Государственное строительство РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:25, реферат

Краткое описание

После активизации международных отношений в середине 50-х годов возросла политическая активность БССР на международной арене. В 50-е годы БССР была участницей 54 международных конвенций и договоров, а в 80-е годы только договоров было подписано более 180. Члены делегаций БССР в ООН выдвигались на различные руководящие посты в ООН, что подтверждает международное признание БССР. БССР являлась членом специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, МАГАТЭ, МСЭ (Международный союз электросвязи), МОТ (Международная организация труда), ИАКО (Международная организация гражданской авиации) и т.д

Файлы: 1 файл

ООН.docx

— 21.79 Кб (Скачать)

ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, МОТ, СНГ, декларация, международно-правовой акт, модельный кодекс, Конституция, президент, Парламент, Совет министров, Конституционный суд, Верховный  суд, Высший Хозяйственный суд, интеграция, Сообщество государств, союзный договор, правовое государство и др. 

После активизации  международных отношений в середине 50-х годов возросла политическая активность БССР на международной арене. В 50-е годы БССР была участницей 54 международных  конвенций и договоров, а в 80-е  годы только договоров было подписано  более 180. Члены делегаций БССР в  ООН выдвигались на различные  руководящие посты в ООН, что  подтверждает международное признание  БССР. БССР являлась членом специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, МАГАТЭ, МСЭ (Международный  союз электросвязи), МОТ (Международная  организация труда), ИАКО (Международная  организация гражданской авиации) и т.д 

БССР имела обширную практику международной деятельности непосредственные переговоры с иностранными государствами, участие в многосторонних переговоров, участие в модификации  и развитии международного права  в ходе дипломатических консультаций 

В 50-80 гг. произошло  значительное расширение международных  связей БССР в таких областях как  просвещение, наука, культура, экономика. Проходил обмен делегациями, проводились  вечера дружбы, международные художественные выставки и научные конференции, иностранные студенты обучались  в вузах республики. В экономической  сфере БССР сотрудничала более чем  со 100 странами. К БССР являлась равноправным участником международных отношений  и субъектом международного права. Формально БССР была самостоятельна в международном общении, но республика всегда действовала в рамках единой политико-идеологической линии СССР, намеченной ЦК КПСС. Дипломатические  сношения с иностранными  государствами  осуществлялись через посольства СССР. 

БССР получила реальную возможность внешнеполитической деятельности лишь в соответствии с Законом  от 1 февраля 1944 г., хотя право выступать  на международной арене как суверенное государство она имела и в  соответствии с Манифестом от 1 января 1919 г. 

В 90-е годы право  как регулятор общественных отношении  стало использоваться в Республике Беларусь значительно полнее и оперативное. На его развитие оказали влияние  не только процессы, происходящие в  экономике, социальной сфере и политике республики, но и тенденции развития как СНГ, так и зарубежных стран. При правовом регулировании различных  сфер общественной и государственной  жизни в республике учитывался накопленный  на данный период человеческой цивилизации  мировой опыт, принимались во внимание нормы международного права. 

В развитии права  этого периода можно выделить три тенденции: интенсивное обновление текущего законодательства с целью  его приспособления к новым условиям социально-экономической и политической жизни республики; кодификация права  и приведение норм национального  права в соответствие с нормами  международного права. Последняя тенденция  набирает силу в связи с 50-летием со дня принятия Всеобщей декларации прав человека. Об этом свидетельствует  тот факт, что впервые в республике на высшем уровне - в Парламенте - 23 июня 1998 г. начались парламентские слушания на тему «Проблема прав человека», в  ходе которых был сделан объективный  анализ действующего законодательства Республики Беларусь по данной проблеме, отмечены недостатки и внесены предложения  по совершенствованию. Эта тенденция  проявилась и в том, что в июне 1998 г. в Минске была проведена международная  научно-практическая конференция «Роль  органов конституционного контроля в защите социально-экономических  и социально-культурных прав и свобод граждан». 

Из трех названных  тенденций первая является наиболее действенной и результативной, так  как именно она позволяет быстро вносить изменения в действующее  законодательство. Что же касается кодификации права, то являясь процессом  постоянным, в настоящее время  она мало результативна. Это обусловлено  многими причинами и обстоятельствами. Только некоторые отрасли законодательства кодифицированы (конституционное, таможенное), хотя по многим из них уже подготовлены проекты соответствующих кодексов, которые даже в первом и во втором чтении были рассмотрены в Парламенте страны, но не приняты (уголовный, гражданский, налоговый, жилищный и другие кодексы). 

Таким образом, право  Республики Беларусь, интенсивно обновляясь, развивается, используя более широкий  круг источников: текущее национальное законодательство, модельные кодексы  СНГ, международно-правовые акты. 

15 марта 1994 года  в республике беларусь была  принята Конституция. Согласно  дополнениям и изменениям к  Конституции 1994 г., принятым в  ноябре 1996 г., Президент Республики  Беларусь является главой государства,  гарантом Конституции Беларуси, прав и свобод человека и  гражданина. Президент олицетворяет  единство народа, гарантирует реализацию  основных направлений внутренней  и внешней политики, представляет  Беларусь в сношениях с другими  государствами и международными  организациями. Президент принимает  меры по охране суверенитета  Беларуси, ее национальной безопасности  и территориальной целостности,  обеспечивает политическую и  экономическую стабильность, преемственность  и взаимодействие органов государственной  власти, осуществляет посредничество  между органами государственной  власти. 

Парламент - Народное собрание Беларуси - является представительным и законодательным органом. Парламент  состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. 

В функции Палаты представителей входит: рассмотрение проектов законов, назначение выборов  Президента, она дает согласие на назначение премьер-министра, отставку Президента, отмену распоряжений Председателя Палаты представителей и т.д. 

В функции Совета Республики входит: одобрение или  отклонение принятых Палатой представителей проектов законов о внесении дополнений в Конституцию, избрание судей Конституционного Суда, принятие решения о роспуске местных Советов депутатов, он отменяет решения местных Советов депутатов, которые не соответствуют законодательству и т.д. 

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство: Совет Министров - центральный  орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом РБ. Правительство  руководит системой подчиненных  ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Правительство состоит из премьер-министра, его заместителей и министров. Премьер-министр назначается  Президентом с согласия Палаты представителей. 

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов. 

Высшая судебная власть в Республике Беларусь принадлежит  судам: Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Хозяйственному Суду. 

Государственный контроль за использованием республиканского бюджета, государственной собственности, исполнением  актов Президента, Правительства  и других государственных органов, регулирующих отношения государственной  собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля. 

Надзор за точным исполнением законов, декретов и  иных нормативных актов всеми  государственными органами, предприятиями, должностными лицами и гражданами осуществляет прокуратура. На нее также возлагается  надзор за исполнением законов при  расследовании преступлений. Возглавляется  прокуратура Генеральным прокурором, который назначается Президентом  с согласия Совета Республики. 

Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии  денег. Председатель и члены Правления  Национального банка назначаются  Президентом с согласия Совета Республики.  

Не смотря на все  вышеотмеченное, в республике имеются  ряд проблем, связанных с разделением  законодательной, испольнтельной и  судебной властей. Важнейшим принципом  формирования правового государства  Конституция Республики Беларусь рассматривает  разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Нередко такое  деление трактуется как полная независимость  и равенство этих властей. С подобной трактовкой согласиться нельзя: власти не могут быть равны в своих  правах и независимы друг от друга, иначе не будет их функциональной самостоятельности, во-первых, а, во-вторых, государство перестанет быть единым механизмом. Суть заключается в четком разграничении функций, прав, обязанностей, ответственности каждой из ветвей власти. Такое разграничение не только не должно исключать взаимодействие властей, но и призвано обеспечить их уравновешенность в осуществлении государственных  функций, взаимодействие в целях  достижения сбалансированности в решении  сложных проблем. Иной подход на нынешнем уровне развития общества чреват серьезными конфликтными ситуациями. 

Высшим законодательным  органом власти в Республики Беларусь является Парламент. Парламент состоит  из Палаты представителей и Совета Республики. Срок полномочия Парламента - 4 года. Полномочия Парламента могут  быть продлены на основании закона только в случае войны. 

По статье 100 Конституции  Республики Беларусь любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Законопроекты считаются  принятыми при условии, что за них проголосовало большинство  от полного состава палат. 

Согласно ст. 88 Конституции, определяющей законодательные полномочия Парламента, в форме закона должны решаться вопросы о принятии и  изменении Конституции, об утверждении  республиканского бюджета, отчет о  его выполнении, установлении республиканских  налогов и сборов, ратификации  и денонсации международных договоров, об амнистии, о роспуске местных  Советов, о военной доктрине и  др. В его полномочия также входит назначение Президента, принятие его  отставки. 

Право законодательной  инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также  гражданам, обладающим избирательным  правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей (ст. 99). 

Исполнительной властью  в Республике Беларусь обладает Совет  Министров (Правительство). Правительство  в своей деятельности подотчетно Президенту РБ и ответственно перед  Парламентом РБ. Согласно ст. 107 Правительство: руководит системой подчиненных  ему органов; разрабатывает основные направления внутренней и внешней  политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, денежной политики; обеспечивает исполнение Конституции и т.д. 

Судебная власть в Республике Беларусь представлена судами. Система судов строится на принципах территориальности и  специализации. Судоустройство определяется законом. 

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и  принятых в соответствии с ней  иных нормативных актов. В республике никто не может пересмотреть решение  Конституционного Суда, осуществляющего  контроль за конституционностью нормативных  актов, принимаемых Парламентом, Президентом, Кабинетом Министров, министерствами и ведомствами. Конституционный  Суд может по собственной инициативе пересмотреть свои решения при изменении  конституционной нормы, при открытии новых обстоятельств, о которых  Конституционный Суд ранее не знал. Нормативные акты или их отдельные  положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определенном законом. 

Важным направлением демократизации общества является формирование правового государства, в котором  высшим принципом является строгое  подчинение закону. Для формирования правового государства необходимо поднять и экономику, и правовую культуру граждан на достаточно высокий  уровень, гарантирующий демократическое  развитие общества. 

Создание правового  государства связано с радикальным  пересмотром, кодификацией и стабильностью  законодательства, которое должно обеспечивать верховенство закона, прежде всего  Конституции. 

Построение правового  государства связано с повышением роли суда в структуре государственной  власти и в обществе. Лицо, нуждающееся  в квалифицированной и непредвзятой судебной защите, должно быть уверено  в том, что оно получит его  от государства. Необходимо повысить компетентность и профессионализм судей, шире использовать суд присяжных заседателей и  т.д. 

В условиях ухудшения  криминогенной обстановки органы внутренних дел не в состоянии в полной мере обеспечить защиту прав и свобод граждан, общественных и государственных  интересов от преступных посягательств, в силу чего возрастает роль судебных органов. В связи с этим необходимо ускорить проведение судебно-правовой реформы, так как система действующих  судов не в состоянии в полном объеме выполнять функции, присущие этим органам в правовом государстве. Юстиция в целом, в том числе  и суды, отстала от демократических  изменений, произошедших в обществе. 

Важнейшей частью правового  государства является Основной Закон - Конституция. Последняя призвана наиболее полно закрепить правовую основу для построения правового государства, содержать гарантии прав и свобод граждан Республики Беларусь. Нормы  Конституции должны соблюдаться  неукоснительно. Ни один нормативный  акт не должен противоречить Конституции. Для эффективной реализации норм Основного Закона, прав и свобод граждан должен быть создан на научной  основе сформированный государственный  аппарат, органы которого четко функционируют, а его сотрудники обладают высокими моральными и профессиональными  качествами. 

Информация о работе Государственное строительство РБ