Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 17:09, контрольная работа
Работа состоит из:
1.Содержание государственного долга, его экономические и финансовые последствия.
2. Внутренний долг
3. Внешний долг
4. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ.
Государственный долг
1.Содержание государственного долга, его экономические и финансовые последствия.
Основную
массу денежных ресурсов, предназначенных
для финансирования общегосударственных
нужд, государство получает в виде
налогов и обязательных платежей.
В условиях дестабилизации финансового
состояния народного хозяйства,
снижения государственных доходов
государство вынуждено
Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.
В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:
Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные ( до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 3 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.
В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Причинами
возникновения государственного долга
обычно являются трудные периоды
для экономики: войны, спады и
т.д. Например, во время войны надо
переориентировать большую
В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.
Основная
цель выпуска займов в сегодняшней
России – это покрытие дефицита
бюджета и рефинансирование предыдущих
займов. Это означает, что на ту сумму
задоженности, которая должна быть погашена
в данном году, осуществляется выпуск
новых займов. Рост государственных расходов
влечет за собой увеличение займов и долга,
поэтом государственный внутренний долг
тесно связан с государственным бюджетом
как фактом своего происхождения, так
и объемными показателями.
2. Внутренний долг
Внутренний государственный долг регулируется законом “О государственном долге Российской Федерации” и обслуживается ЦБ РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится на обслуживании в ЦБ РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ .
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.
К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа (« вэбовки»), к нерыночным – векселя Минфина, задолженность центральному банку и пр. В 1996г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. В целях увеличения срока заимствования и уменьшения % ставок в июле 1995г. были введены в обращение облигации федерального займа (ОФЗ). Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг.
Первая попытка российских денежных властей создать рынок государственных ценных бумаг, как известно, окончилась 17 августа 1998 г. полным провалом. Позитивная, по своей сути, идея отхода от эмиссионного финансирования дефицита федерального бюджета посредством предоставления ЦБ прямых кредитов правительству и их замена выпуском ценных бумаг реализовалась в то, что позднее было названо "пирамидой ГКО", а в конечном итоге - системным финансовым кризисом. Российское правительство объявило дефолт по государственным ценным бумагам, чем были вызваны валютный и банковский кризисы, а Россия фактически оказалась исключена из мировой финансовой системы.
Преодоление
экономического кризиса за счет финансовых
вливаний со стороны государства
помимо положительных моментов имеет
и свою темную сторону: рост государственного
долга. В последние годы Россия всеми
силами стремилась сократить долги,
накопленные еще со времен СССР и
предыдущего кризиса
Что
ожидает внутренний
долг России в 2009 год
Внутренний долг государства, который
изначально оценивается как менее болезненный
для экономики страны, также продолжает
расти. Резкий скачок его роста произошел
осенью 2008 года, когда кризис вплотную
добрался и до России. Только за октябрь
месяц прошлого года внутренний государственный
долг, выраженный в ценных бумагах государства,
увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил
1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009
года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн.
423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году
предлагается увеличить внутренний долг
государства еще на 300 млрд. рублей. Эти
финансовые ресурсы будут выступать в
качестве гарантий государства по кредитам,
получаемым стратегически важными организациями
и предприятиями оборонно-промышленного
комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями,
отобранными и отнесенными правительством
к числу наиболее значимых для экономики
страны (200 млрд. рублей).
Рост государственного долга есть неотъемлемая
часть борьбы с любым финансовым
кризисом.
В условиях снижения платежеспособного
спроса и покупательной способности граждан
бездействие государства может привести
к значительному упадку экономики страны.
Активные же государственные действия
позволяют преодолеть кризисные явления
и избежать состояния экономической депрессии,
по сравнению с которой рост государственного
долга – относительно малая цена.
3. Внешний долг
Внешний
долг – это долг физическим и
юридическим лицам, иностранным
государствам, международным финансово-
Здесь
денежные средства привлекаются путем
займов в виде долговых ценных бумаг,
но размещенных на иностранных фондовых
рынках, в иностранной валюте или
же получением кредитов у специализированных
финансово – кредитных институтов. Порядок
выпуска и размещения долговых ценных
бумаг содержится в Федеральном законе
«Об особенностях эмиссии и обращения
государственных и муниципальных ценных
бумаг» от 29 июля 1998 года. В соответствии с этими
признаками внешний государственный долг
делится на следующие виды: внешний долг
СССР, внешний долг перед СССР, внешний
долг перед Российской Федерацией, чистая
внешняя задолженность
Российской Федерации.
Все
внешние долги Российской Федерации
и перед Российской Федерации
учитываются в разрезе
По показателю «внешний долг/ВВП» Россия находится в числе наиболее проблемных стран, хотя до кризиса это соотношение составляло всего 30%. Объем ее внешних обязательств гораздо выше, чем аналогичные показатели в таких странах – экспортерах нефти, как Венесуэла и Мексика. Но если в других странах показатель общей внешней задолженности значительно превышает государственные обязательства, то в России это не так. Частный сектор фактически не имеет внешней задолженности, что, во-первых, свидетельствует о слабой инвестиционной привлекательности российской промышленности, а во-вторых, о том, что внешний долг не играет положительную роль в поддержании экономического роста, т.к. почти не используется для финансирования инвестиций (табл.1)
Таблица 1. Государственный внешний долг стран emerging markets | |||
Страна | Государственный внешний долг | ||
млрд.долл. | % от ВВП | % от экспорта | |
Индонезия | 145,0 | 91,4 | 293,1 |
Бразилия | 385,6 | 75,2 | 803,0 |
Россия | 156,0 | 68,5 | 160,7 |
Таиланд | 75,6 | 611 | 106,8 |
Аргентина | 121,7 | 43,0 | 522,0 |
Венесуэла | 38,1 | 37,5 | 182,3 |
Мексика | 107,2 | 22,4 | 78,5 |
Проблема
внешней задолженности требует
постоянного контроля, поскольку
может оказывать очень