Конституцию, избрание судей Конституционного
Суда, принятие решения о роспуске
местных Советов депутатов, он отменяет
решения местных Советов
Исполнительную власть
в Республике Беларусь осуществляет
Правительство: Совет Министров - центральный
орган государственного управления.
Правительство в своей
Местное управление
и самоуправление осуществляется гражданами
через местные Советы депутатов.
Высшая судебная
власть в Республике Беларусь принадлежит
судам: Конституционному Суду, Верховному
Суду и Высшему Хозяйственному Суду.
Государственный контроль
за использованием республиканского бюджета,
государственной собственности, исполнением
актов Президента, Правительства
и других государственных органов,
регулирующих отношения государственной
собственности, хозяйственные, финансовые
и налоговые отношения, осуществляет
Комитет государственного контроля.
Надзор за точным
исполнением законов, декретов и
иных нормативных актов всеми
государственными органами, предприятиями,
должностными лицами и гражданами осуществляет
прокуратура. На нее также возлагается
надзор за исполнением законов при
расследовании преступлений. Возглавляется
прокуратура Генеральным
Национальный банк
регулирует кредитные отношения, денежное
обращение, определяет порядок расчетов
и обладает исключительным правом эмиссии
денег. Председатель и члены Правления
Национального банка
Не смотря на все
вышеотмеченное, в республике имеются
ряд проблем, связанных с разделением
законодательной, испольнтельной и
судебной властей. Важнейшим принципом
формирования правового государства
Конституция Республики Беларусь рассматривает
разделение законодательной, исполнительной
и судебной властей. Нередко такое
деление трактуется как полная независимость
и равенство этих властей. С подобной
трактовкой согласиться нельзя: власти
не могут быть равны в своих
правах и независимы друг от друга,
иначе не будет их функциональной
самостоятельности, во-первых, а, во-вторых,
государство перестанет быть единым
механизмом. Суть заключается в четком
разграничении функций, прав, обязанностей,
ответственности каждой из ветвей власти.
Такое разграничение не только не
должно исключать взаимодействие властей,
но и призвано обеспечить их уравновешенность
в осуществлении
Высшим законодательным
органом власти в Республики Беларусь
является Парламент. Парламент состоит
из Палаты представителей и Совета
Республики. Срок полномочия Парламента
- 4 года. Полномочия Парламента могут
быть продлены на основании закона
только в случае войны.
По статье 100 Конституции
Республики Беларусь любой законопроект,
если иное не предусмотрено Конституцией,
вначале рассматривается в
Согласно ст. 88 Конституции,
определяющей законодательные полномочия
Парламента, в форме закона должны
решаться вопросы о принятии и
изменении Конституции, об утверждении
республиканского бюджета, отчет о
его выполнении, установлении республиканских
налогов и сборов, ратификации
и денонсации международных договоров,
об амнистии, о роспуске местных
Советов, о военной доктрине и
др. В его полномочия также входит
назначение Президента, принятие его
отставки.
Право законодательной
инициативы принадлежит Президенту,
депутатам Палаты представителей, Совету
Республики, Правительству, а также
гражданам, обладающим избирательным
правом, в количестве не менее 50 тыс.
человек и реализуется в Палате
представителей (ст. 99).
Исполнительной властью
в Республике Беларусь обладает Совет
Министров (Правительство). Правительство
в своей деятельности подотчетно
Президенту РБ и ответственно перед
Парламентом РБ. Согласно ст. 107 Правительство:
руководит системой подчиненных
ему органов; разрабатывает основные
направления внутренней и внешней
политики и принимает меры по их
реализации; разрабатывает и представляет
Президенту для внесения в Парламент проект
республиканского бюджета и отчет о его
исполнении; обеспечивает проведение
единой экономической, денежной политики;
обеспечивает исполнение Конституции
и т.д.
Судебная власть
в Республике Беларусь представлена
судами. Система судов строится на
принципах территориальности и
специализации. Судоустройство определяется
законом.
Суды осуществляют
правосудие на основе Конституции и
принятых в соответствии с ней
иных нормативных актов. В республике
никто не может пересмотреть решение
Конституционного Суда, осуществляющего
контроль за конституционностью нормативных
актов, принимаемых Парламентом, Президентом,
Кабинетом Министров, министерствами
и ведомствами. Конституционный
Суд может по собственной инициативе
пересмотреть свои решения при изменении
конституционной нормы, при открытии
новых обстоятельств, о которых
Конституционный Суд ранее не
знал. Нормативные акты или их отдельные
положения, признанные неконституционными,
утрачивают силу в порядке, определенном
законом.
Важным направлением
демократизации общества является формирование
правового государства, в котором
высшим принципом является строгое
подчинение закону. Для формирования
правового государства
Создание правового
государства связано с
Построение правового
государства связано с
В условиях ухудшения
криминогенной обстановки органы внутренних
дел не в состоянии в полной
мере обеспечить защиту прав и свобод
граждан, общественных и государственных
интересов от преступных посягательств,
в силу чего возрастает роль судебных
органов. В связи с этим необходимо
ускорить проведение судебно-правовой
реформы, так как система действующих
судов не в состоянии в полном
объеме выполнять функции, присущие
этим органам в правовом государстве.
Юстиция в целом, в том числе
и суды, отстала от демократических
изменений, произошедших в обществе.
Важнейшей частью правового
государства является Основной Закон
- Конституция. Последняя призвана наиболее
полно закрепить правовую основу
для построения правового государства,
содержать гарантии прав и свобод
граждан Республики Беларусь. Нормы
Конституции должны соблюдаться
неукоснительно. Ни один нормативный
акт не должен противоречить Конституции.
Для эффективной реализации норм
Основного Закона, прав и свобод
граждан должен быть создан на научной
основе сформированный государственный
аппарат, органы которого четко функционируют,
а его сотрудники обладают высокими
моральными и профессиональными
качествами.