Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа
После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.
Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы
от договорной в ту или иную сторону. Важно заметить, что на
реках границу предлагалось провести не по берегам, а по линии
середины главного фарватера – на судоходных, и по линии сере-
дины реки – на несудоходных реках [70].
В 1962–1963 гг. китайские власти начали осуществлять про-
думанную систему постоянных грубых нарушений советской
границы. В 1963 г. было зафиксировано более четырех тысяч
нарушений, в которых участвовало свыше ста тысяч гражданских лиц и военнослужащих КНР [71].
В ноябре-декабре 1963 г. СССР и КНР условились провести
консультации по пограничным вопросам. Консультации начались
25 февраля 1964 г. в Пекине
и велись на уровне
в ранге заместителей министров.
С советской стороны консультации вел командующий погра-
ничными войсками СССР, генерал-полковник Павел Иванович
Зырянов (китайской стороне было заявлено, что он имеет ранг
заместителя министра). Заместителем главы советской делега-
ции был назначен советник-посланник посольства СССР в КНР
И.С. Щербаков. Китайскую делегацию возглавлял заместитель министра
иностранных дел КНР Цзэн Юнцюань. Его заместителем был
заведующий отделом МИД КНР Юй Чжань.
В директивах, утвержденных правительством СССР, указыва-
лось, что основной задачей советских представителей является
уточнение прохождения пограничной линии между СССР и КНР
на отдельных ее участках и устранение неясностей в ее прохож-
дении, которые приводят или могут привести в дальнейшем к
возникновению между СССР и КНР каких-либо недоразуме-
ний. Советские представители должны стремиться к решению
вопросов, поставленных на консультациях, в духе укрепления
советско-китайской дружбы и сотрудничества.
Делегации предписывалось исходить из того, чтобы при
уточнении прохождения границы в основу были положены до-
говоры и соглашения о границе, заключенные в прошлом между
Россией и Китаем, а также исторически сложившаяся на основе
договоров и соглашений линия границы, фактически охраняемая
в настоящее время. Делегации предписывалось обмениваться с
китайской стороной мнениями по участкам советско-китайской
границы, которые могут стать предметом уточнения, и при этом
руководствоваться утвержденными в официальном приложении
к директивам позициям и по отдельным участкам. Пограничную линию на судоходных реках предписы-
валось устанавливать по середине главного фарватера, на
несудоходных – по середине реки или ее главного рукава, а в
горных районах – по главным и основным хребтам.
Если же с китайской
стороны будут выдвигаться
рокие территориальные претензии и будут предприниматься
попытки оспаривать существующие российско-китайские
договоры о границе как неравноправные, то такие претензии
делегации предписывалось отклонять, показывая их явную не-
состоятельность.
В ходе консультаций с самого начала проявились различия в
понимании представителями сторон стоявших перед ними задач. Если советские представители видели задачу в том, чтобы уточ-
нить прохождение линии границы на отдельных участках, где у
сторон имеется разное ее понимание, то китайские представители
заявляли, что задачей консультаций является вопрос о советско-
китайской границе вообще, т. е. проблема границы между двумя
странами в целом [72].
Как подчеркивал 6 октября 1964 г., т. е. уже после завершения
консультаций премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай, «…Мы вы-
двинули три принципиальных
подхода к пограничным
рам… Три наших принципа были следующие: 1. Подписанный
с царской Россией до XIX века Нерчинский договор, исходя из
тогдашних обстоятельств, нельзя считать неравноправным до-
говором. Те договоры, которые царская Россия после середины
XIX века навязала китайской династии Цин, являются нерав-
ноправньми договорами. Что касается границы, определенной
этими договорами, то мы не требуем ее изменять. Мы также не
выдвигаем территориальных претензий. 2. Принцип проведения
пограничных переговоров должен состоять в том, чтобы, взяв за
основу первоначально имевшиеся договоры, посмотреть, в каких
местах та или иная сторона вышла за пределы линии границы,
определенной этими договорами, и дополнительно заняла не-
которые участки. В таких случаях придется возвратить земли. Если проводить пограничную линию в соответствии с таким
принципом, то обеим сторонам придется что-то отдать и что-то
приобрести, придется провести упорядочение. 3. Основываясь на
неравноправных договорах прошлого, нужно полностью демар-
кировать всю протяженность пограничной линии. После внесе-
ния некоторых надлежащих изменений, необходимо заключить
новый договор на замену старым договорам. Таким образом, эти
неравноправные договоры более не будут существовать» [73].
Этой же позиции китайские представители на переговорах и
придерживались, выступая с утверждениями о том, что договоры,
определяющие границу между двумя странами, являются «не-
равноправными», что граница сложилась в результате «захватов» царской Россией ряда территорий, принадлежащих Китаю. Был
также развит тезис о том, что советская Россия в первые годы свое-
го существования, отказываясь от всех договоров, заключенных в
прошлом царской Россией и Китаем, тем самым якобы признала
«неравноправный» характер договоров о границе между двумя
странами. Заявив затем, что КНР, руководствуясь принципами интер-
национализма, все же согласна исходить при определении границы
из этих договоров, китайские представители потребовали, чтобы
был признан и зафиксирован их «неравноправный» характер.
Само собой разумеется,
советские представители с
ной позицией согласиться не могли. Ясно, что пойти на такую
«фиксацию» означало бы признать за китайской стороной пра-
во выступать в будущем за пересмотр границы, т. е. признать
существование территориальной проблемы между Россией и
Китаем – проблемы, которой в действительности не было.
Постановка китайскими представителями вопроса о «нерав-
ноправных» договорах и нежелание переходить к обсуждению
вопроса, касавшегося уточнения прохождения линии границы,
вызвали безрезультатную полемику, продолжавшуюся в течение
двух-трех месяцев. Лишь после того, как во второй половине
апреля стороны обменялись топографическими картами с обоз-
начением линии границы, а также после создания в конце мая
1964 г. рабочей группы стороны смогли приступить к обсужде- нию существа дела – прохождения линии границы.
В результате изучения китайских карт и сопоставления их
с советскими было установлено, что расхождения имеются на
22 участках, 17 из которых расположены на западной части со-
ветско-китайской границы, а 5 – на восточной. Кроме того, на
западной части границы крупнейшее расхождение было выявлено
по памирскому участку.
Эти участки примерно совпали с теми, которые указала в
своей записке межведомственная комиссия МИД, КГБ и МО
СССР в 1960 г. На китайских картах были обозначены еще три
участка, которые в записке межведомственной комиссии не фи- гурировали, в том числе – довольно крупный участок в районе
перевала Бедель (Киргизия).
*
В итоге анализа топографических карт в Москве был сделан
вывод, что имеется возможность провести переговоры не по
отдельным участкам, а по всей границе, так как на большей
части ее протяжения пограничная линия на картах обеих сторон
существенных различий не имела. В связи с этим делегации были
даны дополнительные указания, в которых предусматривалось
рассмотрение не только отдельных участков, но и границы в це
лом. Имелось в виду подтверждение линии прохождения границы
на участках, где стороны понимают ее одинаково, и обсуждение
вопроса об уточнении линии границы там, где имеются различия
в понимании ее прохождения [75].
Все это открывало возможность для проведения полноценных
консультаций и уточнения всей линии советско-китайской гра
ницы.
**
Однако, такая перспектива, по-видимому, в планы части
китайского руководства не входила. В июле 1964 г. Мао Цзэдун
неожиданно выступил с резким заявлением, изложив свое видение
«территориальной проблемы». В беседе с группой японских со
циалистов во главе с Кодзо Сасаки, касаясь «захвата» территорий
СССР, он подчеркнул: «Более 100 лет назад они отрезали земли к
востоку от Байкала, включая и Боли (Хабаровск – К.С.), и Хайшэ
ньвэй (Владивосток – К.С.), и полуостров Камчатка. Этот счет не
погашен, мы еще не рассчитались с ними по этому счету» [77]. Далее авторы подчеркивают, что «Мао, когда попадал в затруд-
нительное положение, часто применял следующую древнекитай- скую стратагему: по собственной инициативе обострял ситуацию,
выводил контрагента из равновесия, заставлял его напрягаться, а
затем, взяв инициативу в свои руки, дозированно снижал давление,
постепенно ведя дело к нужной для себя развязке» [78].
В качестве доказательства этого тезиса они приводят более
поздние высказывания самого Мао Цзэдуна.
10 сентября 1964 г. на встрече в Пекине с руководством фран-
цузской технической выставки: «Я ведь не говорил, что более
миллиона квадратных километров непременно нужно возвратить
Китаю. Я только сказал, что было такое дело. Это были неравно-
правные договоры, принятие которых было Китаю навязано».
7 октября в беседе с делегацией КНДР во главе с Цой Ен Геном:
«Мы сейчас предприняли наступление и говорим некоторые пустые
слова. Говорим, что правительство царской России отрезало у нас
1 миллион 500 тысяч квадратных километров… Хотим ли мы
требовать возвращения этих районов? Мы и не думаем требовать
этого, только произносим пустые слова… Цель состояла в том,
чтобы привести их (советскую сторону – К.С.) в напряженное
состояние и благодаря этому добиться сравнительно рациональ-
ного договора о границе». 9 октября на встрече с албанским министром обороны Балуку:
«...Мы произносим некоторые пустые слова, производим некоторые
холостые выстрелы. Говоря пустые слова, мы стремились к тому,
чтобы на пограничных переговорах находиться в наступлении. Цель
состояла в том, чтобы добиться рационального положения на гра-
нице, заключения договора о границе. Возможно, вы считаете, что
мы и вправду хотим возвратить 1 миллион 540 тысяч квадратных
километров земель, захваченных царями. Мы отнюдь этого не хотим.
Это и называется произведением холостых выстрелов, приведением
их в напряжение. Такой вот здесь смысл» [79].
Возможно, с точки зрения
Мао Цзэдуна эти его
и выглядели как «холостые выстрелы», однако, во-первых, имен-
но они привели к серьезному ухудшению советско-китайских
отношений и срыву переговоров по границе. Во-вторых, они были приняты на вооружение китайской
делегацией, членами которой вопрос о большом «историческом
реестре» во время переговоров поднимался неоднократно. И хотя
он ставился в историческом
контексте и в формате
ной уступки Китая СССР, согласившемуся рассмотреть проблему
«спорных участков», сути дела это не меняло, а нервозности на
переговорах ничуть не убавляло.
В-третьих, можно согласиться с Ю.М. Галеновичем в том, что
постановка Мао Цзэдуном данного вопроса преследовала целью не
только вызвать нервозность у советского руководства и «иметь туза
в рукаве» на пограничных консультациях, но и, в более широком
контексте, – нормализацию китайско-американских отношений.
«Именно после этого заявления Мао Цзэдуна в правящих кругах
США серьезно задумались о новой расстановке сил на планете,
расстановке сил, имеющей стратегический характер» [80].
По вполне объяснимым причинам правительство СССР тре-
бования Мао Цзэдуна отвергло, посчитав их необоснованными.
Переговоры по пограничной проблеме были прерваны, а отно-
шения между двумя государствами, связанными «Договором о
дружбе, союзе и взаимной помощи», серьезно обострились. На-
чиная с 1967 г., нарушения
советско-китайской границы (причем,
исключительно китайской
летом 1969 г. на китайско-советской границе дважды возникали
вооруженные конфликты – в марте на острове Даманский, в
августе – в районе озера Жаланашколь.
Потребовалось урегулирование проблемы на политическом
уровне. По инициативе советской стороны 11 сентября 1969 г. в
пекинском аэропорту состоялись переговоры между председате-
лем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным и премьером
Госсовета КНР Чжоу Эньлаем.
* Три принципиальных момента, на которых сосредоточили
свое внимание главы правительств двух стран, были изложены
китайской стороной:
1. Сохранять существующее положение на границе.
2. Избегать вооруженных конфликтов.
3. Признать наличие спорных районов и вывести из сопри-
косновения оттуда войска обеих сторон, чтобы они не стояли